Fort de Sotcha

В первой публикации на тему гравюр укрепления Навагинского была показана следующая иллюстрация, опубликованная в английском издании «Cassel`s Illustrated Family Paper» 1853-56гг.:

На тот момент авторство гравюры не было известно ни мне, ни участвующим в комментариях форумчанам.

Но недавно я наткнулся на такую же гравюру, но в несколько расширенном варианте:

Эта гравюра была опубликована во французском иллюстрированном журнале «L'illustration: journal universel» 1854г в качестве иллюстрации к статье о экспедиции совместной англо-французской эскадры на кораблях «Касик» и «Сэмпсон» вдоль побережья Чёрного моря.

Автор этой и других иллюстраций к статье о экпедиции — Дюран Браже (Durand Brager).
Далее приведу фрагмент статьи из вышеназванного журнала касающийся событий на черноморском побережье в целом, и у Навагинского укрепления в частности.

Экпедиция «Касика» и «Сэмпсона».
Мы представляем нашим читателям первые шесть рисунков Дюрана Браже (Durand Brager), прикрепленного к эскадре адмирала Гамелина (Hamelin) для фиксации (художественного документирования) планов и видов, которые будут изучены по результатам похода черноморской эскадры.
Невозможно было выбрать более опытного и квалифицированного художника. Г-н Дюран Браже — художник-моренист, которого отличают картины, почитаемые любителями и профессионалами; он добавляет к своему таланту художника еще одну способность, которая редко имеется в одном и том же человеке, искусство чертёжника, который обязан обладать точностью и бодростью взгляда, чтобы примечать контуры ландшафта и запечатлеть без преукрас характерные особенности мест. Иллюстрации, опубликованные здесь это подтверждают; ибо любой путешественник, который проследует по тому же маршруту, без труда узнает местность с первого взгляда.

Нам известно, что интересная и не менее отважная кампания Касика и Сэмпсона была организована, чтобы определить все русские поселения на берегах Грузии, Черкесии и Крыма. У экспедиции был приказ подплывать к укреплениям как можно ближе, чтобы изучить состояние их обороны, и адмирал Гамелин поручил г-ну Дюрану Браже работу над планами, которую он выполнял, мы уверены, с удовольствием. Адмирал справедливо рассудил, что это будет ценное иллюстрированное донесение.
Мы просим его принять нашу благодарность здесь.

Касик и Сэмпсон были первыми французскими и английскими военными кораблями, которые появились у этих берегов, где наш флаг был совершенно неизвестен грузинам, черкесам и прочим местным народностям.

После посещения Синопа, Трепезунда и Батума, которые являются важными позициями турецких войск для войны в Азии, экспедиция посетила места побережья, и о некоторых мы расскажем:
1. Сухум-Кале (Soukoum-Kaleh). Центр русских владений на берегах Грузии и Черкесии, стратегический пункт высочайшего значения, и в этом месте россияне создали
укреплённый лагерь с хорошим местом стоянки для кораблей,
постоянное место их скоплений. Экспедиция была предупреждена о том, что здесь она может встретить на якоре четыре российских судна, но их не оказалось, возможно, что их отозвали в Севастополь. В связи с этим смогли легко изучить это место.

2. Кале (Kaleh), форт в устье небольшой реки, место, куда русские переводят часть своей армии из Азии; там они держат оборону

(прим. я не смог идентифицировать этот форт, могу только предположить, что это Редут-Кале, но есть сомнения, поскольку он располагался перед Сухум-Кале при движении от Батума, что противоречит последовательности перечисления укреплений).
3. Субишик (Soubishik). Прибыв к этому укреплению, экспедиция с удивлением увидела его разграбленным черкесами и в огне. Вскоре стало известно, что русские эвакуировали этот форт.
(прим. я не смог идентифицировать этот форт, могу только предположить, что это Субаши, но есть сомнения, поскольку он располагался между Сочи и Туапсе, а это противоречит последовательности перечисления укреплений)
4. Соча (Sotcha). При приближении к этому форту, был замечен российский пароход стоящий на якоре недалеко от берега. Вскоре подошли ещё четыре других парохода, буксируя два парусника. Они стали на якорь под защитой батарей форта Соча. Наша эскадра приблизились на полторы мили, и увидела, что эти корабли грузили войска.

