Ведомости. Зеленая революция: Дорога к Олимпиаде

До недавнего времени казалось, что основные экологические проблемы подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи в 2014 г. решены и главную напряженность вызывает задача переселения людей.

Действительно, экологические опасения высказаны и учтены властями вплоть до уровня премьер-министра. При активном участии оргкомитета «Сочи-2014» и Минприроды РФ разработаны и утверждены дополнительные экологические требования к проектированию и строительству олимпийских объектов — так называемые зеленые стандарты.

Однако ситуация вновь обострилась. В первую очередь это вызвано продолжающимся незаконным строительством совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная Поляна, самого дорогого олимпийского проекта стоимостью 240 млрд руб. Незаконным, потому что проекта дороги нет до сих пор, а строительство идет полным ходом. Отсутствие проекта означает не только отсутствие оценки воздействия на окружающую среду, но и отсутствие технических решений и сметной стоимости, что делает какой-либо контроль за данным проектом невозможным. В июне строители, расчищая площадку, вырубили несколько гектаров леса, где, как оказалось, основной породой была лапина крылоплодная — вид дерева с очень небольшим ареалом распространения, внесенный в Красную книгу РФ. А уничтожение, тем более массовое, видов, внесенных в Красную книгу, — это уже уголовное преступление, а не административное правонарушение. Неспроста из поля зрения быстро исчез составленный о нарушении акт, подписанный в том числе и строителями. РАО «РЖД» и Росприроднадзор теперь пытаются всеми силами доказать, что краснокнижные виды в рубку не попали.


Основной ущерб в случае строительства совмещенной дороги ожидается для растений — Сочинский национальный парк является самой богатой в России территорией по растительному разнообразию, многие виды обитают только здесь — и нигде больше на земле. Пострадают и животные, так как участок между северным порталом первого тоннеля и началом второго на протяжении многих лет является основным местом размножения оленя, косули, дикого кабана. В скальном участке горы Дзыхра расположено не менее семи медвежьих берлог, в том числе три в дуплах, что большая редкость для Кавказа. Трасса рассекает два основных миграционных пути медведей и копытных, проходящих из Абхазии на правобережье реки Мзымты и хребет Алек. В реке Мзымте и притоках, впадающих с левой стороны, ежегодно отмечалось обитание 3-5 кавказских выдр (Красная книга РФ). От 17 км и выше будут разрушены места обитания немногочисленной — до 30 особей — лесной группировки кавказской серны. Под угрозу попадает семья рысей, 3-4 особи.

Однако наибольшие риски связаны с геологическим строением этой части долины реки Мзымты. Мало кто из путешествующих в Красную Поляну обращает внимание на высокую бетонную стену между первым и вторым тоннелями на правом берегу Мзымты, за которой просматривается постоянно осыпающийся крутой скалистый склон. Это камнепадный оползень-обвал, развивающийся по тектонически ослабленной зоне, поэтому стабилизировать его невозможно. Такого рода тектонически разрывные нарушения есть и на другой стороне Мзымты, как раз там, где строители планируют строить дорогу. Динамическое воздействие на неустойчивый склон взрывными работами может вызвать образование аналогичного камнепадного оползня-обвала. Поскольку склон на этом берегу Мзымты является более крутым и пока еще не нарушенным строительными работами, объема каменного и оползневого материала может оказаться достаточно для перекрытия Мзымты. В этом случае возможен катастрофический сценарий развития ситуации с формированием такого селевого потока, который полностью разрушит значительную часть Адлера, в том числе аэропорт.

Другим фактором риска является распространение карбонатного карста и подземных многокилометровых карстовых систем. Карбонатный карст Западного Кавказа — это своего рода вертикальный лабиринт из естественных шахт и пещер-пропастей, представленный крупнейшими в мире знаменитыми спелеологическими объектами — шахтой Парящая Птица на Фиште, Осенней на хребте Алек, Снежной на отрогах Бзыбского хребта и многими другими.

Гидрогеологами прослежено, что атмосферные осадки, выпадая в карстовых водосборах таких систем через никому не известные пути миграции под землей, разгружаются в виде источников под уровнем моря. Водопритоки в таких системах во время ливней сопоставимы и даже могут превышать расход Мзымты, т. е. пройдет ливень где-то в горах, и в тоннель может ворваться река, по мощности превышающая Мзымту. Встретили строители такую систему — и о дальнейшей проходке тоннеля можно забыть. Тем более что сейчас вообще не ясно, сможет ли работать доставленная с помпой в Сочи тоннелепрокладочная машина — ведь при перевозке к началу планируемого тоннеля местные умельцы сначала разрезали, а потом сварили нож, который, собственно, и режет грунт, а потому должен быть очень точно сбалансирован и отцентрован.

