Идеи и их реальное воплощение...
28февраля 2012года состоялось заседание Градостроительного совета при главе города. Основной темой заседания стало обсуждение «Эскиза корректировки «Проекта планировки центральной части г. Сочи» для разработки основных коллегиальных решений по дальнейшему проектированию исторического центра города.
Я уже писала о том, что в настоящее время активно разрабатывается перспективный план развития центральной части города. Настало время подвести некоторые первоначальные итоги. Мне (думаю и всем жителям города) интересно узнать: как видят наши архитекторы дальнейшую судьбу славного города-курорта Сочи… Попробуем разобраться вместе. (Внимание: букв много!)
Как оказалось, первоначально проектом планировки центра занимался проектный институт «Краснодаргражданпроект». Со слов главного архитектора города Шевейко О.В.: " Проект совершенно не учитывал ни интересы местных жителей, ни мнение сочинского архитектурного сообщества..." Интересное, конечно, замечание… Но, теперь уже, всё должно быть по-другому. Тендер по корректировке проекта выиграл Сочинский МУП МиГ, под руководством Рубена Леоновича Кокосова, который в свою очередь, привлёк к разработке всех заинтересованных архитекторов города. Что же предлагают наши уважаемые архитекторы?
Исходной точкой стали следующие данные:
Что предлагается?
По транспортным развязкам и парковкам:
— Организовать 4 портопункта в дополнение к заложенным в олимпийской программе: «Ривьера», «Маяк», «Летний театр» и в районе санатория «Авангард». Это позволит более эффективно использовать морской транспорт в качестве общегородского;
— На ул. Виноградной,в районе горбольницы, не только доделать подземный переход, но и организовать движение по двум уровням, один из которых будет для транзитного транспорта;
— Развести потоки по ул. Виноградной и ул. Госпитальной. После приведения Госпитальной в порядок такой вариант возможен;
— В районе рынка добавить 2 полосы моста и восстановить прокол по ул. Конституции для пропуска транзитного транспорта;
— Добавить несколько пешеходных мостов через реку Сочи (один из них в районе гимназии №1), а пешеходный мост по проекту Дублера Курортного проспекта сделать автомобильным;
— В районе гостиницы «Москва» сделать эстакаду, которая организует беспрепятственный левый поворот с ул. Горького;
— Под ул. Орджоникидзе устроить транзитный нижний подземный ярус, который после пересечения долины реки Верещагинки, опять войдет в тоннель и соединится с наземной дорожной сетью в районе цирка. С начала Пролетарского подъема соединить тоннелем Курортный проспект с нижним ярусом ул. Орджоникидзе; (А вдоль ул. Орджоникидзе расположить не только подземные парковки, на которые попадают с нижнего уровня ул. Орджоникидзе, но и кинотеатр и, например, музей современного искусства, который будет соединен с Художественным музеем. Сети в этом районе проходят достаточно глубоко (например канализационный коллектор проложен ниже уровня моря), все ручьи и реки с горы Батарейка также не будут препятствовать.)
— Активнее включить Дублер Курортного проспекта в городскую дорожную сеть. (Было отмечено, что проект Дублера разрабатывался дорожниками и преследовал цели организации доставки зрителей и спортсменов в Адлер на олимпийские объекты, а не для города, то есть фактически это Дублер Обхода города, а не Курортного проспекта. На данный момент по проекту предусмотрены съезды-заезды с Дублера в районе ул. Титова (в сторону Адлера), в районе хлебзавода (в сторону Мамайки) и большая развязка в районе ручья Малый (ул. Фабрициуса). Сочинскими архитекторами предлагается также организовать заезд на Дублер в районе ул. Клубничной (что разгрузит ул. Виноградную и ул. Донскую) и в долине реки Верещагинки, на границе Центрального и Хостинских районов) — других возможностей нет.)
