Рейтинг
+391.35
голосов:
57
avatar

История Сочи  

Праздновать или?...

ПРАЗДНОВАТЬ ИЛИ ИЗВИНИТЬСЯ? Не знаю.

Наверное, я ко всему отношусь критически. Я не понимаю, почему городу, которому мы отмечали 150-летие в 1988 году, году, сейчас, в 2017 исполняется 179 лет?

Есть, правда, оправдательные документы. Извиняюсь за подробности, но вот они…

Так сколько Сочи лет?

Сегодня в лентах новостей мелькают заметки о столетии нашего города.

  • Город Сочи отмечает столетие.

31 июля 1917 года посад Сочи получил статус города.

В городскую черту были включены дачи Верещагина, Хлудова, графа Шереметева, Великого князя Михаила Николаевича и другие земли.

После Гражданской войны в Сочи начинают создавать курорт. В 1934 году был утвержден первый план реконструкции города. В 1961 году в состав сочинского округа вошли Адлерский и Лазаревский районы. Большой Сочи растянулся от поселка Магри до границы с Абхазией, став одним из самых длинных городов в мире.

Но, я помню у меня ещё в детстве был памятный значок «Городу Сочи — 150 лет»
Потом, из-за возмущений местных шапсугов, которые считают, что городу на самом деле более 300 лет, празднование 150-летия признали ошибочным.

Официальная хроника:

Информационная записка

В конце мая 1988 года в Сочи отмечался юбилей – 150-летие со времени основания города. Состоялось торжественное собрание, в честь этой даты на курорте прошел ряд массовых мероприятий, выпускалась продукция и буклеты с юбилейной символикой.

В Сочинский городской Совет поступило заявление общества «Адыгэ Хасэ» о неправомочности подобных мероприятий. Народными депутатами, членами комиссии по культуре, национальным отношениям, религии и средствам массовой информации проведено депутатское расследование этого вопроса. Анализ исторических документов и газетных публикаций показал, что празднование 150-летия Сочи в 1988 году проведено необоснованно, 1838 год нельзя считать датой основания города, так как военное укрепление в том году было построено на месте уже существовавшего ранее адыгского (убыхского) аула – Саше. Комиссия считает, что в дальнейшем имеет смысл праздновать в Сочи лишь юбилеи основания курорта, что связано с точной датой (1909 год). Для установления же исторической истины по поводу первых поселений в Сочи было бы целесообразно провести на побережье научно-практическую конференцию.

В то же время у комиссии нет оснований считать, что мероприятия, связанные с юбилеем, проводились якобы для ущемления национальных чувств тех или иных жителей Сочи. Доказательством этому служит то, что никакого документа о 150-летнем юбилее города не принималось, постановлением исполкома Сочинского горсовета был лишь утвержден план организационно-массовых мероприятий по подготовке и проведению юбилея (протокол от 27 декабря 1985 года), которым предусматривались открытие новых филиалов музеев, реконструкция старых зданий и работы по благоустройству улиц, скверов и площадей города.


( Читать дальше )
  • +56
  • 17 ноября 2017, 16:22
  • kreativschou
  • 14

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года.(часть 3-я)

Начало здесь

Свято – Николаевский приход после революционных событий.

Свято – Николаевский приход вступил в новую эпоху — эпоху цинизма по отношению ко всему святому и откровенно враждебную Христовой Церкви. Но жизнь продолжалась, и ни смотря, ни на что Российская Православная Церковь продолжала выполнять свое божественное предназначение, заботясь о спасении человеческих душ в попущенных Богом, по грехам людским, по истине «дышащим адом» условиях. С 1918 года уже действовал декрет новой власти «о свободе совести, церковных и религиозных обществах», однако власть в городе взяли сначала грузинские меньшевики, а затем добровольцы генерала Деникина. Большевики восстановили свою власть в Сочи уже в 1920 году. В начале августа 1922 года прихожанами Свято – Николаевской церкви города Сочи было проведено общее собрание под председательством нового настоятеля храма о.Евгения Пономарёва, на котором после ознакомлении прихожан с декретом, было постановлено образовать Народно – Христианскую Общину при Свято – Николаевской церкви. Были избранны члены Правления Общины, как исполнительного органа, в составе 12-ти человек и 12-ти кандидатов к ним. В числе кандидатов, в протоколе данного собрания, упоминается Сергей Старк (племянник Александра Александровича Старка – русского энтомолога, систематика живой природы, жившего в Сочи, а также родной брат Георгия Старка – контр-адмирала, который после революции перешёл в подчинение адмирала Колчака и возглавил сначала Волжскую, а затем Сибирскую флотилию). Избранному правлению, поручается принять меры к скорейшему проведению в жизнь постановления собрания об образовании общины путём заключения договора с Сочинским Исполкомом.

