"Медвежий" поход сквозь Кавказский заповедник

Это знаковый для меня девятидневный поход 2004 года по увлекательному маршруту Красная Поляна — Гузерипль, на котором я сделал много открытий для себя. Я познакомился с новыми друзьями (завелись крепкие дружеские отношения с сочинскими туристами), я познакомился с животным миром заповедника, я увидел своих первых медведей (и сразу много, никогда с тех пор их столько не видел вместе). Я нашел фотографии с того похода и готов предоставить его вам в привычном уже блог-формате.

День первый. Красная Поляна — водопады Братья.

На старте нас было восемь человек — шестеро приехали из Краснодара в Адлер на ночном поезде и двое сочинцев после переписки с Кириллом, решили сопроводить нас в начале маршрута. Но до Гузерипля пойдут лишь четверо краснодарцев, остальные вернутся в Адлер, так как у них есть только три законных выходных (12-14 июня), а потом надо на работу. Мы же выбили для себя отпуска.

Покупаем билет на автобус в кассах на стадионе Труд в Адлере. Обратите внимание на размер рюкзака у Кирилла. Он был нашим руководителем на том маршруте и в том числе взвалил на себя обязанности по переноске палатки, наших котлов и большей части продуктов. Ну был у него такой бзик, что поделаешь.

Нам немного помогли наши новые сочинские друзья, подкинув повыше рюкзаки, так что по Красной Поляне мы шли наверх налегке.

Ну а как дорога закончилась, началась пешая часть нашего похода.

Первая часть маршрута известна огромному числу сочинских и приезжих туристов — сюда ходят не часто, а очень часто, мне даже как-то стыдно описывать этот кусок — это маршрут на массив Ачишхо и на водопады Братья.

Женя и Инна, краснодарские участники, присоединившиеся с нами только на выходные до вершины Ачишхо.

Озеро Зеркальное. Мы выбрали июнь, потому что, как ни странно, нам нужно было больше снега на маршруте. Во-первых, снег укрывает большинство труднопроходимых зарослей, во-вторых даёт нам возможность не волноваться по поводу отсутствия воды на гребневом маршруте (а большая часть маршрута проходит прямо по верхам гребней и хребтов, где воде, казалось бы, взяться неоткуда). Впрочем, забегая вперед, похвастаюсь, что у нас на всех ночевках была жидкая вода, хотя возле ручьев мы ночевали лишь в паре мест. Всё благодаря Кириллу, который исчезал куда-то с котлами по вечерам после установки лагеря и неизменно приходил с водой. Снег топить так и не пришлось.

Наш новый на тот момент знакомый — сочинец Дима. Еще был Валера, не особо попадавший в объектив фотоаппарата, хотя на групповых фото и присутствовавший. Сочинцы присоединились к нам на выходные только до вершины Ачишхо, но с тех пор мы так сдружились с Димой, что до сих пор часто ходим вместе и всегда заезжаем в гости на чай, когда проезжаем Сочи :)

Колхидские ворота — характерное понижение водораздела Главного Кавказского хребта.

Водопады Братья.

Массив горы Чугуш и Колхидские ворота вечером.
10.

Наша первая стоянка на водопадах Братья. Она же единственная ночевка, где мы еще собрались в полном составе — 8 человек. В дальнейший маршрут в Гузерипль пойдут только четверо — я, Кирилл, Петя и Санька. А сочинцы вернут остальных наших девушек домой :)
11.

День второй. Водопады Братья — вершина Ачишхо — балка Рыбная.

Выдвигаемся на восхождение на вершину Ачишхо. Те кто с возвратом — идут налегке. А те, кто дальше в Гузерипль — в полной выкладке. На фото слева направо — Женя, Я, Дима, Валера, Кирилл, Петя и Инна. Санька, к сожалению, за кадром — снимает. Несколько фотографий из этой статьи её (я подписал).
12.

