Проехаться по каждому
В середине января сочинские пенсионеры буквально вынесли наш город на первые полосы газет. За Сочи давно закрепилась слава города благополучного, расслабленного, неполитизированного. Но именно наши пенсионеры вышли на митинг против отмены льготных проездных билетов, а потом и перекрыли дорогу.
Уже на следующий день губернатор края (в Краснодаре пенсионеры также вышли на митинг) предложил вернуть льготный проезд пенсионерам и всем остальным категориям граждан, которым ранее была предусмотрена эта льгота и чей доход не превышает двойного размера прожиточного минимума. Кроме того, льготу будут получать все жители края старше 80 лет независимо от уровня дохода. Также губернатор сообщил о том, что единый проездной билет будет возвращен.
Снизить остроту проблемы пытались городские власти и на своем уровне. Скорее всего, что-то подобное перекрытию улицы Горького ожидалось. Во всяком случае, «по просьбе» мэрии, автотранспортные предприятия возили льготников по сути бесплатно до 15 января, что для финансового здоровья перевозчиков пагубно.
Но две недели прошли, и мэр города публично — на центральной площади в микрофон — сбивчиво пытался объяснить, что «он не виноват и поделать ничего не может», мол ситуацию волен разрешить только «край». Это, возможно, одна из худших тактик и в общении с людьми, и в построении взаимоотношений с краевыми властями: репутацию портит эффективно и надолго. В итоге жалоб на «врагов из края» глава города Анатолий Пахомов на площади перед мэрией обещал найти по 250 рублей в месяц на адресную поддержку нуждающихся. Чтобы получить эти деньги, пенсионерам было предложено обращаться в органы соцзащиты с заявлениями и доказать, что их пенсии совершенно недостаточно для оплаты некогда льготного проезда. Воодушевления это предложение не вызвало ни у мэрии — все-таки бюджет у города и так очень напряженный, ни у пенсионеров — ведь было предложено доказывать очевидное: пенсия от 7725 рублей (прожиточный минимум пенсионера) до 11900 рублей (верхний порог, при котором полагаются льготы) делает отмену льготных проездных болезненной. Но пока искать эти деньги не пришлось.
— До принятия этого решения губернатором, у нас в городе было очень много дискуссий. В условиях дефицитного бюджета главой города был найден источник помощи особо нуждающейся категории пенсионеров. Сейчас, в связи с возвратом льготы из бюджета Краснодарского края, необходимость выплат по 250 рублей для неработающих пожилых людей с доходом ниже 11900 отпала. Но все остальные категории граждан, получающие помощь от города, а таких, по решению Городского Собрания Сочи, 16 категорий, продолжат получать деньги, — сообщила курирующая соцвопросы заместитель главы города Сочи Ирина Романец (опубликовано на официальном сайте администрации Сочи).
С 1 февраля льготные проездные будут снова действовать. В канун сессии ЗСК, на которой планировалось принять соответствующие изменения в бюджет края, глава города Анатолий Пахомов поручил соцблоку администрации разработать механизм реализации льготных проездных так, чтобы за два-три дня — от решения ЗСК до первых чисел февраля — все льготники в Сочи были обилечены. «Привлекайте ТОСы, ходите по домам!» — напуствовал мэр. В самом деле, допустить повторения митинга и тем более перекрытия дороги городским властям никак не хочется. Однако будут ли выдержаны сроки выдачи льготных проездных и не окажется ли этот процесс еще более нервозным, чем сам факт отмены послаблений, вызвавший всем известные события, покажет уже ближайшее время.
О том, как сложилось, что первыми жертвами экономии краевого бюджета пали именно льготы, и о том, что губернатор — добрый человек, способный решить в ручном режиме проблему социальной напряженности, надо только ее указать — уже ходят легенды. Но история с транспортом показала не только то, что массовые протестные выступления — метод решения проблем. Транспортные проблемы касаются каждого. И чем дальше — тем плотнее они будут подходить, суровее ощущаться и глубже залезать в наши карманы. Вы не пользуетесь общественным транспортом? Не обольщайтесь, болезни транспортной системы могут проехаться по каждому.
Виражи здравого смысла
Всего полтора года назад лейтмотивом риторики в Сочи по поводу транспорта был лозунг «Все в автобусы». О, как красочно рассказывалось, что автобусы будут ходить как часы, что до любого объекта в городе будет максимум 300 метров от остановки общественного транспорта или платной парковки транспорта! Не будет пробок, автобусы будут оснащены системами электронной оплаты, автовладельцы, позавидовав удобству городского общественного транспорта, продадут по дешевке автомобили, а туристы будут доезжать до Магри, бросать железных коней на бескрайних перехватывающих парковках и с энтузиазмом с детьми, домочадцами и чемоданами перегружаться в автобусы. Это была прекрасная сказка, от которой в наследство нам достались паркоматы (ныне не работающие) и полупустые парковки. Пробки остались на месте, хоть и заявлялось об окончательной победе над ними, электрички так и не стали местным «метро», проблема выбраться из Дагомыса или Соболевки утром (или добраться туда вечером, после работы) тоже с нами.
После публикации в нашей газете материала о том, что проблему парковок в Сочи администрация города не может решить, проблеме парковок посвятили отдельное совещание в мэрии, на котором было бравурно доложено: паркоматы принесли в город аж 12 млн рублей. Эту цифру озвучил глава города.
