Редкие автомобили советского Сочи. Эпизод 6

ЗИС-154 (удлинённый)


11 апреля 1948 года Состоялись первые рейсы 60-местных пассажирских автобусов «ЗиС-154» по маршрутам Вокзал — Мацеста и «Ривьера» — Мацеста. Восемь штук этих новых автобусов получило Сочинское автотранспортное управление.

Не смотря на небольшой тираж, а всего было выпущено 1165 экземпляров, ЗИС-154, для своего времени, не был диковинкой на маршрутах крупных и значимых населённый пунктов СССР. Но в Сочи «ходили» единичные экземпляры этого автобуса не встречавшиеся в других городах страны.

Короткая справка о автобусе
ЗИС-154

копия американского автобуса TDH-3610 с доработкой конструкции под наши условия эксплуатации и технические возможности промышленности.
Зис-154 выпускался с 1946г по 1950г.
Длинна — 9,5мп, Колличество мест для сидения — 34, общая пассажировместимость — 60чел. Остальные характеристики можно узнать из приведённой схемы:

Из-за технического несовершенства выпускаемого дизеля и сложности обслуживания — век ЗИС-154, на дорогах страны, был не долог: чуть более 5лет, за редкими исключениями.

Отдельно отмечу только одну важную, для дальнейшего понимания, деталь – количество прямоугольных окон пассажирского салона по левому борту автобуса — 9шт.
Заводское фото нового автобуса:


На следующем фото запечатлён сочинский автобус ЗИС-154, обслуживающий маршрут «Вокзал – Бзугу»
Фото Николая Владимировича Грозмани с сайта fotobus.msk.ru/
1955г

Как видно по левому борту — 11 окон пассажирского салона, т.е. этот автобус длиннее стандартного на две оконные секции.
Такой переделке автобус подвергся во время капитально-восстановительного ремонта в цехах сочинских автомастерских: в гараже АТП или ЦАРМ.
В итоге получился невольный аналог соразмерного американского родственника, только задний свес у ЗиСа коротковат.

Что же получается в результате увеличения длины:
Ширина одной оконной секции по осям стоек -775мм. Напротив каждого окна, в центральной части салона, располагался 1 диван. Таким образом увеличение длинны автобуса на две оконные секции ( на 1550мм) добавляет 4 дивана, а это 8 сидячих мест дополнительно. Кроме того появляется возможность перевозить и большее количество стоячих пассажиров. Т.е. общая пассажировместимость автобуса (напомню, для стандартного ЗИС-154 – максимально 60чел ) увеличивается более чем на 10 человек (а это плюс 15%-20%)

Не знаю доподлинно технологию удлинения, но предполагаю 2 варианта:
1 Брались два автобуса (например после ДТП) и передняя часть одного соединялась с задней частью другого в единую конструкцию с увеличением длинны
2. Брался один автобус, разрезался по пассажирскому салону и удлинялся за счёт вставок дополнительных оконных секций.
Я склоняюсь ко второму варианту. И вот почему: Изучив фотографию 1955г, становится понятно, что вставка делалась или после третьего или после четвёртого окна пассажирского салона (об этом «говорит» расположение вентиляционных «грибков» на крыше автобуса) Если бы автобус был собран из двух частей (передней и задней), тогда вентиляционных «грибков» было бы на одну пару больше.
Видно, что работа проведена нашими умельцами добротно и аккуратно. Наверное сказался многолетний опыт ремонта этих проблемных автобусов, а также посещение, сочинскими инженерами и механиками АТП, завода ЗИС, практиковавшееся во время освоения новой техники.
Не могу точно озвучить сколько было отремонтировано таким образом автобусов. Склоняюсь думать, что всего только один или два в виде рационализаторского эксперимента.

Ещё фото удлинённого автобуса
Сочи 1952г
На следующей фотографии удлинённый автобус запечатлён явно постановочно. На фоне буйной растительности денропарка сан. им. Ворошилова (если конечно я не ошибся с местом). Это напоминает рекламную фотографию с гордостю за сделанное или фото для отчётности. Скорее всего это первенец и соответственно годы начала прозводства — 1951-52гг
К сожалению качество фото не даёт увидеть номера автобуса, чтобы сравнить с предыдущим фото.


И ещё одна фотография сделанная в период середина-конец 50-х: удлинённый автобус на маршруте едет по Платановой аллее в сторону Пролетарского подъёма А это значит, что автобус следует не по маршруту Вокзал-Бзугу. И конечно напрашивается предположение либо один и тот же автобус обслуживал в разное время разные маршруты или таких автобусов было как минимум два.

Мне не известно делались ли подобные эксперименты с автобусом ЗИС-154 в других городах страны

Автобус+автобус

5 июня 1960 года газета «Красное знамя» сообщала о том, что в автобусном парке №1 переделывают снятые с эксплуатации автобусы в пассажирские прицепы. Салон увеличивают за счёт кабины шофёра на 4 места. Такой вагон прицепляют к ведущему автобусу. Два прицепа уже готовы, два ещё делают. Будут ездить на линии «Город-Мясокомбинат»…

Уникальное фото ( rcforum.ru/, пользователь baturhan) одного из автопоездов, который состоит из двух автобусов ЗИС-155:


В нескольких строках газетной заметки нет подробностей проведённой работы.
Поскольку создание пассажирского автопоезда дело очень ответственное, можно предположить, что наше АТП использовало аккумулированный опыт АТП и АРЗ из других регионов страны по изготовлению сдвоенных автобусов
Практика прицеплять к рейсовым автобусам пассажирские прицепы была распространена в нашей стране в 50-е – 60-е годы. Идея не новая, подобные сцепки использовались и ранее в зарубежных странах. В СССР это делалось не от хорошей жизни: водителей не хватало, автобусов большой вместимости (для центральных загруженных маршрутов) так же не хватало, а местами и не было вовсе.
В 50-е годы работы в этом направлении проводило несколько специализированных предприятий (например ПАЗ, Борисовский АРЗ, завод «Аремкуз»), а также АТП различных регионов страны.
В качестве прицепов к автобусам, в разных городах, использовали как специально построенные на заводах и АРЗ пассажирские прицепы, так и старые автобусы (чаще всего ЗИС-155), подготовленные местными АТП. А в качестве тягача – массовые автобусы того времени, преимущественно ЗИС-155 и, появившийся в 1957г, ЗИС-158.
Например на заводе АРЕМКУЗ проводили следующие работы по подготовке автобуса ЗИС-158 для работы с прицепом из автобуса ЗИС-155 «Автобусам-тягачам на заводе «Аремкуз» усиливали задние части каркасов кузовов, устанавливали комбинированные тормозные краны от грузовиков МАЗ-200 и дополнительные ресиверы тормозных систем, пневмо — и электровыводы на прицеп. Модернизировались коробки передач – в них вместо высшей передачи устанавливалась ещё одна понижающая скорость. Устанавливались шкивы меньшего диаметра на компрессоры, для увеличения производительности этих агрегатов.»
При использовании в качестве пассажирского прицепа- списанного автобуса, с него снимали двигатель, перегородки кабины водителя, капитально ремонтировали и устанавливали
дополнительные сидения.
К слову, на слэнге водителей того времени, прицепы к автобусам называли «племянник»

Из особенностей эксплуатации можно отметить следующие:
дверями в прицепе должен был управлять только кондуктор – водитель такой технической возможности не имел; в пассажирском прицепе комфорт отличался от основного автобуса: не было шума двигателя, запаха бензина и отработанных газов, а вот с отоплением зимой, думается, были трудности. Автопоезд «автобус + автобус» с полной нагрузкой, не мог разгоняться свыше 30 км/ч.
Из положительного: экономический эффект, при использовании на загруженных маршрутах.

