День открытых дверей в ТАНТК имени Бериева. Как рождаются звезды

Путь к этому самолету был долгим и непростым.
Но иначе ведь не бывает…



С Бе-200ЧС впервые я познакомилась на МАКС 2013. «Альтаир» грустил за за громадой ТУ-144 в статической экспозиции.



Его полета в тот день мы не увидели, а пожар на показухе МЧС тушило с помощью вертолета и десанта из спасателей. Видимо, чтобы промокших под дождиком зрителей не смыло.



Во всей красе крылатая звезда показала себя там, где ей, собственно, и место — на Гидроавиасалоне в Геленджике 2014.





6 сентября, в последний день Гидроавиасалона, пока публика восхищалась плавности небесного хода «Бешки» и традиционном сбросом окрашенной в цвета российского флага воды, ей легко и спокойно были установлены 12 мировых рекордов в классе С-2 (гидросамолеты) — время набора высоты 3000, 6000 и 9000 метров, без груза и с коммерческой нагрузкой в 1000, 2000, 5000 кг.




О том, что самолет ставит свои рекорды, зрители не подозревали, поскольку амфибия хоть и невероятно маневренна и красива, но большой скоростью в воздухе не отличается, фигур высшего пилотажа не крутит. Да ей такое и не к чему.

Восход звезды по имени «Альтаир».



10 октября 1989 года Таганрогский машиностроительный завод переименован в Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК), а распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 декабря 1989 года ТАНТК присвоено имя его основателя Г. М. Бериева.




Эти двери высотой с многоэтажный дом открываются, когда приходит время выкатить на аэродром очередной самолет.

Тем временем Константинов, работая над проектом нового противопожарного самолета, пришел к мысли, что стоит создавать не узкоспециализированный, а многоцелевой самолет-амфибию по аэрогидродинамической схеме А-40, в масштабе приблизительно 0,8.

Ее взлетный вес не должен был быть более 40 тонн, а емкость баков для воды должен составлять примерно 12-13 тонн.

Техническое предложение, составленное по этой машине, было согласовано с министром авиационной промышленности и в Министерстве гражданской авиации, Государственный комитет по лесу идею одобрил.


Важный момент. Даже трогательный.



Бе-200ЧС во время показательного полета над аэродромом ТАНТК.

Так родилась и оперилась идея и схема многоцелевого самолета амфибии А-200, получившего позже обозначение Бе-200.

Сменивший А.К. Константинова на посту руководителя ТАНТК им. Г.М. Бериева Г.С. Панатов, прежде возглавлявший морскую тематику ОКБ, принял решение, используя опыт проектирования и постройки А-40, реализовать Бе-200 в металле.



К 1990 г. был готов эскизный проект самолета-амфибии для тушения лесных пожаров А-200 (Бе-200), создание которой было узаконено Постановлением СМ СССР от 8 декабря 1990 г.

Тем же Постановлением на базе амфибии для борьбы с пожарами предусматривалось создание машин для перевозки пассажиров, грузов, а также специальных вариантов по отдельным техническим заданиям, а ТАНТК им. Г.М. Бериева становился головной организацией по обеспечению единой технической политики в области гидросамолетостроения.

Через год о новом проекте впервые поведали на Авиасалоне в Ле-Бурже в 1991 г.



Пока шли разговоры, на ходу перепроектировали ВСУ, герметизировали кабину, усилили пол, изменили расположение и размеры входных дверей.
Однако перед конструкторами встала проблема, что делать с огромными баками для воды занимавшими центральную часть грузовой кабины. Было найдено простое и изящное решение: компоненты специальной системы пожаротушения разместили под полом кабины, а ее саму впервые в практике отечественного гидросамолетостроения, сделали герметичной на всю длину лодки.







Планер самолета изготовлялся в основном из алюминиевых сплавов повышенной коррозионной стойкости, а созданная в Украине ОАО «Мотор Сич» построила специальную «морскую» модификацию перспективного, высокоэкономичного двигателя.



Новая амфибия должна была оснащаться современной авионикой, обеспечивающей навигацию и управление полетом в любых метеоусловиях, в любое время года и суток.



