Легитимность Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Сочи

Для начала, стоит определиться, что же такое ПЗЗ и для чего они нужны. Впервые в Российской Федерации словосочетание «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) появилось с принятием Градостроительного кодекса в 1998 году. Существует четыре цели разработки ПЗЗ как документа градостроительного зонирования, сформулированные в Градостроительном кодексе:

  • 1. создание условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
  • 2. создание условий для планировки территорий муниципальных образований;
  • 3. обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 4. создание условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Здесь обращаем внимание на первый пункт, а именно «сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия». Вернее, даже я здесь коснусь именно «сохранения объектов культурного наследия» согласно гораздо большей своей компетентности именно в этой области.

По факту, список объектов культурного наследия Сочи содержит сведения 60-х – 80-х годов прошлого века. И если, какие либо памятники архитектуры содержат часто полную адресную привязку (улица плюс номер дома), хотя далеко и не все, то памятники археологии «находятся где-то там» и в существующем списке не содержится сведений об их точной локализации с указанием географических координат. Мало того, дольмены г. Сочи, включённые в список согласно интересному документу под номером 624 (Постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624), не упоминаются каким-либо перечнем в самом этом документе №624, в Постановлении от 1974 г. в общий перечень памятников археологии были внесены все известные по любым сведениям (охотников, краеведов, лесников, местных жителей) дольмены Краснодарского края.

Само-собой точность подобных сведений в те времена никто не проверял. Таким образом, на 2018 год мы имеем во-первых сильно устаревший список объектов культурного наследия г. Сочи, а во-вторых, список с часто не достоверными данными ДО СИХ ПОР не локализованных на местности объектов культурного наследия города Сочи. Сочинский список ОКН не содержит сведений о новых открытых объектах культурного наследия на 2018 год стоящих на Государственной охране, что увеличивает существующий список ОКН г. Сочи почти в 2 раза по количеству. Т.е. ситуация какова:
  • 1. Очень многие ОКН старого списка существующие уполномоченные службы нашего города (Департамент архитектуры и градостроительства, МИГ, Управление культуры) просто НЕ ЗНАЮТ где расположены, оттого и на картах отмечают где попало, а не там, где они есть по факту;
  • 2. Новые выявленные ОКН стоящие на Государственной охране уполномоченные службы не торопятся включать в существующий список.
Кому это выгодно? Ответ один – застройщикам и продавцам земельных участков. Меньше ОКН (а те, которые есть, далеко от истинного месторасположения, вспомните ситуацию с группой дольменов на р.Бешенка Красной поляны – там на «их карте» дольменов нет) меньше охранных зон, меньше проблем с продажей земельных участков и их застройкой (нет обременений). А ведь при всём этом, в Администрации города есть ответственные за это люди, которые получают неплохую зарплату….И между тем, Музей города периодически проводит выставки артефактов, найденных при археологических раскопках в зоне олимпийских объектов ОКН…. так и не включённых в список ОКН г. Сочи. Парадокс! С одной стороны, Управление культуры проводит подобные выставки, а с другой – не включает в список ОКН г. Сочи уже стоящие на Государственной охране объекты. Выставляют то, что было найдено там, где этого нет и не могло быть по документам Администрации?!

Что в этой ситуации можно и нужно сделать. Само-собой провести ревизию старого списка ОКН, и уточнить месторасположение многих объектов с указанием честных координат в МСК 23 и WGS 84 по крайней мере для Департамента архитектуры и МИГа. Это сделать не сложно вполне. От правильного месторасположения на картах города ОКН будут зависеть и правильное расположение охранных зон с соответственными обременениями. Дополнить список ОКН города выявленными памятниками, стоящими на Государственной охране на 2018 год – это тоже совсем не сложно сделать одним приказом Анатолия Николаевича.

А вот что гораздо сложнее, так это привести всё это к полному реальному фактическому материалу. Почему, спросите Вы? Дело в том, что НАШ город обладает гораздо большим ресурсом ОКН, чем стоит на Государственной охране. Одних дольменов на сегодня нам известно минимум в 3 раза больше, чем поставлено на охрану и их количество увеличивается каждый месяц благодаря находкам возникшей за 20 последних лет мощнейшей школой местных краеведов-энтузиастов, которым просто интересен этот момент.

