День открытых дверей в ТАНТК имени Бериева. Как рождаются звезды
Путь к этому самолету был долгим и непростым.
Но иначе ведь не бывает…
С Бе-200ЧС впервые я познакомилась на МАКС 2013. «Альтаир» грустил за за громадой ТУ-144 в статической экспозиции.
Его полета в тот день мы не увидели, а пожар на показухе МЧС тушило с помощью вертолета и десанта из спасателей. Видимо, чтобы промокших под дождиком зрителей не смыло.
Во всей красе крылатая звезда показала себя там, где ей, собственно, и место — на Гидроавиасалоне в Геленджике 2014.
6 сентября, в последний день Гидроавиасалона, пока публика восхищалась плавности небесного хода «Бешки» и традиционном сбросом окрашенной в цвета российского флага воды, ей легко и спокойно были установлены 12 мировых рекордов в классе С-2 (гидросамолеты) — время набора высоты 3000, 6000 и 9000 метров, без груза и с коммерческой нагрузкой в 1000, 2000, 5000 кг.
О том, что самолет ставит свои рекорды, зрители не подозревали, поскольку амфибия хоть и невероятно маневренна и красива, но большой скоростью в воздухе не отличается, фигур высшего пилотажа не крутит. Да ей такое и не к чему.
Восход звезды по имени «Альтаир».
10 октября 1989 года Таганрогский машиностроительный завод переименован в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК), а распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1989 года ТАНТК присвоено имя его основателя Г. М. Бериева.
Эти двери высотой с многоэтажный дом открываются, когда приходит время выкатить на аэродром очередной самолет.
Тем временем Константинов, работая над проектом нового противопожарного самолета, пришел к мысли, что стоит создавать не узкоспециализированный, а многоцелевой самолет-амфибию по аэрогидродинамической схеме А-40, в масштабе приблизительно 0,8.
Ее взлетный вес не должен был быть более 40 тонн, а емкость баков для воды должен составлять примерно 12-13 тонн.
Техническое предложение, составленное по этой машине, было согласовано с министром авиационной промышленности и в Министерстве гражданской авиации, Государственный комитет по лесу идею одобрил.
Важный момент. Даже трогательный.
Бе-200ЧС во время показательного полета над аэродромом ТАНТК.
Так родилась и оперилась идея и схема многоцелевого самолета амфибии А-200, получившего позже обозначение Бе-200.
Сменивший А.К. Константинова на посту руководителя ТАНТК им. Г.М. Бериева Г.С. Панатов, прежде возглавлявший морскую тематику ОКБ, принял решение, используя опыт проектирования и постройки А-40, реализовать Бе-200 в металле.
К 1990 г. был готов эскизный проект самолета-амфибии для тушения лесных пожаров А-200 (Бе-200), создание которой было узаконено Постановлением СМ СССР от 8 декабря 1990 г.
Тем же Постановлением на базе амфибии для борьбы с пожарами предусматривалось создание машин для перевозки пассажиров, грузов, а также специальных вариантов по отдельным техническим заданиям, а ТАНТК им. Г.М. Бериева становился головной организацией по обеспечению единой технической политики в области гидросамолетостроения.
Через год о новом проекте впервые поведали на Авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 г.
Пока шли разговоры, на ходу перепроектировали ВСУ, герметизировали кабину, усилили пол, изменили расположение и размеры входных дверей.
Однако перед конструкторами встала проблема, что делать с огромными баками для воды занимавшими центральную часть грузовой кабины. Было найдено простое и изящное решение: компоненты специальной системы пожаротушения разместили под полом кабины, а ее саму впервые в практике отечественного гидросамолетостроения, сделали герметичной на всю длину лодки.
Планер самолета изготовлялся в основном из алюминиевых сплавов повышенной коррозионной стойкости, а созданная в Украине ОАО «Мотор Сич» построила специальную «морскую» модификацию перспективного, высокоэкономичного двигателя.
Новая амфибия должна была оснащаться современной авионикой, обеспечивающей навигацию и управление полетом в любых метеоусловиях, в любое время года и суток.
