Кардывач. Письменный отчет о том, как мы ходили

Осенний Кардывач. 4х дневный поход на Кардывач. Поход состоялся с 9 по 12 октября, в это время в городе проходила Формула 1. На это время маршрут на Кардывач был официально закрыт, приказ директора заповедника, поэтому пришлось просить пропуска на озеро, нам али добро, но за пропуск мы должны были поработать волонтерами на Энгельмановых полянах. Мы были не против поработать, ради того чтоб попасть на Кардывач, вместо запланированного 9 числа выдвинуться на маршрут, пришлось ехать 8 октября вечером. Доехав на электричке до Кп, нам пришлось не много пройтись пешком чтоб загрузится в Газ 66, спустя полчаса мы были на месте, не много дальше чем Роза хутор. На стоянке нас ждали два Газ 66 и один Уаз, нас было 27 человек, кто то впервые шел в поход или уже бывалые туристы. В семь вечера мы выехали на 66 и Уазе, путь нам предстоял не малый. Проехав 3 км мы подъехали к погранкардону Пслух, где у нас была проверка документов и пропусков в погранзону, сама проверка заняла минут 20.

С документами у нас все в порядке и мы едем дальше. В метрах 300 от кардона находятся нарзанные источники естественной газации, на 5 кв м разместились три нарзана, и у всех трех вкусовые качества разные, рекомендую Вам попробовать всем. Проехав около 12 км мы доехали до развилки, тут тоже находится еще один нарзан естественной газации. На развилки мы повернули направо и продолжили наш путь, ехали уже по темну и не смогли полностью насладиться осеннем лесом. На Энгельмановы поляны мы приехали в районе 10 вечера, дорога от нарзана и до Энгельманок разбита проехать можно только на 66 или Уазах. Прибыв на место мы начали размещаться на ночлег, но перед этим получили ЦУ от егерей, как себя вести в лесу и на стоянках. Часть ребят разместились в балагане, а часть в палатках. Погода стояла теплая для октября, а самое главное сухая, за весь наш поход на небе не облачко только ясная и сухая погода. После того как все разместились и обжились, мы решили все таки приготовить поздний ужин, сегодня долгих посиделок у костра не было так как все устали и время позднее было. Разошлись мы после ужина в районе 1 часа ночи. Я спал в палатке, в районе 3 утра мой сон прервал хруст сушняка, как оказалось мы тут не одни, это был мишка сюда он наведывается каждую ночь, это потом нам егеря рассказали. Мишка оказался культурный, в лагерь не заходил посуду не разбрасывал, и не оставлял свои следы.

9 октября. Утро. Лагерь начал просыпаться. Утром в горах свежо, многие не хотели вылазить из своих теплых спальников, а кто то принимал утренние ванны в Мзымте. Позавтракав, нам егеря определили задачи. Часть людей пошли дрова собирать, кто то их колол, кто то собирал шиповник, а дежурные остались в лагере готовить обед. Первая часть дня пролетела быстро, мы собирали дрова в кучи на полянах, а потом их грузили в 66 и везли в лагерь. Работа оказалась не сложной, а моментами даже творческая. Хорошо поработав мы пошли в лагерь на обед, дежурные нам приготовили борщ и сделали чай из лесных трав, как обычно после плотного обеда работать совсем не хочется, а хочется вздремнуть. Но у нас еще впереди много работы, после обеда мы пошли дальше работать. Зашли на Царь нарзан, он впечатляет своими размерами. Вечером мы все собрались в лагере за ужином, как оказалось рядом с нами есть загон, где содержаться олени, и егеря сказали что могут нам пустить внутрь и покормить с рук, что мы собственно и сделали. Потом у нас посиделки у костра, к нашему очагу потом подошли егеря, рассказывали истории. Сегодня мы легли по раньше так как с утра собирать лагерь и выходить на маршрут…И сегодня ночью заходил мишка, но при этом весь путь его сопровождала своим гавканьем собака…

10 октября. Утром позавтракав мы начали собирать лагерь, впереди нас ждал долгий путь длинною 18 км. Сначала на путь шел по проселочной дороге вдоль реки Мзымта, потом дорога перешла в тропу, тропа вся промаркирована табличками (эту тропу маркировали коллеги спасатели, им дали саморезы и молоток для крепления их к деревьям, был задан вопрос почему молоток, а не отвертка…на что получили ответ- забитый саморез лучше держит, чем закрученный гвоздь))))). Пройдя чуть больше половины пути мы остановились на перекус и небольшой отдых, группа наша не много расстянулась. В горах проблем с водой нет, но дежурную бутылочку надо иметь с собой. Перекусив и отдохнув, мы выдвинулись дальше в путь, первая часть нашего пути пролегала по лесу, вроде погода была ясная и сухая, но на тропе мы встречали местами лужи и маленькие болота. Вторая часть пути проходила уже в субальпики, идти довольно легко растения многие отцвели, трава пожухла, а самая главное борщивика почти не было. По пути мы должны были встретить погранцов, но их не оказалось. По пути были замечены мишкины следы как ввиде лап, и не только. Погода нас радовала каждую минуты. К вечеру мы были в озере Кардывач, за этот год там многое изменилось, его преобразили, построили дорожки, навесы, оборудовали места стоянок туристов, раньше приходилось речку переходить в брод, а теперь построили мост. Вечером приготовили ужин и поставив лагерь мы все собрались около костра для рассаза увлекательных историй и игр. Сегодня мы легли поздно спать.

11 октября. Сегоднешнее утро началось у нас ближе к 10, мы позавтракав решили выдвигаться на озеро верхний Кардывач, часть группы осталась в лагере, а часть группы ушли на маршрут, до Верхнего Кардывача идти ориентировочно около трех часов на легке, тропа постоянно идет в горку по каменной сыпухе, все наши труды были вознаграждены прекраснейшеми видами, тут мы решили сделать перекус, а кто то и освежиться в озере, так же мы сходили на водопад. В лагерь мы спустились в районе 4 часов, дежурные зря время не теряли и приготовили нам разных вкусностей. Сегодня полноценный отдых на озере, кто спать пошел, кто плавать на матрасе в озере, а кто устраивал заплывы. Вечером собравшись всей группой у костра, мы решили не много отметить наше путешествие – глинтвейном. Отбой сегодня ранний, так как завтра возвращаемся домой, и ранний подъем.

12 октября. Утром позавтракав и собрав лагерь мы выдвинулись в обратный путь, было запланированно выйти в 9 утра, но вышли на час позже. Обратный наш путь пролегает так же, как и сюда мы пришли… Обратно мы до Энгельмановых полян дошли довольно быстро, около 5 часов. Тут пока ждали машины, мы перекусили и поехали обратно домой, по пути остановились на нарзане около Пслуха, набрали домой минеральной воды. На погранпосту у нас снова проверили документы посчитали колво людей и пропустили, через час мы сидели в электрички, и делились своими впечатлениями о походе. На этом наш поход заканчивается. Путешествуйте. Для прохода на Кардывач необходимо иметь пропуск от погранцов, делается пропуск около месяца.