Воскрешение забытого имени / С.Н. Щербаков "Сочи: люди и судьбы" /

Один из авторов знаменитого Нового энциклопедического словаря Ф.Брокгауза и И.Ефрона оказался сочинцем. Он же краевед Сочи, инициатор создания здесь исторического музея, директор Тюремного комитета посада Сочи, председатель Совета Сочинского Свято – Николаевского братства, член Поместного собора Российской (Русской) Православной Церкви (1917 – 1918 г.г.), участник Юго – Восточного русского церковного собора (1919 г.), известный в дореволюционной России журналист и писатель.

Листая страницы ежедневной газеты «Сочинский листок», я всё пытался разгадать, кто скрывался за сократившим свою фамилию подписантом «Рос-въ» статей на исторические темы. Уже позже в редакционной заметке прочитал, что сочинский историк Павел Россиев в ноябре 1913 г. послал на съезд деятелей Черноморского побережья в Петербурге докладную записку о необходимости создания в Сочи историко-географического музея. Спустя годы вновь встречаю Россиева, уже как автора короткой статьи «Красная Поляна» и большого числа статей, посвящённых русским литераторам, музыкантам и художникам в Новом энциклопедическом словаре Ф.Брокгауза и И.Ефрона.

И я загорелся желанием узнать, кто же на самом деле этот историк Сочи. Оказалось, что светской биографии П.А.Россиева не существует. Упоминаемая в генеральном каталоге Российской Национальной Библиотеки (РНБ) книга А.Г.Кравецкого «Биографические сведения о членах поместного Собора Православной Российской Церкви (1917 – 1918 г.г.)» не имеет издательских данных и в библиотеке не числится. Зато раскрылся внушительный перечень произведений автора, изданных в разное время в различных издательствах, и мне, краеведу, пришлось самому поупражняться в сочинении его деяний и раскрытии отдельных сторон его ненаписанной биографии. Помогли при этом письма самого Россиева, адресованные редактору журнала «Исторический вестник» Сергею Николаевичу Шубинскому, с которым Павел Амплиевич сотрудничал до самой кончины последнего. Именно в одном из таких писем к Шубинскому от 9 июля 1909 г. Россиев впервые упоминает о своих связях с Сочи:

«К осени я закончу сводку материалов о нём (о русском художнике П.М.Боклевском – С.Щербаков) и буду иметь его портреты, обещанные мне в Сочи (откуда я только что приехал) дочерью художника М.П. Лихаревой (…) Часто на Черноморском побережье я думал о том, как было бы хорошо для Вас устроиться на летний отдых в Сочи среди цветущих олеандров, роз, магнолий, возле лазурного моря, под синим небом, среди тепла и аромата! Нынешнее дождливое лето (в Петербурге – С.Щербаков) в особенности заставляло думать об этом. Прелесть Сочи заключается в постоянной прекрасной погоде и отсутствии малярии и вообще эпидемиологических заболеваний, и возможности сохранить городские привычки с комфортом дачного жилья».

В 1911 год Россиев встречает в Сочи, в письме к тому же адресату от 17 февраля он просит ускорить печатание своих статей, так как очень нуждается в денежных средствах. В следующем письме, также из Сочи, от 6 марта 1911 года он благодарит Шубинского за 150 рублей, высланных последним в счёт гонорара за статьи, и вновь просит:

«Если бы Вы пожаловали в Сочи, Вы бы обрели здесь отдых вполне и пользу для Вашего (отзывчивого) сердца. А я бы при Вас был, как блюститель Вашего покоя. У меня здесь изба на возвышенном месте и буквально в 20 шагах от дома, который, кажется, куплен А.С. Сувориным. Милости просим».

Отсюда, из Сочи, в июле 1911 года отправлено письмо с предложением, представить для печати большую статью «По следам Наполеона». В этом же письме он сообщает Шубинскому: «Я побывал во многих местах, связанных с воспоминаниями 1812 года, а в августе поеду ещё».

Последнее известное письмо, адресованное Шубинскому, отправленное из Сочи, в силу своей важности для понимания роли личности Россиева в истории Сочи приводится без купюр:

Сочи. 21.09.1912 г.

«Глубокоуважаемый Сергей Николаевич. Позвольте Вам предложить для «Исторического вестника» свои «наблюдения и заметки о войне 1904 г.».

Всё это мелочи, но Салтыков-Щедрин ведь сказал: «Напрасно пренебрегать ими: в основе современной жизни лежит почти исключительно мелочь». При этом война 1904 г. (по всей видимости Русско — Японская война) для нас всё ещё под тёмной завесой.

Ещё имею поползновение прислать Вам продолжение «Силуэтов», нечто новое, историко-этнографическо-юбилейное о Кавказских местах «От Сочи до Туапсе». По свойственному Вам гостеприимству, верно, примете. Статьи большими не будут. «Листовки», как говорят московские книжники.