Вершина. Все восемь участников.
13.

После поедания горного мороженого на вершине (снег + печенье + сгущенка + шоколад), спускаем вниз и разделяемся. Нам дальше вниз в долину Рыбной балки к подножию горы Зеленой — мир бестропья и диких животных (о которых мы еще тогда не подозревали).
14.

Спуск с вершины на север в долину Рыбной. Сразу впечатлило количество снега. В начале лета это всегда так на северных склонах даже относительно небольших гор-двухтысячников, особенно ближе к Красной Поляне — полюсу влажности нашей страны. Это всегда надо учитывать при составлении маршрутов в такое время года.
15.

Мы нашли по мере спуска вытаявшую «прогалину», на которой на некоторое время залипли. Очень уж она была прикольной. Мы тут же устроили снежную фотосессию :)
16.

К вопросу о количестве снега летом в горах Красной Поляны :)
17.

Оцените :)
18.

Мы конечно же, наделали себе таких сугубо постановочных фотографий. Это Петя :)
19.

Мы спускались все ниже и ниже, а снега было также до фига. Лишь изредка попадались полянки с рододендроном, куда можно было скинуть рюкзак и присесть отдохнуть. Дальнейший мой опыт, правда, показал, что количество снега из года в год меняется. В какие-то годы снега в эти числа так же много как тогда в 2004-м, а в какие-то годы к 12 июня уже обнажается половина склонов.
20.

Приближаемся к предполагаемому месту ночевки, в том месте, наконец, заканчивается сплошной снежный покров и можно поставить палатку на траве.
21.

И только мы скинули рюкзаки, чтобы выбрать место для установки палатки, как тут же увидели чуть выше нас двух пасущихся (!) медведей. В этот момент я полюбил заповедник :)
22.

Так получилось, что я к фотоохоте не готовился и фотоаппарат у Саньки приближал лучше моего. В том походе именно на ней были все фото животных, я же довольствовался пейзажами. Поэтому предыдущая фото ее и следующая. Первый испуг быстро развеялся. Кирилл убедил нас не бояться медведей, сам побежал в их сторону, чтобы понаблюдать поближе. И мы, конечно же, не стали менять место ночевки. Нам понравилось именно это место :)

За вечер мы увидели 8 (восемь) медведей на нашем склоне. В какой-то момент, когда медведи начали нас обнаруживать и убегать по склонам ниже в Рыбную балку, их можно было видеть практически одновременно. Восемь одновременно убегающих от нас медведей! Для меня это был культурный шок. Половиной дня до этого мы были на вершине, часто посещаемой людьми. Там ходит куча туристов, там протоптаны тропы. А тут достаточно спуститься в сторону, куда никто не ходит — и сразу восемь медведей. С тех пор я хожу в это место каждый июнь и всегда вижу там по несколько медведей. Их даже не нужно искать, они просто всегда там живут.

А на следующий день мы столкнулись на гребне Зеленой нос-к-носу с еще одним (уже девятым) медведем. Мы поднимались с востока, а он туда же с запада и получилось увидеть его близко, как только мы вылезли на хребет и он вылез на него с другой стороны. Признаться честно, я долго завидовал Саньке, ведь именно у нее получилась крупная фотография медведя на ее мыльницу Олимпус с бОльшим чем у меня зумом. У меня потом еще долгие годы не получалось снять медведя крупнее, несмотря на рюкзак дорогой фототехники, появившийся позже :)
23.

День третий. Балка Рыбная — г. Зеленая — хр. Иегош

Кирилл научил нас делать так, чтобы сыр не портился. Мы вешали его на солнце — ультрафиолет якобы убивал бактерий. Я уже успел забыть про этот способ и никогда в последствии им не пользовался, так что не проверял насколько он действенен. Тогда вроде не портился. На фото Петя отрезает себе кусочек :)
24.

