Рейтинг
+391.35
голосов:
57
avatar

История Сочи  

Сочи город-госпиталь

Прибытие военно-санитарного поезда в Сочи. 5 августа 1941 г.


Прием первых раненых в госпиталь № 4473, август 1941 г.


( Читать дальше )
  • +86
  • 07 января 2018, 18:42
  • GUNPOWDER
  • 4

Так могло быть. Здание Морвокзала

В ходе реконструкции курорта в середине 30-х годов, среди прочих, актуально стоял вопрос строительства главных морских ворот курорта.
В разработке различных вариантов архитектурных и проектных решений морвокзала будущего порта Сочи принимали участие и студенты строительных ВУЗов страны.
В «Архитектурной газете» от 28 августа 1937г опубликован обзор дипломных проектов выпускников архитектурного факультета Харьковского строительного института.
Один из дипломов выполнен на тему морского вокзала в Сочи.


( Читать дальше )
  • +66
  • 16 декабря 2017, 21:04
  • chernomor
  • 6

Павел Амплиевич Россиев у истоков социальной и культурной жизни города Сочи

В наступающем 2018 году городу Сочи исполняется 180 лет со дня его основания. В наши дни существуют различные мнения на счёт времени основания города на Чёрном море в устье реки Сочи. Не станем спорить об этом, основываясь на классическом историческом мнении на этот счёт. Официально годом основания города Сочи является 1838 год.



Первым инициатором празднования дня города стал Павел Амплиевич Россиев: «26 марта 1913 года сорокалетний П. А. Россиев обратился к городскому старосте с инициативой отметить 75-летие Сочи в памятный день закладки здесь форта Александрия. В дни празднования в газете «Сочинский листок» появились статьи Россиева об истории Сочи, возможно, это были едва ли не первые опубликованные заметки о будущем всемирно известном курорте»*, — он предложил отпраздновать юбилей в день памяти форта — 23 апреля (по старому стилю). Так впервые был отмечен день основания Сочи.

Россиев Павел Амплиевич – литератор, общественный деятель, жил в городе Сочи с 1909 года. Он возглавлял так называемый Тюремный комитет в Сочи, основной деятельностью которого было «попечение об освобожденных из тюрем, облегчение участи семей заключенных и преимущественно их детей, трудоустройство освободившихся». Сегодня мы называем это «социальной работой». Вместе с тем Павел Амплиевич стоял у истоков строительства школы и Свято – Николаевской церкви на Хлудовской стороне Сочи, а также был известен как председатель Совета Свято – Николаевского братства, деятельность которого простиралась от духовно – просветительской до благотворительной.

( Читать дальше )
  • +52
  • 15 декабря 2017, 20:27
  • dionisy-s
  • 10

Рассказ "Сочинский старец"

6 декабря 2010 года, на 91-м году жизни, отошёл ко Господу схиархимандрит Симеон. Его любили и почитали многие верующие сочинцы и другие жители России и ближнего зарубежья.

С 1993 г. по 2010 г. о.Симеон с организованной им общиной жил в Сочи, в селе Верхний Юрт.

Родился будущий старец 1 сентября 1920 года в селе Берёза Глуховского района Сумской области в бедной крестьянской семье. До 15 лет пас скот у людей за еду и одежду. В 1943 году, страдая тяжёлым заболеванием ног (остеомиелит обеих голеней), поступил в Глинскую пустынь, где подвизался под руководством известных глинских старцев. В 1951 году в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова монаха Симеона рукоположили в сан иеродьякона, а в 1954 году в день памяти святителя Григория Богослова в сан иеромонаха. В 1958 году о.Симеон вынужденно покинул святую обитель, которую очень полюбил, и по благословению отцов Глинской пустыни отправился на Кавказ, в благословенную Иверскую землю. Здесь батюшка служил в селе Лыхны (Абхазия) в древнем храме Успения Пресвятой Богородицы. Надо отметить, что в тот не простой для Русской Церкви период, многие монахи оказались на абхазской и грузинской земле.

В 1961 году по состоянию здоровья о.Симеон был уволен за штат епархии, но ещё в 1959 году он купил часть дома в Гудауте (неподалёку от с.Лыхны) и обосновал там общинку из нескольких послушниц, пожелавших посвятить свою жизнь Господу. Там он и продолжил свой крестный путь, спасаясь сам и помогая спасаться своим духовным чадам. Не смотря на увольнение за штат, Московская Патриархия платила ему пенсию по инвалидности, а грузинский патриарх Илия периодически посещал и 2 августа 1979 года произвёл о.Симеона в сан игумена, в Тбилиси. 7 июля 1981 года в городе Цхакая патриарх Илия возвёл о.Симеона в сан архимандрита.