5. Туапс (Touaps). По пути к этому укреплению был замечен новый российский пароход, буксирующий транспорт; наши корабли повернули ему наперерез; но пароход, оставив транспорт, поспешил в Туапсе; транспорт внимательно осмотрели; с Самсона отправили на борт транспорта лодку, и из переговоров стало известно, что русские отказываются от своих фортов, чтобы усилиться. Экспедиция возобновила свой курс к Туапсе. Русский пароход уже стоял под батареями укрепления, с двумя другими транспортами.

Весь гарнизон уже заброшенного форта был на пляже ожидая погругрузку на корабли; русские начали взрывать блокгаузы, окружающие форт. Есть что-то грустное в этом зрелище, хотя война обязывает лицезреть разрушение этих укреплений, которые, должно быть, стоили огромных денег; это смертельный удар по силе русских в Черкесии.
В общем, русские не владели побережьем Грузии и Черкесии.
У них были только отдельные форты без связи друг с другом по суше и они не могли выйти за пределы укреплений, не подвергаясь нападениям черкесов.
Результаты экспедиции были очень велики, поскольку кроме планов и состояния защиты береговых укреплений, мы узнали наступательный и оборонительный союз черкесов и абазов, которых русские сумели разделить.
Была зафиксирована эвакуация русских фортов, которые они тут же разрушали. Эвакуация была вызвана невозможностью выстоять против эскадрилий.
Остальные шесть видов (иллюстраций), г-на Дюрана Браже о которых мы сообщали, ранее, являются:
1. Форт Бомборы (Bambery), резиденция генерал-лейтенанта;
(прим. укрепления Бомборы, близ Гудауты)
2. Псезуапс (Psegouapé);
3. Геленджик (Gelindjik), где у русских есть арсенал и большие запасы;
4. Суджук (Soujak);

5. Огонь укрепления Пшада (Pshad) и бой с черкесами;

6. Анапа (Anapa).


Если мы проследим этот маршрут по карте, то мы увидим, что он охватывает всё побережье до Крыма.

(прим. Далее в статье напечатана заметка из русской прессы. То есть ниже я привожу текст в двойном переводе: с русского на французский и с французского на русский.)
Ещё статья об экспедиции напечатана в Санкт-Петербургском журнале от 9 апреля:
«После занятия восточного побережья Черного моря в последней войне против Турции правительство уделяло особое внимание пресечению печально известной торговли людьми женщинами и детьми, которые составляли основную статью торговли кавказских горцев с турками.
«С этой целью вдоль побережья, между Геленджиком и Гаграми, была установлена цепь временных укреплений, а морское сообщение было организовано казаками на судах особой конструкции –азовских лодках. Благодаря этой мере, исполненной казаками, жизнь поселений, которую правительство обязалось поддерживать, обеспечивалась до нашего времени.
«Теперь обстоятельства, при которых эти укрепления были построены, изменились и стало необходимо принять во внимание тот факт, что в результате топографического положения у них нет связи по земле между собой, и поэтому гарнизоны, в случае их сохранения на прежних местах дислокации, будут полностью изолированными от основной части наших сил, не могут быть полезны в общей системе наших будущих операций.

По этим соображениям генерал-адъютанту князю Меншикову было поручено разрушить эти укрепления после эвакуации гарнизонов.
«Князь Меншиков выполнил эту миссию с успехом, который сопровождает все операции Черноморского флота.
«15 марта из Геленджика была отправлена экспедиция из пароходов
«Молодец» под флагом контр-адмирала Серебрякова; «Крым»,
под флагом контр-адмирала Панфилова; «Одесса», «Херсонес», «Боец», «Могучий» и «Аргонавт», гребные суда на буксире пароходов и транспортные суда «Мамай»,
«Бзыбь», «Гостогай», «Кодос» и «Цемес».
«Рассредоточившись вдоль побережья Кавказа, после получения приказа корабли были отправлены на эвакуацию гарнизонов; но при подходе к Навагинскому посту были замечены два иностранных парохода, один французский и другой английский.

