Павел Амплиевич Россиев у истоков социальной и культурной жизни города Сочи

В наступающем 2018 году городу Сочи исполняется 180 лет со дня его основания. В наши дни существуют различные мнения на счёт времени основания города на Чёрном море в устье реки Сочи. Не станем спорить об этом, основываясь на классическом историческом мнении на этот счёт. Официально годом основания города Сочи является 1838 год.



Первым инициатором празднования дня города стал Павел Амплиевич Россиев: «26 марта 1913 года сорокалетний П. А. Россиев обратился к городскому старосте с инициативой отметить 75-летие Сочи в памятный день закладки здесь форта Александрия. В дни празднования в газете «Сочинский листок» появились статьи Россиева об истории Сочи, возможно, это были едва ли не первые опубликованные заметки о будущем всемирно известном курорте»*, — он предложил отпраздновать юбилей в день памяти форта — 23 апреля (по старому стилю). Так впервые был отмечен день основания Сочи.

Россиев Павел Амплиевич – литератор, общественный деятель, жил в городе Сочи с 1909 года. Он возглавлял так называемый Тюремный комитет в Сочи, основной деятельностью которого было «попечение об освобожденных из тюрем, облегчение участи семей заключенных и преимущественно их детей, трудоустройство освободившихся». Сегодня мы называем это «социальной работой». Вместе с тем Павел Амплиевич стоял у истоков строительства школы и Свято – Николаевской церкви на Хлудовской стороне Сочи, а также был известен как председатель Совета Свято – Николаевского братства, деятельность которого простиралась от духовно – просветительской до благотворительной.

Усердием братства и по личной инициативе его председателя Россиева в 1916 году на Базарной площади старого Сочи была отстроена и освящена часовня – книжница для улучшения торговли книгами и другой литературой для народа. Во время её освящения, Россиев П.А. произнёс речь о значимости события: «этот праздник есть праздник не только братства, маленькой, скромной пчелы, несущей свой мед в соты общественного сознания и филантропии, но это праздник всех слоев местного общества. И городское управление, представляя небольшую площадь базарной земли под братское сооружение, мудро учло моральную ценность дела, которая всегда выше коммерческих соображений»**, — он подчеркнул необходимость и пользу народного просвещения, а также приглашал всех стать его активными участниками.

«В 1914–1916 годах Россиев издавал «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства». Редакция обратилась с просьбой к священнослужителям, сельским учителям и всем, кто интересовался народной жизнью, рассказывать о народных обычаях, обрядах, верованиях края, записывать даже песни и игры»*.

Можно сказать, что Павел Амплиевич является одним из первых основателей сочинского краеведения. В «Сочинских листках», издаваемых Свято – Николаевским братством он сам описывал природу, обычаи и быт здешних мест. А на страницах журнала «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства» он учреждает проект: «с помощью дарителей из среды православного братства и всех сочувствующих собрать материалы по истории города и открыть в Сочи краеведческий музей. С шестого номера «Известий...» публиковались имена дарителей музею и перечни даров. Сам Россиев подарил портреты адмиралов Корнилова и Нахимова, генерала Г. С. Розена, пионеров освоения черноморского побережья А. В. Верещагина, Н. Н. Мамонтова и других деятелей. Иные дарители жертвовали будущему музею книги, иконы, старинное оружие, фотографические коллекции, наборы открыток»*, — целью которого было создание в Сочи историко — географического музея.

В 1917–1918 годах Павел Россиев был участником Собора Православной Российской Церкви от мирян Сухумской епархии. В последний раз его имя встретилось в списке делегатов Юго-Восточного Русского Церковного Собора, проходившего в мае 1919 года в Ставрополе. Судьба его завершилась трагически, он был арестован в Сочи осенью 1920 года, по обвинению в «редактировании статей контрреволюционного характера» и вскоре расстрелян.

РОССИЕВ Павел Амплиевич, январь 1873 г. р., русский, образование незаконченное высшее, журналист-писатель. На момент ареста проживал в г. Сочи, на Хлудовской стороне. Арестован 19.09.1920 г. Предъявленное обвинение: «редактирование статей контрреволюционного
характера». Коллегией Черчека 12.10.1920 г. назначена высшая мера наказания – расстрел.

Реабилитирован на основании Закона РСФСР от 18.10.1991 г. ( kubanmemo.ru/book/t1.pdf )

Безусловно, Павел Амплиевич Россиев был фигурой с ярко выраженной активной социальной и культурной, а также духовной позицией в развивавшемся посаде – городе Сочи. Его активная деятельность имеет важное историческое значение для нашего города. Его личность вполне достойна, быть примером для подрастающих поколений, по праву его имя достойно того, чтобы оказаться в списках почётных граждан города Сочи.

Известны его литературные произведения, которые сохраняются в Российской Национальной Библиотеке, там же кстати сказать сохранились и «Изветия Свято – Николаевского братства», которые бесспорно имеют значение для истории Сочи.