Этим НАМ можно по праву гордиться – в других регионах края (кроме туапсинского региона, пожалуй, отчасти), подобного и близко нет. А дольмены ещё и древнейшие в РФ памятники монументальной архитектуры – об этом обычно всегда забывают, как и о том, что их давным-давно пора внести в списки Всемирного Наследия ЮНЕСКО, они этого достойны вполне. На территории города одних средневековых курганов ТЫСЯЧИ, а не десятки. Не подсчитаны они все до сих пор и также в большинстве своём не стоят на Государственной охране. Вот и уничтожаются как чёрными копателями, так и застройщиками.

Десятки открытых стоянок древнекаменного и новокаменного веков – даже на площадке столиков кафе перед Ореховским водопадом можно найти фрагменты кремневых орудий (также этот ОКН не стоит на Государственной охране). А сколько средневековых поселений, остатков раннесредневековых храмов и крепостей и башен в неудовлетворительном состоянии и часто не стоящих на Государственной охране?! Остатков древних металлургических, керамических производств и печей для производства извести?! А ведь это на самом деле ещё есть и далеко не изучено.

А разве не достойны дачи Е.Э. Картавцева и И.И. Новицкого (вернее то, что от них осталось) быть хотя бы памятниками истории? А ведь не являются до сих пор. И не только они само-собой. Это надо ставить на охрану, работы ещё очень и очень много. В мае на очередной международной конференции VIII «Анфимовские чтения» мы заявим об этой нашей сочинской проблеме научной общественности.

Поскольку статья касается легитимности ПЗЗ нашего города, то исходя из вышеизложенного легко можно сделать вывод: нет, только исходя из ситуации с ОКН в ПЗЗ Сочи такие «правила»не легитимны, так как в них содержится не полная и не верная информация о месторасположении части ОКН города-курорта Сочи. Недостоверность информации о количестве и реальном месторасположении ОКН города приводит не к сохранению ОКН, а к их тотальному уничтожению, что противоречит самому принципу, для чего нужны правила землепользования и застройки согласно Градостроительному Кодексу РФ.
  • +50
  • 16 марта 2018, 10:03
  • RebelNeo


Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
+
+3
Никита Владимирович, формулируйте — напишем
avatar

fire-fly

  • 16 марта 2018, 10:48
+
+3
В районе дач Картавцева-Новицкого находится фрагмент старой дороги, вдоль которого высажена аллея из тиса, а остатки парков вокруг этих дач заслуживают охранного статуса, всё вместе — новый экскурсионный маршрут для города, и дорога туда уже есть. Но там вовсю шурует уже некий «инвестор», которому ума хватает только выпилить всё и построить коттеджи. Очень важно успеть в эту корректировку Генплана.
avatar

you

  • 16 марта 2018, 13:35
+
остатки парков вокруг этих дач заслуживают охранного статуса
Может имеет смысл начать добывать охранный статус, не ждать генплана?..
avatar

Yabeda

  • 16 марта 2018, 18:24
+
+1
Однозначно;) начали, но всё уперлось в вопрос — кто будет финансировать работы? Краевому управлению по охране ист.-культ. наследия всё равно, что наша тиссовая аллея там такая вся уникальная;) у них по всему краю таких объектов — очередь за горизонт уходит… Надеюсь, что всё-таки вскоре положительно решится вопрос с появлением специалиста, который будет наделен соответствующими полномочиями, и дело пойдет веселее))).
avatar

you

  • 16 марта 2018, 18:54
+
+1
кто будет финансировать работы?
А много ли денег надо?..)
avatar

Yabeda

  • 16 марта 2018, 19:05
+
+1
По факту денег много и не надо было бы, как и для корректировки существующего ущербного старого списка, так и для подготовки пакетов документов для постановки на госохрану того или иного объекта. Просто здесь необходима именно работа совместно с администрацией, а этого увы нет. Совсем не сложно придать статус памятника истории местного значения тем же дачам бывшего Перемыкинского хутора, но опять же, надо готовить материал вместе с департаментами — брать их спецов хотя бы для топосьёмки. Долго ли это, если люди там и так за зарплату работают? Один приказ сверху — подготовить материал. Сделаем совместно.
avatar

RebelNeo

  • 16 марта 2018, 20:24

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.