Эвакуация была приостановлена, и были приняты меры для обеспечения
готовности к бою; но корабли противника оставались в море, и эвакуацию возобновили.
«Однако на подходе к посту Вельяминова эти два парохода остановили грузовой корабль «Бзыбь»; двое офицеров с них обратились к командиру (лейтенанту
Чебышеву из 44-го флота) и между ними произошёл следующий диалог:
Англ-фр.:
– Какие пароходы у нас возле Навагинского поста?
Рус.:
– Российские военные пароходы.
– Что они там делают?
– Там есть адмирал, и он не сказал мне о своих намерениях.
– Кто взрывает укрепления, вы или черкесы?
– Мы.
– Почему вы их сжигаете?
– Потому что это приказ.
– Где ваш флот?
– Я не знаю, но предполагаю, что в море и очень близко.
Получив эти ответы, два парохода удалились, это были Касик и Сэмпсон.

17-го числа вся экспедиция пришла на стоянку в Новороссийск, где высадила гарнизоны Навагинский, Головина, Лазарева, Вельяминова, Тенгбинска и Новотроицка.
«Штормы помешали контр-адмиралу Вукотич отправиться в гарнизон поста Святого Духа. Эвакуация этого гарнизона проходила с 9 по 10-е, пароходом
Громоносец, с которым был отправлен полковник Сколков, адъютант Императора.
«На всех этих постах, помимо гарнизонов, составляющих 5000 человек, были эвакуированы все семьи солдат, промышленников и большая часть казённого имущества; оставшееся имущество, а также здания, были сожжены, а укрепления — взорваны.
Таким образом, наши военные ресурсы были усилены небольшой группой
войск, отобраных и закалённых длительной службой в центре
непокорного края. "
Полин.
прим. Статью я переводил с помощью интернет переводчиков, трудно понимаемые речевые обороты сглаживал как мог и оставлял свои примечания.

Но вернёмся к теме иллюстраций укрепления Сочи.
Литографию Дюрана Браже — «Sotcha», по результатам экспедиции я подробно описывал в прошлой публикации на тему.
Теперь я рассмотрю гравюру в сравнении с литографией, тем более, что запечатлено одно и то же историческое время, одним и тем же художником.
Гравюра:

Фрагмент литографии:

Сразу хотел бы отметить некоторые различия в расположении объектов на местности:
— несколько разные точки с которых фиксировались события,
— иная расстановка кораблей;
Отличие в конструкциях укреплений:
— на гравюре возвышенность территории форта имеет более пологий рельеф, на литографии он довольно крут;
— на гравюре отсутствует здание с куполом (предположительно церкви);
— мост арочный трёх пролётный, в отличии от однопролётного на литографии;
— стена левого укрепления на литографии показана в ветхом состоянии, а на гравюре же довольно хороший вид;
— разные формы угловых башен;
— дальние планы различны.

Можно по рассуждать и о времени суток запечатлённом на иллюстрациях. Не смотря на облачность, по теням и по освещённости плоскостей укрепления довольно просто определить, что иллюстрация (гравюра) для журнала делалась ранним утром, когда солнце было на востоке. На литографии же, судя по всему, запечатлено вечернее время. То есть неприятельская эскадра находилась напротив Навагинского укрепления в течении всего дня и весь день фиксировала происходящее у стен форта.
Разность во времени объясняет различное расположение кораблей и точек наблюдения. Попробую оправдать и другие отличия в деталях двух иллюстраций одного и того же дня. Ведь помимо художника-очевидца над картинами для печати позднее работали литографы и гравёры, которые вполне могли вносить свою ретушь в исходники.