Было бы интересно узнать более подробно и о людях, трудившихся в Сочи вместе с Павлом Россиевым, на ниве социальной и культурной деятельности. К сожалению, революция и советский период существования нашего государства не способствовали сохранению истории прежней России в некоторых её деталях, а особенно в лицах и именах. Советский период истории имеет своё существенное значение в жизни всей нашей необъятной родины и города Сочи в том числе. Но для сохранения связи времён и преемственности поколений важно восстановить страницы истории в именах и событиях, в той утраченной для нас её части, которая свидетельствует нам о славе и величии России и являет нам примеры для истинного подражания и гордости за Отчизну.

ПАВЕЛ РОССИЕВ — ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК Кондратенко А. И. (г. Орел) *

А.А.Черкасов, Провинциальный городок в Первой мировой войне: Сочи в августе 1914 — феврале 1917г.г.**
  • +52
  • 15 декабря 2017, 20:27
  • dionisy-s

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+
Отличный познавательный очерк о родном городе!!!
avatar

may1945

  • 15 декабря 2017, 21:00
+
+2
Да действительно советы «одержимые кровью», создали шаблон «контрреволюция» и давай срелять, давить, вешать, кто им дал право не считаться с мнением других людей. Смотришь списки репрессированных поражаешься — десятки тысяч расстреляно, все слои населения, какие то мнимые заговоры — доносы? Деятельных людей пусть и со своим отличным в чем то мнением, но патриотов России под нож? Хорошо бы посмотреть дело Россиева, кто ему подписывал приговор, вдруг эта фамилия красуется где то в названии нынешних сочинских улиц?
avatar

z456234

  • 15 декабря 2017, 23:07
+
+1
десятки тысяч расстреляно, все слои населения, какие то мнимые заговоры
Усёру скажите, он сейчас вылезет что всё правильно — это были враги народа.
avatar

so3537

  • 15 декабря 2017, 23:22
+
Я знаки вопроса для коммунистов добавил, что бы они себе вопросы задавали и попытались сами себе на них ответить, что же всетаки получилось 100 лет назад с Россией и ее народом.
avatar

z456234

  • 15 декабря 2017, 23:51
+
+1
Наверное, неумение управлять страной «святым» Николаем все равно привело бы страну к краху — не коммунисты так какая-нибудь другая шушара пролезла к власти.
avatar

so3537

  • 16 декабря 2017, 07:56
+
Николай второй и его семья были конанизированы в лике Святых не за способность управлять государством а как страстотерпцы ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B5%D1%86
, а духовное разложение некогда единого Русского общества (мира) началось задолго до царствования Николая Второго — лет за 150 — 200 до него.
avatar

z456234

  • 16 декабря 2017, 10:46
+
+2
Так рассуждать, так Россия начала разлагаться сразу как образовалась)
Какой там Николашка терпивец не знаю, а то что при его хреновом руководстве развалилась страна и что погибли в этой драке миллионы — это факт.
avatar

so3537

  • 16 декабря 2017, 12:31
+
Здесь немного информации в электронном виде о репрессированных с 1920гг. по 1953гг. Сочинцах. bessmertnybarak.ru/search/?searchid=2283432&text=%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8&web=0
информация взята из «Книги памяти жертв политических репрессий по Краснодарскому краю». kubanmemo.ru/book/t1.pdf
avatar

z456234

  • 16 декабря 2017, 11:00
+
Усёру скажите
Почему-то я тоже подумал про Усёра. То были его друзья и единомышленники. Усеры — они вечные.
avatar

liberalis

  • 16 декабря 2017, 20:46


+
+1
Многие ли из нас знают, что в 1915 году, во время геноцида армян Османской Империей, по личному приказанию Государя Николая Второго была открыта русско-турецкая граница, в результате чего 375 тысяч армян были спасены от гибели.

Г. Тер-Маркариан, говоря о страшном преступлении турок, писал: «… У самой границы, прямо под открытым небом, было расставлено множество столов, за которыми русские чиновники принимали армянских беженцев без всяких формальностей, вручая по царскому рублю на каждого члена семьи и особый документ, дававший им право в течении года беспрепятственно устраиваться по всей Российской Империи, пользуясь бесплатно всеми видами транспорта.

Здесь же было налажено кормление голодных людей из полевых кухонь и раздача одежды нуждающимся.

Русские врачи и сестры милосердия раздавали лекарства и оказывали неотложную помощь больным, раненым и беременным.

Всего, таким образом, было тогда пропущено через границу и нашло прибежище и спасение в России более 350 тысяч турецких армян».

В 1990 году профессор Павел Николаевич Пагануцци также высказывался по этому поводу: «Со времени спасения Государем 23% всего армянского населения Турции, прошло 75 лет.… никто, ни раньше, ни теперь не вспомнил того, что он сделал для армянского народа. А ведь за одно это спасение Его можно было причислить к лику святых».
avatar

dionisy-s

  • 16 декабря 2017, 20:15

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.