Старые мосты в окрестностях Сочи ч.1

Случилось так, что решили мы прогуляться от Прогресса вниз по реке до Агурских водопадов. Просто из любопытства и любви к природе )

Это и стало началом небольшого приключения.

Дело в том, что раньше бывал там, и видел что-то похожее на опоры моста. Но дело было давно, и место точно не запомнил. А в этот раз, почти дойдя до полян на слиянии Агуры и Агурчика, сначала встретились одни опоры, а совсем рядом с ними в стороне притаились и другие. Куда и откуда вела старая дорога, тогда не знал еще.




Тот ли это мост, который находил раньше, или еще где спрятались другие — сказать сложно. Но после удалось узнать, что в тех краях устроена система водоотводов, и сваленный стройматериал неподалеку. (Спасибо Евгению за информацию)




Вроде как дорога вела от Прогресса и к развилке на Семеновку, Измайловку, Калиновому озеру. Но закончена, видимо, не была, в плане возведения мостов.



Но это все присказка, сказка впереди )

Подсказали, что в наших краях это не единственные мосты. Про один из них я знал — тот что находится в районе Белых скал возле Красной воли, но побывать на нем все никак не удавалось, а вот про остальные даже и не слыхал. Решено было посетить их все )

Первым был выбран «Царский мост» возле села Ахштырь. Добраться до него не так сложно, было бы желание. Можно пешком через мост на форелевом (пройти нужно будет еще и под эстакадой) и вверх по дороге мимо развалин храма. Мост находится на старой дороге, которая пересекает существующую.



Мы же решили поехать на машине, и здесь оказалась своя сложность — добраться до села Ахштырь можно, свернув после заправки на новой дороге на Красную поляну (указатель «конные прогулки»), а дальше до самого села по узкой, хотя и довольно хорошей, петляющей дороге. Другой дороги к селу не нашли, хотя на одной из карт и был обозначен сьезд под новой эстакадой, но обнаружить его не удалось.

В планах было посетить и сами развалины храма, которые имеют свою историю. Координаты храма (43°30'41.5«N 40°00'11.5»E)





Машину нам посоветовали оставить на верхнем повороте дороги (43°31'01.9«N 40°00'40.1»E), откуда и начинается спуск к мосту по старой аробной дороге. От развалин храма до этого поворота примерно 2км. (За информацию спасибо Анастасии Беменко)

Вот мы и на месте. Через ручей перекинута довольно внушительная конструкция с аркой внизу. Проход довольно широкий и высокий, чтобы в него можно было пройти насквозь. Координаты моста (43°30'54.5«N 40°00'59.6»E)







Вот только это не единственный мост в тех краях. Дорога уходит на село Ермоловка, что у самой границы с Абхазией, и идет дальше, насколько я понял, до села Аибга. Но от этой дороги ответвляется другая, которая идет к озерам, и поднимается к Дзыхре. Дальше развилка — в сторону Красной поляны, и в сторону Абхазии. Вот на этом подьеме к Дзыхре и спрятался еще мостик )



Но про него во второй части.
И третья часть

ЗЫ совсем забыл про видео. оно не очень получилось, ногами не бейте ))


Второе видео не мое ) просто для ознакомления
  • +80
  • 11 августа 2016, 10:44
  • Rim

Комментарии (43)

RSS свернуть / развернуть
+
на фото где точка храма можно добавить точку с мостом… пжлста)
avatar

SmailOFF

  • 11 августа 2016, 11:18
+
не совсем понял ) на фото отмечен мост красной меткой. координаты его добавлю. храм на картах у меня не обозначал, только координаты дал
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 11:20
+
все понял я думал метка это храм… он у дороги
avatar

SmailOFF

  • 11 августа 2016, 11:39
+
интересно и увлекательно.
Особенно про дороги в первой части.
давайте еще))
avatar

Reader

  • 11 августа 2016, 11:21
+
ребят, кстати, вопрос: куда дольмен со Светланы унесли? только вчера пошел его проведать… а его нет… но он там был!!!
avatar

Reader

  • 11 августа 2016, 11:22


+
+1
если не путаю, сначала он был в Лазаревке, потом на Светлане, а сейчас проживает возле Музея города Сочи
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 11:23
+
спасибо.
avatar