Интересно распределение профессиональных обязанностей Дюрана Браже в экспедиции. Как известно он трудился и для военных нужд и, в то же время был, так сказать, военным корреспондентом гражданских журналов. И разумеется понятно, что для заказчиков в погонах в работе требовалась первоочерёдность и точность, а на потребу публике, зарисовки делались во вторую очередь и по этому преобладал принцип: менее детально, но более эффектно. Вероятно в первом случае он делал наброски, зарисовки и заметки по местности и событиям — на палубе, как сейчас говорят «on-line»; а для журналов, альбомов, и для себя — картины писались в оставшееся свободное время…

И как тут не вспомнить о третьей литографии-схеме-чертеже:

Третье изображение, из моей первой публикации «Форт Александрия. Странные гравюры», выполнено литографом Луи Ле Бретоном (Louis Le Breton). Это сугубо информативный и понятный рисунок-схема-чёртёж с пояснениями о состоянии и форме укреплений, назначении зданий и сооружений и прочих деталях.
Он в целом идентичен сравниваемым здесь иллюстрациям, но с некоторыми отличиями:
— на изображении отсутствуют посторонние детали (например корабли)
— рельеф местности укрепления более пологий, и на мой взгляд реалистичный,
— форма некоторых башен немного иная, но подробно описана в пояснениях
— отсутствует мост через овраг,
— и другие различия, в которые сейчас не буду углубляться.
И ещё, что не мало важно, судя по теням и освещённости стен, фиксация делалась в первой половине дня и к тому же примерно с той же позиции, что и гравюра-иллюстрация для журнала, но при более выгодном освещении. Т.е. что называется «первым делом самолёты», а потом все остальные «бабочки-цветочки».

В итоге на данном этапе у меня сложилось мнение, что третья литография-схема-чертёж и это есть результат работы Дюрана Браже для военных нужд, оформленное к печати литографом Луи Ле Бретоном.
Таким образом мои размышления о странных гравюрах в первой публикации были не точны. Тогда я предполагал, что был всего один исходник — литография-схема-чертёж Луи Ле Бретона, а другие картины (на тот момент не знал их авторства) писали художники дофантазируя события по мотивам. А оказалось иначе: все иллюстрации с натуры делал один художник — Дюран Браже. По поводу литографии-схемы-чертежа пока только осторожные предположения.

Остаётся вопрос и с размерами и формой укрепления Навагинское.

Источник
www.hathitrust.org/
  • +96
  • 30 марта 2018, 11:10
  • chernomor

Комментарии (19)

RSS свернуть / развернуть
+
+2
я не смог идентифицировать этот форт, могу только предположить, что это Субаши, но есть сомнения, поскольку он располагался между Сочи и Туапсе
Десант Н.Н.Раевского в Субаши.1839
Холст, масло. 66x97см.
avatar

rem-sochi

  • 29 марта 2018, 22:55
+
+2
Эта картина мне знакома.
Я про другое: fort de Soubishik это и есть Субаши (Головинснское укрекпление)? или другое место поименованное так на французских картах? Просто в статье идёт последовательное перечисление населённых пунктов, в той очерёдности, в которой они расположены по побережью при движении кораблей вдоль берега с востока на запад. И только предположительно Субаши и Редут-Кале, если это всё же они упоминаются в статье после Сухум-кале, противоречат этой очерёдности.
avatar

chernomor

  • 29 марта 2018, 23:16
+
А не был ли сей художник шутником-фантазером изображающим объекты на берегу по своему хотению чтобы мы через столетия сломали мозги?) или другой вариант — ведь он мог возвеличить мощь русских укреплений по заданию военных ведомств с целью увеличения выделения средств на подготовку будущих эскадр, а впоследствии возвеличивания побед над несуществующим противником.
Что касается не верной последовательности населенных пунктов-крепостей, то это можно объяснить только крейсированием вдоль побережья и востока на запад, и в обратном направлении.
avatar