— Чтобы разгрузить ул. Горького предлагается ул. Северную под железнодорожными путями соединить с ул. Титова;
— В районе Зимнего театра автомобильную магистраль завести под землю с устройством паркингов, а саму площадь сделать пешеходной. Такое решение также позволит обеспечить нормативный съезд к Приморской набережной;
— Давняя идея использовать канатные дороги как альтернативный вид транспорта нашла свое отражение и в данном проекте. Причем, современные технологии позволяют использовать гондолы вместимостью до 200 человек. Основная линия будет начинаться от парка «Ривьера» и пройдет по хребтам с устройством линий на побережье от промежуточных остановок. Архитекторы рассматривают возможность прокладки линии до горы Ахун, а в перспективе и до Воронцовских пещер.
— еще одна старая идея, которая уже частично реализована, — ул. Навагинская должна быть пешеходной с устройством надземного пешеходного перехода и связкой с ул. Советской;
— парковки предполагается устраивать трех видов: подземные, где возможно; автоматизированные (на 96 машиномест каждая) и устройство «карманов» вдоль существующих улиц (существующие подобный образом стоянки можно увеличить на 60%). Одно из предложений — строительство многоуровневой (до 9 этажей) парковки на месте не построенного 6 блока Торговой галереи; их можно сделать красивыми и они станут кулисами всей привокзальной площади.
По схеме пешеходных связей и зон зеленых насаждений:
— Организация парковой зоны перед Морвокзалом, которая будет соединена с парком «Ривьера» в единый рекреационный маршрут ( так должно было быть по Генплану 1996г (!)(Основное условие: объявление моратория на еще не построенные объекты, так как все, что было запроектировано ранее в большей степени сделано в ущерб городу. При соблюдении этого условия и реализации кардинального подхода — выноса административно-делового центра в район Водоканала — возможно еще вернуть Сочи славу города-парка.)
— Поскольку ресурс водозабора на правом берегу реки Сочи себя исчерпал и сейчас меняется система водозабора в городе, освобождающуюся территорию можно отвести под новый, современный деловой центр со строительством как небоскребов, так и необходимых для них парковок — своеобразный «Сочи-сити». Эта территория располагается между двумя крупными городскими магистралями, что обеспечивает хорошую транспортную доступность.
Освобождающиеся здания архитекторы предлагают:
— здание горадминистрации отдать детям и организовать там Дом творчества юных (ранее — Дом пионеров).
-полицию, располагающуюся в исторических зданиях по ул. Советской, необходимо перенести из центра города (например, ранее рассматривался перенос на территорию бывшего ПАПТ-3 по ул. Пластунской), а на ее месте создать регенерацию старой застройки Сочи начала ХХ века и созданием на ее основе улицы ремесленников, привлекательной для туристов. (Подобное широко практикуется в городах, живущих туризмом, например, Испанская деревня в Барселоне)
— перед морвокзалом создать открытый амфитеатр для зрелищ;
— восстановить предложения по Церковной горке с организацией исторических экспозиций на основе развалин форта Александрия;
— Нижний Дендрарий открыть для бесплатного посещения, так как в этой части города ощущается катастрофическая нехватка городских парковых зон;
— организовать пешеходный проход от Виллы Вера над Курортным проспектом;
перекрыть железнодорожные пути от станции до тоннеля (рельеф позволяет), а сверху разместить пешеходную прогулочную зону и спортивные площадки;.
— Особо рассматривался вопрос реконструкции центральной городской набережной и пляжей. Так как, возможно, до Олимпиады 2014 года, проект ее реконструкции, представленный на Форуме «Сочи-2011″, не будет реализован, вернуться к идее создания бухтовых пляжей. На сегодняшний момент эта концепция принята как единственно возможная во всех курортных городах мира.Эт концепция уже прошла Госэкспертизу, её реализация возможна как с искусственными островами, так и без них. Однако сочинские архитекторы предлагают на одном из островов сделать развлекательный парк, куда перенести все аттракционы из парка «Ривьеры», которому после этого вернуть исторический облик. (Куда при этом денутся капитальные строения, архитекторы не уточняют..)
