Сочинский карнавал 1978г

Совсем недавно отгремел сочинский карнавал «Карнаваллето», посвящённый открытию курортного сезона 2016г. К нему можно относиться по-разному, а мне в целом понравилось.

Пока тема праздника ещё свежа, хочу поделиться воспоминаниями организаторов сочинского карнавала далёкого 1978г. Свои воспоминания Анатолий СИЛИН, режиссёр управления Министерства культуры СССР, лауреат Государственной премии СССР, постановщик массового театрализованного действия на улицах нашего города изложил в книге «ПЛОЩАДИ -НАШИ ПАЛИТРЫ».

В ней повествуется сразу о двух карнавалах: Геленджикском 1977г. и Сочинском 1978г. для которых использовались схожие сценарии, но с некоторыми отличиями…




...«Праздник — карнавал на курорте мне довелось ставить дважды. В 1977 году в Геленджике он был посвящен 60-летию Октября, а в 1978 году в Сочи — Всесоюзному дню медработника и 60-летию советского здравоохранения. В Геленджике костюмированное шествие и театрализованные представления проходили поздно вечером, в Сочи — средь бела дня В первом карнавале участвовали коллективы художественной самодеятельности Геленджика, жители города и их дети, наконец, сами отдыхающие. Приглашен был только народный танцевальный коллектив из Новороссийска. В сочинском представлении были заняты: Краснодарский театр музыкальной комедии, труппа Сочинского цирка, коллективы шести сочинских варьете, все актеры и коллективы местной филармонии, ансамбль песни и пляски «Шахтеру из Донецка, духовой оркестр и ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа из Ростова, профессиональные артисты разных театров, отдыхающие в это время в санатории ВТО «Актер», самодеятельные коллективы из Адлера, Хосты, Дагомыса, Лазаревского, Лоо и самого Сочи, пионеры Всероссийского пионерского лагеря «Орленок», детский ансамбль из Воркуты и т. д. В Геленджике, как я уже рассказывал, все оформление, свет и озвучивание готовились из «подручных» средств. В Сочи над оформлением работали местное отделение Худфонда РСФСР, мастерские горисполкома и курортного совета. Фонограммы, записывались и монтировались на местной студии телевидения, она же дала тонвагены для озвучивания трассы и площадей. Может быть, именно поэтому в первом случае праздником занимался буквально весь город под непосредственным руководством Геленджикского горкома КПСС, а во втором вся организация и подготовка были отданы на «откуп» парку культуры и отдыха «Ривьера».

Разные поводы для проведения праздника, разные условия подготовки, разная история двух городов и т. п. обусловили различия этих двух карнавалов. Но было в них и много общего, связанного с единой историей освоения Черноморского побережья Кавказа, похожими климатическими и географическими условиями, общими социальными и общественными функциями, общими (увы!), свойственными, очевидно, всем курортным городам проблемами и недостатками, наконец,— одним и тем же жанром представления.

Поэтому далее мы будем говорить о том общем и лучшем, что было в обоих карнавалах, не конкретизируя дату и место, но выделяя организационные проблемы.

Подготовка к празднику началась ранней весной. Режиссерско-постановочная группа выехала на место для ознакомления с конкретными условиями и документальным материалом. Неделя ушла на изучение экспонатов местного музея, книг и изоматериалов, посвященных истории города, его настоящему и будущему. Затем режиссер и художник объездили весь город, наметили трассу шествия, место сосредоточения колонн, площадки для остановок и выступлений, маршруты для разъезда групп в финале, площадки для других театрализованных представлений этого дня, общие принципы оформления. После этого состоялось совещание в горкоме партии, где все было согласовано с руководством города, работниками ГАИ и других организаций, отвечающих за дисциплину и порядок, внесены соответствующие коррективы.