Много внимания создателями Бе-200 было уделено обеспечению высоких маневренных и пилотажных качеств, жизненно необходимых для противопожарного самолета.
Поэтому амфибия стала первой машиной ТАНТК, получившей трехканальную электродистанционную систему управления ЭДСУ-200, разработанную московским научно-производственным комплексом «Авионика», а кабину экипажа оснастили «истребительными» ручками управления, вместо традиционных штурвалов.
Но денег у государства не было, начались проблемы с финансированием и поиском серийного завода строительства машины и с изготовлением многочисленных необходимых комплектующих.
Секретный объект… Стоит себе спокойно за перегородкой.
Помимо Иркутска, новая амфибия предлагалась для производства на авиационных заводах в Киеве, Харькове и Омске, но только на ИАПО, благодаря поверившему в машину генеральному директору ИАПО Г.Н. Горбунову, приняло решение о принятии Бе-200 к производству.
Не меньшую роль в судьбе Бе-200 сыграл и В.А. Богуслаев, генеральный директор запорожского ОАО «Мотор Сич», строившего двигатели Д-436ТП, так же пошедшего на встречу ТАНТК в финансовых вопросах.
Первый летный экземпляр Бе-200 был выкачен из сборочного цеха 11 сентября 1996 г.
Специалисты ТАНТК (во главе с главным конструктором Бе-200 А.В. Явкиным) и ИАПО готовили самолет к первому полету круглосуточно, в три смены.
Эта машина, впервые поднявшаяся в небо 24 сентября 1998 года с заводского аэродрома Иркутского авиационного производственного объединения, созданная Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева и построенная в Иркутске, открыла новую страницу в развитии гидроавиации.
Посмотреть на первый полет вышел практически весь завод, а в Иркутск из Таганрога, помимо большой группы специалистов помогавших готовить машину к первому полету, прилетел Генеральный конструктор ТАНТК Г.С. Панатов, Председатель Правительства Е.М. Примаков поздравил коллективы ТАНТК и ИАПО с первым полетом нового самолета.
А 9 июня самолет перелетел в Париж для участия в 43 международном авиакосмическом салоне «Париж Айр Шоу Ле-Бурже 99».
Самолет имел успех на салоне как у специалистов, так и у посетителей. Он выполнил один тренировочный и два демонстрационных полета со сбросом 6 тонн воды.
7 июля Бе-200 впервые спустили на воду для проверки герметичности лодки. Первое «знакомство» новой амфибии с водной стихией выявило, что машина имеет устойчивую склонностью к правому крену, а из-за негерметичности днища в лодку просочилось довольно много воды.
В итоге пришлось менять родные поплавки на… снятые с Бе-12.Проверенные временем, они отлично показали себя. Устранили также и негерметичность лодки.
15 марта 2000 г., самолет принял участие в демонстрации российской авиационной техники для тушения пожаров руководству МЧС РФ, во главе с первым заместителем министра Ю.Л. Воробьевым, и представителям потенциальных иностранных заказчиков из Израиля, Греции, Швейцарии, Франции.
В сентябре 2000 г. Бе-200 участвовал в Третьей Международной выставке «Гидроавиасалон-2000», бесспорно став ее «звездой» и именно там публика, наконец, смогла увидеть полеты амфибии с воды.
В августе 2001 г., создатели Бе-200 достигли важного рубежа: был получен сертификат типа ограниченной категории на эту машину. Таким образом, амфибия могла применяться для борьбы с пожарами, можно было начинать обучение для нее летных экипажей.
Так з опытный самолет стал превращаться в реальный товар, способный продаваться.
Сертификат был торжественно вручен Генеральному конструктору во время проведения МАКС-2001 в Жуковском, 15 августа 2001 года, Бе-200 осмотрели Президент России В.В. Путин и министр обороны С.Б. Иванов.
Момент контакта… ради этого люди и идут сюда. Не просто увидеть и услышать в небе самолет, а прикоснуться к нему. В этот момент мечта становится реальностью, а небо — не таким далеким.