В годы грузино – абхазского конфликта о.Симеона вынудили покинуть Абхазию и с 1993 года он обосновался в городе Сочи, где после 17 лет жизни он и почил о Господе, которому служил.

( Читать дальше )
  • +53
  • 05 декабря 2017, 18:20
  • dionisy-s
  • 2

С какой поры Сочи уже был Российским для европейцев?

С какой поры Сочи уже был Российским? Обычно всё у нас упирается в период злосчастной Кавказской войны и привязывается к дате основания форта или окончанию этой войны. Между тем ответ, очень ( на мой взгляд) интересный, мы находим на карте XVII века, известного английского картографа и историка Джона Спида (John Speed, 1552–1629):
The Turkish Empire (London 1626, по другим данным Paris 1683) (фрагмент):



Как видно с этой карты — территория включая Гагры. А почему? Да потому, что в 1557 году Большая Ногайская Орда и Кабарда признали зависимость от Русского царства. На то, для упрочения связей и у царя Ивана Васильевича и жена появилась кабардинка — Мария Темрюковна. Территория Зихии — Джигетии тех времён, получается, тоже отходила к Русскому царству или Российскому царству (византийский вариант) в виду военно-политического союза Джигетии с Кабардой тех времён (вполне возможного).
  • +53
  • 27 ноября 2017, 13:45
  • RebelNeo
  • 12

"Светлой памяти «Светлана» в пересказе руководителя Народного университета «Время жить» Софьи Касьяненко…

Руководитель Сочинского Народного университета 55+ «Время жить» — Софья Михайловна Касьяненко:



— Друзья, после оглушительного успеха выложенных мною ранее материалов популярного в Сочи краеведческого цикла «Исторические фенечки», продолжаю вспоминать наиболее интересные и уникальные истории из прошлого. Итак, моя следующая история « Светлой памяти «Светлана»…



Давно, более 130 лет назад, когда Сочи не был ни городом, ни даже посадом, то небольшое поселение называлось постом Даховским.

( Читать дальше )
  • +29
  • 24 ноября 2017, 13:01
  • snarodnyn1
  • 7

Потерянная Никопсия или где была Зихская епархия

Обычно, говоря о том, где была Никопсия, приводится район Новомихайловки Туапсинского района. Но, эта версия совершенно не стыкуется с реалиями по следующим причинам:

а) В Никопсии располагалась Зихская епархия, а это уже говорит о том, что в её непосредственной близости должно быть расположены множество раннехристианских храмов-базилик, а их там просто нет, одни предположения о том, что они могут там быть (к примеру, в Херсонской епархии было минимум 10 базилик);

б) По Константину Багрянородному Никопсия располагалась на границе Зихии и Авазгии, т.е. в районе именно южных границ Зихии. А предполагать, что район Новомихайловки и был южной границей Зихии как-то не приходится, так как южная граница Зихии как раз приходится на Сочи-Адлерский регион согласно множеству источников;

в) Согласно периплу безымянного автора V века Никопсия была расположена неподалёку от реки Псахапсис, а в Сочи мы имеем как минимум 2 реки с подходящими корнями — это Псахе (Мамайка) и Псахо (приток Кудепсты), где в близости от бассейна Псахо расположено множество раннесредневековых базилик;