Через месяц режиссер и художник приехали снова, имея на руках режиссерско-сценарный план и предварительные эскизы. В горкоме партии состоялось очередное совещание, на этот раз с участием руководителей горисполкома, ку-работ и т. д. Был намечен конкретный план подготовки праздника, создан оргкомитет по его проведению во главе с секретарем ГК КПСС, назначены директор праздника и ответственные за каждый участок работы, утверждены сроки выполнения работ и т. д. В эти же дни режиссер и художник присутствовали на первомайской демонстрации, отмечая для себя те элементы оформления, которые можно было бы впоследствии использовать во время праздника.
За месяц до праздника вся режиссерско-постановочная группа прибыла в город. Она привезла полный литературный сценарий представления, подробные эскизы и чертежи оформления, черновые репетиционные фонограммы. К этому же дню директор обеспечил необходимые материалы, помещения для работы, транспорт, заключил все договора. Сценарий и эскизы подробно обсудили на расширенном заседании оргкомитета, внесли в них необходимые исправления и дополнения. Затем в горком партии пригласили руководителей всех предприятий и организаций, здравниц и учреждений города, пригородных совхозов и колхозов. Был зачитан сценарий, показаны эскизы, заданы вопросы и получены ответы на них. Председатель оргкомитета отметил важность предстоящего праздника, который впоследствии намечено сделать традиционным. Всех присутствующих проинформировали, что участие в подготовке карнавала будет учитываться при подведении итогов соцсоревнования. Каждой организации поручили подготовить одну-две театрализованные группы. Естественно, при этом учитывалось соответствие профиля предприятия теме карнавальной группы. Все получили эскизы оформления своих групп, подробные описания, литературные тексты и магнитофонные пленки с записью музыки для репетиций, а также график репетиций. Помимо этого, всем предприятиям и организациям разослали письменные уведомления за подписью секретаря горкома партии.

После такой серьезной подготовки работа закипела. Об изготовлении оформления я уже писал. Параллельно с этим ассистенты режиссера, хормейстер, балетмейстер, режиссер пантомимы ежедневно с самого утра выезжали для репетиций на местах согласно утвержденному графику. Заодно они делали точный хронометраж всех выступлений, определяли резервные номера (дополнительный танец, песня или сценка). Каждый вечер на заседании штаба подводились итоги работы за день, раздавались задания на завтра, решались организационные проблемы (например, доставка, размещение и питание приглашенных коллективов), разрешались творческие конфликты, давались бесконечные объяснения, уточнения, изменения… С руководителями групп были проведены две репетиции на плане трассы. В эти же дни звукорежиссер готовил дополнительную запись фонограмм, монтировал рабочую пленку и т. д. В соседнем помещении костюмеры раздавали уполномоченным костюмы, при необходимости тут же проводили их примерку и подгонку.
Параллельно готовилась реклама. Печаталось несколько типов афиш (серьезная, юмористическая и плакат с эмблемой карнавала), через день давались рекламные юмористические анонсы в газете и по радио. На телевидении была сделана специальная передача: интервью с членами оргкомитета, режиссером и директором; документальные съемки подготовки к карнавалу, несколько номеров из будущей программы. В домах отдыха и магазинах, в столовых и ресторанах, на пляжах и на заборах, а также во всех рейсовых автобусах были расклеены объявления и рекламные листовки. На улицах города появился следующий «приказ»:

ПРИКАЗ № «РАЗ»
1. В субботу 4 июня с. г. с 13. 00 и до поздней ночи на улицах и бульварах, набережных и пляжах состоится КАРНАВАЛ!

2. В 19. 00 начнется торжественное и юмористическое, театрализованное и костюмированное
ШЕСТВИЕ!

3. В это время и в этом месте всякое движение частного и общественного транспорта (самосвалов и самокатов, водных и трехколесных велосипедов), а также отдельно взятых пешеходов в нетрезвом состоянии ПРЕКРАЩАЕТСЯ!

4. Все билеты на праздник аннулированы!
ВХОД СВОБОДНЫЙ! Форма одежды зрителей — пляжная, парадная.

5. Приносить с собой казенные лежаки и надувные матрацы, кислое настроение и «горькую» настойку, а также являться на карнавал без чувства юмора ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

6. РАЗРЕШАЕТСЯ приводить с собой на праздник друзей и знакомых, членов семьи и дальних родственников, а также соседей по квартире и по палате.

7. В 22. 00 в ознаменование карнавала и в честь всех присутствующих будет дан грандиозный праздничный ФЕЙЕРВЕРК тридцатью ракетными залпами из всех имеющихся орудий.

8 Принимать карнавал будут все отдыхающие нашего курорта. Командовать карнавалом поручено нам!