В целом автопоезда зарекомендовали себя плохо: слишком большой тормозной путь и возможность «складывания» сцепки на скользких дорогах; не было полного контроля над прицепом, мощности двигателей не хватало для уверенного движения автопоезда. Поэтому в дальнейшем эксплуатация таких автобусов была запрещена, а работы по автобусам большой вместимости пошли в другом направлении сочленённых транспортных средств — автобус-тягач+полуприцеп, к примеру наш экспериментальный ЛиАЗ-5Э676, и появившийся в нашей стране на долгие годы Икарус-гармонь.

Но вернёмся к сочинским автопоездам. Как известно пассажирских прицепов в автобусном парке №1 было изготовлено как минимум 4шт. И можно предположить, что наряду со сцепкой ЗИС-155+ЗИС-155, в других сцепках вполне мог использоваться в качестве ведущего ЗИС-158 (сцепка ЗИС-158+ЗИС-155). Но на данный момент это не подтверждено и я надеюсь в комментариях очевидцы прояснят этот момент.
По воспоминаниям REMIX, после снятия с эксплуатации, один такой автопоезд оставили на площади перед ж.д. вокзалом, превратив в диспетчерский пункт.
Фото ориентировочно 1962-63гг

Два 155-х ЗИСа стоят в окружении современных и новых, на тот момент, Лазов и Пазов

На следующей фотографии диспетчерский пункт из двух ЗИСов (в низу кадра) на другом месте дислокации

И интересует вопрос: сколько эти автопоезда продержались на городских маршрутах?

Форкамерный двигатель

Сочинский автобусный парк №1 участвовал в испытаниях различных разработок автозаводов страны.
Приведу воспоминания испытателя завода ГАЗ Юрия Николаевича ШИШКИНА:
«…После окончания с серебряной медалью Вознесенской средней школы № 11 (станица Вознесенская Лабинского района Краснодарского края) в 1954 году поступил в Новочеркасский политехнический институт им. Орджоникидзе на механический факультет, специальность «ДВС» (двигатели внутреннего сгорания). На кафедре ориентация была на двигатели для теплоходов и тепловозов с мощностью 100–200 л.с. на цилиндр.
По окончании института в 1959 году распределился на Ярославский моторный завод. И вдруг в институт приезжает представитель ГАЗа Юрий Иванович Солычев (заместитель главного конструктора) с письмом из министерства высшего образования, разрешающим набор молодых специалистов за счёт ЯМЗ.
В общем, 4 сентября 1959 года прибыл я в отдел кадров Горьковского автозавода и был направлен в качестве инженера-испытателя в лабораторию испытаний двигателей КЭО, начальником которой был Александр Петрович Шурыгин.
Первым моим наставником стал Сергей Иванович Матяев, который занимался доводкой форкамерной модификации 6-цилиндрового двигателя ГАЗ-51 (с индексом 51Ф). Этим мотором предполагалось переоснастить грузовик ГАЗ-51. Он же планировался на готовящийся к производству полноприводник ГАЗ-62. Увы, добиться стабильной работы этого двигателя можно было только за счёт «персональной» регулировки.
Двигатель был представлен на межведомственные испытания и выдержал их. Двигатели из производственной партии были переданы в автопарки Москвы и Сочи. В частности, в сочинском автобусном парке № 1 на пяти автобусах ГАЗ-651 (в курортном исполнении, со съёмным брезентовым верхом) двигатели были заменены на форкамерные. Ещё на пять таких же автобусов были установлены новые серийные двигатели ГАЗ-51 для получения сравнительных результатов в эксплуатации.
Курировать работы в Сочи было поручено мне. И началось… Со всеми неисправностями автомобиля (кроме разве что прокола шин) водители непрестанно обращались ко мне как к представителю завода.
Как курьёз запомнился случай, когда один из форкамерных двигателей никак не хотел поддаваться регулировке. Пришлось снять головку блока. При осмотре обнаружилось, что в одной из камер сгорания недосверлен форкамерный канал.
Канал расположен так, что сверлят его на заводе с помощью специального приспособления. Конечно, можно было запросить, чтобы это приспособление срочно доставили в Сочи. Но на всё это уйдёт не меньше десяти дней, которые этот автобус поневоле будет простаивать.
Я предложил воспользоваться угловой бормашинкой, которой работают стоматологи. Главный инженер автопарка договорился с городской стоматологической поликлиникой (как ему это удалось, трудно представить). И один из врачей досверлил-таки этот злополучный канал, чем был очень горд (во всяком случае, внешне).
Двигатель был собран, отрегулирован и автобус ушёл в рейс. …»


ЛиАЗ-677

Не смотря на распространённость по всему Советскому Союзу, для Сочи ЛиАЗ-677 был редким видом автобуса.
Колличество их в нашем городе исчислялось единицами.
Знакомство города Сочи с автобусом ЛиАЗ-677 началось ещё в младенчестве последнего… В нашем городе, проходил один из этапов заводских испытаний автобуса, перед началом серийного производства
17 сентября 1964 года на улицы курорта вышли в рейс первые опытные образцы автобусов «ЛиАЗ-677».

677-ой, в целом, успешно прошёл все этапы испытаний в разных климатических регионах страны и с 1967г завод ЛиАЗ начал выпуск автобуса массово.
Но есть одно НО… Как показали испытания, в горной местности, ему пришлось не легко и поэтому ЛИАЗ-677 в пассажирские автотранспортные предприятия нашего города не поставлялся.
И всё же, очень редко, но можно было увидеть 677-й на улицах Сочи, и то, эти экземпляры были или гости из других городов, или автобусы сочинского телевидения, второй половины 70-х – конца 80-х годов ХХ века, — ПТС (передвижная телевизионная студия) в паре со вспомогательным автобусом.

Для ПТС того периода Ликинский автобусный завод разработал специальные фургоны, на основе модели автобуса ЛиАЗ-677, а в качестве вспомогательного автомобиля к ПТС использовался обычный автобус ЛиАЗ-677, только доукомплектованный соответствующим образом.

ПТС –Фургон напичканный ТВ оборудованием для записи и трансляции внестудийных телепередач. Вспомогательный автобус – место хранения оборудования и место отдыха персонала, а также, при необходимости, место для съёмок происходящего, с крыши или размещения там оборудования для трансляции. Впрочем крыша ПТС также могла использоваться для аналогичных целей.
Схема одной из моделей ПТС и вспомогательного автобуса:


В апреле 1977г. вступила в эксплуатацию первая цветная передвижная телевизионная станция Сочинской студии телевидения, базирующаяся на шасси ЛиАЗ-5931. Имя её — «Лотос»
Ниже — фото одной из ПТС «Лотос» на выставке ВДНХ 1974г.:


К Олимпиаде-80 нашей промышленностью было выпущено несколько десятков ПТС нового поколения на шасси ЛиАЗ-5932, получивших обозначение «Магнолия-80»:

Все они закреплялись за телестудиями страны, но, на время проведения Летней Олимпиады, обязаны были работать в на её нужды.
В 1980 году в г.Шяуляе, Литовской ССР, Сочинской студии телевидения была передана новая ПТС «Магнолия-80», с которой группа технических специалистов Сочинского радиотелецентра приняла участие в проведении телевизионных трансляций с XXII Олимпийских Игр в Москве.
Прежнюю же ПТС «Лотос» Сочинское ТВ — передало Оренбургской телестудии.