Как Ваше здоровье? Да хранит Вас Господь.
Глубоко Вас уважающий и благодарный Павел Россиев».

Статья «От Сочи до Туапсе» ни в «Историческом вестнике», ни в других изданиях пока не обнаружена. Россиев стал сотрудничать в газете «Сочинский листок», издаваемой Г.Д. Тороповым с конца 1912 года. Он внимательно изучает материалы по Кавказской войне, штудирует 12-томное издание «Акты, собранные Кавказской археографической комиссиею», беседует со старожилами и к началу 1913 г. разрабатывает проект по празднованию 75-летия основания города Сочи, который доводит до читателей «Сочинского листка» в марте 1914 года.

Статья озаглавлена: «Юбилей Сочи 23-го апреля 1913 года». Со знанием дела он рассказывает о причинах, побудивших высадить 13 апреля 1838 года русский десант в устье реки Сочи, о перипетиях жесточайшего 3-часового боя, развернувшегося на берегу. Когда стало ясно, что цель десанта достигнута, на отроге горы у левого берега реки взвился Андреевский флаг. Но только 16 апреля десантникам под командованием уже прославившегося в деле у мыса Адлер в 1837 г. генерала Симборского удалось окончательно нейтрализовать многочисленные атаки отчаянно сопротивлявшихся горцев.

Братская могила павших в том бою воинов, отмечает Россиев, «может быть указана против аптеки г. Лордкипанидзе» (ныне это уголок в сквере на пересечении ул. Войкова и Курортного проспекта). По приказу генерала в недельный срок было заложено укрепление, получившее название Александрия в честь дня «ангела государыни Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая Первого. (…) Из этого, уже несуществующего укрепления, и вышел нынешний, всё прихорашивающийся, город Сочи».

В 1912 году на подъёме патриотического движения в стране, связанного с празднованием 100-летия Отечественной войны 1812 года с Наполеоном, Россиев печатает рассказы «Изгнание двадесяти язык», «Сожжённая Москва», «Русские освобождают Европу», исторический очерк «Великий печальник за Родину» о патриархе Гермогене.
Так уж совпало, что 23 апреля (по старому стилю – прим. авт. публ.) 1913 года воедино слились три праздника день закладки города Сочи, день ангела супруги Николая Первого (и Николая Второго, кстати сказать – прим. авт. публ.) и день почитаемого на Кавказе святого Георгия (Победоносца – прим. авт. публ.). Россиев горячо взывает к сочинцам, городским властям торжественно отметить 75-летний юбилей Сочи. Он убеждает Городское собрание уполномоченных принять соответствующее постановление, которое предусматривало бы в день юбилея отслужить молебен, а немного спустя панихиду по павшим воинам, а также ознаменовать этот день прочтением рефератов «О Сочи, о прошедшем, настоящем и будущем» и, самое главное, о сооружении на братской могиле павших воинов достойного памятника. О последнем власти во главе со старостой и слышать не хотели (сегодня памятник Архангелу Михаилу на Курортном проспекте вполне можно соотнести и с историей основания Сочи – прим. авт. публ.). И тогда, спустя три дня, после опубликования приведённой статьи, Россиев вновь обращается к читателям. Вот лишь несколько выдержек из этого воззвания:
-«Неблагодарность – это не человеческое, а волчье чувство, и город-юбиляр, городское управление Сочи не могут топтать и топтать без конца землю, в которой покоятся кости героев-воинов, основателей нашего города!»;

-«Язычники – японцы поставили на русских братских могилах достойные памятники. В Севастополе мы видим памятники на братских могилах французов и англичан. Надгробными плитами обозначены геройские могилы в Адлере и Лазаревке»;

-«Стыдно сказать: в Сочи могила героев 1838 года поросла травой забвения»;

-«Неужели сочинцы не знают, что уважение к покойникам, да ещё и героям, свойственно не только культурным европейцам, но и азиатам, даже полудиким племенам»;

-«Западноевропейские страны выдумывают героев, если нет настоящих, таким образом, Швейцария выдумала своего Вильгельма Телля и чрезвычайно чтит его, мы же забываем настоящих своих героев».

В заключение Россиев убедительно просит не забыть об установке памятника накануне дня юбилея 22 апреля. Одновременно редакция газеты со своей стороны просит управу принять постановление о поддержке этого мероприятия и назначении комитета по организации празднеств в составе известных и уважаемых в городе деятелей: А. Еремеева, Х. Мелия, Н. Лордкипанидзе, В. Сутугина, П.А. Россианова (так фамилию Россиева переиначил наборщик), П. Дубовика, С. Тарковского и других.