При изучении обосновывающих дорогу материалов выяснилось, что решение о ее строительстве принималось исходя из прогнозов об 1 млн туристов, ежегодно посещающих Красную Поляну. Это означает единовременное нахождение в поселке и его окрестностях 100 000-120 000 отдыхающих. Подобный прогноз абсолютно нереалистичен и не соответствует ни рекреационной емкости этой территории, ни планируемой емкости гостиничных номеров, ни мощности проектируемых очистных сооружений. Максимум, который сможет единовременно принять Красная Поляна, — 30 000 человек, но и это число в несколько раз превышает возможности горнолыжных склонов и трасс. Даже при таком числе отдыхающих население поселка должно увеличиться в несколько раз — с нынешних 3000 до 15 000-20 000 жителей. Все, кто бывал в Красной Поляне, понимают, что предполагавшееся количество народа может там поместиться разве что в больном воображении.

Другой проблемой, вскрывшейся в ходе исследований весной — летом этого года, стали выходы геохимических аномалий — ртути, свинца, кадмия и урана, о которых строителям ничего не известно. Крупных месторождений в этом районе нет, а вот мелких выходов оказалось предостаточно. То есть, в принципе, строить на этой территории можно, но до начала работ необходимо точно обозначить на местности все участки повышенного геохимического фона токсичных элементов, которые надо обходить при строительстве и движении техники по площадкам. Примечательно, что наблюдается существенное расхождение между геологическими картами Министерства природных ресурсов и экологии России, имеющихся во Всероссийском геологическом фонде, где, несмотря на мелкий масштаб (1:200 000), показано, что в этом районе имеются многочисленные аномалии, и картами, которые обосновывали территориальный генеральный план развития пос. Красная Поляна масштаба 1:10 000, где ни одной аномалии не показано. Но ведь именно этими крупномасштабными картами пользуются проектировщики и строители. Кому потребовалось скрывать эту столь необходимую для безопасности людей информацию?

Вдобавок к реальным природным проблемам в подготовке к Олимпиаде появились и искусственно созданные, а именно единогласное принятие генерального плана развития Сочи депутатами городского собрания. Как будто не было многочисленных международных миссий, направляемых для оценки угрозы объекту Всемирного природного наследия «Западный Кавказ», как будто не было совещания у Владимира Путина, принявшего решение о переносе ряда объектов, создававших эту самую угрозу. Ничуть не смущаясь, депутаты городского собрания решили изъять из Сочинского национального парка 8000 га, а также проложить дороги через Кавказский государственный биосферный заповедник. Иначе как провокацией против подготовки к Олимпиаде это решение назвать нельзя. Не свидетельствует ли это о том, что аргументы сторонников возвращения Сочи в прямое федеральное подчинение не лишены смысла, по крайней мере на период подготовки и проведения Олимпийских игр?

Сейчас совершенно очевидно, что при решении о выборе места проведения Олимпиады принципиально важные риски не были оценены, что при продолжении ведущихся работ неизбежно приведет к катастрофам. Чтобы их избежать, наилучшим выходом представляется отказ от освоения новых территорий, где это только возможно, включая строительство совмещенной дороги Адлер — Красная Поляна (заменив ее, например, реконструкцией старой дороги на Красную Поляну по правому берегу Мзымты), проведение натурных обследований территорий, непосредственно задействованных в проведении Игр, с нанесением на карту всех имеющихся аномалий токсичных и радиоактивных элементов и жесткий контроль за производственными работами, чтобы не допустить их дальнейшего вскрытия.

Авторы — директор Всемирного фонда дикой природы (WWF), академик РАЕН; доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РЭА; профессор, доктор биологических наук
Ведомости

«Привет Сочи»
  • +5
  • 30 июля 2009, 19:57
  • AlexandrValov

Комментарии (22)

RSS свернуть / развернуть
+
Как всё действительно сложно… Я даже и не думал, что такое происходит. И теперь очень интересно, что же собираются делать власти, и что же в итоге будет?..
avatar

lexxlapin007

  • 31 июля 2009, 04:12
+
+1
Всегда считал, и данная статья только убедила меня в этом мнении, что дорогу Адлер -Красная Поляна заканчивать никто и не планировал, ибо:
1. Она бессмысленна — той, что есть хватает с лихвой, пробок там не наблюдалось ни разу.
2. Это самый дорогой олимпийский объект — воровать так по крупному.
3. Утверждённого и согласованного проекта нет, т.е. всегда есть повод прекратить строительство (перенести его в другое место), как было, например, с бобслейной трассой, после того как на её старом месте уже «освоили» 80 млн. руб.