Быть может среди этих машин была и Сочинская «Магнолия-80»:


На следующем фото ПТС «Магнолия-80» (справа) и вспомогательный автобус к ней (слева), с сайта Сочинского ТВ

«Магнолия-80» работала при Сочинской телестудии до 1989г, когда ей на смену пришла современная ПТС «Магнолия-83А» с фургоном советско-финского производства КамАЗ-Ajokki.

Автобусы ЛиАЗ-677 работали и в качестве перронных автобусов на территории аэропорта Адлер

Фото 1970-х годов, но не позднее 1976г:

В правой части кадра предыдущей фотографии — ЛиАЗ-677 ускользающий из кадра
Других фотографий территории адлерского аэропорта с Ликинским автобусом у меня нет, но на следующей фотографии можно увидеть, как выглядел автобус на примере перронника аэропорта Внуково:

Публикация основана на личных знаниях и информации собранной в сети Интернет.

Продолжение следует…

Источники:
fotobus.msk.ru
rcforum.ru
www.facebook.com/kostinikov
www.classicbus.ru
autoreview.ru
refdb.ru
ru.wikipedia.org
vk.com
www.autowp.ru
busphoto.ru
www.liveinternet.ru
www.gaz21volga.com
  • +112
  • 10 января 2017, 15:04
  • chernomor

Комментарии (172)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Помимо двкхтактного дизеля, характерная особенность ЗИС-154 — электрическая трансмиссия, по типу тепловозов. А также расположение силового агрегата в заднем свесе — как у современных автобусов.
Крайне интересный автобус! Было бы классно если бы сейчас они эксплуатировались…
avatar

FanatOf80s

  • 10 января 2017, 15:34
+
Вокзал — бзугу единичка, до Приморья ходила двойка. Я на ней в детский сад ездил.
avatar

alexfoto

  • 10 января 2017, 16:19
+
Вокзал-Бзугу. №1 Прошу уточнить: маршрут проходил по улицам Вокзал — ул. Горького — Курортный проспект — сан.Золотой Колос и обратно. Так?
avatar

chernomor

  • 10 января 2017, 19:29
+
+1
Скажем так, насколько я это помню. У единички очень долго была конечная на Бзугу, потом уже на стадионе разумеется.
avatar

alexfoto

  • 10 января 2017, 19:37
+
конечная на Бзугу
Не могу сориентироваться, где именно?
avatar

chernomor

  • 10 января 2017, 19:54


+
+1
Напротив Золотого колоса.
avatar

alexfoto

  • 10 января 2017, 20:01
+
Напротив Золотого колоса.
Ну это та конечная, что надо было съехать с Курортного и ещё через мостик переехать, а выезд прям на Курортный был? А то сбивает это
конечная на Бзугу, потом уже на стадионе
avatar

PEBEPC

  • 10 января 2017, 21:01
+
не рискну настаивать, но да, разворотная с мостиком.
avatar

zummer

  • 10 января 2017, 23:58
+
Кстати не думал что Гугл туда заберётся, а потом, случайно «проходя мимо» решил нажать стрелочку и к моему удивлению попал в то место. о котором говорил ниже. Вот этот съезд с Куротного

А вот тот мостик

Мне он очень нравился в детстве. Для ребёнка это добавляло какой-то необычности. Особенный кайф был проезжать по нему когда в низу поезд проезжал.
avatar

PEBEPC

  • 21 января 2017, 18:50
+
если я верно помню, начало маршрутов еще довоенного Сочи 1 — вокзал-бзугу, 3 вокзал-мацеста, 4 вокзал-адлер, 5 — ривьера — новые сочи (сан пищепрома).
вот насчет 2 — совсем не помню.
невезучий номер. раза три, если не больше, с брежневских до ельцинских времен запускали по разным маршрутам — нигде не приживался больше 2-х сезонов.
avatar

zummer

  • 11 января 2017, 00:05
+
если я верно помню
В смысле лично?
А двойка всегда была какая-то… С трудом припоминаю её. По-моему её ещё как дополнительный в сезон использовали? А так всегда на памяти 1; 3; 4; 7; 8; 11; теперь родные через Виноградную 5; 6; 9н; 9в, позже 10 (которую вначале можно было в первый список поставить) и 38. Те, что в разряде 100, пока опущу.
avatar

PEBEPC

  • 11 января 2017, 23:12
+
до 38-го были 37 и 38, а до них А и Б. ;)
и 12 который на Лоо ходил.
avatar

zummer

  • 12 января 2017, 16:49
+
О. спасибо за напоминание, про эти, выходящие за рамки привычного цифрового ряда «А» и «Б», совсем забыл. А про 12 не стал, т.к. подразумевал те, что по Сочи как бы. Просто 4-ка уже была упомянута. А вот сейчас ещё про 17 вспомнил.
avatar

PEBEPC

  • 14 января 2017, 10:06
+
14 и 15 как сейчас, пожалуй единственные неизменившиеся маршруты.
17 — на мацестдолину, 18 на верхний юрт пазики ходили, 19 — лесное-бытха, 21 — с вокзала на сан. Родина по конституции, 23 — с бытхи не помню куда, 24 — на докучаева…
история, такая история. :(
avatar

zummer

  • 14 января 2017, 12:55
+
Кстати вот нашёл у себя (откуда-то из инета конечно, но уже не помню где надыбал) один из буквенной или цифровой нумерации, что ходили через Горбалку (Горбольница №2).
avatar

PEBEPC

  • 14 января 2017, 23:48
+
это могла быть и 5.
avatar

zummer

  • 15 января 2017, 00:08
+
Могла быть и 3
avatar

chernomor

  • 15 января 2017, 11:13
+
Не могла. Они в другом месте останавливались. Здесь только те, что, повторяю, через Горбалку шли. Напомнить расстановку маршрутов начиная с Москвы и кончая возле фото ателье, дальше по ходу от представленной на фото?
avatar

PEBEPC

  • 15 января 2017, 15:12
+
Не могла. Они в другом месте останавливались.
Согласен, запамятовал.
Напомнить расстановку маршрутов начиная с Москвы и кончая возле фото ателье, дальше по ходу от представленной на фото?
Напомните.
avatar

chernomor

  • 15 января 2017, 18:04
+
не могла. маршруты, которые шли на стадион останавливались на сберкассе, а потом на другой стороне платановой.
7 и 8 возле гостиницы москва.
из длинных икарусов возле клумб могли стоять А или Б или 5.
avatar

zummer

  • 15 января 2017, 21:39
+
Маршрут №3 в сторону вокзала (в 80-х) проходил по Курортному проспекту — ул.Воровского — ул.Московская --Ж.д вокзал, поэтому и назвал его. Но точно не помню, где у него была остановка: или у гост.Москва или на Платанке у фотоателье.
РЕВЕРС обещался уточнить остановки по маршрутам.
avatar

chernomor

  • 15 января 2017, 22:31
+
+1
РЕВЕРС обещался уточнить остановки по маршрутам.
Да, именно по маршрутам. По номерам не берусь, т.к. точности и главное полного списка не гарантирую. А так: что перед Спортивной сворачивали на Кубанское кольцо — на Москве, что по Чайковского — на фото ателье, ну и, как уже много раз говорилось, по Виноградной — на Мелодии, фонтанах… поющих, или ещё как привязывайте, но объявлялась она как Платановая алея.
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 00:20
+
а потом 19 перенесли на Москву, а 3 — пустили по Горького.
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 08:20
+
По номерам не берусь, т.к. точности и главное полного списка не гарантирую
давай попробуем вместе:
Платановая — 5 (Стадион -Ленина), 6 (вокзал-Салют), 9 (Вокзал-Ставрополье по Виноградной), но шел вроде по крымской), потом появилась 10 (вроде как тоже вокзал-мамайка. только конечная на левом берегу была).
а еще был рафик 5 (ленина-вокзал) по 15 копеек.
Москва — 7 (вокзал-Мамайка через ривьера-гагарина-донская до того места, где щаз мосты-развязка), 8 (стадион-макаренко до АТС через ривьера-гагарина-кольцо)
Шайба, она же фотоателье — 3 (вокзал-старая Мацеста), 19 (Лесная-Бытха) и что-то еще, но никак не могу вспомнить… потом 19 перенесли на москву, а 3 пустили по горького, на шайбе остановку отменили в начале 80-х, но уже после брежнева.
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 08:27
+
9 (Вокзал-Ставрополье по Виноградной), но шел вроде по крымской), потом появилась 10
С этими тема такая была, там выше уже писал, вначале «9в» и «9н». Они вот так ходили:

Нижняя, с соответствующим обозначением «Н» вот здесь сворачивала:


А верхняя — «В» (Кстати, по красной направляющей как бы старая дорога) вот здесь:


Потом вместо «Н» стала десятка, до этого ходившая на КСМ, а «В» стала просто девяткой.
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 14:07
+
Шайба, она же фотоателье
Всё же я привык (насколько знаю и в обширных народных кругах тоже) так называть пивнушку у Поцелуевского.
19 (Лесная-Бытха) и что-то еще, но никак не могу вспомнить…
По-моему 17-й и вот насчёт 22-го не берусь утверждать, но тоже на Бытху, как и 19-й.
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 14:14
+
так называть пивнушку у Поцелуевского
В смысле называть «шайбой».
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 14:19
+
льдинок, стекляшек, зеленок и шайб было несколько по городу. ;)
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 14:41
+
льдинок, стекляшек, зеленок и шайб было несколько по городу.
Для частоты «эксперимента» сразу спрошу, много районов по жизни пришлось поменять?
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 17:02
+
Сочи моего детства от новой зари до бытхи…
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 17:39
+
Чтобы понятно стало, это я к тому, что в зависимости от районов некоторые названия варьировались. У меня, по большому счёту, одного района сленг.
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 15:37
+
23 тогда был, это потом он 22 стал.
но вроде и 17 и 23 ходили по горького, 19 от платановой шел по чайковского до кольца, а 23 — по горького кажется.
сначала была просто 9, потом ее ненадолго разделили на В и Н, потом 9н стала 10.
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 14:39
+
23 тогда был, это потом он 22 стал.
Да, 23-й тоже помню, но с заменой не моя тема, редко этими маршрутами пользовался.
А вод с девяткой, всю школу эти буквы помню, у нас в 23-й вся Мамайка училась. Не знаю, для такого молодого города, а тем более транспортной составляющей даже пара-тройка лет уже немалый срок. А там гораздо больше.
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 17:00
+
у нас в 23-й вся Мамайка училась.
щас еще и соседями окажемся. ;)
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 17:40
+
щас еще и соседями окажемся. ;)
По большому счёту в Сочи, именно Сочи, все соседи. Недаром тут ходит крылатое выражение, что город маленький, когда в разговоре вроде бы совсем незнакомых людей, через некоторое время находится много общего и точек соприкосновения.
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 15:41
+
салют? пирогова? инжирная?
avatar

zummer

  • 18 января 2017, 15:44
+
Кухня, вид из окна

Фото довольно старое.
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 21:23
+
(Кстати, по красной направляющей как бы старая дорога)
Позволю здесь себе ещё уточнить — старая на Дагомыс:


В кружке 2-й новый пост ГАИ исходя из того, сколько я повидал их на своём веку и что 3-й где сейчас. А кто помнит первый из этого списка?
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 17:16
+
А кто помнит первый из этого списка?
боджеляновский?
где поворот на целинную?
;)
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 17:38
+
Ну да. Мамайка уже за городом считалась. А сейчааааааас…
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 15:42
+
Интересная история получается с городскими маршрутами.
Вот, кстати, схема 80-х годов
avatar

chernomor

  • 17 января 2017, 19:10
+
такое чувство, что это уже начало 90-х.
у 8 конечная на театральной, 1 и 5 на цирке, есть 38 по виноградной и 13 на макаренко. и конечная 38 на юбилейной.
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 23:28
+
В низу есть уточнение -1988г


Насколько помню в 90-е 21-й по Орджоникидзе не ходил, а 22-й примерно в то время появился и ходил некоторое время параллельно с №23, потом 23 отменили.
avatar

chernomor

  • 17 января 2017, 23:42
+
на основе. ;)
на схеме нат 33 на кладбище, а в 88 году он точно ходил — на 10 лет смерти деда ехали на нем.
avatar

zummer

  • 18 января 2017, 13:15
+
А где крупнее взять? Если есть…
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 15:43
+
это могла быть и 5.
Не берусь утверждать, но что-то не припомню длинных 5-ок.
avatar

PEBEPC

  • 15 января 2017, 15:16
+
По крайней мере в период — до армии (79-81г) и два года после, потом с женой машину купили — постоянного пользования общественным транспортом были короткие. Возможно и потом пускали только в зимний период. Летом они до пляжа городского спускались, а там таким не развернуться. А вот выше, у проходной тогда Ленина, был большой разворот и там конечная на зимний период была.
avatar

PEBEPC

  • 15 января 2017, 15:23
+
до пляжа они спускались всего несколько лет, в 80-х.
avatar

zummer

  • 15 января 2017, 21:41
+
Не берусь утверждать, но что-то не припомню длинных 5-ок.
году в 84-85 появились
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 08:28
+
в 84-85 появились
Вот потому и нет уверенности, т.к. — выше писал — уже больше своей машиной пользовался.
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 14:15
+
коллективный разум — это сила.
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 14:41
+
коллективный разум — это сила.
Если только не доводить, в количественном отношении, до толпы.
avatar

PEBEPC

  • 17 января 2017, 17:04
+
Читаю, как в детстве побывал! Очень интересно. Не был упомянут мой любимый маршрут 26ой. Помните, морвокзал- докучаева через Ленкомбинат. Через Ареду тогда дороги не было.
avatar

mandarin36

  • 17 января 2017, 18:49
+
да, и огромная (так тогда казалось) вывеска «сочинский экспериментальный консервный комбинат им ленина»
avatar

zummer

  • 17 января 2017, 23:23
+
через Ленкомбинат.
Прям возле него у бабушки племянница жила, мы там часто в гостях бывали, даже ночевать оставались. И комбинат хорошо мню и даже бегал на него, вот не могу припомнить за чем. Но взрослые посылали. Там все соседи вокруг, как всегда в те времена, пользовались соседством. Дом вот этот (напротив общежитие торцом смотрит):

А вот заезжали тогда отсюда (там ещё и 15 кажется ходил):