— На месте товарного двора по ул. Гагарина (после 2012 года) разместить спортивный центр со стадионом и различными спортивными площадками и, может быть, катком.
-Панельную застройку пока предложено не трогать, пока не начато активное освоение территорий, присоединенных к городской черте Генпланом 2009 года. Пока это жилье остается жизнеспособным, а квартал Цветного бульвара весьма благоприятен и удобен для жизни: 2 школы, несколько детских садов и парковая зона самого бульвара.
Представители администрации города заявили, что им важно знать, что именно нужно реализовать для достижения обозначенных в проекте целей, то есть нужен перечень сносимых и возводимых зданий, а также земель и новое зонирование.
Архитекторы, в свою очередь, еще раз оговорили необходимость ввода моратория на не построенное — для создания комфортной городской среды.
Самая лучшая архитектура: строительство замков на песке…
Я уже писала о том, что в настоящее время активно разрабатывается перспективный план развития центральной части города. Настало время подвести некоторые первоначальные итоги. Мне (думаю и всем жителям города) интересно узнать: как видят наши архитекторы дальнейшую судьбу славного города-курорта Сочи… Попробуем разобраться вместе. (Внимание: букв много!)
Как оказалось, первоначально проектом планировки центра занимался проектный институт «Краснодаргражданпроект». Со слов главного архитектора города Шевейко О.В.: " Проект совершенно не учитывал ни интересы местных жителей, ни мнение сочинского архитектурного сообщества..." Интересное, конечно, замечание… Но, теперь уже, всё должно быть по-другому. Тендер по корректировке проекта выиграл Сочинский МУП МиГ, под руководством Рубена Леоновича Кокосова, который в свою очередь, привлёк к разработке всех заинтересованных архитекторов города. Что же предлагают наши уважаемые архитекторы?
Исходной точкой стали следующие данные:
Площадь проектируемой территории — 900 га (это только центр города, а не весь центральный район);
Население — ориентировочно 78,2 тыс. чел.;
Жилой фонд — 1 295 тыс. м2 общей площади;
из них ветхий фонд — 36 500 м2;
Основная застройка — 3-5 этажные дома — более 50%;
На этой территории расположены:
5 школ;
18 детских садиков;
2 университета (Сочинский Государственный и Олимпийский);
художественная, музыкальная и спортивные школы;
медицинское училище и училище искусств;
4 бальнеологических учреждения (3 санатория и 1 пансионат);
1 кинотеатр;
3 музея.
Что предлагается?
По транспортным развязкам и парковкам:
— Организовать 4 портопункта в дополнение к заложенным в олимпийской программе: «Ривьера», «Маяк», «Летний театр» и в районе санатория «Авангард». Это позволит более эффективно использовать морской транспорт в качестве общегородского;
— На ул. Виноградной,в районе горбольницы, не только доделать подземный переход, но и организовать движение по двум уровням, один из которых будет для транзитного транспорта;
— Развести потоки по ул. Виноградной и ул. Госпитальной. После приведения Госпитальной в порядок такой вариант возможен;
— В районе рынка добавить 2 полосы моста и восстановить прокол по ул. Конституции для пропуска транзитного транспорта;
— Добавить несколько пешеходных мостов через реку Сочи (один из них в районе гимназии №1), а пешеходный мост по проекту Дублера Курортного проспекта сделать автомобильным;
— В районе гостиницы «Москва» сделать эстакаду, которая организует беспрепятственный левый поворот с ул. Горького;
— Под ул. Орджоникидзе устроить транзитный нижний подземный ярус, который после пересечения долины реки Верещагинки, опять войдет в тоннель и соединится с наземной дорожной сетью в районе цирка. С начала Пролетарского подъема соединить тоннелем Курортный проспект с нижним ярусом ул. Орджоникидзе; (А вдоль ул. Орджоникидзе расположить не только подземные парковки, на которые попадают с нижнего уровня ул. Орджоникидзе, но и кинотеатр и, например, музей современного искусства, который будет соединен с Художественным музеем. Сети в этом районе проходят достаточно глубоко (например канализационный коллектор проложен ниже уровня моря), все ручьи и реки с горы Батарейка также не будут препятствовать.)