Следом за этим собранием, 8 августа 1922 года следует собрание Правления Народно – Христианской Общины при Свято – Николаевской церкви, на котором был избран новый староста прихода гр. Татаринов. Также была проведена опись имущества храма. Так приход вынужденно приспосабливался к новым порядкам, в надежде на своё дальнейшее существование, которое продолжилось ещё порядка 10-12 – ти лет.

( Читать дальше )
  • +44
  • 17 ноября 2017, 11:10
  • dionisy-s
  • 36

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года.(часть 2-я)

Начало здесь

Основатель одноимённых храма и братства — Россиев П.А.

Человеком удивительной энергии и созидательной – доброй воли был Павел Амплиевич Россиев, который волею судьбы оказался у истоков возникновения Свято – Николаевской церкви, ещё будучи, активнейшим руководителем Комитета по постройке храма и школы на землях Хлудова. Его судьба как литератора складывалась весьма не просто, она была полна странствий, надежд и разочарований, большого труда и, наверное, главное в ней было обретение веры. Так бывает, что люди воспитанные в православной религиозной традиции, будучи крещены с детства, лишь со временем постигают свою веру в её глубинных основах и такое открытие, как правило, бывает следствием опытного познания жизни и обретения её настоящего смысла. Такая перемена в жизни человека непременно сказывается на его внешней деятельности, а особенно это заметно проявляется в творчестве и самовыражении. В литературных трудах П.А.Россиева такой путь прослеживается довольно ясно: начинает он свои труды с неприметных статей и рассказов художественного, исторического и публицистического содержания как путешественник, а продолжает уже и как религиозный мыслитель, осмысливающий историю и жизнь русского народа. Публиковался Россиев во многих изданиях. Так, его статьи есть в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

В Сочи творческий талант Россиева проявился в издательской деятельности. В 1914 – 1916 г.г. он издаёт журнал «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства», на страницах которого появляется его проект: с помощью дарителей из среды братства, сочинской паствы и всех сочувствующих собрать воедино любые материалы по истории Сочи, чтобы в завершении создать в Сочи историко – географический музей. В марте 1913 года он обратился к городскому голове с инициативой отметить 75 – летие Сочи 23 апреля (6 мая н/ст), в день памяти форта Александрия. Так впервые с размахом был отмечен день основания Сочи.

Достойный сын своего Отечества, уроженец Орловской губернии(1873 г.р.), Павел Амплиевич Россиев был арестован в Сочи осенью 1920 года, по обвинению в «редактировании статей контрреволюционного характера» и вскоре расстрелян. Окажись он в эмиграции, наверное, появились бы новые очерки и книги, несущие глубокие смыслы о революционных событиях и их последствиях для России, которой он был созвучен и душой и фамилией.

( Читать дальше )

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года. (часть 1-я)

Предисловие.

Всем православным старожилам города Сочи известно о существовавшем в городе Сочи в дореволюционный и ранний советский период храма в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Этот храм находился в северной стороне бывших казённых Хлудовских имений недалеко от знакового места современного Сочи — парка «Ривьера» (Хлудовский парк). В 30 – е годы прошлого столетия храм был закрыт и на его месте стал действовать сначала безалкогольный, а затем пивоваренный завод. В 90 – е годы, после закрытия пивзавода хозяева этого места менялись один за другим, а в 2000 – х оно было передано под строительство жилого комплекса «Ривьера» строительной компании ооо «Донстрой». Однако церковное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому человеку при крещении в Церкви, но и каждому храму, во время его освящения. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу своё сердце, наполненное радостями или скорбями. Даже в случае уничтожения храма, его ангел хранитель – небесный покровитель не покидает отведённого его попечению места, надеясь, что когда – нибудь разрушенный храм будет восстановлен, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых богомольцев — христиан.