Мы поднялись на Зеленую. Оттуда Ачишхо выглядит так.
25.

И углубились в лес. Это самый длинный и самый труднопроходимый кусок маршрута — лесной хребет от Зеленой до Большой Чуры — я считаю этот участок первым (из трех) более или менее значительным препятствием на этом маршруте, если прошли его — то считайте треть трудностей позади. Видов никаких — только заросли. Вода на самом деле встречается несколько раз. Вот родник прямо на хребте.
26.

Там даже есть подсказка, если заметите.
27.

Без навигатора по этому гребню можно нехило заблудиться и потерять кучу времени. Мы даже с навигатором в одном месте пошли не туда, потеряв час. В итоге мы не смогли пройти лесную часть за один день, к тому же погода начинала портиться. И мы заночевали в лесу немного не доходя до хребта Иегош. Кирилл откуда-то принес воды, но как оказалось на следующий день мы не дошли метров 800 до хорошей стоянки и мощного ручья.

День четвертый. Хребет Иегош — г. Бол. Чура.

Полдня мы потеряли просидев в палатке под дождем, не помню это был вечер предыдущего дня или утро этого, но именно из-за этого мы проделали маршрут Зеленая-Чура за два дня (это можно сделать за один день, как потом показал повторный наш поход сюда в 2011-м году). Это уже гребень Большой Чуры.
28.

Кстати, пока еще туман не опустился на наш склон мы увидели сзади наш вчерашний путь. Здесь видно сколько причудливо ветвящихся лесистых гребней нам пришлось пройти от Чуры до Зеленой. Без навигатора здесь легко заблудиться. На заднем плане, кстати, массив Ачишхо. Именно так он отсюда виден.
29.

Спускаемся в северный цирк Большой Чуры.
30.

К подножию вот этой скальной гряды. Это второе более или менее значительное препятствие на нашем маршруте. Кстати, на север его проходить несколько проще (вот обратно в 2011-м мы помучились слегка). Я решил в этой статье не указывать подробностей и не делать техническое описание маршрута, а поделиться своими впечатлениями. Но сразу же вдогонку я на днях сделаю подробное описание самого маршрута — с картами и схемами.
31.

Уже было ближе к вечеру, поэтому мы оставили технически сложный участок на следующий день и разбили лагерь у подножия этого гребня.
32.

К ночи из тумана выглянул Фишт — такой неузнаваемый отсюда.
33.

День пятый. г. Бол. Чура — урочище Малая Чура.

34.

Идем по хребту Малая Чура. Он кажется серьезным, но легко проходится.
35.

Мы просто идем по верху, по камням и траве.
36.

Но на этом пути все же есть заметная трудность. Небольшая стеночка преграждает наш путь по гребню. В данном месте гребень поднимается резко ступенькой примерно метров 6-7 высотой. На самом деле без рюкзака она прекрасно пролазится. Тем более если идти с Поляны на Фишт, тогда эта ступенька вверх, а крутые участки гораздо проще пролезть вверх, чем спуститься с них. Мы только затащили тяжелые рюкзаки, используя кусок веревки. Сами пролезли без проблем. Это третья и последняя трудность на маршруте. Дальше до Гузерипля каких-то серьезных проблем по пути нет.
37.

И где-то здесь, в районе урочища Малая Чура, когда гребень уже перестал быть скальным, мы увидели редкую сцену из жизни животного мира. Признаться честно, я не видел такого больше с тех пор, хотя с животными «общаюсь» теперь чаще. К сожалению, был поздний вечер, есть только страшно мыльная фотография с Санькиного фотоаппарата. Здесь медведь ходит вокруг двух ланок (самок оленя), а самец-рогаль постоянно держится неподалеку (иногда становился прямо между ними), не давая медведю приблизиться. Это продолжалось некоторое время, пока туман не накрыл эту поляну, тогда мы пошли дальше и стали неподалеку с ночевкой.
38.

