"Легенда о Сочинской горе Бытхе"
Руководитель Сочинского Народного университета 55+ «Время жить» — Софья Михайловна Касьяненко:
Уважаемые друзья! Сегодня хочу с вами поделиться своей давней публикацией, ещё тех времён, когда волею судеб я посещала известные в нашем городе курсы экскурсоводов. Тема была очень интересная «Исторические „Фенички“ г.Сочи. В своей работе на заданную тему я составила повествование по истории Сочи с древнейших времён до наших дней. Постаралась представить источники материалов, как мне кажется, интересными для рассказа туристам, чтобы они могли получить более подробные факты о „Жемчужинах“ нашего города.
Начиная путешествие в мир истории города, я представила события и факты, легенды и мифы, исторические личности и памятники природы, рассказала, кто строил наш город, защищал и благоустраивал. На примерах лишь одного повествования можно представить всё прошлое нашего города. Окунёмся в историю, полистаем страницы прошлого.
Ну, а поскольку я живу на Бытхе, то расскажу легенду о священной горе убыхов — Бытхе.
Ведь как говорил создатель „Толкового словаря“ -В.Даль, — »Ищи в сказках, пословицах, поговорках- там истинная мудрость и душа народа".
Итак, Бытха это невысокая двугорбая гора. На склоне её рос непроходимый лес. Аборигены здешних мест считали его священным и поклонялись каждому дереву. Тут было небольшое кладбище, где горцы хоронили своих соплеменников, погибших от молний. Здесь были владения таинственного существа, имени его горцы не знали и звали просто Бытха, т.е. Богиня.
Горцы раз в году собирались на поляне, которая была перед высоким холмом. На нём, охраняя своей тенью святыню, стояли семь огромных дубов.
На их стволах были бесчисленные шрамы от горящих свечей, которые прикрепляли к ним каждой весной люди, приходившие поклониться Бытхе. Они приносили богатые жертвы, и их жрецы совершали молебны перед небольшим гротом, возле которого протекал ручей. Горцы знали, в гроте находится Бытха. Похожа она на орлицу, глаза её -из чистого золота, а крылья и острые когти — из серебра. Сама же Бытха — каменная. Раз в году эта птица оживала и поднималась высоко в небо — к богам Вселенной.
Когда убыхи задумали переселяться в Турцию, они пришли всем племенем к святому гроту, долго молились, и решили спросить у Богини света — как им быть, какое им принять решение? Для этого выбрали старейшин, возглавил которых 100-летний дед Соулах. Старейшины вошли в грот и увидели каменную птицу, она строго смотрела на них огромными золотыми глазами, как будто осуждая их. Старики упали перед Бытхой ниц, принялись просить прощения и вдруг, дед Соулах прозрел и увидел у ног богини маленькую копию Бытхи. Поднял её и радостно сообщил:«Бытха благословляет нас на переезд в Турцию и отдаёт свою дочь, чтобы не забывали на чужбине».
Он торжественно вынес маленькую Бытху из грота, показал её племени и объявил: пора собираться в долгую дорогу, богиня отпускает нас".
Недалеко от святого леса, на крутом берегу, с незапамятных времён, у убыхов была небольшая пристань, около которой могли останавливаться одномачтовые корчмы с турецкими купцами. Они обычно привозили для продажи хлеб, различные ткани, женские украшения. В обмен брали живой товар — рабов для рудников и черкесских красавиц для гаремов.
С этой пристани и отбыла большая часть убыхского племени на вечные времена в Турцию, в добровольное рабство и верную гибель.
Когда племя садилось на присланные корабли, поднялась буря. Над Кавказом сверкали огненные молнии, оглушительный гром сотрясал землю. В ту страшную ночь все семь дубов, что росли на холме Бытхи, упали, обрушилась земля, скрыв святилище. До сих пор его ищут люди, найти не могут. Прошло более ста лет после переселения убыхов.
