Последние дни 80-летней истории сочинского рыбокомбината

Сочинский рыбокомбинат доживает последние дни. 15 апреля будет остановлено последнее — коптильное — производство. А в мае уволят последних работников. Огромное бетонное здание у самого моря ломать, по слухам, не будут. Новые московские хозяева планируют устроить в нём выставочный центр. Кстати или НЕ кстати, в этом году исполняется 80 лет с момента организации в Сочи первого рыболовецкого колхоза.

Сочинский рыбокомбинат на закате своих дней. Минувшей осенью остановлен консервный цех, не работает холодильник. Распродают последнюю продукцию. Когда-то на комбинате трудилась тысяча человек, перерабатывали в сутки 30 тонн рыбы. Сегодня внутри огромного здания последние двадцать рабочих. А в будущем здесь не останется уголка даже для музея предприятия. Чтоб и духом рыбным не пахло, все прошлое отнесли в городской музей истории Адлера. Много славных и вкусных воспоминаний. Начиная с 1929 года, когда на месте частного дома был организован первый рыболовецкий колхоз — всего шесть семей. С тех пор и до конца 80-х годов рыбная отрасль в Сочи бурно развивалась. Она питала каждого, от хозяев кремлевских кабинетов до сочинских детишек, которые покупали в магазине «Океан» горячие пирожки с рыбой всего за 4 копейки. На рыбзаводе многие школьники впервые приобщались к труду. И нынешние музейные работники в том числе.

Маргарита Кузина, научный сотрудник музея истории Адлера:
«Представьте себе: девчонки юные в цехе обработки рыбы. Такое лихое матросское слово есть — «шкерить». Мы шкерили рыбу. Тут же рыба промывалась. Мы были в огромных сапогах резиновых, огромных фартуках, на руках у нас были перчатки».



Из музея по набережной Адлера идем на экскурсию под открытым небом. Здесь место старого рыбзавода, где он работал 20 лет назад, до переезда в новое здание. Место куплено известным московским предпринимателем Батуриным и, как другая его сочинская недвижимость, лежит в запустении. А когда-то жизнь здесь била ключом, вспоминает бывший руководитель рыбозавода Александр Пололин: «До 88-го года в этом помещении находился мой рабочий кабинет. По-соседству находился отдел сбыта и дальше отдел снабжения».

А еще на первом этаже была рабочая столовая, куда весь Адлер ходил есть уху из барабули. Десятки лет размеренной, налаженной жизни — все ушло в невозвратную даль.

Александр Пололин, заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО «Сочинский рыбокомбинат»:
«Вот за деревьями фонтан: стоял гипсовый рыбак, вытаскивал осетрину, каждый субботник мы его чистили. Там плавали рыбки».

К причалу подходили сейнеры, полные кефали, хамсы, барабули, ставриды. Но начиная с 80-х годов прошлого века, рыбы в Черном море стало заметно меньше, что и погубило, в конечном счете Сочинский рыбокомбинат. Задыхаясь без сырья, гигант закупал норвежскую сельдь и атлантическую скумбрию. Однако при капитализме работать на привозной рыбе оказалось невыгодно катастрофически. Кроме того, из всех рыбокомбинатов России, наш платил самый высокий земельный налог, ведь стоит он на курорте у моря. Вернее, стоял.

Игорь Хахалин, Андрей Матросов, «Вечерний Сочи».
www.maksmedia.ru/news.htm?id=47285
  • +1
  • 01 апреля 2009, 01:34
  • sochinec

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.