Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года.(часть 2-я)

Начало здесь

Основатель одноимённых храма и братства — Россиев П.А.

Человеком удивительной энергии и созидательной – доброй воли был Павел Амплиевич Россиев, который волею судьбы оказался у истоков возникновения Свято – Николаевской церкви, ещё будучи, активнейшим руководителем Комитета по постройке храма и школы на землях Хлудова. Его судьба как литератора складывалась весьма не просто, она была полна странствий, надежд и разочарований, большого труда и, наверное, главное в ней было обретение веры. Так бывает, что люди воспитанные в православной религиозной традиции, будучи крещены с детства, лишь со временем постигают свою веру в её глубинных основах и такое открытие, как правило, бывает следствием опытного познания жизни и обретения её настоящего смысла. Такая перемена в жизни человека непременно сказывается на его внешней деятельности, а особенно это заметно проявляется в творчестве и самовыражении. В литературных трудах П.А.Россиева такой путь прослеживается довольно ясно: начинает он свои труды с неприметных статей и рассказов художественного, исторического и публицистического содержания как путешественник, а продолжает уже и как религиозный мыслитель, осмысливающий историю и жизнь русского народа. Публиковался Россиев во многих изданиях. Так, его статьи есть в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

В Сочи творческий талант Россиева проявился в издательской деятельности. В 1914 – 1916 г.г. он издаёт журнал «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства», на страницах которого появляется его проект: с помощью дарителей из среды братства, сочинской паствы и всех сочувствующих собрать воедино любые материалы по истории Сочи, чтобы в завершении создать в Сочи историко – географический музей. В марте 1913 года он обратился к городскому голове с инициативой отметить 75 – летие Сочи 21 апреля, в день закладки форта Александрия. Так впервые был отмечен день основания Сочи.

Достойный сын своего Отечества, уроженец Орловской губернии(1873 г.р.), Павел Амплиевич Россиев был арестован в Сочи осенью 1920 года, по обвинению в «редактировании статей контрреволюционного характера» и вскоре расстрелян. Окажись он в эмиграции, наверное, появились бы новые очерки и книги, несущие глубокие смыслы о революционных событиях и их последствиях для России, которой он был созвучен и душой и фамилией.

Настоятель храма – священник Евгений Ивановский.

Настоятель Свято – Николаевского прихода о. Евгений Ивановский(1879 – 1926 г.г.), начинал своё служение в 1907 году на берегу Волги под Казанью, в большом богатом селе Васильево в Крестовоздвиженской церкви. В этом селе у его отца – именитого профессора Казанской духовной академии Николая Ивановича Ивановского была дача, на которой часто гостили архиереи и профессора – богословы. Церковные и семейные хроники сохранили память о том, что 12 июля 1897 года, путешествуя по Волге, в селе Васильево побывал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, где всероссийский пастырь отслужил божественную литургию и затем направился на дачу профессора Ивановского, где благословил его семью. К 1912 году о. Евгений с женой, у которой были слабые лёгкие, переехал в Сочи, где стал настоятелем зарождавшегося на Хлудовской стороне прихода. Также он стал помощником председателя (Россиев П.А.) и секретарём совета Свято – Николаевского братства, под эгидой которого активно проводил беседы и лекции, устраивал народные чтения на религиозно – нравственные и исторические темы. Его супруга, сердобольная матушка Анфуса занималась благотворительностью, собирала средства для бедняков. В 1916 году о.Евгений освятил первую на территории Черноморской губернии часовню – книжницу на старосочинском базаре (ныне ул. Поярко), в которой велась торговля книгами и другой литературой для народа.

В декабре 1917 года в Свято – Николаевском храме о.Евгений отпевал семью Горемыкиных, убиенных в Сочи: «Люди при отпевании зажигали свечи. Некоторые потом на домашних дверях выжигали ими кресты, так как считали страстными». Отставной премьер – министр царского правительства Горемыкин Иван Логгинович после февральского переворота 1917 года отправился на Черноморский берег Кавказа, в надежде пережить здесь смутные времена. Со своей супругой они остановились в городе Сочи на даче – пансионе «Эйрене» (сейчас там находится гостиница «Жемчужина»). Но уже 25 октября, после «великой октябрьской революции» они подверглись нападению от неизвестных, ворвавшихся к ним ночью и предъявивших предписание из Петрограда от контрразведки по борьбе с контрреволюцией. По всей видимости, ввиду того, что место это было достаточно людным, налётчики, забрав деньги и ценности, скрылись, и дело приобрело вид простого ограбления. Но уже после того как Горемыкины перебрались жить на дачу в Катково – Леонтьевском урочище (сейчас там находится санаторий «Заполярье»), в начале декабря 1917 года, нападение повторилось. Однако на этот раз его результатом стало убийство Горемыкина с супругой – Александрой Ивановной (в девичестве Капгер), а также их дочери Александры и её мужа — генерал – лейтенанта морского штаба, дипломата Ивана Александровича Овчинникова. Так ознаменовало себя начало революционных свершений над Россией в городе Сочи. В воздухе витал дух тревоги и смятения. Размеренное и степенное созидание остановилось. В начале января 1918 года в Сочи пришли к власти большевики.

В 1918 году по декрету о национализации Церкви дом священника и всё его имущество конфисковали, и о.Евгений переехал в село Весёлое, в горах между Адлером и Гаграми, где служил в небольшой деревянной церквушке во имя Святителя Николая, живя с супругой в бедности. «Чистейшей души был человек, добрейший, — вспоминает Екатерина Александровна Матяшина: служил от всего сердца, так проникновенно! Помню в Преображение местные жители – молдаване освящали виноград, приносили огромные корзины, и в каждой горела свечка…» В 1926 году о.Евгений умер в возрасте 47-ми лет, якобы от столбняка, что вызывает вероятные домыслы о его смерти… По всему очевидно, что о.Евгений Ивановский не был угоден новой.
«Советской власти» — большевикам, ввиду своей активной деятельности на ниве духовного просвещения. Свято – Николаевский приход города Сочи продолжал свой крестный путь, но уже с другими настоятелем и старостой. Некоторые члены причта оставались на своём месте, но с 1922 года уже в составе Народно – Христианской Общины.
__________________

Для составления данного очерка использованы исторически – архивные сведения и публицистические материалы из открытых источников.

Продолжение
  • +46
  • 17 ноября 2017, 10:57
  • dionisy-s

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.