Обязательная маркировка табака с 1 июля 2019: Как к ней подготовиться (+чек-лист)

С 1 июля 2019 прекращается производство немаркированной табачной продукции. Для распродажи немаркированной продукции выделяется ровно год и уже с 1 июля 2020 немаркированные сигареты пропадут с прилавков.

Часто, именно в такие моменты, хочется схватиться за голову и сказать: «Как же раньше все было хорошо!». И действительно, еще лет 100 назад было намного проще и понятнее. Технология продажи табака была простой: «Собрал, высушил, перемолол, продал, получил деньги. Все, точка».

Но мир не стоит на месте и продолжает развиваться. Поэтому выбора нет: нужно «идти в ногу со временем» и вникать в процесс табачной реформы. Чтобы внедрение «прошло гладко», давайте познакомимся с маркировкой товаров поближе.

В этой статье мы подробно расскажем о системе «Честный ЗНАК», маркировке табака и других товаров.

Для тех, кому лень читать – есть подробное видео с описанием всей процедуры перехода.

Статья вышла большая, так что смело можете переходить к нужному разделу, если нет времени читать все:

  • Проект «Честный ЗНАК» — тотальная маркировка всех товаров
  • Этапы внедрения маркировки табака
  • Что такое DataMatrix?
  • Обязанности производителя и дистрибьютора табака
  • Продажа маркированного табака в розничных магазинах
  • Проверка подлинности товара
  • Чек-лист «Как подготовить магазин к продаже маркированного табака?»
  • Подводные камни


Обязательная маркировка табака с 1 июля 2019: Как к ней подготовиться (+чек-лист)

Проект «Честный ЗНАК» — тотальная маркировка всех товаров


Важно понимать, что маркировка сигарет — это лишь небольшое звено огромного масштабного проекта всеобщей маркировки товаров, которая внедряется в России. Становится ясным, что чиновники теперь так просто не отступят и принят курс на внедрение современных технологий для контроля рынка. Это и хорошо, и плохо одновременно, но выбора ритейлу не оставляют.
Внедрение маркировки преследует три цели:

  • Сокращение количества контрафакта и подделок
  • Получение точных данных о производстве и продаже товаров
  • Предоставление возможности каждому потребителю отслеживать происхождение и путь, который проделал приобретенный им товар, с момента производства на заводе до момента попадания на прилавок магазина

В целом это благородные цели — сейчас очень легко нарваться на контрафактную продукцию в любой категории товаров. И, если 10-15 лет назад, покупая брендовую одежду на вещевом рынке, все понимали, что это подделка, то сейчас можно далеко недешево купить подделку в приличном магазине.

И с сигаретами дело обстоит не лучше. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения до 25% всех продаваемых сигарет в мире — контрафакт. Курильщики скорее всего сталкивались с тем, что купленная в ларьке пачка сигарет сильно отличается по вкусу от привычных.

По официальным данным, в связи с обнаружением поддельной табачной продукции в Сочи на 2019 год возбуждено уже более 50 дел об административных правонарушениях и конфисковано более 400 000 сигарет.

Кроме сигарет в 2019 году начнется маркировка еще нескольких групп товаров. И к этому тоже нужно быть готовым.



Этапы внедрения маркировки табака


Маркировка табачной продукции осуществляется в три этапа:
  • С 1 марта 2019 подключение производителей к системе маркировки и тестирование системы розничных продаж
  • С 1 июля 2019 выпускаются только маркированные сигареты, данные о продажах таких сигарет нужно передавать в систему «Честный знак»
  • С 1 июля 2020 оборот немаркированных сигарет запрещен



Чтобы хорошо разобраться во всех нюансах, важно понять всех участников, которые играют ключевую роль в системе.

Что такое DataMatrix?


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЦПРТ) — генерирует код маркировки, который называется DataMatrix. Этот код является уникальным и никогда не повторяется.

В нем шифруется следующая информация:
  • код товара
  • индивидуальный серийный номер упаковки табачной продукции
  • максимальная розничная цена потребительской упаковки
  • код проверки

Подделать или скопировать такой код практически невозможно. Защита от подделки обеспечивается за счет применения уникального зашифрованного кода проверки.