А вот по-моему ещё проходная осталась:
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 16:21
+
И комбинат хорошо мню
хорошо помню
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 16:58
+
Да верно. Заезжали от сюда, ныне ул.Трунова, бывшая Завокзальная (название из памяти само всплыло. Чудеса!)
avatar

mandarin36

  • 18 января 2017, 18:32
+
название из памяти само всплыло. Чудеса!
Лишь бы своё рождение так не вспомнить. Лично я не хотел бы.
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 21:02
+
Спасибо поржал!!!
avatar

mandarin36

  • 18 января 2017, 22:51
+
у бабушки племянница
это тётя ;)
и 15, и 33 — хоть в больницу, хоть в роддом, хоть на кладбище — все через ленку…
в Сочи не только ночи гулящие, но и диалоги были:
я сейчас на Ленке, через час буду на Светлане. не, на голубятню не поеду.
avatar

zummer

  • 18 января 2017, 19:27
+
это тётя ;)
Всегда на этом запинаюсь и начинаю объяснять: моя жена, у неё сестра, вот муж её сестры…
И всё же племянница бабушки точно просто тётя, без цифрового определения?
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 20:38
+
а клумбы на платановой жаль…
avatar

zummer

  • 15 января 2017, 00:08
+
Много чего жаль… до слёз… или трёхлинейки в руках, при определённых условиях.
avatar

PEBEPC

  • 15 января 2017, 15:13
+
В смысле лично?
не, от ривьеры лично только безкрышый бело-синий на ахун помню.
avatar

zummer

  • 12 января 2017, 16:52
+
+1
1935-36гг
Автобус №2
avatar

chernomor

  • 12 января 2017, 23:18
+

По этому поводу нарыл у себя в «шкафу» вот такое фото
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 21:30
+
Это фото Москва, 2-ой автобусный парк на 5-ой Кабельной улице. В маршрутоуказателе надпись «Испытания»

Ещё по теме ставропольские эксперименты:

avatar

chernomor

  • 18 января 2017, 21:39
+
Сейчас не хочется искать, если пропустил, но есть ли данные откуда идея пошла?
avatar

PEBEPC

  • 20 января 2017, 15:27
+
avatar

liberalis

  • 10 января 2017, 17:04
+
avatar

chernomor

  • 10 января 2017, 19:46
+
Огромное Спасибо за тёплый,«ламповый» репортаж! Проняло…
avatar

zinger

  • 10 января 2017, 19:25


+
Пожалуйста))
avatar

chernomor

  • 10 января 2017, 19:55
+
Нам повезло-моделей авто(бусов) по пальцам, а как американцы с энтим разнообразием автотранспортных средств «ностальгируют»?!)))
avatar

rem-sochi

  • 10 января 2017, 21:45
+
американцы с энтим разнообразием
Ну и какое там разнообразие?
avatar

PEBEPC

  • 10 января 2017, 22:22
+
у директора ГАЗ спросите, все таки филиал ФОРД…
avatar

rem-sochi

  • 10 января 2017, 23:04
+
+1
у директора ГАЗ спросите
А он имеет какое-то отношение к психиатрии? Разбирается в маниакальных отклонениях в виде фетишизма на всё связанное с маде ин не наше в твоём случае? Объяснит причины бредовых реплик?
avatar

PEBEPC

  • 11 января 2017, 22:49
+
нет конешно.он объяснит что разнообразие моделей автобусов ни в какое сравнение с советскими не идет… да и советские как правило лицензия или форд.Посмотри на дороугу-нет ничего маде ин наше ёть патриот!
avatar

rem-sochi

  • 11 января 2017, 23:45
+
А он имеет какое-то отношение к психиатрии?
Короткая справка о автобусе
ЗИС-154

копия американского автобуса TDH-3610 с доработкой конструкции под наши условия эксплуатации и технические возможности промышленности.
avatar

rem-sochi

  • 11 января 2017, 23:47
+
на всё связанное с маде ин не наше
Инициатива разработки и производства новой модели автобуса была поддержана «в верхах» и для ЛАЗа были закуплены образцы современных европейских автобусов: Магирус, Неоплан, Мерседес. Их тщательно изучили с точки зрения конструкции и технологии производства, в результате чего львовский автобусный первенец был практически разработан к концу 1955 г. При проектировании его конструкции более всего был учтён опыт «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения были выполнены в духе автобуса «Магирус».
avatar

rem-sochi

  • 11 января 2017, 23:52
+
Т.е. вспомнил про болвана а продолжаешь про Ивана.
Ну и какое там разнообразие?
И надеешься, наверняка, на отношение к твоим рассуждениям, как адекватным. Сколько с тобой тут сталкиваюсь, ничего ценного, кроме зазубренных шпаргалок от тамошнего обкома ещё не услышал. При том от зазубренного не можешь и шага в сторону сделать, как видно здесь.
avatar

PEBEPC

  • 14 января 2017, 10:11
+
16 млн продаж авто в США и 1.2 млн в РФ в 16 году, чувак ты о чем ?!«Начальник Чукотки » (покупка кранов.мрамора )хотя б посмотри ёть!
avatar

rem-sochi

  • 14 января 2017, 10:31
+
+1
чувак ты о чем ?!
Иди головку полечи, достал уже своей упёртостью присущей людям именно с психической патологией. Сколько пальцев на руке?.. Иван… болван… разные понятия… Птичка из гнезда… Паучок плетёт… Всё, Спать!
avatar

PEBEPC

  • 14 января 2017, 23:58
+
психолог… или терапевт… тонкий знаток, как на счет уточнения великого автобусного парка СССР без оглядки на западных производителей? долго перечислять?)какой у вас личный опыт управления автобуса и каких марок?!)Мой скромный -газель, форд транзит, ивеко дейли, мерседес, хайгер, голден драгон, сетра, газ 66 вахтовка, тойота коастер.Так вот я утверждаю -в США автобусов-марок и моделей СССР не снилось.Опровергайте експерт, а не тролятиной занимайтесь.Вылезет какое то чудо в теме об автобусах и несет максимум «я ездил» на мацесту на тройке...
avatar

rem-sochi

  • 15 января 2017, 22:35
+
Ну и какое там разнообразие?
Отгрузка троллейбуса English Electric для Москвы в одном из портов Великобритании. 1937 год.
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 23:09
+
Хоть и можно засчитать за скромную попытку развернуться к теме, наконец-то, но всё равно никак не раскрывает определения «разнообразие». А там ещё при всём при том было
а как американцы
тем более фото никак не в пользу, а наоборот против замечания про какое-то «ИХ» разнообразие. А если ещё вспомнить, что «ИХНИЙ» школьный автобус с ковбойских времён не изменился, а у нас даже на шасси уже списанных ставили новые кузова силами заключённых даже в местах не столь отдалённых от нас (Кубанец)…
В общем ясно, что надеется не на что…
avatar

PEBEPC

  • 20 января 2017, 15:44
+
Лиаз видел на Лазаревском направлении в 80х годах, а в центральной России, в частности в Туле, они трудились до середины 90х. На некоторых шахтах они были в исключительном состоянии.
avatar

Tulsky

  • 10 января 2017, 23:25
+
В Екатеринбурге до 2007, а в Арзамасе до сих пор ездят вроде.
ЛиАЗ-677 — любимый автобус детства, намного больше нравились, чем городские Икарусы.
avatar

FanatOf80s

  • 10 января 2017, 23:31
+
ЛиАЗ-677
Двигатель печально известен высоким расходом топлива, так, на автобусах расход мог достигать 50 литров на 100 км. Расход усугублялся потерями в автоматической трансмиссии.
чем городские Икарусы.
)))вы бы поводили это чудо и сравнили с икарусом иномаркой!
avatar

rem-sochi

  • 10 января 2017, 23:37
+
Икарус — механика, ЛиАЗ-АКПП!
Икарус не любил за высоко расположенные окна (в детстве в них ничего не видно было), холод зимой и вонь выхлопа. И звук двигателя у ЛиАЗа приятнее.
avatar

FanatOf80s

  • 10 января 2017, 23:44
+
и вонь выхлопа
Выхлопная труба, проходящая вдоль салона автобуса, со временем довольно скоро ржавела, что превращало Луноход в газовую камеру, и породило локальный мем: «Автобус отапливается выхлопными газами».
avatar

rem-sochi

  • 10 января 2017, 23:52
+
Ну не знаю, в Икарусах всегда воняло сильнее.
Отопление у ЛиАЗа воздухом от основного радиатора, т.е., за счет вентиляции моторного отсека.