В конце 19-го столетия посад Даховский стал именоваться посадом Сочи, а в начале 20 –го века городом Сочи. Именно в этот период Сочи становиться популярным среди тогдашней российской знати и начинает приобретать славу курорта. Однако вместе с тем, на потребу тогдашнего общества Российской Империи, получает своё развитие на Черноморском побережье и церковно – приходская, духовная жизнь. Строительство храмов и основание монастырей шло с трудом, так строительство известного собора в честь святого Архистратига Михаила затянулось на 16-ть с половиной лет(1874 – 1891) ввиду различных трудностей местного быта и недостатка денежных средств. Однако, как и освоение, добытой кровью и потом длительной Кавказкой войны(1817 – 1864) земли в её прикладном значении (сельское хозяйство, строительство дорог, открытие различных артелей и т.п.), развитие церковной жизни шло медленно, но верно. К тому же духовная жизнь в этих краях не являла себя впервые! Предание Церкви свидетельствует о том, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный в первый век христианства, далее расцвет церковной жизни этих мест нам открывает история византийской эпохи, что подтверждается сохранившимися до наших дней развалинами древних храмов и крепостей. И вот новый виток христианской жизни на побережье Чёрного моря открывает нам завершающийся период истории Российской Империи. Период этот и славный и трагичный по своей сути, в нём и подвиги «За Веру, Царя и Отечество» и «разброд и шатания», предшествующие «лихим дням».

( Читать дальше )
  • +34
  • 17 ноября 2017, 00:53
  • dionisy-s
  • 14

Советский Сочи глазами иностранцев. Разные годы

Из цикла «Советский Сочи глазами иностранцев.» Эпизод 22.

Хочу представить ассорти из фотографий разного времени, но одного города.

1981г


( Читать дальше )
  • +84
  • 13 ноября 2017, 23:30
  • chernomor
  • 7

Памятники Архитектуры "Дом Успенского" и "Здание аптеки"

Пресс служба администрации города-курорта Сочи бодро рапортует демонтаже забора, у дома №6 по ул. Театральной, который является памятником архитектуры «Дом Успенского (магазин удельного ведомства)». «Так как дом №6 по ул. Театральной является памятником архитектуры регионального значения, администрацией города Сочи произведен демонтаж указанного забора».

Внимание вопрос. Значит ли это что находящийся по соседству памятник архитектуры «Здание аптеки, (Курортный пр., 67).» вместе со сквером будет так же лишён забора и станет доступен гражданам и гостям курорта?

  • +79
  • 13 ноября 2017, 15:12
  • bsp_1991
  • 46

Грустная история сочинского Лондона - крепость на р. Годлик

Рассматривая генуэзские и португальские компасные карты эпохи средневековья получилось разобраться с локализацией топонимов, которые на них указаны. Особенно важно было понять, что само название г.Сочи в форме порт Sacho, Sochia, SuSaco, [dзur]Зuchi, Sach и т.п. упоминается на этих картах начиная с 1318 года, таким образом, можно считать вполне, что в 2018 году городу будет 700 лет.

Портолан Весконте 1318 года


( Читать дальше )
  • +81
  • 07 ноября 2017, 17:27
  • RebelNeo
  • 18

"Легенда о Мацесте" в пересказе руководителя Народного университета "Время жить" - Софьи Касьяненко



Руководитель Народного университета55+ «Время жить» в г. Сочи — Софья Михайловна Касьяненко:
— Друзья, продолжу повествовать материалы по истории Сочи. Мне очень приятно получать от вас десятки писем и сотни тысяч положительных отзывов по всем моим предыдущим публикациям, и наряду с опубликованными ранее мифами и легендами, (Легенда о Бытхе, Маяке). Постараюсь и сегодня предоставить не менее интересную страницу из своей курсовой работы «Легенда о Мацесте».



( Читать дальше )
  • +38
  • 01 ноября 2017, 11:57
  • snarodnyn1
  • 17

Причерноморская Черкессия в рисунках

Быт причерноморских черкесов в рисунках Дж.Лонгворта



( Читать дальше )
  • +52
  • 31 октября 2017, 22:29
  • GUNPOWDER
  • 3

Легенда о Сочинском Маяке в пересказе руководителя Народного университета "Время жить" Софьи Касьяненко...