В другой заметке в этом же номере газеты по поводу установки памятника на месте захоронения воинов, погибших в 1838 году, разъясняется, что этот вопрос был поставлен в повестку дня городской управы ещё 24 апреля 1906 г., но дальше предположений не ушёл. Добровольной подпиской по сбору средств на сооружение памятника было собрано около 100 рублей, и на этом всё ограничилось. И на сей раз дело до установки памятника не дошло.

Городская управа снизошла лишь до проведения панихиды в церковном парке на месте предполагаемого в будущем памятника. 23 апреля (6 мая нов./ст. – прим. авт. публ.) 1913 г. у библиотеки им. А.С. Пушкина всё-таки был установлен памятник, но уже в честь основания города Сочи. Установлен он другим патриотом Сочи, полковником в отставке Долинским (непонятно, из каких соображений некоторые современные исследователи называют Долинского адмиралом, ведь дворянин и издатель Торопов прекрасно разбирался в званиях и неоднократно в газете называл его полковником), на его личные средства. Народу на открытии памятника собралось немного. «Городское управление демонстративно отсутствовало». Вызывает недоумение, почему сочинская власть в 1913 году так игнорировала запросы сочинцев по увековечиванию памяти своих героев.

Подготовка реферата о юбилее Сочи, как сообщил «Сочинский листок» №104 от 5 апреля 1913 г. была поручена Д.И. Коченовскому, будущему сочинскому старосте, который незадолго до этого вернулся из Франции, куда был командирован департаментом земледелия для изучения культуры «способов сушки французского чернослива».

Доклад на эту тему в Сочинском обществе сельского хозяйства Коченовский прочитал, а вот свидетельства о прочтении им реферата о 75-летии Сочи не сохранилось. Не поднимался больше вопрос о постановке памятника на братской могиле павших воинов, сложивших голову на этом клочке побережья. Такого памятника на территории Центрального района города Сочи нет, и по сей день (Если не считать таковым памятник покровителю города Сочи — Архангелу Михаилу на Курортном проспекте – прим. авт. публ.). А, что же Россиев? Он всё чаще задумывается и ставит вопросы: почему пассивны сочинцы в общественной жизни, почему многие из них живут в нищете, в пьянстве, смотрят на грязь в парках, на улицах? И у него, как истинного патриота и православного христианина, зарождается новый проект – объединить их в братство, которое будет способствовать просвещению, помощи нуждающимся и воспитанию нравов.

Свято – Николаевское братство было создано Россиевым (при Свято – Николаевском храме на Хлудовской стороне, старостой в котором также был сам Россиев – прим. авт. публ.). Вначале в него записалось более 50 человек, впоследствии число членов росло. Почётными членами братства стали начальник Сочинского округа Ф. Яников, статс – секретарь А.С. Ермолов, супруга камергера высочайшего двора М.Н. Зиновьева и другие высокопоставленные деятели. Бессменным председателем братства стал П.А. Россиев. Одновременно, как свидетельствуют некоторые источники, П.А. Россиев распоряжением свыше был назначен в состав благотворительной организации – Тюремного комитета посада Сочи (директором которого стал впоследствии – прим. авт. публ.) В конце 1914 года Россиев начал издавать журнал «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства», который выходил до начала 1916 г. (вероятнее до революции 1917 г., по всей видимости, издания за последний год не сохранились – прим. авт. публ.), в основном по два номера в месяц. Это уникальнейшие документы истории. Помимо церковных новостей Россиев публикует в журнале стихи известных отечественных авторов, Ф.И. Тютчева, Ю.В. Жадовской, К.К. Романова («КР»), сочинского поэта В.Г. Суткового и других.
В «Известиях» вкраплено немало поэтических строк самого Россиева, россыпи мудрых мыслей, собранных им за годы странствий по миру. Известно его письмо к редактору журнала «Наблюдатель» А.П. Пятковскому, в котором Россиев предлагает напечатать свои стихи. На страницах журнала появляется его новый проект – с помощью дарителей из среды братства, сочинской паствы и всех сочувствующих собрать воедино любые материалы по истории Сочи, чтобы в завершении создать в Сочи географо – исторический музей. С шестого номера «Известий» в них публикуются имена дарителей и перечни даров. Из наиболее ценных даров можно отметить: портреты адмиралов Артюкова, Корнилова, Нахимова, генерала Г.С. Розена, пионеров Черноморья А.В. Верещагина, Н.Н. Мамонтова и других деятелей – от самого Россиева, фотографии Черноморского побережья – от Г.Д. Торопова, открытки с видами на Туапсе, ядро, стрелы, иконы, книги, «Печатный список сочинений о Черноморском побережье» — от автора В.Ю. Гросмана и пр…

Однако поток дарений скоро иссяк, когда Россиев начал уже хлопотать о создании музея, даже послал свою докладную записку на съезд деятелей Черноморского побережья (в ноябре 1913 г. – прим. авт. публ.). Вероятно в условиях начавшейся мировой войны предметы старины стали разменной монетой в ухудшившемся материальном положении сочинцев. Но всё-таки он смог реализовать другое своё предприятие – строительство на Базарной площади Сочи «книжницы» (библиотеки – читальни), в которую передал часть своей библиотеки.