Лучший автобус всех времен и народов! Единственный настоящий ЛиАЗ, в отличие от нынешней пластмассы, выпускаемой под этой маркой. И еще что примечательно — за исключением ведущего моста, ЛиАЗ-677 был целиком и полностью из отечественных агрегатов.


avatar

FanatOf80s

  • 10 января 2017, 23:59
+
+1
Лучший автобус всех времен и народов!
в сочи их мало было-не ехали они в гору…
avatar

rem-sochi

  • 11 января 2017, 19:30
+
Хватит врать уже! На ЛиАЗах стояли Венгерские мосты RABA. Как и на ЛАЗах
avatar

hartmann

  • 17 января 2017, 15:23
+
Он про ненашинские мосты написал.
К слову ЛиАЗовские передние мосты ставились на Икарусы, выпускаемые для СССР.
avatar

chernomor

  • 17 января 2017, 19:19
+
+1
«Холод зимой» — у экаруса под водилой стоял абалденный калорифер, очень продуктивный и экономичный! Ну и по этой причине в 90% случаев этот аппарат перекочевывал в частные дома, а печки от двигла протопить просторный салон не могли!))))
avatar

TOSCHA

  • 11 января 2017, 01:15
+
В 280 (гармошках) такая печка в прицепе стоит, вот только чтобы она работала — видел единственный раз в жизни (в Москве насколько помню). Так что обычной картиной зимой в Икарусах был сплошной слой льда на окнах в несколько мм толщиной, в котором чтобы что-то увидеть пытались «продышать» или проскоблить «амбразуры».
От двигла отопление салона в городских Икарусах появилось только в 90-х.
avatar

FanatOf80s

  • 11 января 2017, 02:01
+
+1
Ну не знаю где в прицепе стояла, а вот сам отопителль у мя дома в прокате был!))
avatar

TOSCHA

  • 11 января 2017, 13:59
+
По левому борту идет его алюминиевый короб-воздуховод с дырочками.
avatar

FanatOf80s

  • 11 января 2017, 23:04
+
Под сидухами тягача были печки с теплоносителем! Это точно я помню! В прицепе склероз вспомнить мешает!)) Да и знакомые все на коротких работали!))
avatar

TOSCHA

  • 12 января 2017, 00:25
+
Под сидухами тягача были печки с теплоносителем!

Это в поздних Икарусах 200-й серии, а также в 400-й, начиная с середины 90-х где-то. В классических желтых Икарусах-280 80-х в тягаче салонных печек не было.
avatar

FanatOf80s

  • 12 января 2017, 00:30
+
Если честно на скорость это не влияло!)) Любил я эти автобусы, ностальгия!)) Ща ни один современный городской автобус ни по качеству ни по надежности и в подметки экарусу не годится! Позор российскому автопрому!((
avatar

TOSCHA

  • 12 января 2017, 15:23
+
Любил я эти автобусы
Хьюстон, штат Техас
avatar

rem-sochi

  • 12 января 2017, 22:12
+
+1
Сцуки буржуйские!!!)) Кстати, какой то он не такой, сдается мне у наших дверей по боле было!))))
avatar

TOSCHA

  • 12 января 2017, 23:22
+
Комбинации с дверями разные были
avatar

chernomor

  • 12 января 2017, 23:27
+
За задними колесами прицепа дверь была и перед гормошкой! Насчет хвоста точно помню, там на моих удочках всяка падла вместо поручней висла возле заднего стекла!))
avatar

TOSCHA

  • 12 января 2017, 23:37
+
Я привёл схемы Икаруса-286, для северо-американского рынка.
У наших Икарусов-280 было 4 двери (1+1 — 1+1). Кстати по реэкспорту, в 90-е годы, в некоторые города бывшего СССР поступали из Германии 2-х дверные гармони.
avatar

chernomor

  • 13 января 2017, 10:07
+
Crown-Ikarus286
avatar

chernomor

  • 12 января 2017, 23:23
+
а этот был у вас 2 и 3 штуки такие в Сочи были в 2004/5
avatar

rem-sochi

  • 15 января 2017, 23:21
+
avatar

rem-sochi

  • 15 января 2017, 23:25
+
+1
Ещё пару-тройку лет назад видел такой на ул. Конституции
avatar

chernomor

  • 17 января 2017, 19:21
+
не помню были вас эти фото… Мотриса АГМу, переоборудованная в реактивный снегоочиститель на станции Волгоград-I, 1962-й год. Фото из фондов музея депо Волгоград-Пассажирское. Автор не известен. Установлен кузов автобуса Икарус-60.
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 22:51
+
Икарус показывал. Моториса же не наша (не сочинская) тема
avatar

chernomor

  • 18 января 2017, 23:00
+
Любил я эти автобусы,
Моя дочка еще застала их в своем детстве. Так буквально уговаривала меня, чтоб пойти покататься на них. :)
avatar

11A11

  • 13 января 2017, 11:19
+
Да ща пол города кататься бы пошло! )))
avatar

TOSCHA

  • 13 января 2017, 14:14
+
Куплю икарус гармошка-какую цену билета предполагаем за воспоминания детства в поворотном кругу гармошка цена естественно дороже?!
avatar

rem-sochi

  • 14 января 2017, 10:33
+
)))))
avatar

TOSCHA

  • 14 января 2017, 13:51
+
Эхх, в гараж не поместица, на природу не с гоняешь, пожалуй воздержусь!)))
avatar

TOSCHA

  • 14 января 2017, 13:55
+
Были Икарусы с АКПП, а на ЛиАЗе АКПП — уж лучше была бы механика)))) Нельзя даже и близко сравнивать эти машины.
avatar

hartmann

  • 17 января 2017, 15:22
+
АКПП на икарусах серийно появилась только во второй половине 90-х (Ikarus 282.10 для Екатеринбурга с двгателем Man D2856LU и АКПП ZF Ecomat 5HP).
Люминесцентное освещение салона — тоже в 90-х.
Тогда как на ЛиАЗ-677 это серийно ставится с самого начала производства — т.е. с конца 60-х. И без всяких МАНов с ЗФами! Все родное отечественное! Кроме единственного агрегата — заднего моста.
«Нельзя близко сравнивать» — потому что ЛиАЗ-677 более совершенный.
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 12:05
+
а меня, после сочинских икарусов, всегда ужасали эти лиазы в других городах.
avatar

zummer

  • 18 января 2017, 13:11
+
И чего же в них ужасного? Если объективно оценить.
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 13:26
+
объективно не получится.
субъективно из детства — заходишь внутрь и ужасаешься — вонь, грязь, неприятный звук двигателя…
avatar

zummer

  • 18 января 2017, 13:42
+
объективно не получится.

А все остальное — из области брюзжания ко всему отечественному.

вонь

В Икарусах воняло гораздо сильнее.

грязь,

Уж это-то точно то не от автобуса зависит.