Reader

  • 11 августа 2016, 11:32
+
Про мост в на Агуре и камни как-то писал здесь ранее. Тема интересная и там есть о чём ещё рассказать. Что и сделаю осенью. Материал почти готов.
avatar

chernomor

  • 11 августа 2016, 11:38
+
Давайте! почитаем!
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 11:48
+
забыл сразу видео добавить ) прикрепил )
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 11:41
+
Интересная тема. Только я бы не спешил называть эти строения римско-византийскими и вы уверены, что на третьем фото у вас отходы строительного материала, а не убыхские захоронения?
avatar

so3537

  • 11 августа 2016, 11:54
+
Я никак строения не называл) Время постройки и авторство для меня неизвестно.
А про отвалы стройматериала мне сказали именно в том ключе, что тоже сначала думали про захоронения, но пришли к выводу что все же не они. Сам я не проверял и даже не видел их.
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 11:59
+
интересен возраст этого строительного сырья.
avatar

Reader

  • 11 августа 2016, 12:03
+
Время постройки и авторство для меня неизвестно
Это во втором видео, не вашем, прозвучало.
Караванных дорог к побережью было не мало. Видимо, это одна из них. А кто и когда строил — надо проводить серьезные исследования. Есть несколько специалистов в этой области, можно к ним обратится.
avatar

so3537

  • 11 августа 2016, 12:27
+
Это просто камни сложенные аккуратно рядом с дорогой (склад камней). Я знаю 2 места такого складирования в том районе.
avatar

chernomor

  • 11 августа 2016, 12:09


+
камни сложенные аккуратно рядом с дорогой (склад камней)
Ну, так просто так склады не устраивают. Это же для чего-то… для чего?
avatar

so3537

  • 11 августа 2016, 12:28
+
Для постройки мостов и дорог, я так понимаю )
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 12:31
+
Для постройки мостов и дорог
Ну вот, основное ясно. Осталась ерунда — кто и когда...)
avatar

so3537

  • 11 августа 2016, 12:35
+
бинго.
avatar

Reader

  • 11 августа 2016, 16:16
+
+1
Для строительных целей, я так думаю.
www.privetsochi.ru/blog/history/32730.html
avatar

chernomor

  • 11 августа 2016, 12:35
+
Все-таки я бы вероятность захоронений не исключал — больно похоже — груда камней, дерево в центре или в основании. Раскопать каменюки нада...)
avatar

so3537

  • 11 августа 2016, 12:43
+
А какой конструкции были эти мосты кстати? деревянные на каменных быках?
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 15:22
+
Верятнее всего каменные береговые опоры и деревянные пролёты.
avatar

chernomor

  • 11 августа 2016, 15:32
+
а есть что-то аналогичное на фото? или что-то такое?
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 15:39
+
Фото аналогичного моста с деревянным пролётом у меня нет. Есть с ж.б. пролётом бывшего ж.д.моста с просторов сети
avatar

chernomor

  • 11 августа 2016, 16:23
+
похоже. выступ от краев для настила я и не заметил
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 17:15
+
А он есть
avatar

chernomor

  • 11 августа 2016, 20:00
+
Интересно.
avatar

Lesnik

  • 11 августа 2016, 12:11
+
Спасибо! Вот только совершенно напрасно в последнем видеосюжете дорога, построенная под руководством С.Ф. Гофмана и В.К. Константинова, названа Римско-византийской…
avatar

12345

  • 11 августа 2016, 13:12
+
Это вопросы к автору видео )
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 13:16
+
У меня был не вопрос, а ответ…
avatar

12345

  • 11 августа 2016, 13:19
+
Если у вас есть ответы, то интересно было бы узнать годы постройки, а так же куда и откуда вела эта дорога. Заранее спасибо
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 13:24
+
поискал про «С.Ф. Гофмана и В.К. Константинова», нашел упоминание про их участие в строительстве дороги на Красную поляну. откуда информация что они строили и этот мост?
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 15:51
+
+1
9 февраля 1896 года в Министерстве Путей Сообщения при участии гофмейстера Н.С. Абаза состоялось совещание, которое наметило «шесть главных направлений дорог, долженствующих связать вышележащие районы Черноморской губернии с береговым шоссе, а именно в бассейнах рек: Псоу, Мзымты, Сочи, Шахе, Псезуапе и Джубги, общим протяжением 228 вёрст».