г) Безымянный автор перипла V века приводит достаточно часто именно местные топонимы, такие как Васий, Топсида, Псахапсис и др., так что считать название Никопсия именно каким-либо греческим эквивалентом совершенно не обязательно и вполне оно может быть абхазо-абадзехско-убыхским вариантом, состоящим из Ныха + Пс. Ныха (Аныха) — так обычно обозначается «святилище», «икона», «храм». Даже гора Сахарная головка, расположенная на водоразделе Псахо — Мзымта, на вершине которой расположены развалины раннесредневековой базилики имеет родное название Лацинуха, где «нуха» понимается многими топонимистами, как «ныха». Так же в Сочи была и Аублаа-Ныха (г. Батарейка). В принципе, даже абхазская Анакопия, как считается некоторыми абхазскими учёными, вполне может пониматься, как Аныхапия, с соответствующим синонимом-корнем. Т.е. в последнем получается, что Никопсия и Анакопия в исходном понимании практически синонимистические термины. Вполне возможно, что именно это понимание и способствовало помещению Анакопии в Сочи-Адлерский регион картографу 18 века Джованни Антонио Риззи Заннони. Вообще, по мнению автора, вполне логична выглядит взаимосвязь термина "Никопсия" с общим для абхазско-адыгского и осетинского термина Ныхас (иногда и Нихас dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1582615/%D0%9D%D1%8B%D1%85%D0%B0%D1%81 ) — правда, в адыгейском эквиваленте Ныхас — чисто женское собрание, мужскому соотвествует Хасэ. Т.е. буквально, так или иначе, «место, где проводятся собрания, провозглашают какие либо речи и т.п.», ещё со времён нартского эпоса. В осетинском варианте буквально Ныхас — собрание нартов. Прочтение Никопсии, как Нихасии или Ныхасии по-определению выглядит вполне логичным для регионов бытования нартского эпоса в целом и максимально подходит для целевого понимания смысла смысла раннехристианского храма в целом в указанных регионах — там велись «речи», проходили «собрания» и это было «священное место».



( Читать дальше )
  • +94
  • 21 ноября 2017, 16:29
  • RebelNeo
  • 30

История из VHS хвостов часть III. Медиалица

В сегодняшнем заказе на оцифровку затаился интересный «хвостик»… Попалась какая-то программка про образование в Сочи. Год, примерно 1997.
Оператор, видимо от безысходности, переснял всю журналистскую братию, присутствовавшую на пресс-конференции начальников из администрации. Вобщем, наделал я стопкадриков. Сам вспомнил медиалица тех лет, а может и ещё кому интересно?!

Люди, чьи портреты я опубликовал ниже, не стояли у истоков сочинского телевидения. Они трудились гораздо позже первых трансляций СГТРК. Эти корреспонденты и телеоператоры своими руками и головами творили эфир 90-х. Кстати, слово тогда было свободнее…

Первым выкладываю фото самой красивой девушки с микрофоном (из без него) Светланы Устинович.


Ну (под катом) еще несколько лиц, которые очень часто мелькали на экране в те годы.


( Читать дальше )

Праздновать или?...

ПРАЗДНОВАТЬ ИЛИ ИЗВИНИТЬСЯ? Не знаю.

Наверное, я ко всему отношусь критически. Я не понимаю, почему городу, которому мы отмечали 150-летие в 1988 году, году, сейчас, в 2017 исполняется 179 лет?

Есть, правда, оправдательные документы. Извиняюсь за подробности, но вот они…

Так сколько Сочи лет?

Сегодня в лентах новостей мелькают заметки о столетии нашего города.

  • Город Сочи отмечает столетие.

31 июля 1917 года посад Сочи получил статус города.

В городскую черту были включены дачи Верещагина, Хлудова, графа Шереметева, Великого князя Михаила Николаевича и другие земли.

После Гражданской войны в Сочи начинают создавать курорт. В 1934 году был утвержден первый план реконструкции города. В 1961 году в состав сочинского округа вошли Адлерский и Лазаревский районы. Большой Сочи растянулся от поселка Магри до границы с Абхазией, став одним из самых длинных городов в мире.

Но, я помню у меня ещё в детстве был памятный значок «Городу Сочи — 150 лет»
Потом, из-за возмущений местных шапсугов, которые считают, что городу на самом деле более 300 лет, празднование 150-летия признали ошибочным.

Официальная хроника:

Информационная записка

В конце мая 1988 года в Сочи отмечался юбилей – 150-летие со времени основания города. Состоялось торжественное собрание, в честь этой даты на курорте прошел ряд массовых мероприятий, выпускалась продукция и буклеты с юбилейной символикой.

В Сочинский городской Совет поступило заявление общества «Адыгэ Хасэ» о неправомочности подобных мероприятий. Народными депутатами, членами комиссии по культуре, национальным отношениям, религии и средствам массовой информации проведено депутатское расследование этого вопроса. Анализ исторических документов и газетных публикаций показал, что празднование 150-летия Сочи в 1988 году проведено необоснованно, 1838 год нельзя считать датой основания города, так как военное укрепление в том году было построено на месте уже существовавшего ранее адыгского (убыхского) аула – Саше. Комиссия считает, что в дальнейшем имеет смысл праздновать в Сочи лишь юбилеи основания курорта, что связано с точной датой (1909 год). Для установления же исторической истины по поводу первых поселений в Сочи было бы целесообразно провести на побережье научно-практическую конференцию.