За несколько дней до карнавала все почетные гости получили пригласительные билеты, подписанные председателем оргкомитета. К билету была приложена программка с таким текстом:

Всех любителей смеха, искусства и спорта
Нашего прекрасного города-курорта,
Младшее и старшее поколение
Приглашаем на театрализованное представление.
Пролог из песен и хороводов
Идет под девизом: «Дружба народов».
В колонне первой гордо и молодо
Шагает сама история города.
В колонне второй широким охватом
Тема: «Люди в белых халатах».
Колонна третья порадует всех,
В ней царят веселье и смех.
В колонне четвертой четко и кратко
Ударим сатирой по недостаткам.
Из пятой колонны вам шлют приветы
Наши друзья со всех концов света.
В финале — будущее, наши мечты,
Ему почет, любовь и цветы.
В заключение просим внимания—
Весь вечер — большое народное гулянье!
И чтобы свет звезд и луны померк—
Грандиозный праздничный фейерверк!

Всем участникам было заранее объявлено, что днем накануне карнавала состоятся фото- и киносъемка каждой группы, а также съемка телефильма. Это дисциплинировало всех, и за день до праздника участники явились на площадь в «полной боевой готовности». Вызывались участники по колоннам и группам, каждая в свое время. Так нам удалось провести генеральную репетицию, точнее, «генеральный смотр» всех групп. Мы впервые увидели всех вместе, идущих и едущих друг за другом в необходимой последовательности. Это, естественно, повлекло за собой последние коррективы. Были уточнены костюмы, оформление, текст. Несколько групп, выпадавших из общего решения и стиля, пришлось снять. Кое-где укоротили номера, еще раз проверили темп и ритм. Выстроили тематические колонны. Направляющие пеших групп и шоферы машин воочию увидели, за кем они следуют. Всем были определены скорость движения и дистанция, выданы порядковые номера, соответствующие отметке на мостовой в месте сосредоточения, объяснены условные обозначения на трассе.

Параллельно с этой работой шла фото-, теле- и киносъемка. Проходила она в спокойной обстановке, при ярком солнечном свете. Операторы могли поискать выигрышный ракурс, несколько раз повторить проезд или номер, снять лица исполнителей и детали оформления крупным планом.
В это же время в месте сосредоточения колонн, то есть на тех улицах и аллеях, где шествие должно было занять завтра исходные позиции, художники ставили разметки. Наименование колонны и порядковый номер группы рисовали прямо на асфальте. На площадях, где должны были быть остановки, стрелами пометили трассы въезда и выезда, квадратом — место остановки, кругом — место выступления.

Вечером в горкоме партии состоялось последнее заседание оргкомитета и штаба. На нем еще раз предупредили ответственных за порядок на трассе, за связь, за противопожарную безопасность (ведь в Геленджике мы работали с «живым» огнем). Определили места стоянок милицейских, пожарных, ремонтных машин, машин «скорой помощи». Распределили обязанности между освободившимися от репетиций ассистентами режиссера. Каждый отвечал за построение и движение своей колонны. Кроме того, на площадях было по два «командующих»— впуском группы на площадь и выездом ее вновь на трассу. Все по¬лучили точную партитуру движения, выступлений и музыки — по времени и по репликам. Милиционеры с рациями были персонально прикреплены к каждому ассистенту режиссера, знали его в лицо. Каждый участок получил свои позывные: пульт главного режиссера — «первый», и далее — по ходу движения колонн. Кроме того, главный режиссер имел группу курьеров — дружинников с повязками, которые тоже знали в лицо всех ассистентов. Наконец, оговорили сигналы визуальной связи — флажками с центрального пульта: «Ускорить движение», «Замедлить», «Остановка», «Отмена выступления», «Дать резервный номер», «Снять группу с трассы».

Эти последние сигналы нам очень пригодились на карнавале в Сочи. Цирковая группа должна была появиться на грузовике, декорированном под старый цирковой фургончик, который тащит ослик. Но вот уже предыдущая группа (Театр оперетты) появилась на площади, следом за ней своим ходом едет фургон, а ни актеров, ни ослика не видно. Дело в том, что в этот день в цирке шло дневное представление, и актеров вместе с осликом помощник режиссера должен был доставить на трассу после конца 1-го отделения цирковой программы. Очевидно, оно затянулось… Милиционер с рацией был довольно далеко от ассистента, выпускающего группы на площадь. Я дал сигнал флажком «Снять группу с трассы». Машина ушла влево, давая дорогу следующим группам (заранее было оговорено, что все шествие идет только по правой стороне улицы, левая — свободна для возможных перестроений). Звукорежиссеру по рации приказали промотать цирковую фонограмму и давать со второго поста следующий номер. И когда все было готово и возможная накладка устранена, я увидел, что по левой стороне улицы несется, задрав хвост, осел, подгоняемый помрежем, а за ним бегут жонглеры и акробаты. Пришлось дать актерам оперетты сигнал «Резервный номер» и соответствующую команду звукорежиссеру. Пока под фонограмму шел дополнительный дуэт, помреж лихорадочно впрягал осла, а актеры заняли места на автомашине. И фургончик торжественно выехал на площадь под бравурный цирковой марш…