В феврале 2002 года в истории Бе-200 произошло ещё одно важное событие. Амфибия, наконец, обрела собственное имя, которое в течении года придумывали коллективы из Иркутска и Таганрога.
Всего на конкурс поступило более 300 предложений как назвать Бе-200, из которых конкурсная комиссия выбрала имя, несколько выбивающееся из традиционного «птичьего» ряда — «Альтаир».
«Альтаир» это навигационная звезда первой величины в созвездии Орла, четыре звезды этого созвездия своим расположением напоминают самолет.
Здесь мы все дети… Восторженно верящие в то, что наши пожелания исполнятся. Хотя, кто знает...)
Вторая «двухсотка», не менее важная, поднялась в воздух со взлетной полосы заводского аэродрома ИАПО 27 августа 2002 г.
В отличие от первой она была построена в варианте Бе-200ЧС, в комплектации оборудования максимально приближенном к требованиям заказчика — МЧС России.
Появившаяся в вечерних сумерках над Геленджиком, невероятно элегантная в своей светлой раскраске, она стала объектом всеобщего внимания и с тех пор каждый год за ее полетами с неподдельным вниманием наблюдают зрители как в Жуковском, так и в Геленджике.
Бе-200ЧС предназначен для доставки групп спасателей, необходимого оборудования и грузов первой необходимости в районы стихийных бедствий с посадкой на ближайшие аэродромы и водоемы, эвакуации пострадавших из зоны бедствия, поиска и обнаружения кораблей и судов, терпящих бедствие, точное определение координат очагов чрезвычайной ситуации, перевозки пожарных команд и грузов.
С 2011 года серийное производство самолетов-амфибий Бе-200 перенесено из Иркутска в Таганрог, в родное ТАНТК, по которому мы с вами и гуляли.
На авиашоу «Олимпийское небо» БЕ-200 все-таки будет. Поэтому передавайте привет крылатой лодке!)
Но иначе ведь не бывает…
С Бе-200ЧС впервые я познакомилась на МАКС 2013. «Альтаир» грустил за за громадой ТУ-144 в статической экспозиции.
Его полета в тот день мы не увидели, а пожар на показухе МЧС тушило с помощью вертолета и десанта из спасателей. Видимо, чтобы промокших под дождиком зрителей не смыло.
Во всей красе крылатая звезда показала себя там, где ей, собственно, и место — на Гидроавиасалоне в Геленджике 2014.
6 сентября, в последний день Гидроавиасалона, пока публика восхищалась плавности небесного хода «Бешки» и традиционном сбросом окрашенной в цвета российского флага воды, ей легко и спокойно были установлены 12 мировых рекордов в классе С-2 (гидросамолеты) — время набора высоты 3000, 6000 и 9000 метров, без груза и с коммерческой нагрузкой в 1000, 2000, 5000 кг.
О том, что самолет ставит свои рекорды, зрители не подозревали, поскольку амфибия хоть и невероятно маневренна и красива, но большой скоростью в воздухе не отличается, фигур высшего пилотажа не крутит. Да ей такое и не к чему.
Восход звезды по имени «Альтаир».
10 октября 1989 года Таганрогский машиностроительный завод переименован в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК), а распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1989 года ТАНТК присвоено имя его основателя Г. М. Бериева.
Эти двери высотой с многоэтажный дом открываются, когда приходит время выкатить на аэродром очередной самолет.
Тем временем Константинов, работая над проектом нового противопожарного самолета, пришел к мысли, что стоит создавать не узкоспециализированный, а многоцелевой самолет-амфибию по аэрогидродинамической схеме А-40, в масштабе приблизительно 0,8.
Ее взлетный вес не должен был быть более 40 тонн, а емкость баков для воды должен составлять примерно 12-13 тонн.
Техническое предложение, составленное по этой машине, было согласовано с министром авиационной промышленности и в Министерстве гражданской авиации, Государственный комитет по лесу идею одобрил.
Важный момент. Даже трогательный.
Бе-200ЧС во время показательного полета над аэродромом ТАНТК.