Много внимания создателями Бе-200 было уделено обеспечению высоких маневренных и пилотажных качеств, жизненно необходимых для противопожарного самолета.
Поэтому амфибия стала первой машиной ТАНТК, получившей трехканальную электродистанционную систему управления ЭДСУ-200, разработанную московским научно-производственным комплексом «Авионика», а кабину экипажа оснастили «истребительными» ручками управления, вместо традиционных штурвалов.

Но денег у государства не было, начались проблемы с финансированием и поиском серийного завода строительства машины и с изготовлением многочисленных необходимых комплектующих.



Секретный объект… Стоит себе спокойно за перегородкой.

Помимо Иркутска, новая амфибия предлагалась для производства на авиационных заводах в Киеве, Харькове и Омске, но только на ИАПО, благодаря поверившему в машину генеральному директору ИАПО Г.Н. Горбунову, приняло решение о принятии Бе-200 к производству.

Не меньшую роль в судьбе Бе-200 сыграл и В.А. Богуслаев, генеральный директор запорожского ОАО «Мотор Сич», строившего двигатели Д-436ТП, так же пошедшего на встречу ТАНТК в финансовых вопросах.



Первый летный экземпляр Бе-200 был выкачен из сборочного цеха 11 сентября 1996 г.

Специалисты ТАНТК (во главе с главным конструктором Бе-200 А.В. Явкиным) и ИАПО готовили самолет к первому полету круглосуточно, в три смены.

Эта машина, впервые поднявшаяся в небо 24 сентября 1998 года с заводского аэродрома Иркутского авиационного производственного объединения, созданная Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г.М. Бериева и построенная в Иркутске, открыла новую страницу в развитии гидроавиации.

Посмотреть на первый полет вышел практически весь завод, а в Иркутск из Таганрога, помимо большой группы специалистов помогавших готовить машину к первому полету, прилетел Генеральный конструктор ТАНТК Г.С. Панатов, Председатель Правительства Е.М. Примаков поздравил коллективы ТАНТК и ИАПО с первым полетом нового самолета.

А 9 июня самолет перелетел в Париж для участия в 43 международном авиакосмическом салоне «Париж Айр Шоу Ле-Бурже 99».

Самолет имел успех на салоне как у специалистов, так и у посетителей. Он выполнил один тренировочный и два демонстрационных полета со сбросом 6 тонн воды.



7 июля Бе-200 впервые спустили на воду для проверки герметичности лодки. Первое «знакомство» новой амфибии с водной стихией выявило, что машина имеет устойчивую склонностью к правому крену, а из-за негерметичности днища в лодку просочилось довольно много воды.

В итоге пришлось менять родные поплавки на… снятые с Бе-12.Проверенные временем, они отлично показали себя. Устранили также и негерметичность лодки.



15 марта 2000 г., самолет принял участие в демонстрации российской авиационной техники для тушения пожаров руководству МЧС РФ, во главе с первым заместителем министра Ю.Л. Воробьевым, и представителям потенциальных иностранных заказчиков из Израиля, Греции, Швейцарии, Франции.

В сентябре 2000 г. Бе-200 участвовал в Третьей Международной выставке «Гидроавиасалон-2000», бесспорно став ее «звездой» и именно там публика, наконец, смогла увидеть полеты амфибии с воды.


В августе 2001 г., создатели Бе-200 достигли важного рубежа: был получен сертификат типа ограниченной категории на эту машину. Таким образом, амфибия могла применяться для борьбы с пожарами, можно было начинать обучение для нее летных экипажей.
Так з опытный самолет стал превращаться в реальный товар, способный продаваться.



Сертификат был торжественно вручен Генеральному конструктору во время проведения МАКС-2001 в Жуковском, 15 августа 2001 года, Бе-200 осмотрели Президент России В.В. Путин и министр обороны С.Б. Иванов.





Момент контакта… ради этого люди и идут сюда. Не просто увидеть и услышать в небе самолет, а прикоснуться к нему. В этот момент мечта становится реальностью, а небо — не таким далеким.


В феврале 2002 года в истории Бе-200 произошло ещё одно важное событие. Амфибия, наконец, обрела собственное имя, которое в течении года придумывали коллективы из Иркутска и Таганрога.