Летом того же года были произведены изыскания Молдовка-Красная Поляна (в бассейне р. Мзымты); кроме того, в долине р. Псоу, от сел. Михельрипш до урочища Аибга, проложена вьючная тропа, а в долине р. Сочи, от сел. Навагинка до сел. Пластунское, представилась возможность устроить прямо колёсную дорогу, причём на все приведённые работы было израсходовано 19 000 руб.

Потом вьючная тропа на Аибгу была устроена как колёсная дорога. Речь идет о дороге на Аибгу. В самые первые годы 20 века построена эта дорога.
avatar

12345

  • 11 августа 2016, 18:30
+
Вот ещё документ:
Записка о положении работ по постройке Новороссийско-Сухумского шоссе, Краснополянского шоссе и нагорных дорог в Черноморской губернии, состоявших в ведении Технического присутствия по устройству Новороссийско-Сухумского шоссе. 26 марта 1906 г.:

«…Нагорная дорога от с. Молдовки, у берегового шоссе, до нагорного плато Аибга, протяжением 37 верст, полотно которой шириною 4 аршина + 1 аршин под канаву разработано в 1900 г., затем на кредит по смете 1903 полотно этой дороги шоссировано и на ней построены каменные и железные искусственные сооружения упрощённого типа, т.е. в виде каменных труб сухой кладки, мостов из железных прокатных балок с пластинным дубовым настилом на каменных устоях сухой кладки. Для дорожной службы построены каменные сторожевые дома…»

Кстати, в документе указана ширина дороги (в аршинах). Было бы любопытно, если есть возможность. сравнить с шириной моста (переведя в аршины, разумеется...).
avatar

12345

  • 11 августа 2016, 18:58
+
Пока что ничего непонятно. Но на карте тех лет (точной даты не знаю) найти эту дорогу мне не удалось. Деревня Дзыхра обозначена, но к ней ничего не ведет. Вот то, что смог понять из карты подкрасил — красная это вьючная, голубая — проселочная а зеленая шоссейная (на берегу не трогал)
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 22:04
+
Ссылка не сработала, вот Карта
avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 22:07
+
Карта без пометок

avatar

Rim

  • 11 августа 2016, 22:17
+
Посмотрел внимательнее и понял свою ошибку. Проселочная дорога есть на карте, но она ниже Ахштырь села была в сторону Ермоловки. А я про Дзыхру все про второй мост зациклился. Но дело в том что оба моста не ниже села, а выше. Т.е. совсем не на этой проселочной дороге. И тогда или село было в другом месте, или это не та дорога. Проверить нужно будет наложением карт
avatar

Rim

  • 12 августа 2016, 00:23
+
И ещё бы ширину дороги выяснить. По ширине «мостов». Кстати, по техническим документам это не «арочные мосты», а «каменные трубы сухой кладки».
На Новороссийско-Сухумском шоссе, строительством которого руководил С.Ф. Гофман, были такие же водопропускные «каменные трубы сухой кладки». В районе Михайловского перевала, например:

GPS координаты:
N 44,53553
E 38,25695
avatar

12345

  • 12 августа 2016, 08:59
+
Я согласен ) что мостами их назвать можно только с большой фантазией, здесь даже спору нет, но трубами их как-то некрасиво звать все равно. а по поводу дороги — вопрос остается. конечно по одной карте, на которую смотрю я, делать выводы смысла нет, но другой у меня пока что нет, потому на нее смотрю, и при наложении вижу, что старая дорога никак не проходила через два моста на Ахштыре и Дзыхре. Красным — старая карта и ее дорога проселочная, синим — современная на карте
avatar

Rim

  • 12 августа 2016, 09:19
+
красные звездочки — мосты.
avatar

Rim

  • 12 августа 2016, 09:20
+
, проложена вьючная тропа, а в долине р. Сочи, от сел. Навагинка до сел. Пластунское, представилась возможность устроить прямо колёсную дорогу, причём на все приведённые работы было израсходовано 19 000 руб.
avatar

sanni

  • 11 августа 2016, 19:57

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.