Так родилась и оперилась идея и схема многоцелевого самолета амфибии А-200, получившего позже обозначение Бе-200.
Сменивший А.К. Константинова на посту руководителя ТАНТК им. Г.М. Бериева Г.С. Панатов, прежде возглавлявший морскую тематику ОКБ, принял решение, используя опыт проектирования и постройки А-40, реализовать Бе-200 в металле.
К 1990 г. был готов эскизный проект самолета-амфибии для тушения лесных пожаров А-200 (Бе-200), создание которой было узаконено Постановлением СМ СССР от 8 декабря 1990 г.
Тем же Постановлением на базе амфибии для борьбы с пожарами предусматривалось создание машин для перевозки пассажиров, грузов, а также специальных вариантов по отдельным техническим заданиям, а ТАНТК им. Г.М. Бериева становился головной организацией по обеспечению единой технической политики в области гидросамолетостроения.
Через год о новом проекте впервые поведали на Авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 г.
Пока шли разговоры, на ходу перепроектировали ВСУ, герметизировали кабину, усилили пол, изменили расположение и размеры входных дверей.
Однако перед конструкторами встала проблема, что делать с огромными баками для воды занимавшими центральную часть грузовой кабины. Было найдено простое и изящное решение: компоненты специальной системы пожаротушения разместили под полом кабины, а ее саму впервые в практике отечественного гидросамолетостроения, сделали герметичной на всю длину лодки.
Планер самолета изготовлялся в основном из алюминиевых сплавов повышенной коррозионной стойкости, а созданная в Украине ОАО «Мотор Сич» построила специальную «морскую» модификацию перспективного, высокоэкономичного двигателя.
Новая амфибия должна была оснащаться современной авионикой, обеспечивающей навигацию и управление полетом в любых метеоусловиях, в любое время года и суток.
Много внимания создателями Бе-200 было уделено обеспечению высоких маневренных и пилотажных качеств, жизненно необходимых для противопожарного самолета.
Поэтому амфибия стала первой машиной ТАНТК, получившей трехканальную электродистанционную систему управления ЭДСУ-200, разработанную московским научно-производственным комплексом «Авионика», а кабину экипажа оснастили «истребительными» ручками управления, вместо традиционных штурвалов.
Но денег у государства не было, начались проблемы с финансированием и поиском серийного завода строительства машины и с изготовлением многочисленных необходимых комплектующих.
Секретный объект… Стоит себе спокойно за перегородкой.
Помимо Иркутска, новая амфибия предлагалась для производства на авиационных заводах в Киеве, Харькове и Омске, но только на ИАПО, благодаря поверившему в машину генеральному директору ИАПО Г.Н. Горбунову, приняло решение о принятии Бе-200 к производству.
Не меньшую роль в судьбе Бе-200 сыграл и В.А. Богуслаев, генеральный директор запорожского ОАО «Мотор Сич», строившего двигатели Д-436ТП, так же пошедшего на встречу ТАНТК в финансовых вопросах.
Первый летный экземпляр Бе-200 был выкачен из сборочного цеха 11 сентября 1996 г.
Специалисты ТАНТК (во главе с главным конструктором Бе-200 А.В. Явкиным) и ИАПО готовили самолет к первому полету круглосуточно, в три смены.
Эта машина, впервые поднявшаяся в небо 24 сентября 1998 года с заводского аэродрома Иркутского авиационного производственного объединения, созданная Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева и построенная в Иркутске, открыла новую страницу в развитии гидроавиации.
Посмотреть на первый полет вышел практически весь завод, а в Иркутск из Таганрога, помимо большой группы специалистов помогавших готовить машину к первому полету, прилетел Генеральный конструктор ТАНТК Г.С. Панатов, Председатель Правительства Е.М. Примаков поздравил коллективы ТАНТК и ИАПО с первым полетом нового самолета.
А 9 июня самолет перелетел в Париж для участия в 43 международном авиакосмическом салоне «Париж Айр Шоу Ле-Бурже 99».