неприятный звук двигателя…

Неприятный??? Да как раз самый приятный из всех автобусов!!! Мягкое такое бормотание…
Вот у Икаруса-280 звук никогда не нравился.
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 13:50
+
Вот у Икаруса-280 звук никогда не нравился.
вроде как не я предлложил объективно ;)
из области брюзжания ко всему отечественному.
;))))
я в те школьные годы искренне считал икарусы советскими автобусами ;), и после наших сочинских чистеньких, красивых и современных икарусов, ужасали грязные, пердячие, ободранные автобусы (в основном лиазы) хоть в москве, хоть во львове, хоть в краснодаре или кропоткине…
субъективно.
и совершенно незачем меня переубеждать, моя детская память все равно не поменяет свои ощущения, тем более в угоду вашим политическим амбициям. ;)
avatar

zummer

  • 18 января 2017, 14:01
+
объективно

Вы же написали про ЛиАЗ «неприятный звук двигателя». Можно и объективно — шумомером. Уверен, Икарус более шумный.

после наших сочинских чистеньких, красивых и современных икарусов, ужасали грязные, пердячие, ободранные автобусы (в основном лиазы) хоть в москве, хоть во львове, хоть в краснодаре или кропоткине…

Опять же — дело не в самом автобусе, а в обслуживании. Много где и икарусы были в ужасном состоянии.
А в качестве антипримера по ЛиАЗ-677 можно привести Арзамас. Году в 2009 в командировку ездил туда и поразили 677-е в идеальном состоянии — как только что с конвейера.
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 14:15
+
краснодаре или кропоткине…
точняк
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 19:29
+
я в те школьные годы искренне считал икарусы советскими автобусами
) знакоый на икарусе везет челноков в Венгрию 89/90 и тетка _о НАШИ АВТОБУСЫ У НИХ ХОДЮТ!
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 19:32
+
я в те школьные годы искренне считал икарусы советскими автобусами ;)

))) Более того, я как только научился складывать буквы в слова, читал слово на капоте автобуса


--«Скапиг» и не мог понять почему буква «С» написана наоборот.
avatar

chernomor

  • 18 января 2017, 22:14
+
Помню школьную экскурсию (в Екатеринбурге еще) на Икарусе-256, и на остановке стоя у автобуса один из одноклассников говорит: «это автобус — экспресс!» На что другой спрашивает: «с чего ты так решил?», на что первый ответил «ну вот, читай (и в процессе чтения ведет пальцем вдоль данной надписи на борту): э-к-с-пр-ес»
:))
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 22:43
+
А как весело гремел кардан на ЛиАЗах)))) Посмотрел бы я на ЛиАЗ поднимающийся на Бытху))) А Икарус, битком, на третьей передаче — легко
avatar

hartmann

  • 18 января 2017, 22:53
+
А как весело гремел кардан на ЛиАЗах))))

Это да! Неотъемлемый атрибут его антуража!

А Икарус, битком, на третьей передаче — легко

Ну не знаю. В Свердловске особых гор нет (по крайней мере на маршрутах автобусов), однако забитые 280-е чувствуется что тяжело разгонялись. Исключение — т.н. «иранские» 280 и 283.10, пришедшие соответственно в 1995 и 1997 гг., у них двигатели МАН 270-290 л.с. и они шли намного увереннее.
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 23:00
+
А Икарус, битком, на третьей передаче — легко
Битком заезжал -да. Но легко ли. Чёрный дым столбом стоял.
avatar

chernomor

  • 18 января 2017, 23:04
+
Чёрный дым столбом стоял
Но зато дёрганья со скатыванием назад под многоголосое оханье непривычных к местному экстриму бздыхов от ЛАЗов, у этих не припомню.
avatar

PEBEPC

  • 20 января 2017, 15:52
+
Хотя должен добавить, что внешне, да и некоторыми другими моментами, ЛАЗы всё равно лично мне больше нравились.
avatar

PEBEPC

  • 20 января 2017, 15:54
+
да и некоторыми другими моментами
К примеру какой кайф было забить место у поручня от кабинки водителя до створки дверей! А кога тебя ещё и пустит водитель за него, пожалев припёртого толпой (а ты ещё специально делаешь вид что больно), то верх счастья. Но даже за поручнем представляешь себя тоже водителем и повторяешь его движения.
avatar

PEBEPC

  • 20 января 2017, 16:20
+
Если объективно оценить.
лето + 32… вы водитель-Икарус или ЛИАЗ-который жарит по страшному? Александр вас воспоминания по суровой равнине, где климат иной!)
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 19:28
+
Но для холодного климата ЛиАЗ-677 однозначно лучше.
Кстати, карбюраторный двигатель на крупном городском автобусе еще недавно казался чудовищным анахронизмом, однако в последнее время возвращаются по-сути к тем же самым карбюраторным двигателям, закупая автобусы на газомоторном топливе! ЛиАЗ-677 вполне можно было бы перевести на метан.
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 19:50
+
возвращаются по-сути к тем же самым карбюраторным двигателям, закупая автобусы на газомоторном топливе!
разве там не впрыск?!
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 19:55
+
А какая принципиальная разница? Принцип-то именно как у бензиновых, а не дизельных двигателей. Предварительное смесеобразование, искровое зажигание, пониженная относительно дизелей степень сжатия.
Ничто не мешает электронными системами управления оснастить и ЛиАЗовский ЗИЛ-375, как это сделали с классическим ВАЗовским двигателем.
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 20:09
+
про газодизельные моторы со степенью сжатия в 2 раза выше не слышали? www.drive2.ru/b/1749445/
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 21:51
+
Так на базе все того же 130-го двигателя и дизель был (ЗИЛ-645) с соответствующей степенью сжатия.
А газодизельных новых автобусов не бывает — только переделанные из дизельных. Новые же только чисто газовые, а они с искровым зажиганием — т.е., по своей сути бензиновые.
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 22:47
+
дизельные по горам ездят!
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 22:50
+
как это сделали с классическим ВАЗовским двигателем.
ВАЗ-341 -дизель с троечным блоком??? такого уродца бензодизельного еще поискать-где дизеля на русских легковушках?
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 22:39
+
Я про инжекторные семерку и Ниву.
А дизельный ВАЗ жалко что прекратили выпускать :(
avatar

FanatOf80s

  • 18 января 2017, 22:45
+
про инжекторные семерку и Ниву.
двигатель фиат
avatar

rem-sochi

  • 18 января 2017, 22:54
+
а меня, после сочинских икарусов, всегда ужасали эти лиазы в других городах.
Меня тоже, а тем более ещё и вообще они мне не нравились. Но чтобы быть объективным, надо признать, что в других городах (опустим крупные и важные центры-столицы) все автобусы ужасали после сочинских, и те же Икарусы. Но у нас вообще с этим делом город уникальный был. Командировочные на сезон вообще жутко завидовали и не хотели потом возвращаться на свои рыдваны. А в одной организации помню передавал свой уазик списаный(!) после километража указанного для обкатки (!). А те, что принимали, из другого города (не будем уточнять но ту, на Кубани), радовались такой новизне доставшегося авто.
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 16:54
+
(опустим крупные и важные центры-столицы
у за все не скажу, но киев-львов-ташкент-москва (миллионники и столицы) от конечных станций метро (речной вокзал, рязанский проспект) ездили уёжища, по сравнению с сочинскими автобусами.
у меня свои детские воспоминания, у фаната — свои. толку спорить?
мне еще нравились ЛАЗики зимой — можно было после тренировки прижаться ногой к раскаленной печке и проехать свою «неву» на 6-ке и доехать с Андрюхой до «Салюта», а потом топать обратно домой…
avatar

zummer

  • 18 января 2017, 19:33
+
ЛАЗики зимой… доехать с Андрюхой до «Салюта»… а потом топать ...
С ними тоже много чего связывает. Особенно тема, ещё школьная (!), когда после пива в Петухе (потому и восклицательный знак там поставил после школы, хотя ...) на Спортивной дожидались ЛАЗа — тут кто первый придёт: 9-ка или 6-ка потом соответственно и направление маршрута по шпалам выходило — садились и на Салют, или Мамайку приезжали, а потом по «железке» на соответствующую противоположную конечную шли. Это от нечего делать, т.к. всё зимой было. Соответственно ехали на заднем, тёплом сидении, поздно вечером в пустом автобусе с музыкой, которую водила всегда просил погромче сделать и курением в салоне, не исключая того же водителя. Всё это бесплатно, без претензий от водилы. Ему веселее и нам занятие. Ну и по шпалам магнитофон не выключался.
avatar