На самом деле, это один из чудовищных показателей того, как идет работа с наполнением бюджета. Немного математики. В 2013 году в Сочи выделили 966 платных прибордюрных парковочных машиномест. Но только в мае 2015 года — это опять же слова А. Пахомова — паркоматы заработали «полноценно». Час у паркомата стоит 50 рублей. Пусть парковочные места заняты 6 часов в сутки (хотя каждый автовладелец знает — заняты они минимум по 12 часов). То есть в сутки каждое машиноместо приносит 300 рублей. Тысяча мест — триста тысяч рублей. Ежедневно. Что в месяц составляет 9 миллионов. Откуда победные нотки при докладе о 12 млн за 8 месяцев? Где деньги? Для сравнения: штрафы за парковки выписываются в нашем городе на 2 млн рублей ежемесячно.
Еще цифры для масштабирования: только за обслуживание лизинга, который навязали городу перед Олимпиадой, автотранспортные предприятия ежегодно выплачивают порядка 30 млн рублей. Ситуация с транспортными МУПами в городе (их у нас два) довольно тяжелая: ежегодно Сочи выделяет автотранспортным предприятиям города 300 млн рублей. У МУПов — отличные базы и 263 единицы техники (практически все!) в лизинге. Без денег автобус не поедет: водители, техники, инженеры, медики — все эти люди должны получать зарплату. Сама техника, земли, базы — на их обслуживание и содержание также нужны деньги. Без дотации из городского бюджета предприятия падут моментально.
Не так уж бесплатен был льготный проезд. Краевой бюджет в последние годы компенсировал проезды льготных пассажиров. Льготники покупали единый проездной за 250 рублей, при этом «настоящая» цена проездного — 760 рублей, что и компенсировалось за счет краевого бюджета. Как только прекратились эти компенсации — а они выделялись всем перевозчикам (в Сочи 9 частных автотранспортных предприятий) — цена «путевки» была поднята по частным предприятиям в полтора-два раза.
Все эти средства выделялись автотранспортникам по очевидной причине: без нормальной работы общественного транспорта город перестает развиваться.
Без нормальной возможности припарковаться на автотранспорте личном падает деловая активность, сворачивается бизнес, и далее по накатанной, вплоть до снижения поступлений в бюджет (из которого финансируется в том числе и транспорт!) налогов — и этот процесс мы уже наблюдаем во всем махровом цвету в центре Сочи. Проблемы транспорта в городе сродни проблемам сердечно-сосудистой системы в организме: не работает она — организм погибает.
И болезнь этой системы на сегодняшний день не в пробках, а в …голодании. 19 рублей — стоимость проезда на сегодняшний день — по оценке и.о. начальника департамента транспорта и связи Александра Месса, более чем в два раза ниже реальной себестоимости перевозки пассажиров. Александр Месс — человек, долгое время работавший в сфере транспорта, в том числе руководителем МУП «Сочиавтотранс» в его лучшие годы — свои задачи на ближайшее время видит в существенном сокращении издержек, в регулярности изучения реального пассажиропотока и переходе от системы компенсаций перевозок пассажиров к дотированию автотранспортных предприятий. В общем, нам опять нужна перестройка системы. Причем, речь не о расширении маршрутной сети…
Скоро во всех автобусах Сочи
Вызовы времени таковы, что дотировать всех — никак не получится. Но и губить на корню частные автотранспортные предприятия нельзя: в Сочи у них автобусов в два раза больше, чем у МУПов, что нельзя недооценивать. Краевые власти решение ищут. В результате поисков родился и с 11 января вступил в силу закон, согласно которому частные перевозчики могут сами устанавливать цены на проезд! Это значит, что из 763 автобусов, ежедневно выходящих в рейсы по Сочи, порядка 500 будут работать по своим тарифам. Сенсация, но очень тихая.
Впрочем, жители Дагомыса и так знакомы со схемой, что дорога в поселок в час пик или после
21 часа стоит не по тарифу, а 100 рублей. Но это пока незаконно и во многом является самодеятельностью водителей (равно как и регулярные срывы перевозок). Дело в том, что в нашем городе конкурс на распределение маршрутной сети был проведен в конце 2013 года и маршруты с обязанностью перевозить пассажиров по тарифам, установленным региональной энергетической комиссией (РЭК), — были разыграны на 5 лет. Но в 2018 году действие контрактов заканчивается.
Так что пожар возмущения отменой льгот потушен временно. А проблема общественного транспорта вообще и муниципального в частности так и остается полномасштабной и пока нерешаемой.
Юлия ЗУЕВА
Наш Дом Сочи
Комментарии (19)
RSS свернуть / развернутьОт кого баллотируется товарищ Зуева?
DoctorAngelicus
И это лишь один из своих олигархов, а сколько их всего, и почём они народу обходятся?
USER
KOTIK
Одним словом -«коммунисты». А еще плату за капремонт придумали, в карман «дальнобоям» залезли, 119 мрд. руб с госзакупок сперли, на 89 мрд. баксов гособлигаций США накупили, ну и еще много чего! Вот же гады такие- эти «коммунисты»
VadDim
KOTIK
ivanova
ivanoff
KOTIK
:)
DoctorAngelicus
ivanova
AlisaObychnaya
KOTIK
ivanova
KOTIK
Apvelling150
Предыдущий сбор получил поддержку более 70 000 подписантов
USER
Victyasochi
Дети и старики. Самые ценные, кто есть в обществе.
AlisaObychnaya
USER
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.