Я не верю в историю с подземной Орджоникидзе, — сказал Заслуженный архитектор Ю.В. Львов. — Слишком большая затея, а больших затей после Олимпиады городу не видать… Цветной бульвар оставить как резерв на будущее… Курорт не может быть без пляжей и бухтовые пляжи нужно создавать и для санаториев.»
— Активнее включить Дублер Курортного проспекта в городскую дорожную сеть. (Было отмечено, что проект Дублера разрабатывался дорожниками и преследовал цели организации доставки зрителей и спортсменов в Адлер на олимпийские объекты, а не для города, то есть фактически это Дублер Обхода города, а не Курортного проспекта. На данный момент по проекту предусмотрены съезды-заезды с Дублера в районе ул. Титова (в сторону Адлера), в районе хлебзавода (в сторону Мамайки) и большая развязка в районе ручья Малый (ул. Фабрициуса). Сочинскими архитекторами предлагается также организовать заезд на Дублер в районе ул. Клубничной (что разгрузит ул. Виноградную и ул. Донскую) и в долине реки Верещагинки, на границе Центрального и Хостинских районов) — других возможностей нет.)
«Я не верю в реализацию. С одной стороны я понимаю, что нужно аккуратненько, но глобальные проблемы никто не поднимает. Раньше думали, что рынок все решит, но рынок их не решает. — высказал свое мнение О.М. Задикян. — Все, что нам подарено Олимпиадой, никак с городом не срастается (или очень частично). Развязки нелепы. Они сделаны транспортниками и никак в структуру города не вплетаются, поэтому страдает пешеходное движение. Люди надеются, что после Олимпиады они вздохнут, но все делается для решения олимпийских задач и никак с город не связано. Это как с сетями: магистрали ведутся, а до потребителя не доходят. Мы должны обозначить эту проблему.»
— Чтобы разгрузить ул. Горького предлагается ул. Северную под железнодорожными путями соединить с ул. Титова;
— В районе Зимнего театра автомобильную магистраль завести под землю с устройством паркингов, а саму площадь сделать пешеходной. Такое решение также позволит обеспечить нормативный съезд к Приморской набережной;
— Давняя идея использовать канатные дороги как альтернативный вид транспорта нашла свое отражение и в данном проекте. Причем, современные технологии позволяют использовать гондолы вместимостью до 200 человек. Основная линия будет начинаться от парка «Ривьера» и пройдет по хребтам с устройством линий на побережье от промежуточных остановок. Архитекторы рассматривают возможность прокладки линии до горы Ахун, а в перспективе и до Воронцовских пещер.
— еще одна старая идея, которая уже частично реализована, — ул. Навагинская должна быть пешеходной с устройством надземного пешеходного перехода и связкой с ул. Советской;
— парковки предполагается устраивать трех видов: подземные, где возможно; автоматизированные (на 96 машиномест каждая) и устройство «карманов» вдоль существующих улиц (существующие подобный образом стоянки можно увеличить на 60%). Одно из предложений — строительство многоуровневой (до 9 этажей) парковки на месте не построенного 6 блока Торговой галереи; их можно сделать красивыми и они станут кулисами всей привокзальной площади.
По схеме пешеходных связей и зон зеленых насаждений:
— Организация парковой зоны перед Морвокзалом, которая будет соединена с парком «Ривьера» в единый рекреационный маршрут ( так должно было быть по Генплану 1996г (!)(Основное условие: объявление моратория на еще не построенные объекты, так как все, что было запроектировано ранее в большей степени сделано в ущерб городу. При соблюдении этого условия и реализации кардинального подхода — выноса административно-делового центра в район Водоканала — возможно еще вернуть Сочи славу города-парка.)