Обязанности производителя и дистрибьютора


Производитель табачной продукции:
  • Производитель табачной продукции запрашивает коды маркировки DataMatrix у ЦРПТ
  • После получения эти коды наносятся на пачки и блоки с сигаретами. Уже в этом году с 1 июля стоимость одного кода маркировки составит 50 копеек
  • После того, как пачки промаркированы — продукция начинает числиться на балансе производителя

Поставщик табачной продукции:
  • Дистрибьютор приобретает сигареты у производителя. Для этого производитель передаёт дистрибьютору электронную накладную — универсальный передаточный документ (УПД). В УПД собраны все коды DataMatrix для каждой купленной пачки сигарет
  • Дистрибьютор проверяет соответствует ли отгружаемая продукция электронным накладным УПД. Для этого коды маркировки, нанесенные на пачки сигарет, сканируются обычным 2D-сканером и сверяются с теми кодами, что указаны в УПД
  • Если все совпало, то УПД подписывается со стороны производителя и со стороны дистрибьютора
  • Данные об этой операции передаются в Информационную систему маркировки и мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП или «Честный Знак»). После этого происходит передача прав собственности на табачную продукцию от производителя к дистрибьютору. При этом важно учитывать, что приемку сигарет можно произвести только, если все коды маркировки совпали. Если информация расходится — принимать товар опасно, можно получить штраф за незаконный оборот табачной продукции

Продажа маркированного табака в розничных магазинах


Прием товара:
  • Дистрибьютор перепродает сигареты рознице с таким же УПД, каким приобретал у производителя
  • Магазин сравнивает УПД с фактически полученным товаром и подтверждает получение. Для этого коды сканируются полностью (проверяется каждая пачка), либо выборочно (сканируется часть пачек), либо, если вы доверяете поставщику, то коды не сканируются
  • После успешной проверки на то, соответствует ли электронная накладная и реальный товар, данные передаются в ИС МОТП. В итоге пачки сигарет списываются с баланса поставщика и переходят на баланс розничной точки

Продажа товара на кассе:
  • В момент продажи кассир сканирует код маркировки DataMatrix с каждой пачки или блока сигарет помощью 2D-сканера
  • Этот сканер, в свою очередь должен быть подключен к онлайн-кассе, которая обрабатывает УПД с кодами маркировки, формирует электронный кассовый чек и отправляет его в систему «Честный ЗНАК» и налоговую через оператора фискальных данных (ОФД). После этого товар списывается с баланса магазина и считается проданным
  • Продавцы, которые не захотят заключать договор с ОФД, должны вручную один раз в три дня вносить данные о кодах проданных пачек в личный кабинет системы «Честный ЗНАК». С 1 июля 2019 года розничная продажа маркированных сигарет без передачи сведений в систему «Честный ЗНАК» запрещена и будет преследоваться по закону

Проверка подлинности товара

  • Покупатель имеет возможность проверять подлинность приобретенных пачек сигарет в мобильном приложении «Честный ЗНАК», оно доступно бесплатно в Apple AppStore и Google Play Market
  • С помощью этого приложения покупатель может просканировать код на пачке и получить полную информацию о ней
  • При этом, если будет обнаружены нарушения, то он может направить жалобу в компетентный орган, который ее отработает и даст официальный ответ



Чек-лист «Как подготовить магазин к продаже маркированного табака?»


1. Квалифицированная электронная подпись (ЭП)

ЭП потребуется:
  • Для регистрации в системе маркировки в личном кабинете на сайте честныйзнак.рф
  • Для дальнейшей работы с маркированным товаром, а именно для подписания универсального передаточного документа
Возможно у вас уже есть подпись. Если нет — ее можно сделать в течение 1 часа

2. Регистрация в системе маркировки «Честный Знак»
Для этого:

Если вы уже торгуете сигаретами, регистрация должна быть оформлена до 30 июня 2019 (включительно).

При открытии нового магазина — зарегистрироваться нужно в течение 7 календарных дней с момента начала продаж.

3. Онлайн-касса, которая работает с маркированной продукцией
  • Если кассы нет — ее нужно купить и поставить на учет.
  • Если онлайн-касса уже есть — нужно обновить прошивку и настроить интеграцию с системой «Честный ЗНАК». В противном случае такая касса не сможет работать с маркировкой и не будет передавать данные в ИС МОТП.

4. Договор с Оператором фискальных данных (ОФД)

Договор ОФД нужен для передачи данных в налоговую и «Честный ЗНАК» через систему электронного документооборота. Он заключается при постановке кассы на учет.

Если у вас есть онлайн-касса — у вас уже есть и договор ОФД.

Но обратите внимание: передача данных в «Честный ЗНАК» не включена по умолчанию и за эту услугу ОФД может взымать дополнительную плату.