Всего на конкурс поступило более 300 предложений как назвать Бе-200, из которых конкурсная комиссия выбрала имя, несколько выбивающееся из традиционного «птичьего» ряда — «Альтаир».

«Альтаир» это навигационная звезда первой величины в созвездии Орла, четыре звезды этого созвездия своим расположением напоминают самолет.





Здесь мы все дети… Восторженно верящие в то, что наши пожелания исполнятся. Хотя, кто знает...)


Вторая «двухсотка», не менее важная, поднялась в воздух со взлетной полосы заводского аэродрома ИАПО 27 августа 2002 г.




В отличие от первой она была построена в варианте Бе-200ЧС, в комплектации оборудования максимально приближенном к требованиям заказчика — МЧС России.

Появившаяся в вечерних сумерках над Геленджиком, невероятно элегантная в своей светлой раскраске, она стала объектом всеобщего внимания и с тех пор каждый год за ее полетами с неподдельным вниманием наблюдают зрители как в Жуковском, так и в Геленджике.



Бе-200ЧС предназначен для доставки групп спасателей, необходимого оборудования и грузов первой необходимости в районы стихийных бедствий с посадкой на ближайшие аэродромы и водоемы, эвакуации пострадавших из зоны бедствия, поиска и обнаружения кораблей и судов, терпящих бедствие, точное определение координат очагов чрезвычайной ситуации, перевозки пожарных команд и грузов.



С 2011 года серийное производство самолетов-амфибий Бе-200 перенесено из Иркутска в Таганрог, в родное ТАНТК, по которому мы с вами и гуляли.

На авиашоу «Олимпийское небо» БЕ-200 все-таки будет. Поэтому передавайте привет крылатой лодке!)
  • +43
  • 27 мая 2015, 17:16
  • moriarti13

Комментарии (67)

RSS свернуть / развернуть
+
Три топика-титанический труд, когда вы только успеваете. Было очень интересно, и ездить ни куда не надо.Спасибо за рассказ.
avatar

timofeitselovalnikov1962

  • 27 мая 2015, 15:12
+
Не титанический, но труд)
Пжжалста.)
avatar

moriarti13

  • 27 мая 2015, 15:16
+
Тимофей, как там джамперы на Шахе? :)))
avatar

Pablo

  • 27 мая 2015, 15:30
+
Эхххх, мужикииииии...)
avatar

moriarti13

  • 27 мая 2015, 15:31
+
Чё?
avatar

Pablo

  • 27 мая 2015, 15:38


+
Клевые вы....)
avatar

moriarti13

  • 27 мая 2015, 18:21
+
Вы, пожалуй, не к той аудитории обратились с такими репортажами, не расстраивайтесь.
avatar

gevladi

  • 28 мая 2015, 07:14
+
Та я никогда не расстраиваюсь)))
Дело не в количестве комментов и не в плюсиках. Если хотя бы 1 человек вспомнит, глядя на самолет, чего стоило его создать, прочитав этот текст ( или просмотрев), значит, не зря написано и снято.
avatar

moriarti13

  • 28 мая 2015, 09:52
+
Вы же знаете, что не один. Сотни, как минимум. Спросите у Пабло, он все знает)
avatar

VVE_Rost

  • 28 мая 2015, 10:13
+
Не всё ещё, но уже на подходе!
avatar

Pablo

  • 28 мая 2015, 14:00
+
Вы просто не знаете, что уже все знаете. Проскочили эту точку)
Я давно здесь, но не помню, чтоб Вы вдруг чего-то не знали. И очень правильно, что Вы это в себе не держите, неустанно поучая нас))
avatar

VVE_Rost

  • 28 мая 2015, 14:15
+
Вы вдруг чего-то не знали
Я не знаю, что я всё знаю!
avatar

Pablo

  • 28 мая 2015, 15:18
+
«Скромен да зело умен — два угодья в ем»)
(По мотивам сермяжной мудрости))
avatar