— Поскольку ресурс водозабора на правом берегу реки Сочи себя исчерпал и сейчас меняется система водозабора в городе, освобождающуюся территорию можно отвести под новый, современный деловой центр со строительством как небоскребов, так и необходимых для них парковок — своеобразный «Сочи-сити». Эта территория располагается между двумя крупными городскими магистралями, что обеспечивает хорошую транспортную доступность.
Освобождающиеся здания архитекторы предлагают:
— здание горадминистрации отдать детям и организовать там Дом творчества юных (ранее — Дом пионеров).
-полицию, располагающуюся в исторических зданиях по ул. Советской, необходимо перенести из центра города (например, ранее рассматривался перенос на территорию бывшего ПАПТ-3 по ул. Пластунской), а на ее месте создать регенерацию старой застройки Сочи начала ХХ века и созданием на ее основе улицы ремесленников, привлекательной для туристов. (Подобное широко практикуется в городах, живущих туризмом, например, Испанская деревня в Барселоне)
— перед морвокзалом создать открытый амфитеатр для зрелищ;
— восстановить предложения по Церковной горке с организацией исторических экспозиций на основе развалин форта Александрия;
— Нижний Дендрарий открыть для бесплатного посещения, так как в этой части города ощущается катастрофическая нехватка городских парковых зон;
«Как воздух нужны территории общего пользования, публичных сервитутов, — высказала свое мнение О.В. Козинская. — На каждого отдыхающего в курортной зоне зелени должно быть 100 м2 на человека. С таким расчетом был разработан генплан 1996 года и с тех пор эти нормы не изменились. Что бы из этой схемы ни было реализовано, будет лучше, чем есть. По набережной сделать челночный транспорт, как мы предлагали в своей концепции и набережная должна быть полой для размещения различных общественных функций… Поперечные связи городу необходимы больше, чем предложенный вариант канатной дороги: Батарейка, Макаренко, КСМ.»
— организовать пешеходный проход от Виллы Вера над Курортным проспектом;
перекрыть железнодорожные пути от станции до тоннеля (рельеф позволяет), а сверху разместить пешеходную прогулочную зону и спортивные площадки;.
— Особо рассматривался вопрос реконструкции центральной городской набережной и пляжей. Так как, возможно, до Олимпиады 2014 года, проект ее реконструкции, представленный на Форуме «Сочи-2011″, не будет реализован, вернуться к идее создания бухтовых пляжей. На сегодняшний момент эта концепция принята как единственно возможная во всех курортных городах мира.Эт концепция уже прошла Госэкспертизу, её реализация возможна как с искусственными островами, так и без них. Однако сочинские архитекторы предлагают на одном из островов сделать развлекательный парк, куда перенести все аттракционы из парка «Ривьеры», которому после этого вернуть исторический облик. (Куда при этом денутся капитальные строения, архитекторы не уточняют..)
— На месте товарного двора по ул. Гагарина (после 2012 года) разместить спортивный центр со стадионом и различными спортивными площадками и, может быть, катком.
-Панельную застройку пока предложено не трогать, пока не начато активное освоение территорий, присоединенных к городской черте Генпланом 2009 года. Пока это жилье остается жизнеспособным, а квартал Цветного бульвара весьма благоприятен и удобен для жизни: 2 школы, несколько детских садов и парковая зона самого бульвара.
«Мы должны начинать работу с оптимизмом, — рассуждает О.Ф. Козинский, — и представить 2 возможных сценария: оптимистический и пессимистический. Нужно сделать работу, за которую потом не было бы стыдно. Поэтому нужно уменьшить количество задач: 1) доказать, что нельзя ни строить, ни даже проектировать; 2) транспортная схема всех устраивает, но кто будет это все строить и за какие деньги? Тут нужно политическое осмысление ситуации. Надо, чтобы город признал, что он землю излишне продал. Нужно вернуть землю, чтобы город мог сохранить себя.К своему сожалению, сочинские архитекторы вынуждены признать, что организовать благоприятную для жизни среду в микрорайоне Светлана без сноса невозможно, поэтому скорее всего в этой работе эта тема может и не прозвучать.