PEBEPC

  • 18 января 2017, 20:54
+
а меня, после сочинских икарусов, всегда ужасали эти лиазы в других городах.
Соглашусь.
На фоне наших стильных, ухоженных и лоснящихся Икарусов, ЛиАЗы казались устаревшими с не удобной планировкой салона и неровным полом, медленными и неуклюжими. Кстати для меня было откровением увидеть знакомые Икарусы в других городах, но неопрятными с запасным колесом в салоне, с металлическими листами на полу и провисшим потолком и проч. (это детские воспоминания и впечатления) Кстати наши рейсовые ПАЗы и ЛАЗы тоже мне казались в детстве устаревшими. На ЛАЗах на заднем диване невозможно было ездить летом — очень жарко и душно.
avatar

chernomor

  • 18 января 2017, 22:05
+
И чем это ЛиАЗ-677 устревший относительно Икаруса-280???
ЛиАЗ- АКПП, Икарус — ручная
ЛиАЗ — люминесцентное освещение, Икарус — лампы нааливания
Отделка салона ЛиАЗа — гетинакс (пластик), Икаруса — ДВП («оргалит»)
Планировка салона ЛиАЗа как раз очень даже удобная. Как и задняя накопительна площадка с пониженным уровнем пола (и это без идиотских занимающих большую часть площади салона подиумов, как в современных так называемых «низкопольных»).
avatar

FanatOf80s

  • 19 января 2017, 10:18
+
Это были детские впечатления, читайте внимательнее. Тогда в техническуюначинку не вникал, оценивал по внешнему виду.
Но и сейчас могу сказать: Икарус был лучшим автобусом из детства.
avatar

chernomor

  • 19 января 2017, 10:30
+
Может конечно Икарус имел более «модный» дизайн.
Но ЛиАЗ какой-то более уютный, что ли…

Из Икарусов мне тогда нравились только 250/256 — ассоциировались или с интересной экскурсией, или с дальней не менее интересной поездкой, во всех случаях в комфорте и «с ветерком». ЛАЗ-69* в данном применении недолюбливал за жару и духоту, особенно в задней части салона, укачивало в них намного сильнее.
Но вот когда на городском маршруте вместо Икаруса-280 попадался ЛАЗ-695 — это наоборот было за счастье: тихо и мягко работающий двигатель, много сидячих мест, окна на нормальной высоте над сидениями, тепло зимой.
avatar

FanatOf80s

  • 19 января 2017, 12:24
+
с запасным колесом в салоне, с металлическими листами на полу и провисшим потолком и проч.
Ещё по какой-то их привычке (нет, понимаю что видимо для усиления отопления) с трубой выхлопа через салон.
avatar

PEBEPC

  • 20 января 2017, 15:58
+
а мы дети эпохи поворотных кругов на икарусах и теплых печек зимой на ЛАЗах…
avatar

zummer

  • 11 января 2017, 00:01
+
Лиаз видел на Лазаревском направлении в 80х годах
Сейчас не вспомню когда, но и по Виноградной ехал на нём, и как раз на пивзаводовском подъёме он сломался, при этом не такой уж и забитый, хоть и полный. Был период экспериментов здесь с ними. Но не пошли они. Возможно это как раз то время.
avatar

PEBEPC

  • 20 января 2017, 16:08
+
Помимо АКПП, кстати, отличительная особенность ЛиАЗ-677 — люминесцентное освещение салона. Один из первых в мире (если не первый!) автобус с люмнесцентным освещением. Правда схема питания была примитивной: повышающие трансформаторы, питающиеся от обмоток основного генератора, до выпрямителя. Отчего на ХХ ввиду снижения частоты и напряжения лампы сильно мерцали, особенно если карб накручен вместо предписанных 900-1000 на более низкие обороты.
avatar

FanatOf80s

  • 11 января 2017, 02:16
+
Бывшая вспомогалка СГТРК «Магнолии-83А» (КамАЗ-Аjokki) на Воронежских номера в Крыму, год назад.
avatar

chernomor

  • 11 января 2017, 20:40


+
ТВ камеры Сочинской ПТС «Лотос» в х.ф. «Женщина, которая поёт»
avatar

chernomor

  • 11 января 2017, 22:08
+
Круть! :)
avatar

AlisaObychnaya

  • 12 января 2017, 00:37
+
Три года назад две гармошки красного цвета еще колесили по Вологде… Может и сейчас. Где-то было фото, надо поискать.
avatar

gazoil

  • 14 января 2017, 17:48
+
avatar

Tulsky

  • 15 января 2017, 21:48
+
такие вот были ещё
avatar

Tulsky

  • 15 января 2017, 21:49
+
насколько помните, на стадионе построили новый мост, старый не знаю не снесли еще наверное. так там сразу после моста и была огромная площадка с конечной единички. а на бзугу она стала позже.
avatar

Kotik99

  • 21 января 2017, 08:34
+
ЗИС-154 во времена моего детства возил работников адлерской птицефабрики на работу. Многие работники получили квартиры на Гумарии, а работали почти в центре Адлера. Их, а также детей в школу, возил этот старенький автобус. За точность не ручаюсь, но по обрывочным воспоминаниям из детства помню, что автобус этот имел собственное имя, данное ему сотрудниками предприятия — Аполлон.
avatar

Koka

  • 21 января 2017, 19:41
+
Кстати, хотелось бы ещё узнать про ЛиАЗ: а 158-й у нас был, или, как часто бывает, детская память смешивает некоторые моменты? Просто помню их, но хорошее детство позволило много путешествовать и возможно воспоминания про них связано с другими городами.
avatar

PEBEPC

  • 22 января 2017, 17:56
+
И ЗиЛ-158 и ЗиЛ-158, производства ликинского автобусного завода (ЛиАЗ), конечно же были в Сочи.
avatar

chernomor

  • 22 января 2017, 18:42
+
Отвлёкся тут, а склероз видимо уже зарождается. И именно на маршрутах были?
avatar

PEBEPC

  • 26 января 2017, 18:14
+
Затрудняюсь. Возможно ЗИЛ-158 были и на маршрутах, но в небольших количествах.
Знаю точно: После Всемирного фестиваля молодёжи 1957г, город получил партию туристических ЗИЛ-158А (выпущенных специально к празднику). Вот они-то возили только экскурсии по городу.
avatar

chernomor

  • 27 января 2017, 23:38
+
Значит скорее помню по поездкам от предприятий (хотя уверен, что и на линии тоже приходилось в них ездить). Что родители, что дедушки и бабушки, работали в сильных организациях, которые могли себе частые заказы и поездки позволить. Но, надо признать, что чаще в этом случае были «торпеды».
avatar

PEBEPC

  • 28 января 2017, 21:53
+

Помогите, пожалуйста, прочесть слова на маршрутоуказателе 14-го номера. Сочи вижу, а что слева написано?
avatar

Gapsal

  • 06 ноября 2020, 16:47

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.