Впрочем, мы несколько забежали вперед, расскажем обо всех представлениях по порядку.
Итак, настал день карнавала…

Как я уже писал, на улицах и площадях, на бульварах и набережных раз¬вернула торговлю веселая ярмарка. Помимо товаров местной промышленности и оригинальных сувениров мастеров ГПУ БОН (городское производственное управление бытового обслуживания населения), все желающие могли приобрести специально завезенные маскарадные товары: шапочки, маски, очки, носы, веера, пищалки, свистелки, дудки, шары, «тещины языки», «уйди-уйди», бенгальские огни, бумажные фонарики и т. д. Ателье и пошивочные мастерские города развернули пункты приемки заказов изделий из швейных полуфабрикатов. Здесь можно было днем заказать и примерить недошитый костюм, а к вечеру получить его готовым, подогнанным точно по фигуре. Парикмахерские и салоны красоты прямо на набережной демонстрировали новые модели причесок и образцы косметики, тут же обслуживали всех желающих. В специальных павильонах винодельческий совхоз проводил дегустацию лучших марочных вин, плодоовощной —торговал свежей клубникой и черешней, рыболовецкий — копченой рыбой (рядом стояли бочки с пивом), цветоводческое хозяйство — букетами гвоздик и роз. Книжные магазины города организовали «Базар новинок». Под открытым небом возле стендов и столов с литературой авторы местного краевого издательства встречали покупателей, давали автографы. Бойко шла торговля гравюрами и эстампами, открытками и значками, грампластинками и магнитофонными записями. Почтамт развернул продажу конвертов, открыток и марок со спецгашением.

Во всех кинотеатрах и дворцах культуры города без перерыва «крутили» комедийные и мультипликационные ленты. Зрители имели право в любой момент, зайти в зал и выйти из него. В фойе были выставки карикатур, юмористических фотографий, подшивки журналов «Крокодил», «Перец». На открытых эстрадах и на временных подмостках шли эстрадные концерты, играли оркестры, работали массовики.

Необычно работали и пункты общественного питания. В этот день предприятия пищевой промышленности города проводили дегустацию своей новой продукции, узнавали мнение посетителей. Повара делились рецептами приготовления фирменных блюд, официанты учили, как правильно сервировать стол, врачи-диетологи давали советы, как надо рационально питаться.
На пляжах проходили полуспортивные-полукомические эстафеты. Участники должны были от одного мола до другого пробежать с двумя лежаками под мышками, затем вернуться обратно, но уже по воде на водных велосипедах, вновь преодолеть эту дистанцию по песку на трехколесных велосипедах, а за-тем вновь вернуться по воде к месту старта на надувных матрацах. Победители получали призы — большие резиновые надувные игрушки.

Параллельно на бетонных молах, выдающихся в море, как на помостах, манекенщицы Краснодарского и курортного домов моделей демонстрировали последние образцы спортивной и пляжной моды сезона. С берега на мол они вступали в полном пляжном ансамбле, на ходу снимали и демонстрировали публике детали этого ансамбля, а назад добирались уже в купальниках вплавь.

На всех спортивных площадках города тоже шли состязания. Из числа желающих создавались команды боксеров, хоккеистов, баскетболистов, любителей подводного плавания и т. д. Им выдавались соответствующие костюмы, маски, перчатки. Секунданты, тренеры и судьи тщательно контролировали правильность экипировки, помогали боксерам забинтовывать кисти рук, хоккеистам— зашнуровывать щитки, аквалангистам — надеть гидрокостюмы. Но затем эти команды состязались в совершенно иных видах спорта. Боксеры, не снимая перчаток, должны были сыграть трехминутный «блиц» в карманные шахматы. Аквалангисты в полной амуниции (гидрокостюмы, баллоны, маски, ласты) соревновались в беге на 100 метров. Хоккеисты в полном облачении и во вратарских масках фехтовали своими клюшками. Двухметровые баскетболисты участвовали в гонках на детских велосипедах и т. д. и т. п. Судили эти состязания профессиональные тренеры по шахматам, легкой атлетике, фехтованию, велоспорту… И чем серьезнее они требовали соблюдения всех правил, тем веселее было и зрителям и участникам.