Отдельно в статье порадовала фраза: «Не свидетельствует ли это о том, что аргументы сторонников возвращения Сочи в прямое федеральное подчинение не лишены смысла, по крайней мере на период подготовки и проведения Олимпийских игр?». Можно подумать строительство ведут конторки местного разлива, а не федеральная РЖД…
Хотя лично я за возвращение городу федерального статуса ибо кубаноиды уже откровенно задрали.
avatar

Cuguarrus

  • 31 июля 2009, 07:25
+
+2
Меня всегда поражала любовь к копипасту статей вместо публикации простой ссылки.
avatar

AK-74U

  • 31 июля 2009, 09:31
+
Это критика информационной политики ресурса?
avatar

AlexandrValov

  • 31 июля 2009, 17:21
+
-1
статья отличная!

только вчера был в поляне.
хочу сказать, что строительство ведётся конкретное, много видел мест, где по противоположному берегу Мзымты шныряет спец.техника, ведётся строительство насыпных конструкций, короче говоря, природу там изкарёжат серьёзно…
avatar

incubus

  • 31 июля 2009, 09:34


+
В России воровали, воруют и будут воровать, Еще Карамзин в свое время подметил «Воруют..»
Но мастабы воровства наших чиновников конечно поражают
avatar

mysochi

  • 31 июля 2009, 09:39
+
+2
Жалко, что насыпные острова зарезали в генплане. Думаю, получился бы уникальный объект, как для туристов, так и для местных жителей.
avatar

Redkin_A

  • 31 июля 2009, 10:05
+
-1
вы серьёзно? вы наверное не местный житель, чтобы говорить такие вещи… насыпные острова — это вообще бред сивой кабылы, который напрочь загубит акваторию тех мест, где они будут располагаться…
avatar

incubus

  • 31 июля 2009, 13:21
+
Я серьезно. Акватория акваторией, однако экономическое развитие региона тоже стоит учитывать. Интересы местных жителей не всегда соответствуют планам региональных властей или, тем более, федералов. Экология — это хорошо, но не стоит забывать, что прикрываясь ею многие просто хотят снять побольше денег за свои участки с инвесторов.
avatar

Redkin_A

  • 31 июля 2009, 13:27
+
-2
из прочитанного могу сделать 2 предположения
— или вы не местный, и вам по… на экологическую ситуацию в городе
— или вы каким-то образом связаны с этими шняга-проектами…

а вообще ни один здравомыслящий человек не верит в возможность реализации этой МАНИЛОВЩИНЫ (насыпные острова-небесные замки)
avatar

incubus

  • 31 июля 2009, 15:52
+
Игорь, я посмотрел Ваш сайт и начинаю понимать Вашу озабоченность «экологией». Думаю, что с приходом московского капитала самочувствие Ваших проектов ухудшится, однако не вижу причин считать, что сейчас акватория города являет собой экологически-чистую и благоприятную. Ваши же «барыжные» термины, типо шняги и кому куда «по...», прошу оставить при себе. В других городах строят и более трудоемкие объекты. и местные жители того же Краснодара или Южного Бутово — постоянно «обеспокоены экологией, инсоляцией и общей законностью застройки», однако все, как обычно упирается в шкурные интересы продать свое имущество подороже. Просто при решении что и где строить, Ваше мнение не спросили, и денег не дали, вот и хотите теперь кусок побольше оторвать от пирога.
avatar

Redkin_A

  • 31 июля 2009, 16:16
+
по мне, так чам больше будет дастапримечательностей, тем лучше и ехать будет больше людей и смотреть будет на что. олимпиада она пройдет, а острова — остануться. пусть только как инкубус сказал экологию соблюдают
avatar

Lenya

  • 31 июля 2009, 16:57
+
К данным проектам, разумеется я не отношусь, сам из Краснодара, однако мне очень было бы приятно, если бы проекты подобного масштаба были реализованы. Это история, это то, что останется на века.
avatar

Redkin_A

  • 31 июля 2009, 17:04
+
Поддерживаю основное направление мысли, что инвестиции все же нужны и нужны хорошие ИСТОРИЧЕСКИЕ проекты, но если Вы бы хоть раз побывали в Сочи, то поняли бы, что острова это ужасно сложный проект и его реализация может уничтожить город, как КУРОРТ. Кстати, многие острова, построенные в море имеют не туристические цели, а являются промышленными, в том числе известный остров в Саудовской Аравии, там заливают танкеры нефтью.
Строительство острова путем намыва – скажется на экологии страшнейшим образом. Это Вам говорит человек, который пострадал от действия экологов, поэтому прошу учесть мое мнение и еще раз обдумать свое.