Их потомки рассказали абхазскому писателю Баграту Шинкубе, что в Турции они не смогли сберечь дочь Бытхи. Кто-то похитил её и продал англичанам. И Бытха наказала их. Однажды, в середине зимы, в морозный вечер, при ясном небе, с той стороны, где была их Родина, раздался страшный гром. Несколько минут он сотрясал землю, и убыхи увидели, как по небу летит их святыня -Бытха, разбрасывая вокруг себя искры. Никогда раньше она не улетала из своего святилища зимой. А тут не просто летела, сжигала себя в полёте.
И убыхи поняли- это видение предвещает им несчастье. Так оно и произошло: исчез гордый, красивый народ, забыт его язык, обычаи, вера в каменную богиню Бытху. Такова легенда. А поведал нам её создатель Сочинского курорта- министр земледелия Александр Ермолов в конце 19 века. Записывая Сочинскую легенду о Бытхе, он поинтересовался, где находится знаменитая гора и священная роща. Ему показали это место.
Гора тогда называлась в честь владельца окрестных земель- горой Краевского, который и не собирался что-либо здесь строить, а мечтал продать заросшие бросовые земли. Ермолов выкупил из счета казны и переименовал гору — она стала Бытхой.
Сочи удивительный город, его мало просто увидеть, надо вжиться в него. Хотя бы на некоторое время. И тогда он станет для Вас действительно интересным и родным, и отпуск проведенный в нашем городе. Вы будете вспоминать, как самое яркое и приятное впечатление своей жизни. А проводники различных экскурсий, помогут Вам в этом.
Итак, МОРЕ.ПАЛЬМЫ, ВСЁ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖДЁТ ВАС!
Уважаемые друзья! Сегодня хочу с вами поделиться своей давней публикацией, ещё тех времён, когда волею судеб я посещала известные в нашем городе курсы экскурсоводов. Тема была очень интересная «Исторические „Фенички“ г.Сочи. В своей работе на заданную тему я составила повествование по истории Сочи с древнейших времён до наших дней. Постаралась представить источники материалов, как мне кажется, интересными для рассказа туристам, чтобы они могли получить более подробные факты о „Жемчужинах“ нашего города.
Начиная путешествие в мир истории города, я представила события и факты, легенды и мифы, исторические личности и памятники природы, рассказала, кто строил наш город, защищал и благоустраивал. На примерах лишь одного повествования можно представить всё прошлое нашего города. Окунёмся в историю, полистаем страницы прошлого.
Ну, а поскольку я живу на Бытхе, то расскажу легенду о священной горе убыхов — Бытхе.
Ведь как говорил создатель „Толкового словаря“ -В.Даль, — »Ищи в сказках, пословицах, поговорках- там истинная мудрость и душа народа".
Итак, Бытха это невысокая двугорбая гора. На склоне её рос непроходимый лес. Аборигены здешних мест считали его священным и поклонялись каждому дереву. Тут было небольшое кладбище, где горцы хоронили своих соплеменников, погибших от молний. Здесь были владения таинственного существа, имени его горцы не знали и звали просто Бытха, т.е. Богиня.
Горцы раз в году собирались на поляне, которая была перед высоким холмом. На нём, охраняя своей тенью святыню, стояли семь огромных дубов.
На их стволах были бесчисленные шрамы от горящих свечей, которые прикрепляли к ним каждой весной люди, приходившие поклониться Бытхе. Они приносили богатые жертвы, и их жрецы совершали молебны перед небольшим гротом, возле которого протекал ручей. Горцы знали, в гроте находится Бытха. Похожа она на орлицу, глаза её -из чистого золота, а крылья и острые когти — из серебра. Сама же Бытха — каменная. Раз в году эта птица оживала и поднималась высоко в небо — к богам Вселенной.