Для детей в городке аттракционов и в Луна-парке были открыты «школы космонавтов». Участники проходили один аттракцион за другим по степени их усложнения. После каждого аттракциона «космические медики» (врачи детской поликлиники) мерили у детей пульс, давление и т. д. «Годные» допускались к следующему, более сложному аттракциону. Параллельно надо было показать свою силу, ловкость, выносливость. Для этого были силомеры, велоэргометры, турники, гири. Но, чтобы стать космонавтом, одной силы и здоровья мало, нужны еще и знания. И пока одна группа «будущих космонавтов» крутилась и вертелась на аттракционах, другая отвечала на вопросы по физике, географии, астрономии. Вопросы задавали «доктора космических наук» (учителя местных школ). А рядом культработники проводили «тест на психологическую совместимость». Здесь дети пели, плясали и читали стихи, доказывая, что они могут быть веселыми, неунывающими космонавтами. В заключение требовалось с помощью игрального автомата совершить «мягкую посадку на Венеру». Победители, с честью выдержавшие все испытания, получали приз — сувенир в виде маленького земного шара со спутником — и диплом юного космонавта. Призы и дипломы вручал один из летчиков-космонавтов СССР, отдыхавший в это время на побережье.
Много разных соревнований, концертов, представлений и прочих веселых мероприятий было па празднике Но гвоздем программы было,»конечно, костюмированное шествие, которого все с нетерпением ждали. И ровно в объявленный час зазвучали фанфары. Шествие началось.
Впереди шла украшенная цветами милицейская «Волга» с включенной мигалкой и сиреной. На ней висел плакат: «Карнавалу — зеленую улицу!» Время oт времени через динамики машины звучал голос: «Расступитесь, граждане, стар и мал,— Двигается праздничный карнавал!»
Следом шел белый открытый лимузин. На нем был укреплен огромный шелковый флаг с эмблемой праздника. В машине ехали стоя командующий шествием и два его ассистента в костюмах с эмблемами. На площади перед трибунами машина остановилась. Командующий и ассистенты подходят к микрофону. Звучит рапорт:

— Товарищ председатель оргкомитета! К торжественному театрализованному шествию колонны построены! Разрешите начать шествие.
— Разрешаю! — отвечал с трибуны председатель оргкомитета. Командующий поворачивается лицом к площади.
— К торжественному театрализованному шествию, шаго-ом… марш!!!

Грянули трубы и литавры, ударили тарелки и барабаны. Марширует сводный духовой оркестр. За ним идет декорированная машина с вертящейся эмблемой карнавала. На машине восемь девушек в купальниках, цилиндрах и с зонтиками танцуют эстрадный ритмический танец «Диксиленд»
Здесь следует прервать описание, чтобы объяснить принцип движения групп. До первой площади шествие шло сплошным потоком, без остановок. Но первое же выступление на площади затормозило все остальные машины и группы и создало разрыв с уже прошедшими группами. В этом случае на всех остановившихся машинах шло какое-то действие (песни, танцы, сценки), а предыдущая машина или пешая группа останавливалась на следующем перекрестке, и там шло выступление, пока не подъезжали «сменщики» Например, духовой оркестр, отмаршировав квартал от основной площади, остановился и начал играть вальсы, пока не подоспела группа «Диксиленд». Они танцевали, пока их не сменила следующая группа. Таким образом, шествие из сплошного превратилось в пунктирное, но пауз в выступлениях не было.

ЭСКИЗЫ ОФОРМЛЕНИЯ МАШИН И КОСТЮМИРОВАННЫХ ГРУПП ДЛЯ КАРНАВАЛЬНОГО ШЕСТВИЯ. ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ 60-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЧИ, 1978 г. ХУДОЖНИК А. СТРЕЛЬНИКОВ.