so3537

  • 30 марта 2018, 07:11
+
+1
1.
А не был ли сей художник шутником-фантазером
Не могу знать, т.к. лично знаком с ним не был)
2.
он мог возвеличить мощь русских укреплений по заданию военных ведомств
это же коррупционный сговор группой должностных лиц). Нет англо-французским военным нужна была визуальная идентификация русских укреплений.
И ещё, в статье есть предложение:
Les dessins que nous publions ici en sont une preuve flatteuse ur lui, heureuse pour nous; car un voyageur qui a suivi
a même route les a reconnus et leur a donné, à première
vue, les noms qui leur appartiennent.
, которое я перевёл следующим образом:
Иллюстрации, опубликованные здесь это подтверждают; ибо любой путешественник, который проследует по тому же маршруту, без труда узнает местность с первого взгляда.
, но можно перевести ту же фразу почти дословно по другому:
"… потому что путешественник, который следовал тем же путём признал их и дал им, с первого взгляда, имена, принадлежащие им."

3.
Что касается не верной последовательности населенных пунктов-крепостей, то это можно объяснить только крейсированием вдоль побережья и востока на запад, и в обратном направлении.
Конечно корабли могли не идти строго от форта к форту, они что-то пропускали например из-за погоды, а затем возвращались и т.п., Поэтому, если текст с картинками- это был бы чей-то дневник или бортовой журнал, то да. Но статья в журнале написана по итогам рейда вдоль побережья и в ней, по идее, должно быть «разложено всё по полочкам».
avatar

chernomor

  • 30 марта 2018, 08:47
+
и в ней, по идее, должно быть «разложено всё по полочкам».
вы что французские фильмы не смотрели?)
avatar

rem-sochi

  • 30 марта 2018, 10:12


+
Смотрел. Более того, ещё и Жюль Верна читал))
avatar

chernomor

  • 30 марта 2018, 11:54
+
вот секрет и раскрыт! французские художники они такие...
avatar

rem-sochi

  • 30 марта 2018, 11:58
+
«Иллюстрации, опубликованные здесь это подтверждают; ибо любой путешественник, который проследует по тому же маршруту, без труда узнает местность с первого взгляда.»
Ну-ну… Анапу тоже? Думаю, что и 150 лет назад не было ни этих крутых береговых обрывов, ни высоких могучих гор (!) к северо-западу (!!!) от Анапы. Или позже горы были срыты? :)
avatar

Gennadius

  • 30 марта 2018, 18:32
+
Анапу тоже? Думаю, что и 150 лет назад не было ни этих крутых береговых обрывов, ни высоких могучих гор (!) к северо-западу (!!!) от Анапы. Или позже горы были срыты? :)
Про Анапу не могу говорить, т.к. там не был и не интересовался
Приведу лишь несколько изображений без комментариев:
Тот же Д. Браже из журнала «L'illustration: journal universel» 1855г.:

Отечественные виды из «Атласа Чёрного моря» изд 1841г.:

Открытка начала ХХ века:
avatar

chernomor

  • 30 марта 2018, 20:06
+
chernomor, у меня сложилось впечатление, что выше приведенная литография Анапы зеркально отражена, а потом подписана, или я ошибаюсь?
avatar

ElenaTopsida

  • 31 марта 2018, 18:42
+
Так гравюра напечатана в журнале и я думаю, что правильно, поскольку в той заметке идёт повествование о переходе из Крыма до Суджака.
avatar

chernomor

  • 31 марта 2018, 19:44
+
Иллюстрации Д.Браже из той заметки
Каффа (Феодосия):

Керчь:

Керчинский маяк и вход в Азовское море:

Суджук:
avatar

chernomor

  • 31 марта 2018, 20:06
+
Спасибо Черномор, за взгляд в прошлое. Интересно удосужимся ли мы когда нибудь лицезреть аналогичные зарисовки с Российской стороны, ведь и с нашей стороны были свои «Дюраны Браже и Луи Ле Бретоны», но их работ мы невидим. А может даже есть и фотографии или даггеротипы.
avatar