Когда убыхи задумали переселяться в Турцию, они пришли всем племенем к святому гроту, долго молились, и решили спросить у Богини света — как им быть, какое им принять решение? Для этого выбрали старейшин, возглавил которых 100-летний дед Соулах. Старейшины вошли в грот и увидели каменную птицу, она строго смотрела на них огромными золотыми глазами, как будто осуждая их. Старики упали перед Бытхой ниц, принялись просить прощения и вдруг, дед Соулах прозрел и увидел у ног богини маленькую копию Бытхи. Поднял её и радостно сообщил:«Бытха благословляет нас на переезд в Турцию и отдаёт свою дочь, чтобы не забывали на чужбине».
Он торжественно вынес маленькую Бытху из грота, показал её племени и объявил: пора собираться в долгую дорогу, богиня отпускает нас".
Недалеко от святого леса, на крутом берегу, с незапамятных времён, у убыхов была небольшая пристань, около которой могли останавливаться одномачтовые корчмы с турецкими купцами. Они обычно привозили для продажи хлеб, различные ткани, женские украшения. В обмен брали живой товар — рабов для рудников и черкесских красавиц для гаремов.
С этой пристани и отбыла большая часть убыхского племени на вечные времена в Турцию, в добровольное рабство и верную гибель.
Когда племя садилось на присланные корабли, поднялась буря. Над Кавказом сверкали огненные молнии, оглушительный гром сотрясал землю. В ту страшную ночь все семь дубов, что росли на холме Бытхи, упали, обрушилась земля, скрыв святилище. До сих пор его ищут люди, найти не могут. Прошло более ста лет после переселения убыхов.
Их потомки рассказали абхазскому писателю Баграту Шинкубе, что в Турции они не смогли сберечь дочь Бытхи. Кто-то похитил её и продал англичанам. И Бытха наказала их. Однажды, в середине зимы, в морозный вечер, при ясном небе, с той стороны, где была их Родина, раздался страшный гром. Несколько минут он сотрясал землю, и убыхи увидели, как по небу летит их святыня -Бытха, разбрасывая вокруг себя искры. Никогда раньше она не улетала из своего святилища зимой. А тут не просто летела, сжигала себя в полёте.
И убыхи поняли- это видение предвещает им несчастье. Так оно и произошло: исчез гордый, красивый народ, забыт его язык, обычаи, вера в каменную богиню Бытху. Такова легенда. А поведал нам её создатель Сочинского курорта- министр земледелия Александр Ермолов в конце 19 века. Записывая Сочинскую легенду о Бытхе, он поинтересовался, где находится знаменитая гора и священная роща. Ему показали это место.
Гора тогда называлась в честь владельца окрестных земель- горой Краевского, который и не собирался что-либо здесь строить, а мечтал продать заросшие бросовые земли. Ермолов выкупил из счета казны и переименовал гору — она стала Бытхой.
Сочи удивительный город, его мало просто увидеть, надо вжиться в него. Хотя бы на некоторое время. И тогда он станет для Вас действительно интересным и родным, и отпуск проведенный в нашем городе. Вы будете вспоминать, как самое яркое и приятное впечатление своей жизни. А проводники различных экскурсий, помогут Вам в этом.
Итак, МОРЕ.ПАЛЬМЫ, ВСЁ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЖДЁТ ВАС!
Комментарии (61)
RSS свернуть / развернутьmagnolia2013
Однако к автору есть вопрос: Вы уверены, что на второй по счёту фотографии изображена именно Бытха? Что-то мне подсказывает, что это г. Пикет, снятая с вершины г. Мосия, неподалеку от ЗСМ и Пластунских ворот.
DefEr
DefEr
DefEr
splav
sochigull
Книга Шинкубы и к истории, и к легендам убыхов имеет очень отдалённое отношение. Обсуждали много раз…
Taganay
snarodnyn1
Плохо когда фантазия автора создает то, чего не было.
Назовите источники, откуда все это придуманное взято — про грот, деда Соулаха, копию маленькой Бытхи? У Шинкубы по другому описано. Да и то — не факт что было…
С этой пристани и отбыла большая часть убыхского племени на вечные времена в Турцию, в добровольное рабство и верную гибель.