avatar

AlexandrValov

  • 31 июля 2009, 17:18
+
-1
Александр, боюсь, что вообще, практически все проекты скажутся на экологии отрицательно. К сожалению — это минусы современного общества, построенного на ориентированности на зарабатывание, а не на гармонию с природой. Строительство любого дома, гипермаркета, бассейна или завода несет на себе печать экологического заключения роспотребнадзора (бывшая СЭС). Это нормально. Говорю Вам как человек, связанный со строительством. И, тем не менее, если строиться атомная электростанция в Ростове-на-Дону или во Франции — это плохо, а если денег нет реализовать проекты по реконструкции ТЭЦ Краснодара, то это вообще ужасно, но строить Ростовскую АЭС, которая снимет большую нагрузку с Краснодарской ТЭЦ — все равно не разрешим, потому что может рвануть, как в Чернобыле…
p.s. Понимаю, что предложенные мною аналогии несколько утрированы, однако стоит понимать, что пока мы не готовы сотрудничать с капиталом, мы так и останемся сырьевым придатком Запада. Я не говорю, что остров в данном случае панацея, нет, это просто «лакмусовая» бумажка, которая показывает настроение и понимание стратегии развития менталитета граждан.
avatar

Redkin_A

  • 31 июля 2009, 17:27
+
+1
я, как и все, для кого делался этот сайт, жил, живу и буду жить в сочи. А вы, представитель всеми нами «любимой» кубани, и по этому вам всё равно, что тут происходит.
московский капитал меня никак не волнует, и не потеснит, и от этих сказочных островов я не собирался даже в мыслях ничего получать, а вы, видимо что-то теряете, раз распинаетесь тут так ))) короче говоря, слава богу, что это всё так и останется на бумаге. поддерку на этом сайте ваш пост врядли получит, тут в основном здравомыслящие люди общаются, а не почитатели уже упомянутого мною Манилова…
avatar

incubus

  • 31 июля 2009, 17:10
+
+1
Да я и не хотел конфликтовать, просто высказал свое мнение, могу извиниться, если задел. Понятное дело, что я представитель«кубани», однако это не значит, что у меня не может быть и мнения своего, не совпадающего с вашим. Благодарю за то, что продолжили диалог в конструктивном ключе.
Хотелось только уточнить, Вы считаете Олимпиаду 2014 по определению негативным проектом или выступаете против только строительства связанных с ней объектов?
avatar

Redkin_A

  • 31 июля 2009, 17:14


+
надо было в этом ключе и начинать беседу, мы же культурные люди в конце-то концов! я не против олимпиады, и не против строительства ещё одной дороги на поляну, т.к. собираюсь туда с нынешней зимы частенько ездить, кататься. я дейтвительно волнуюсь за то, чтобы строительство шло с наименьшим вредом для окружающей среды, а нарушения на самом деле имеют место. Я хвалю всех известных мне богов за то, что основная олимпийсая стройка разворачивается далеко от центра гороа Сочи. вы были в той же поляне? я вчера как раз ездил туда, к знакомым. Вы предсавляете, сколько ИССО там должно быть, чтобы осуществить задуманное? и сколько тоннелей? а времени действительно не много, за 2 года было сделано очень мало. И тут начнётся ломание дров, в связи с тем, что сроки то поджимают. а всё то, что изложено в статье — правда. Там есть места, где можно лопатой пару раз копнуть, и наткнуться на ртуть — это мне и местные жители подтвердили… так что проблем у нас действительно много, и жить тут нам, а не людям, для которых тут всё наспех делается…
avatar

incubus

  • 31 июля 2009, 17:35
+
Так я, вроде, в этом ключе и говорил. Просто я знаю, что и экологи и строители никогда не говорят всей правды. Как правило настоящая ситуация находится «где-то рядом» (с). То, что Вы видите строительство и живете в городе это хорошо, но я просил бы Вас не делать поспешных выводов. Строить в таком месте — трудно, но можно. И тоннели, и дороги, и аэропорт расширять, и новые гостиницы и спортивные комплексы, как сказано, например здесь: dolevoe.net.ru/blog/redkin-aleksandr/429
Это, конечно, нормально, но есть и статусные проекты, которые тоже вредят и экологии и ландшафту в целом. Уверен, что у Вас есть автомобиль, или у родителей, или у друзей. И вы от него не отказываетесь, хотя он наносит вред экологии в том числе.
Сотрудничество — это нормально. И моменты цивилизованного реагирования: сбор подписей, общественная экологическая экспертиза (прописанная, кстати, в законе), и обращение к правозащитныи и всемирным экологическим организациям — это тоже хорошо и правильно. Стоит только научиться применять эти институты цивилизованного общества. А законности в России, хотя бы по сравнению с 90-ми стало реально больше.
avatar

Redkin_A

  • 31 июля 2009, 17:46
+
Насыпные острова — бред, это мнение настоящего сочинца, патриота города, приезжим, как я сам замечаю, в основном прикольной и очень нужной (непонятно для чего и кого) идеей кажется.
avatar

ShuriK

  • 31 июля 2009, 18:54
+
Я, кстати, предлагаю перенести разговор об островах в специально созданную для этого тему. Если это возможно. Чтобы не флудить в этой.
avatar

Redkin_A

  • 31 июля 2009, 17:28

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.