Головная машина с эмблемой, машина «Большое Сочи»:


Машина «Летающая тарелка», машина с гербом Сочи:


Машина «Древнегреческая Талера», костюмированная группа «Римские легионеры»:


Чаша с «огненной водой» и «великие врачеватели древности», «Карета Ивана Грозного»:


Машина «Первые пятилетки», машина «Все флаги в гости будут к нам»:


Машина «Стройка», машина «Города побратимы»:


Надо сказать также, что в сочинском карнавале эмблемы не было. У всего шествия в целом и у каждой колонны был свой девиз. Состоял он всегда из слов, расшифровывающих четыре буквы названия города «СОЧИ». Например, впереди шествия шли четыре девушки, которые несли такие слова:

С — Столица О — Отдыха, Ч — Чемпион И — Исцеления!
Спереди медицинской колонны был такой девиз:
С-—Социальное обеспечение!, О — Охрана здоровья!, Ч — Чуткость к людям!, И — Интеллигентное отношение.
А в середине этой же колонны такой:
С — Сердечность, О — Отзывчивость, Ч — Человечность, И — Искренность!
Перед интернациональной колонной несли слова:
С — Солидарность, О — Общение, Ч — Чистосердечность, И — Интернационализм!
Перед колонной развлечений был девиз:
С — Спорт! О — Отдых! Ч — Чудеса! И — Искусство! И так далее…

Теперь вернемся к последовательному описанию шествия. За машиной с эмблемой бежали мальчишки-почтальоны. Через плечо — ленты с эмблемой карнавала, на боку — сумки. Они выкрикивали приветственные и рекламные двустишия, доставали из сумок и бросали зрителям рекламные листовки и программки праздника.

Далее ехало 16 мотоциклов с колясками. На мотоциклах — флаги СССР и союзных республик. Коляски декорированы под цветочные корзины. Они действительно до краев наполнены цветами. На задних сиденьях мотоциклов сидят девушки-цветочницы, которые достают из корзин цветы и бросают их в публику. За мотоциклами идет очень большая (порядка 350 человек) пешая группа. Здесь хоры и танцевальные коллективы в национальных костюмах* народов СССР. В группе — флаги и гербы союзных республик, красные флаги, ленты. На площади идет вокально-хореографическая сюита. В финале ее от общей группы отделяется юноша в черкеске и девушка в костюме кубанской казачки. У него в руках рог с вином, у нее —хлеб-соль. Эти дары земли, где сходятся Кавказ и Кубань, они торжественно преподнесли на трибуну.

Так был выстроен пролог шествия. Затем двигалась первая колонна — историческая. Возглавлял ее духовой оркестр девушек-гусаров. В этой колонне были древнегреческая галера и отряд римских легионеров, турецкий паша в паланкине и адыгейский национальный оркестр, витязи Мстислава Удалого и рынды Ивана Грозного, фрегат Петра I и корабль адмирала Лазарева, телега с декабристами и карета с первыми курортниками, восставшие рабочие 1905 года и отряд кубанских казаков, веселящиеся «столпы» империи и красногвардейцы, Николай Островский и Владимир Маяковский с героями своих книг, полевой госпиталь времен Великой Отечественной войны и солдаты-победители. В этой колонне угощали зрителей вином «пятитысячелетней выдержки» из древнегреческой амфоры и русским квасом из ковша. Здесь гречанки танцевали «сиртаки», турчанки — восточный танец, плясали цыгане и скоморохи, пели суворовские солдаты и кубанские казаки, звучали строки А. Одоевского и А. Бестужева-Марлинского, Н. Островского н В. Маяковского. Здесь зачитывался указ Петра I о первом русском курорте и Декрет В. И. Ленина «О лечебных местностях общегосударственного значения».