В то же время у комиссии нет оснований считать, что мероприятия, связанные с юбилеем, проводились якобы для ущемления национальных чувств тех или иных жителей Сочи. Доказательством этому служит то, что никакого документа о 150-летнем юбилее города не принималось, постановлением исполкома Сочинского горсовета был лишь утвержден план организационно-массовых мероприятий по подготовке и проведению юбилея (протокол от 27 декабря 1985 года), которым предусматривались открытие новых филиалов музеев, реконструкция старых зданий и работы по благоустройству улиц, скверов и площадей города.


( Читать дальше )
  • +56
  • 17 ноября 2017, 16:22
  • kreativschou
  • 14

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года.(часть 3-я)

Начало здесь

Свято – Николаевский приход после революционных событий.

Свято – Николаевский приход вступил в новую эпоху — эпоху цинизма по отношению ко всему святому и откровенно враждебную Христовой Церкви. Но жизнь продолжалась, и ни смотря, ни на что Российская Православная Церковь продолжала выполнять свое божественное предназначение, заботясь о спасении человеческих душ в попущенных Богом, по грехам людским, по истине «дышащим адом» условиях. С 1918 года уже действовал декрет новой власти «о свободе совести, церковных и религиозных обществах», однако власть в городе взяли сначала грузинские меньшевики, а затем добровольцы генерала Деникина. Большевики восстановили свою власть в Сочи уже в 1920 году. В начале августа 1922 года прихожанами Свято – Николаевской церкви города Сочи было проведено общее собрание под председательством нового настоятеля храма о.Евгения Пономарёва, на котором после ознакомлении прихожан с декретом, было постановлено образовать Народно – Христианскую Общину при Свято – Николаевской церкви. Были избранны члены Правления Общины, как исполнительного органа, в составе 12-ти человек и 12-ти кандидатов к ним. В числе кандидатов, в протоколе данного собрания, упоминается Сергей Старк (племянник Александра Александровича Старка – русского энтомолога, систематика живой природы, жившего в Сочи, а также родной брат Георгия Старка – контр-адмирала, который после революции перешёл в подчинение адмирала Колчака и возглавил сначала Волжскую, а затем Сибирскую флотилию). Избранному правлению, поручается принять меры к скорейшему проведению в жизнь постановления собрания об образовании общины путём заключения договора с Сочинским Исполкомом.

Следом за этим собранием, 8 августа 1922 года следует собрание Правления Народно – Христианской Общины при Свято – Николаевской церкви, на котором был избран новый староста прихода гр. Татаринов. Также была проведена опись имущества храма. Так приход вынужденно приспосабливался к новым порядкам, в надежде на своё дальнейшее существование, которое продолжилось ещё порядка 10-12 – ти лет.

( Читать дальше )
  • +44
  • 17 ноября 2017, 11:10
  • dionisy-s
  • 36

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года.(часть 2-я)

Начало здесь

Основатель одноимённых храма и братства — Россиев П.А.

Человеком удивительной энергии и созидательной – доброй воли был Павел Амплиевич Россиев, который волею судьбы оказался у истоков возникновения Свято – Николаевской церкви, ещё будучи, активнейшим руководителем Комитета по постройке храма и школы на землях Хлудова. Его судьба как литератора складывалась весьма не просто, она была полна странствий, надежд и разочарований, большого труда и, наверное, главное в ней было обретение веры. Так бывает, что люди воспитанные в православной религиозной традиции, будучи крещены с детства, лишь со временем постигают свою веру в её глубинных основах и такое открытие, как правило, бывает следствием опытного познания жизни и обретения её настоящего смысла. Такая перемена в жизни человека непременно сказывается на его внешней деятельности, а особенно это заметно проявляется в творчестве и самовыражении. В литературных трудах П.А.Россиева такой путь прослеживается довольно ясно: начинает он свои труды с неприметных статей и рассказов художественного, исторического и публицистического содержания как путешественник, а продолжает уже и как религиозный мыслитель, осмысливающий историю и жизнь русского народа. Публиковался Россиев во многих изданиях. Так, его статьи есть в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

В Сочи творческий талант Россиева проявился в издательской деятельности. В 1914 – 1916 г.г. он издаёт журнал «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства», на страницах которого появляется его проект: с помощью дарителей из среды братства, сочинской паствы и всех сочувствующих собрать воедино любые материалы по истории Сочи, чтобы в завершении создать в Сочи историко – географический музей. В марте 1913 года он обратился к городскому голове с инициативой отметить 75 – летие Сочи 23 апреля (6 мая н/ст), в день памяти форта Александрия. Так впервые с размахом был отмечен день основания Сочи.