Самолет имел успех на салоне как у специалистов, так и у посетителей. Он выполнил один тренировочный и два демонстрационных полета со сбросом 6 тонн воды.
7 июля Бе-200 впервые спустили на воду для проверки герметичности лодки. Первое «знакомство» новой амфибии с водной стихией выявило, что машина имеет устойчивую склонностью к правому крену, а из-за негерметичности днища в лодку просочилось довольно много воды.
В итоге пришлось менять родные поплавки на… снятые с Бе-12.Проверенные временем, они отлично показали себя. Устранили также и негерметичность лодки.
15 марта 2000 г., самолет принял участие в демонстрации российской авиационной техники для тушения пожаров руководству МЧС РФ, во главе с первым заместителем министра Ю.Л. Воробьевым, и представителям потенциальных иностранных заказчиков из Израиля, Греции, Швейцарии, Франции.
В сентябре 2000 г. Бе-200 участвовал в Третьей Международной выставке «Гидроавиасалон-2000», бесспорно став ее «звездой» и именно там публика, наконец, смогла увидеть полеты амфибии с воды.
В августе 2001 г., создатели Бе-200 достигли важного рубежа: был получен сертификат типа ограниченной категории на эту машину. Таким образом, амфибия могла применяться для борьбы с пожарами, можно было начинать обучение для нее летных экипажей.
Так з опытный самолет стал превращаться в реальный товар, способный продаваться.
Сертификат был торжественно вручен Генеральному конструктору во время проведения МАКС-2001 в Жуковском, 15 августа 2001 года, Бе-200 осмотрели Президент России В.В. Путин и министр обороны С.Б. Иванов.
Момент контакта… ради этого люди и идут сюда. Не просто увидеть и услышать в небе самолет, а прикоснуться к нему. В этот момент мечта становится реальностью, а небо — не таким далеким.
В феврале 2002 года в истории Бе-200 произошло ещё одно важное событие. Амфибия, наконец, обрела собственное имя, которое в течении года придумывали коллективы из Иркутска и Таганрога.
Всего на конкурс поступило более 300 предложений как назвать Бе-200, из которых конкурсная комиссия выбрала имя, несколько выбивающееся из традиционного «птичьего» ряда — «Альтаир».
«Альтаир» это навигационная звезда первой величины в созвездии Орла, четыре звезды этого созвездия своим расположением напоминают самолет.
Здесь мы все дети… Восторженно верящие в то, что наши пожелания исполнятся. Хотя, кто знает...)
Вторая «двухсотка», не менее важная, поднялась в воздух со взлетной полосы заводского аэродрома ИАПО 27 августа 2002 г.
В отличие от первой она была построена в варианте Бе-200ЧС, в комплектации оборудования максимально приближенном к требованиям заказчика — МЧС России.
Появившаяся в вечерних сумерках над Геленджиком, невероятно элегантная в своей светлой раскраске, она стала объектом всеобщего внимания и с тех пор каждый год за ее полетами с неподдельным вниманием наблюдают зрители как в Жуковском, так и в Геленджике.
Бе-200ЧС предназначен для доставки групп спасателей, необходимого оборудования и грузов первой необходимости в районы стихийных бедствий с посадкой на ближайшие аэродромы и водоемы, эвакуации пострадавших из зоны бедствия, поиска и обнаружения кораблей и судов, терпящих бедствие, точное определение координат очагов чрезвычайной ситуации, перевозки пожарных команд и грузов.
С 2011 года серийное производство самолетов-амфибий Бе-200 перенесено из Иркутска в Таганрог, в родное ТАНТК, по которому мы с вами и гуляли.
На авиашоу «Олимпийское небо» БЕ-200 все-таки будет. Поэтому передавайте привет крылатой лодке!)