По этому поводу «Сочинский листок» №813 от 6 марта 1916 г. информирует читателей:

«Св. — Николаевское братство отметит в своих летописях 28 февраля этого года как особенно светлый и радостный день по случаю закладки книжницы – часовни на базарной площади в Сочи (присутствовал почетный член братства – начальник Сочинского округа Ф.И. Яников). Хор Михаила Архангельской церкви под управлением А.А. Потатука (вместо больного Шмелева). Председатель Совета П.А. Россиев в своей речи выразил сущность этого торжества, которое есть исполнение завета предков потомкам, провозглашаемое устами киевского летописца «велика бывает польза от учения книжного и велика бывает польза от народного самосознания».

Бурную деятельность развивает общество Свято – Николаевского братства во главе с П.А. Россиевым. Сборы пожертвований, радение о пастве, выпуск «Известий», налаживание связи с участниками боевых сражений на фронтах – всё это принесло известному писателю, журналисту, краеведу заслуженное уважение среди жителей Сочи, которые доверили ему позже участвовать в поместном Соборе Российской (Русской) Православной Церкви в 1917 -1918 г.г. и Юго – Восточном русском церковном соборе в 1919 г. (выдержка из статьи « Первая мировая война и сочинцы» (по страницам «Сочинского листка») / Т.2, гл.1 книги С.Н. Щербакова «Сочи: люди и судьбы» — прим. авт. публ.).

Прежде всего надо отметить заслуги Россиева и его «Известий» в том, что они во все годы Первой мировой войны были на передовом фронте по сбору средств для сражающихся армий как на западном направлении, так и в Закавказье. «Известия» полны благодарностей с фронтов, командующий Кавказским фронтом прославленный генерал Юденич лично благодарит Россиева, благодарят правительство и Синод.

Таким, в меру скромным и отзывчивым человеком, работоспособным общественным деятелем и горячим патриотом, запомнился заехавший в Сочи признанный писатель и журналист, ставший надолго жителем нашего города.

Исходя из заслуг П.А. Россиева, как писателя и общественного деятеля можно надеяться, что в скором времени будет написана его научная биография, а его имя введено в практику музейной работы (города Сочи – прим. авт. публ.) и в краеведческие поиски.*

* Выдержки из статьи «Воскрешение забытого имени» (Павел Россиев) /«Сочи: люди и судьбы» Т 1., гл. 3 (Именитые сочинцы) С.Н. Щербаков – Краснодар: Платонов 2014 г.

P.S.: РОССИЕВ Павел Амплиевич, январь 1873 г. р., русский, образование незаконченное высшее, журналист-писатель. На момент ареста проживал в г. Сочи, на Хлудовской стороне. Арестован 19.09.1920 г. Предъявленное обвинение: «редактирование статей контрреволюционного
характера». Коллегией Черчека 12.10.1920 г. назначена высшая мера наказания – расстрел.
Реабилитирован на основании Закона РСФСР от 18.10.1991 г. ( kubanmemo.ru/book/t1.pdf )

«Россиев исчез, пропал без вести на юге России — время было военное, смутное. Окажись он в эмиграции, наверное, появились бы новые очерки и книги, но с тех пор эта фамилия уже не встречалась на свежих обложках. И только в 1990-е годы соотечественники вспомнили о забытом писателе. В составе сборника к 850-летию города «Святые покровители града Москвы» (М., 1996) была переиздана повесть «Великий печальник за родину Патриарх Гермоген» (М., 1912), затем вышла историческая повесть для юношества «Святитель Алексий» (СПб., 1999). А когда в сентябре 2011 года Крестный ход прошел по пути народного ополчения Минина и Пожарского из Нижнего Новгорода в Москву, на Красную площадь, его участники раздали более десяти тысяч иконок святителя и три тысячи брошюр Павла Россиева «Великий печальник за родину Патриарх Гермоген» (репринтное издание). Заново напечатанные книги Россиева постепенно занимают достойное место в библиотеках, их можно найти в Интернете, очерки с интересом изучают и цитируют историки, краеведы, географы. И это, по-моему, лишь начало. Внимание современного общества к наследию замечательного литератора, орловского уроженца Павла Россиева будет только расти — ведь он писал не на потребу публике, его большой труд даже век спустя оказался незаменим, на удивление прочен и полезен.», — «Павел Россиев – Очарованный странник» Кондратенко А.И. (г. Орёл).
  • +32
  • 14 мая 2018, 11:32
  • dionisy-s

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.