5. Сканер 2D штрихкодов

2D-сканер нужен для считывания кодов DataMatrix:
  • При приеме сигарет – для проверки правильности накладной от поставщика
  • В момент продажи – для отправки кода DataMatrix с купленной пачки в систему маркировки «Честный Знак»

Важно: Не все 2D-сканеры корректно считывают коды DataMatrix, лучше работу сканера проверить заранее.

6. Товароучетная система, которая умеет хранить и передавать коды товаров

Если такой учетной системы нет, то придется ее купить. Самые простые решения для этого: 1С: Розница Базовая, Frontol 6 или смарт-касса.



Подводные камни


По опыту внедрения системы маркировки табака и системы ЕГАИС Алкоголь мы можем сказать, что трудности и вопросы возникают всегда.

Нужна помощь — обращайтесь к нам! Проконсультируем, решим сложную проблему или реализуем весь цикл подключения к «Честному ЗНАКУ».

Мы автоматизируем розничные продажи уже 12 лет. Сегодня мы №1 в рейтинге партнеров 1С в Сочи. На счету компании почти 1700 проектов автоматизации, реализованных в городе Сочи. На постоянном обслуживание — более 500 клиентов.

Подробная информацию о маркировке табака на нашем сайте www.kkmsochi.ru.

Есть вопросы? Звоните нам! 8 (862) 296 00 70




Данная статья является рекламой! Купить рекламную статью на ПриветСочи.ру


  • +32
  • 10 июля 2019, 09:07
  • info

Комментарии (16)

RSS свернуть / развернуть
+
+2
В моей семье никто не курит. Так что по боку
avatar

Jager

  • 10 июля 2019, 10:15
+
И это круто!
avatar

arturakopyan

  • 10 июля 2019, 11:31
+
+1
А туфлями пользуетесь? Или постельным бельем :)
Кроме сигарет в 2019 году начнется маркировка еще нескольких групп товаров. И к этому тоже нужно быть готовым.
avatar

ask

  • 10 июля 2019, 21:58
+
;)
avatar

misha

  • 10 июля 2019, 22:04
+
А презервативы ??? А то некоторым на сайте нужно по норме выдавать что бы не плодились!!!
avatar

mrstalker

  • 10 июля 2019, 22:43


+
с презервативами вопрос решен.
Последние новости

В российском городе обнаружили тысячи дырявых презервативов
lenta.ru/news/2019/07/09/ups/
avatar

rem-sochi

  • 11 июля 2019, 12:08
+
А Айкос тоже пронумеруют?
avatar

so3537

  • 10 июля 2019, 10:41
+
Да, и айкос, и табаки для кальянов и всю остальную табачную продукцию.
Сейчас еще судя по всему многие производители отгружают немаркированную продукцию (т.е. по факту произведенную позже контрольного срока, а по документам до). Но скоро будет промаркировано все.
Но магазины которые торгуют табаком должны зарегистрироваться в системе, даже если фактически у них еще нет маркированной продукции.
avatar

arturakopyan

  • 10 июля 2019, 11:30
+
+1
Говоря другими словами — ждем скачка цен на сигареты и прочее…
avatar

so3537

  • 10 июля 2019, 11:32
+
Скорее всего да. Само штрихкодирование стоит денег. Пока маленьких, но что будет дальше — непонятно.
Да и затраты на внедрение производители и поставщики переложат на потребителя.
avatar

arturakopyan

  • 10 июля 2019, 16:05
+
а, и айкос, и табаки для кальянов и всю остальную табачную продукцию.
говорят это аналог платона для сбора средств некому частному лицу не?
avatar

rem-sochi

  • 10 июля 2019, 20:24
+
Всем процессом рулит «Центр развития перспективных технологий».

Вот цитата про него с сайта Честного знака: «ЦРПТ является совместным проектом USM Holdings, госкорпорации Ростех, «Элвис-Плюс групп» А. Галицкого. Система работает на основе государственно-частного партнерства»

Вывод напрашивается сам.
avatar

arturakopyan

  • 11 июля 2019, 12:47
+
+2
Хорошо бы ещё при продаже сигарет спрашивать паспорт и ставить на учет в Наркологический диспансер.
avatar

alekseew

  • 10 июля 2019, 14:46
+
все это делается в РФ автоматом по умолчанию при получении паспорта.
avatar

rem-sochi

  • 11 июля 2019, 12:09
+
В моей семье все курят. Так что по боку
avatar

bescker

  • 10 июля 2019, 16:13
+
+1
Курильщикам надо поднять цену в десять раз.
avatar

Avid

  • 10 июля 2019, 22:02

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.