Комментарии (67)
RSS свернуть / развернутьtimofeitselovalnikov1962
Пжжалста.)
moriarti13
Pablo
moriarti13
Pablo
moriarti13
gevladi
Дело не в количестве комментов и не в плюсиках. Если хотя бы 1 человек вспомнит, глядя на самолет, чего стоило его создать, прочитав этот текст ( или просмотрев), значит, не зря написано и снято.
moriarti13
VVE_Rost
Pablo
Я давно здесь, но не помню, чтоб Вы вдруг чего-то не знали. И очень правильно, что Вы это в себе не держите, неустанно поучая нас))
VVE_Rost
Pablo
(По мотивам сермяжной мудрости))
VVE_Rost
А вы уж сами разбирайтесь с любовью друг к другу)
moriarti13
Рафинированная толерантность пополам с черной завистью — ничего более не ощущаю в сторону этого вашего Пабло)
VVE_Rost
moriarti13
Я моментально разобрался и решительно отмежевался. Вот оно как вышло, Вы уж не взыщите)
VVE_Rost
moriarti13
VVE_Rost
Да и в конкретном случае он меня поймет правильно)))
moriarti13
Русский язык люблю, заигрывал и буду с ним играть дальше. А потому людей с пятью дипломами в кармане и с ликом Граммар наци расстреливал бы из «атомного оружия».Биспащадна)
VVE_Rost
Миру мир, мужикам самолетики… А бабам летчиков))
moriarti13
Утишился. Завтра — самолетики))
VVE_Rost
Была когда-то традиция у народа по утрам: читать под кофе комменты от Мориарти…
moriarti13
VVE_Rost
И все равно в Сочи нет того общения, к которому я привыкла.((
moriarti13
У мене Привет — первый опыт инет общения, сравнивать не с чем… А к какому Вы привыкли, чего не хватает — если не секрет?
VVE_Rost
VVE_Rost
Жизни не хватает…
moriarti13
Я по той живости не скучаю) Дряни там было многовато всякой…
VVE_Rost
moriarti13
Но я бы пару слов еще о сайте хотел)
Мне кажется — если нет притока свежих кровей — протухает постепенно. Чем Привет имхоценен — живые новости от живых горожан: эмоциональные, часто корявые. Но честные и оперативные. А популярен — и комментирующий состав будет обновляться, и не будет общения древних пользователей, истрепанного до занудства.
И другой пример — сайт с топами от админа, баны даже за небольшой флуд… Здесь же тоже баланс нужен, задушить можно…
А на Привете еще ники добавляют игривости. Все-таки пусть и ложное, но ощущение некоторой безнаказанности, желания почудить немного.
Имхо, разумеется.))
VVE_Rost
У меня ник привязан ко всем аккам, тем не менее чудю спокойно...))
moriarti13
Без кого скучно, без этого Пабло? Так вот он, тут как тут… блистает во все стороны, по обыкновению своему)
VVE_Rost
Pablo
По очереди? Или расписание составим с четким графиком развоза воды на обиженных пользователях?)))
moriarti13
Pablo
moriarti13
Pablo
moriarti13
VVE_Rost
moriarti13
Pablo
moriarti13
Так я уж лучше сразу, без водовозных тягот влажности этой раскаленной.
В водопад)
VVE_Rost
Pablo
После хорошо поговорить бывает. Или вместо — кому что «лучше нравится»))
VVE_Rost
moriarti13
Pablo
Да!!!
moriarti13
Возможно, правда, ее бы заинтересовало (в практических целях), что на заводе действует свой лицензированный Учебный центр с очень неплохим финансированием.
Я это всвязи с повальной молодежной безработицей в Сочи.
gevladi
)))
zhdann
Поехала я снимать самолетики))
moriarti13
chernomor
moriarti13
Prafesar
moriarti13
Prafesar
А А-50 близко рассмотреть не удалось?
FanatOf80s
А мне, видно, скучно было его рассматривать))
moriarti13
Уже не в первый раз кстати слышу над Сочи звук двигателей НК-12, который ни с чем не спутаешь. Либо Ту-95/142, либо Ан-22. С неделю назад слышал когда был на объекте в Беранде, сегодня в Наджиго. Сам источник звука в небе оба раза разглядеть не удалось:(
FanatOf80s
southcap
moriarti13
ankasvetik
Надеюсь, фото получились?
moriarti13
ankasvetik
moriarti13
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.