Достойный сын своего Отечества, уроженец Орловской губернии(1873 г.р.), Павел Амплиевич Россиев был арестован в Сочи осенью 1920 года, по обвинению в «редактировании статей контрреволюционного характера» и вскоре расстрелян. Окажись он в эмиграции, наверное, появились бы новые очерки и книги, несущие глубокие смыслы о революционных событиях и их последствиях для России, которой он был созвучен и душой и фамилией.

( Читать дальше )

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года. (часть 1-я)

Предисловие.

Всем православным старожилам города Сочи известно о существовавшем в городе Сочи в дореволюционный и ранний советский период храма в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Этот храм находился в северной стороне бывших казённых Хлудовских имений недалеко от знакового места современного Сочи — парка «Ривьера» (Хлудовский парк). В 30 – е годы прошлого столетия храм был закрыт и на его месте стал действовать сначала безалкогольный, а затем пивоваренный завод. В 90 – е годы, после закрытия пивзавода хозяева этого места менялись один за другим, а в 2000 – х оно было передано под строительство жилого комплекса «Ривьера» строительной компании ооо «Донстрой». Однако церковное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому человеку при крещении в Церкви, но и каждому храму, во время его освящения. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу своё сердце, наполненное радостями или скорбями. Даже в случае уничтожения храма, его ангел хранитель – небесный покровитель не покидает отведённого его попечению места, надеясь, что когда – нибудь разрушенный храм будет восстановлен, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых богомольцев — христиан.

В конце 19-го столетия посад Даховский стал именоваться посадом Сочи, а в начале 20 –го века городом Сочи. Именно в этот период Сочи становиться популярным среди тогдашней российской знати и начинает приобретать славу курорта. Однако вместе с тем, на потребу тогдашнего общества Российской Империи, получает своё развитие на Черноморском побережье и церковно – приходская, духовная жизнь. Строительство храмов и основание монастырей шло с трудом, так строительство известного собора в честь святого Архистратига Михаила затянулось на 16-ть с половиной лет(1874 – 1891) ввиду различных трудностей местного быта и недостатка денежных средств. Однако, как и освоение, добытой кровью и потом длительной Кавказкой войны(1817 – 1864) земли в её прикладном значении (сельское хозяйство, строительство дорог, открытие различных артелей и т.п.), развитие церковной жизни шло медленно, но верно. К тому же духовная жизнь в этих краях не являла себя впервые! Предание Церкви свидетельствует о том, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный в первый век христианства, далее расцвет церковной жизни этих мест нам открывает история византийской эпохи, что подтверждается сохранившимися до наших дней развалинами древних храмов и крепостей. И вот новый виток христианской жизни на побережье Чёрного моря открывает нам завершающийся период истории Российской Империи. Период этот и славный и трагичный по своей сути, в нём и подвиги «За Веру, Царя и Отечество» и «разброд и шатания», предшествующие «лихим дням».

( Читать дальше )
  • +34
  • 17 ноября 2017, 00:53
  • dionisy-s
  • 14

Советский Сочи глазами иностранцев. Разные годы

Из цикла «Советский Сочи глазами иностранцев.» Эпизод 22.

Хочу представить ассорти из фотографий разного времени, но одного города.

1981г


( Читать дальше )
  • +84
  • 13 ноября 2017, 23:30
  • chernomor
  • 7

Памятники Архитектуры "Дом Успенского" и "Здание аптеки"

Пресс служба администрации города-курорта Сочи бодро рапортует демонтаже забора, у дома №6 по ул. Театральной, который является памятником архитектуры «Дом Успенского (магазин удельного ведомства)». «Так как дом №6 по ул. Театральной является памятником архитектуры регионального значения, администрацией города Сочи произведен демонтаж указанного забора».

Внимание вопрос. Значит ли это что находящийся по соседству памятник архитектуры «Здание аптеки, (Курортный пр., 67).» вместе со сквером будет так же лишён забора и станет доступен гражданам и гостям курорта?

  • +79
  • 13 ноября 2017, 15:12
  • bsp_1991
  • 46