День шестой. урочище Малая Чура — г. Пшихашха.

День не богат на фото. Почти все время мы шли в тумане по карте, компасу и навигатору. Особенно запомнился только спуск в полном тумане с горы Кут, который я теперь люблю приводить в качестве примера двойной навигации (одновременно по двум приборам — магнитному компасу и GPS-навигатору) на своих лекциях по навигации. После спуска с Кута на перемычку между ним и Пшихашхой, мы залезли на гребень последней и поставили палатку под протяжным снежником.
39.

День седьмой. г. Пшихашха — Малый Фиштинский ледник.

В этот день мы покидаем дикую часть заповедника и должны выйти в район, который туристам хорошо известен — подножию горы Фишт.
40.

Между Пшихашхой и Бзышом в сторону ручья Буший вниз уходит вот такой осыпной кулуар.
41.

Идем по Белореченскому хребту. Дыхание Фишта всё ближе. Его массив заполняет всё большую часть горизонта прямо перед нами.
42.

И вот мы на финишной прямой к Белореченскому перевалу.
43.

Дальнейший путь не представляет собой технических сложностей. Здесь хорошая тропа популярного маршрута. Здесь мы, правда, тоже отклонились один раз от классического маршрута. Мы не пошли на приют Фишт, а вместо этого прошли под Малым Фиштинским ледником.
44.

Ледник. Льда в июне, правда, не видать — он целиком под снегом.
45.

Чуть с другой стороны.
46.

И стали на ночевку чуть выше приюта. На небольшом ручье, правом притоке Белой.
47.

День восьмой и девятый. Малый Фиштинский ледник — (г. Фишт) — поляна Партизанская — пос. Гузерипль.

С утра мои товарищи решили сбегать на вершину Фишта, я на Фишт не пошел, так как зверски устал и натёр себе все ноги чудом советского обувьпрома. Кстати, с тех пор у меня повелась традиция — не ходить на Фишт. Я на нем так никогда и не был :)
48.

Фото с восхождения с фотоаппарата Саши.
49.

Участники похода вернулись с вершины и мы сразу же собрались и вышли дальше. Это река Белая.
50.

Мы вернулись на тропу выше приюта и пошли стандартным путем в Гузерипль. Это вид на Фишт и одноименный приют у его подножия (освещенная солнцем большая поляна)
51.

Отдых на Армянском перевале.
52.

Фишт на закате.
53.

Я не помню точно, где мы ночевали, но это было где-то прямо на тропе до Партизанской поляны. Тогда там не было никакой дороги, была тропа, по которой люди ходили не часто, мы так никого и не встретили. Я помню только ночевку на тропе, огромных муравьев, оставшуюся коробку с козинаками (всё мясное в рационе уже успело закончиться) и сильную усталость :)
54.

На следующее утро мы уже шли по хорошей грунтовой дороги, кое где используя тропы-срезочки. Повторюсь, асфальта тогда туда еще не провели :)
55.

Партизанская поляна была диким местом, куда можно было приехать только на УАЗике.
56.

Вот мы обходим их пруд и устремляемся вниз в Гузерипль.
57.

На автобусной остановке мы сразу же исполнили давнее желание Александры — съесть тушенки, а то козинаки уже надоели. Мы купили баночку и разогрели её тут же.
58.

В Гузерипле нам удачно подвернулся экскурсионный автобус с майкопчанами, но это уже совсем другая история :)
59.

Кстати, за весь поход мы насчитали 20 медведей.

Трек в тот раз не записывался (хотя навигатором мы уже пользовались), могу показать аналогичный трек с такого же маршрута, который мы прошли уже в 2011-м в обратную сторону (только не с Гузерипля, а с Азишского перевала) — https://caucasia.ru/site/track/646.
60.

Именно начиная с того похода я стал активно ходить в заповедник, в том числе с некоторых пор помогая ему учитывать животных на своей территории.