Считаю, очень опасно декларировать, что панельные дома могут простоять еще 50 лет. Нужно подтянуть городские магистрали к Дублеру и посмотреть снизится ли нагрузка, а не делать из ул. Орджоникидзе дублера Дублера Курортного проспекта. Мораторий на строительство нужно декларировать не словом, а математическими расчетами.»
Представители администрации города заявили, что им важно знать, что именно нужно реализовать для достижения обозначенных в проекте целей, то есть нужен перечень сносимых и возводимых зданий, а также земель и новое зонирование.
Архитекторы, в свою очередь, еще раз оговорили необходимость ввода моратория на не построенное — для создания комфортной городской среды.
«Кто заказчик? — такой вопрос первым делом подняла З.А. Розова. — Если жители города, то ответ приходит сам собой, а если инвестор, то другой расклад. Мы должны доказать этой работой, что здесь строить больше нельзя. Определить красные линии кварталов, плотность такая — строить нельзя. Нужны расчеты по необходимым зеленым насаждениям и планируемому изъятию земли под них.»
Самая лучшая архитектура: строительство замков на песке…
Комментарии (72)
RSS свернуть / развернутьdragon
fire-fly
dragon
fire-fly
«Они должны ответить за свои слова, но не хотят, так как не считают нужным».
)))
Papashka
В самою точку…
snowandsea
После олимпиады получим кукиш из бюджета!!!
romansky
fire-fly
Что вы тогда прочитали, если сами же и написали эту статью?
Papashka
fire-fly
Зачем только было её перепечатывать то курсивом, то простым шрифтом? Сделали бы копипаст и все.
Papashka
fire-fly
Пусть будет ваш топ по вашему.
Свой я бы сделал по другому.
Papashka
fire-fly
Justice
fire-fly
Justice
fire-fly
Justice
fire-fly
Konst
Justice
Konst
fire-fly
Konst
fire-fly
Papashka
bakc
fire-fly
bakc
fire-fly
Кстати, на слушаниях по РМОУ докладчик, отвечая на вопрос, сказал, что оползень в районе Приморской был спровоцирован действиями застройщика, который сэкономил на укрепительных работах, начиная строительство.
И что, виновный ответил хотя бы рублем за свою халатность? Нет, восстановительные работы будут вестись за счет казны города.
bakc
fire-fly
fire-fly
Но верится с трудом.
Konst
fire-fly
Justice
fire-fly
А 96 млн. по сравнению с рыночной ценой виллы и прилегающего участка — так — семечки.
Justice
fire-fly
Justice
bakc
и
Justice
fire-fly
Papashka
Justice
fire-fly
Или не было отмашки, тогда почему так затянули, есть ответ?
Papashka
fire-fly
Justice
Justice
Nutka
Колизей с многоуровневой парковкой, офисными помещениями и номерами апартаментного типа — вот это масштаб…
Вот это бюджет…
Вот это откат…
Да и просто скапитализдить денег можно не в пример лавочкам)))
Justice
Justice
Nutka
Nutka
fire-fly
Не ошибаетесь) и к архитектуре, и к тексту, который Вы цитируете.
Nutka
Papashka
а вот здесь, думаю, одной воли только руководства города маловато будет… Хотя, если всё будет так как планируется… Выглядит, во всяком случае, неплохо…
fire-fly
Papashka
fire-fly
Papashka
fire-fly
Nutka
Nutka
fire-fly
Papashka
И потом, все статьи с «Архитектуры Сочи» автоматически попадают в ленту новостей Привета.
Nutka
ogogo
fire-fly
rem-sochi
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.