VVE_Rost

  • 28 мая 2015, 16:10
+
Я не знаю. Надеюсь, вот и все.)
А вы уж сами разбирайтесь с любовью друг к другу)
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 09:12
+
Статистика, же)
Рафинированная толерантность пополам с черной завистью — ничего более не ощущаю в сторону этого вашего Пабло)
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 09:22
+
Вот оно мне надо: знать, что к кому кто-то ощущает))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 09:26
+
Вы же там сказали разобраться «с любовью другу?)
Я моментально разобрался и решительно отмежевался. Вот оно как вышло, Вы уж не взыщите)
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 09:30
+
Юууууумор))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 17:14
+
Вот щас он Вам объяснит, что столько много гласных подряд не монтируются в русском языке))
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 17:19
+
Вячеслав, меня опыт научил прислушиваться к тому, что он говорит)))
Да и в конкретном случае он меня поймет правильно)))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 17:22
+
А я вот люблю и берегу лично собой набитые шишки и удары граблями)
Русский язык люблю, заигрывал и буду с ним играть дальше. А потому людей с пятью дипломами в кармане и с ликом Граммар наци расстреливал бы из «атомного оружия».Биспащадна)
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 17:28
+
Та хоспиди, утиштесь, наконец.
Миру мир, мужикам самолетики… А бабам летчиков))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 17:31
+
Какая отличная языковая конструкция… ммм, вкуснятина)
Утишился. Завтра — самолетики))
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 17:39
+
Тююю, это Вы меня в лучшие годы не читали…
Была когда-то традиция у народа по утрам: читать под кофе комменты от Мориарти…
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 17:43
+
Это где — на Блоге или еще дальше было?)
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 17:47
+
На Блоге нет комментаторов… хотя сейчас есть, прибавилось, в связи с утерей рейтинга здесь))
И все равно в Сочи нет того общения, к которому я привыкла.((
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 17:49
+
Да, сейчас у Валова там целый праздник, толчея практически.)Эт неплохо, пусть хоть как-то конкурирует)
У мене Привет — первый опыт инет общения, сравнивать не с чем… А к какому Вы привыкли, чего не хватает — если не секрет?
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 17:56
+
У меня, не «мене».Лишнее и бессмысленное коверкание тоже ни к чему…
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 17:57
+
Да пусть радуется, хоть кто-то должен был начать развивать ресурс…
Жизни не хватает…
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 18:00
+
Жизни — это очень обобщенно: разная она… Здесь в предолимпийской нервозности нормально так била, да все инакомыслящим по маковке целила. Выжили самые юркие… тараканчеги)
Я по той живости не скучаю) Дряни там было многовато всякой…
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 18:07
+
Дряни там было многовато всякой…
Та и ща бывает.
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 18:14
+
Вот Пабло пришел, шутку принес, хорошую и умную)
Но я бы пару слов еще о сайте хотел)
Мне кажется — если нет притока свежих кровей — протухает постепенно. Чем Привет имхоценен — живые новости от живых горожан: эмоциональные, часто корявые. Но честные и оперативные. А популярен — и комментирующий состав будет обновляться, и не будет общения древних пользователей, истрепанного до занудства.
И другой пример — сайт с топами от админа, баны даже за небольшой флуд… Здесь же тоже баланс нужен, задушить можно…
А на Привете еще ники добавляют игривости. Все-таки пусть и ложное, но ощущение некоторой безнаказанности, желания почудить немного.
Имхо, разумеется.))
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 18:37
+
А мне скучно без него....((
У меня ник привязан ко всем аккам, тем не менее чудю спокойно...))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 18:39
+
Ну, большинство деанонимизированных таки серьезнеют и начинают «блюсти лицо»)
Без кого скучно, без этого Пабло? Так вот он, тут как тут… блистает во все стороны, по обыкновению своему)
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 18:43
+
Маш, ну обиделся дяденька, ну бывает :) Воду возить будем?
avatar

Pablo

  • 29 мая 2015, 18:25
+
Обиженные дяденьки хуже обиженных тетенек… поскольку у тетенек хоть сисьге есть....)))

Воду возить будем?