Руководитель Сочинского Народного университета «Время жить» — Софья Касьяненко:
— Друзья! После публикации моей «Легенды о Бытхе», которая получила очень много критики и похвал, тем самым вызвав большой общественный резонанс, я решила опубликовать другую свою работу, именуемую «Легендой о Сочинском Маяке». Напомню, что данный материал составлен по теме моей давней курсовой работы «Исторические фенички г. Сочи»…

Итак, Маяк:
И вот ещё одно путешествие в мир истории города, довольно таки интересная быль о Маяке.
Маяк был сторожилом Сочи. Он родился в 1891 г, во Франции, но всегда считал себя принадлежностью России. В далёкой зарубежной стране его оснастили оптическим устройством в настоящей бронзовой оправе, и привезли сюда, на берег, чтобы он помогал редким кораблям находить ночью крохотный посёлок у моря. Так он и стоял над обрывам, молодой красивый на своей толстой неуклюжей ноге, глядя одиноким красным глазом в сторону пустого горизонта. Справа от него бежала маленькая вредная речка, слева стояла удивительная красивая церковь. Её он в глаза не видел ( не хватало технических возможностей для поворота), а только слышал звон колокола.
-" О, да я здесь не один," — Думал Маяк. Раз есть Бог, люди найдутся и будут корабли." Люди были — кораблей не было.

( Читать дальше )
  • +42
  • 26 октября 2017, 10:50
  • snarodnyn1
  • 25

"Легенда о Сочинской горе Бытхе"

Руководитель Сочинского Народного университета 55+ «Время жить» — Софья Михайловна Касьяненко:
Уважаемые друзья! Сегодня хочу с вами поделиться своей давней публикацией, ещё тех времён, когда волею судеб я посещала известные в нашем городе курсы экскурсоводов. Тема была очень интересная «Исторические „Фенички“ г.Сочи. В своей работе на заданную тему я составила повествование по истории Сочи с древнейших времён до наших дней. Постаралась представить источники материалов, как мне кажется, интересными для рассказа туристам, чтобы они могли получить более подробные факты о „Жемчужинах“ нашего города.
Начиная путешествие в мир истории города, я представила события и факты, легенды и мифы, исторические личности и памятники природы, рассказала, кто строил наш город, защищал и благоустраивал. На примерах лишь одного повествования можно представить всё прошлое нашего города. Окунёмся в историю, полистаем страницы прошлого.
Ну, а поскольку я живу на Бытхе, то расскажу легенду о священной горе убыхов — Бытхе.



( Читать дальше )
  • +53
  • 23 октября 2017, 18:42
  • snarodnyn1
  • 61

Советский Сочи глазами иностранцев. 1967г

1967г. Репортаж журналиста ВВС James Fyfe Robertson о городе Сочи.
Краткое содержание видеоряда: не стандартные виды города, великолепная панорама пляжа от гост. «Приморской» до морпорта, утренняя гимнастика под гармошку в сан. Орджоникидже, вечерние танцы, пляжный отдых отдыхающих, пионерские будни.



( Читать дальше )
  • +61
  • 23 октября 2017, 17:00
  • chernomor
  • 1

Уникальные плодовые породы адыгских садов (продолжение)

Цветущее дерево груши сорта Хутема Аул Агуй Туапсинский район
Одним из характерных признаков подавляющего большинства адыгских сортов плодовых пород является их исключительно высокая урожайность. Вот несколько примеров. Сорта яблони Агуемий (Черкесский розмарин), Мычезен (Черкесское сладкое), Хакошомий (Мамайское красное) дают урожай в среднем с одного полновозрастного дерева от 400 до 800 кг. Средние же урожаи с одного дерева стандартных сортов яблони в передовых плодовых совхозах Краснодарского края колеблются от 160 до 180 кг. А в Архипо-Осиповке, Геленджикского района (по данным опытника-садовода Авилова), в однородных условиях был получен следующий урожай сортов яблони (за пять лет в среднем в килограммах с дерева):

Агуемий (Розмарин черкесский) — 463,
Ренет шампанский — 243,
Розмарин белый — 93,
Ренет Симиренко — 87.

( Читать дальше )
  • +68
  • 21 октября 2017, 18:15
  • GUNPOWDER
  • 6

Уникальные плодовые породы адыгских садов



Большинство изученных адыгских сортов плодовых пород отличается исключительной приспособленностью к местным почвенно-климатическим условиям, большой долговечностью, могучим ростом и хорошим здоровьем, поразительной стойкостью против многих болезней и сельхозвредителей и необычайно высокой урожайностью. Плоды их отличаются хорошими и посредственными вкусовыми достоинствами, прекрасной лежкостью и транспортабельностью.

( Читать дальше )
  • +82
  • 19 октября 2017, 14:48
  • GUNPOWDER
  • 7