Почему большая часть? все. И почему добровольное рабство? кто бы в рабство поехал?
А поведал нам её создатель Сочинского курорта- министр земледелия Александр Ермолов в конце 19 века. Записывая Сочинскую легенду о Бытхе, он поинтересовался, где находится знаменитая гора и священная роща. Ему показали это место.
В каком документе поведал Ермолов о Бытхе? кстати, и звали его не Александр, а Алексей. Алексей Сергеевич Ермолов.
В общем, очередная лапша от «экскурсоводов», которую читать тошно…
so3537
kvazimodo
Да и водоизмещение тех судов позволяло подойти почти вплотную к берегу.
so3537
Турецкие небольшие корабли заходили в устья многих рек побережья. В том числе и в устье реки Дагомыс, где позже (по одной из легенд) казачий урядник Успенский на узкой тропинке в топкой болотистой местности сдерживал турецкий десант. Его именем названа гора Успенка. Эта легенда противоречит двум фактам:
1. Согласно МАТЕРИAЛАМ для описания войны на Западном Кавказе. С. Духовского, в этом месте был устроен «Пост Кубанский — на берегу Черного моря, у устья реки Догомыса. Здесь предположен склад провианта для довольства войск на всей линии. Кроме того этот пост важен как один из береговых, полезных для наблюдения за прибрежьем. В гарнизон поста назначены три роты. Тут же, на горе, выведена отдельная батарея на одно орудие; назначение ее — подавать сигналы судам.»
2. Эта гора названа по фамилии управляющего имением императора России Николая Второго князя Успенского, дом которого до сих пор стоит у подножья этой горы.
Так что не все легенды соответствуют действительности. В том числе и легенда о каменно-серебряно-золотой Бытхе!
kvazimodo
Про донского казака Григория Успенского описывает Щербина Ф.А в «истории Кубанского казачьего войска», что он здесь воевал против подкрепления с гор от Алим Гирей Бабук-оглы и на месте гибели похоронен.
Второй вариант у Эдвард Альфред Мартель описывает в 1902 (по-моему, году) — у него гора называется просто в честь Успения пресвятой богородицы.
Ну, а третий — в честь князя Успенского, управляющего имением Дагомыс.
Выбирайте любой вариант...))
Турецкие небольшие корабли заходили в устья многих рек побережья.
Где-то попадалось, что по реке Сочи суда доходили до Пластунских ворот, современной Пластунки!!! Но, насколько это правда, утверждать не берусь…
so3537
Разница в том, что где погиб и похоронен урядник Успенский — это вопрос! Князь Успенский на самом деле управлял царским имением это факт, подтверждённый документально! К тому же моя бабуля по матери Евдокия Георгиевна Быкова говорила, что родилась она 1 марта 1901 года «на царской даче». Её отец, а мой прадед, в то время работал там масло-сыроделом, а Успенский его на эту работу нанимал! На старых фотографиях хорошо виден дом князя Успенского.
1. Черно-белая открытка с обведённым изображением этого дома: Видна колокольня домовой церкви, которую мы, казаки Дагомыса восстанавливали после пожара в девяностые годы! Потом, по просьбе православной общины Дагомыса, на должность настоятеля был благословлён молодой выпускник семинарии отец Александр, который ранее закончил сочинскую школу № 10, что на ул. Донской. Были какие-то «разборки» с местными властями, в результате под храм в Дагомысе выделили другой участок, на котором теперь построен храм Казанской Иконы Божьей Матери. Думаю, что если бы гора была названа в честь Успения Божьей Матери, то название сохранили бы.
2. Цветная фотография С.М. Прокудина-Горского, датированная 1912 годом: На ней тоже можно увидеть дом Успенского, но из-за зелени и другого ракурса дом просматривается хуже.
kvazimodo
По поводу казака Успенского, то, конечно, могилы нет. Возможно она где-то в этих местах. Эта версия от Щербины, а где он ее взял неизвестно.