ElenaTopsida

  • 31 марта 2018, 20:27
+
Интересно удосужимся ли мы когда нибудь лицезреть аналогичные зарисовки с Российской стороны
Хотелось бы. Более чем уверен, что-то есть в закромах архивов военных ведомств.
avatar

chernomor

  • 31 марта 2018, 20:59
+
Легче всего обвинить источник в фантазёрстве ))) Да и какой — середины 19 века ))) У У.Симпсона Лазаревский форт тоже кажется преувеличенным на первый взгляд, как и горы вокруг

avatar

RebelNeo

  • 30 марта 2018, 19:32
+
+1
А если вот, так. Реконструкция места зарисовки картины. Горы нарисованы абсолютно реалистично. Проверено Google
Точка где рисовал картину Уильям Сэмпсон
avatar

ElenaTopsida

  • 31 марта 2018, 17:54
+
Спасибо Черномору, опять он нарыл вкусненькое. Интересное наблюдение. На черно-белой литографии Суджук бэй, четко прорисована крепостная стена, а на цветной, из-за слабого разрешения она размазана и я все думала, почему карта Манганари Цемесской бухты не совпадает с литографией Дюрана Браже, а теперь видно, что совпадает. Это по поводу достоверности литографий.
avatar

ElenaTopsida

  • 31 марта 2018, 18:28


+
На карте Манганари из Атласа Черного моря, где стоит подпись «Развалины редута», находится на месте «Малая земля», а сама крепость, гораздо больших размеров более глубже в бухте. Сейчас здесь центр города, но как бы местные краеведы считают, что крепость и есть те развалины редута. Интересная нестыковочка получается. Кстати ссылку на этот атлас дал Черномор, за что ему большая благодарность.
avatar

ElenaTopsida

  • 31 марта 2018, 18:34
+
Елена, интересен и этот момент: На картах И.А. Стрельбицкого мы видим два Кодоша,



один из них в Ольгинке. Ольгинка, чем ещё и интересна и видна — горой Ту или «Сигнал» — её на самом деле видно и когда из Джубги едешь — такая «пирамида» выделяющаяся торчит. Явно и с моря видно, как маяк своеобразный. Бухта там подходящая.



Эвлия Челеби в середине 17 века писал:
«Описание племени кутаси. У них есть бей, а воинов общим счетом семь тысяч. Их пристань называется Кутаси. Она имеет дощатые склады, покрытые тростником. Их деревни находятся [на склонах] гор, обращенных к гавани. В гавани много судов из Кафы и Тамани. Сюда постоянно приезжают на лошадях [купцы] из Крыма и ведут торговлю с этим племенем. Это миролюбивый и покорный народ потому, что местность эта не является неприступной. Они сеют и пшеницу. Кроме того, в описанной области абаза всюду сеют просо. Одно киле проса дает урожай в сто киле. У этого народа кутаси дома тростниковые, /108/ покрытые дранкой. Очаги посередине дома. Каждые десять домов со всех сторон окружены изгородью вроде крепости, и называют их кабак. Охраняя скот по ночам, они до утра сторожат его с подобными львам овчарками. Таково положение во всех племенах абаза, так как все их дома стоят среди лесов и все боятся друг друга. Расстояние между племенем кутаси и черкесами-жанэ — одна стоянка. Эти [кутаси] знают и черкесский язык. Они без опаски возят к черкесам свои товары, а черкесы к ним в гавань привозят свои.»

Кутаси Челеби и Кодос Стрельбицкого слова явно близкие )))

На средневековых портоланах местечко также имеет то же название — Кортос (1570 г.)



или Карто (1546)



Лазил ли кто-нибудь наверх горы Ту, хотя горка и достаточно крутая? )))
avatar

RebelNeo

  • 03 апреля 2018, 10:13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.