По очереди? Или расписание составим с четким графиком развоза воды на обиженных пользователях?)))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 18:31
+
Ну надо спросить кому воды. Там Роме может надо — он как раз там рядом на Мацесте.
avatar

Pablo

  • 29 мая 2015, 18:37
+
У Ромы колодец… кстати, его вино теперь будет еще ценнее — мы летчиком им одариваем))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 18:41
+
И сколько его у вас?
avatar

Pablo

  • 29 мая 2015, 18:52
+
Осталось немного…
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 18:59
+
Да не повезу я никому, даже не рассчитывайте. Тем более Роме — триста метров над уровнем моря. Довезти и умереть сразу прикажете?)
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 18:45
+
Ненене, мы закапывать труп не будем!!!
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 18:52
+
А потом в баньку, а?
avatar

Pablo

  • 29 мая 2015, 18:53
+
Давай сразу в баньку, м?
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 18:59
+
Причем я даже не любитель баньки… сидишь и потеешь, выпучив глаза. Один кайф в этом — ушат холодной воды потом на себя… два. Еще лучше — занырнуть в нее, в эту холодную воду.
Так я уж лучше сразу, без водовозных тягот влажности этой раскаленной.
В водопад)
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 19:00
+
А поговорить? :)
avatar

Pablo

  • 29 мая 2015, 19:03
+
В парилке??
После хорошо поговорить бывает. Или вместо — кому что «лучше нравится»))
avatar

VVE_Rost

  • 29 мая 2015, 19:05
+
Пусть се сидит в водопаде, а я в парилку хочу))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 19:09
+
Злая ты, Маша!
avatar

Pablo

  • 29 мая 2015, 19:10
+
Я?! Злая?!
Да!!!
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 19:11
+
Дело не в количестве комментов и не в плюсиках
Я не про «плюсики» — не знаю, что это такое и зачем они. Я про читающую аудиторию.

Возможно, правда, ее бы заинтересовало (в практических целях), что на заводе действует свой лицензированный Учебный центр с очень неплохим финансированием.

Я это всвязи с повальной молодежной безработицей в Сочи.
avatar

gevladi

  • 28 мая 2015, 12:24
+
снобизм в наших сердцах неискореним
)))
avatar

zhdann

  • 28 мая 2015, 10:01
+
Воистину!
Поехала я снимать самолетики))
avatar

moriarti13

  • 28 мая 2015, 10:08
+
Спасибо. Интересное повествование и фотографии.
avatar

chernomor

  • 27 мая 2015, 21:33


+
Пожалуйста. Искренне надеюсь, что еще не надоела)
avatar

moriarti13

  • 27 мая 2015, 21:38
+
надоест пошлем!)))) а пока пишите эшо! интересно было!)))
avatar

Prafesar

  • 28 мая 2015, 03:25
+
Меня сложно послать)))
avatar

moriarti13

  • 28 мая 2015, 09:52
+
послать элементарно, главное что б направление было интересное!)))) и пачаму сразу о плохом люди думают?)))
avatar

Prafesar

  • 28 мая 2015, 13:51
+
На 14 фотке Ту-95 или Ту-142 на переднем плане.
А А-50 близко рассмотреть не удалось?
avatar

FanatOf80s

  • 28 мая 2015, 04:05
+
ТУ-95)))
А мне, видно, скучно было его рассматривать))
avatar

moriarti13

  • 28 мая 2015, 09:53
+
А зря! Аппарат весьма интересный!
Уже не в первый раз кстати слышу над Сочи звук двигателей НК-12, который ни с чем не спутаешь. Либо Ту-95/142, либо Ан-22. С неделю назад слышал когда был на объекте в Беранде, сегодня в Наджиго. Сам источник звука в небе оба раза разглядеть не удалось:(
avatar

FanatOf80s

  • 28 мая 2015, 16:25
+
«надеюсь, мой муж тебя дособирает» — трогательная фотография.
avatar

southcap

  • 28 мая 2015, 10:12
+
Очень))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 09:11
+
Спасибо за съёмку с моей мыльныци в аэропорту возле пчёл итд -рад бы познакомится!!! Удачных фоток!!1
avatar

ankasvetik

  • 28 мая 2015, 20:21
+
Да не за что!)
Надеюсь, фото получились?
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 09:11
+
Да -СССсспсибо!!! Усё получилось!!! сегодня с мигами -фото! опять как дитя!!! Класс!!! Большой Прювет тебе!!!
avatar

ankasvetik

  • 29 мая 2015, 17:09
+
Всегда рада!)))
avatar

moriarti13

  • 29 мая 2015, 17:14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.