Поэтому я больше всего склоняюсь к варианту, что гора была названа в честь управляющего имением Успенского. Говорят, человек он был хороший, бедным помогал. Да и дом его под этой горой.
so3537
Если даже могила Успенского там и была, то энерго-строители без колебаний снесли бы её, как во время строительства ЛЭП снесли крышку дольмена в трёх-четырёх сотнях метров от нашего дома в селе Волковка! По всей видимости им было наплевать на историческую ценность этого памятника!
К истории у сочинских руководителей отношение наплевательское!
Я не знаю точно, но рассказывали, что бывшему ген.директору фирмы «Дагомыс-чай» У.Г. Штейману как-то доложили, что при прокладке дороги между чайными плантациями на пути попался дольмен, просили разрешения на изменение трассы. Он дал распоряжение: Дорогу делать по старому проекту, а дольмен снести! Что и было сделано. Я знаю место где похожая куча камней и подозреваю, что это остатки дольмена!
kvazimodo
Вполне возможно, что и казак этот был, и воевал где-то рядом, и холмик ему насыпали шапками где-то рядом. А близлежащую гору назвали его именем… Но, это опять, как версия.
Что касается дольменов вблизи Волковки, то у вас там самый знаменитый. Он в настоящее время САМЫЙ БЛИЖНИЙ ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ К ЦЕНТРУ ГОРОДА. Находится он приблизительно вот здесь
Мы лет 12-13 назад его обследовали, описывали, снимали видеосюжет. А полная информация о нем у Кости Глазова — он у нас в городе главный спец по дольменам.
so3537
Но к тому, второму (или к третьему?), о возможных развалинах которого я упоминал выше, мы с Костей не ходили, а по его рассказу, он проезжал мимо, но даже не выходил из машины т.к. не знал об этом! Между ними метров 300-400.
kvazimodo
У Лаврова описания этого дольмена мы не нашли.
so3537
Мне об этом дольмене еще раньше лет, 20 назад, рассказал одноклассник моего сына Александр Скоков. Тогда по ажине прорубаться не было необходимости: рядом проходила дорога и под ЛЭП было очищено: при Советской власти за состоянием ЛЭП следили тщательней!
kvazimodo
Находится здесь:
kvazimodo
so3537
kvazimodo
so3537
kvazimodo
so3537
kvazimodo
Это явно помешанные на мистике. А вторая группа… трудно сказать. Мало ли их лазит всяких. Главное, они не из тех, кто может дольмены разрушить…
Молятся или небылицы придумывают, да и фиг с ними.
Костя в субботу будет у меня на собрании в ГО, он делает доклад по крепости в центре Сочи.
so3537
kvazimodo
so3537
kvazimodo
chernomor
vallahar
Вашу сказку под названием «коммунизм» ни один сочиняльщик не переплюнет))
so3537
snarodnyn1
chernomor
vallahar
Читаем проверенные источники а не самиздат.
apsnyteka.org/3120-Kizilov_A_Stati.html
drevniy
vallahar
chernomor
apsnyteka.org/3120-Kizilov_A_Stati.html
drevniy
Это камни на одной из вершин в районе Лазаревской, а никак не Бытха. А фото из этого топика
www.privetsochi.ru/blog/walking/61913.html
Walker
Чем может быть интересен народ, который занимался работорговлей и грабежами? Они что, созидали что-то, творили, создавали? Особенно понравилось про причал. Это нечто.
Ну, право, сколько можно? Понавыдумывали каких-то сказочек, легенд, преданий, как будто этим можно гордиться.
liberalis
Taganay
Shans
Shans
P.S. Зачем затерли название сайта на моём фото? ))))))
961
кто такой? тоже с Сочинского Народного университета?))
so3537
Shans
961
so3537
Очень интересно что вы разыскиваете, напишите обязательно как-нибудь об этом.
961
so3537
961
Shans
961
so3537
961
Shans
Shans
aleks
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.