Следом шла колонна, которую мы для себя называли рекламной. Возглавлял ее духовой оркестр в «курортной» униформе — шорты, белые тенниски с эмблемой карнавала, белые кепи, темные очки. За оркестром шел ансамбль девушек в морской форме (клеши, гюйсы, береты с помпонами). Они исполняли танец с сигнальными флажками. За ними двигались рекламные группы морского порта и Аэрофлота, железнодорожного узла и автотранса, бюро по туризму и экскурсиям и Интуриста, совхозов и колхозов, различных зрелищных организаций города и общепита. Здесь тоже было много песен и танцев (в основном — со специально написанным текстом на популярные мелодии).
В отличие от этих двух колонн в третьей — медицинской — уже почти не было таких номеров, а шли различные юмористические сценки. Открывал ее тоже духовой оркестр — в белых халатах и шапочках. Затем шел парад медицинских машин разного предназначения. За ними шла декорированная машина с богом медицины Эскулапом и четырьмя великими медиками разных времен и стран: Гиппократом, Авиценной, Парацельсом и Пироговым. Разыгрывался целый маленький спектакль, в котором Эскулап и его ассистенты, принудительно подвергнув Бабу-Ягу и Кащея Бессмертного курортному лечению, на глазах у почтеннейшей публики превращали их в Василису Прекрасную и Ивана-царевича. Следом выезжала «передвижная рентгеновская установка». На ней висел плакат «Просвечивание сердца и души». За экран поочередно заходили картежник, курильщик, пьяница, бюрократ, девица легкого поведения. А на экране появлялись «рентгеновские снимки»: сердце в виде туза червей; сердце — урна, полная окурков; сердце — бокал, из которого вылезает «зеленый змий»; сердце на замке, опутанное цепью; сердце, пронзенное десятком разноцветных стрел. Все это сопровождалось юмористическими стихами и шло под веселую музыку. Аналогичными приемами «обыгрывались» машины кардиологов, диетологов, стоматологов, эпидемиологов и других курортных врачей. В предпоследней группе шла молоденькая медсестра, которая тащила за веревку упирающегося осла. Сестра несла плакат «На процедуры». Шел «дуэт медсестры и осла» (фонограмма). Замыкала колонну группа под общим лозунгом: «У нас на курорте вам это не понадобится!» Здесь ехала цистерна с надписью «Валидол». У нее на прицепе был мусорный бак с большими бутафорскими пилюлями и таблетками. Окружали машину девушки, одетые «микстурами» (шлейф — рецепт).

По этому же принципу — маленьких театрализованных сцен — была по¬строена и следующая колонна — сатирическая. Возглавлял ее духовой оркестр милиционеров. Затем шел отряд девушек-милиционеров с огромным жезлом регулировщика. На нем надпись: «Ударим здоровым юмором по отдельным недостаткам!» За ними шла машина с прицепом-платформой. За рулем машины тоже сидел милиционер. На платформе и вокруг нее находились: спекулянтка-квартиросдатчица и частник-шашлычник, халтурщик-фотограф и дама, живущая за чужой счет, картежник и пьяница, торговец цветами и битломан. У каждого было свое действие: спекулянтка предлагала всем за вполне доступную цену поселиться в скворечнике, а семейным сдавала отдельную собачью конуру. Фотограф выставлял нарисованный «фон» с дыркой для головы и предлагал дамам фотографироваться в виде статуи Венеры Милосской без рук, а мужчинам — в виде распятого Иисуса Христа с терновым венцом на голове. И так далее… Над платформой гордо возвышался «Монумент лучшему сувениру ГПУ БОН» — огромная аляповато раскрашенная гипсовая кошка копилка. Затем шла машина курильщиков. На ней из огромных сигаретных коробок и папирос было вы строено целое артиллерийское орудие, которое палило «по некурящим тройным никотинным зарядом без фильтрам». Шла кавалькада такси с плакатами «В парк» «На обед» «На заправку» и т д. Ехала бочка цистерна с ватерлинией на борту. Под ватерлинией значилось «пиво», над ней — «вода». Группа пожарников несла на лежаке обгорелый чурбан, отдаленно напоминающий человеческую фигуру. Надпись «Сгорел не на работе, сгорел не от любви «сгорел» на пляже» На отдельной машине шел показ «антимоды», парикмахеры демонстрировали жуткие прически «дикари» штурмовали «дот» с надписью «выдача путевок» и т д Все это шло под музыку с юмористическими текстами Предпоследняя группа представляла собой оркестр поваров. Впереди шли поварята, отбивая ритм алюминиевыми ложками За ними повара и официанты, которые «играли» на половниках, дуршлагах, сковородках и т. п., как на трубах, саксофонах, скрипках, гитарах. За ними на электрокаре ехала «ударная установка», смонтированная из больших кастрюль, крышек, противней, тазов и т. п. За ней сидел и колотил по крышкам толстый шеф-повар в колпаке. Над ним — огромное «Меню»:

Первое блюдо — с гуся вода.
Второе блюдо — ни рыба ни мясо.
Третье блюдо — седьмая вода на киселе.

Сегодня и ежедневно во всех кафе, столовых и ресторанах.

Замыкала этот парад «антигероев» корова-модница. На ней была джинсовая юбочка, яркие носки и широкополая шляпа. Все вещи — импортные, с соответствующими ярлыками. Меж рогов болтался плакат: «Жую только заграничную жвачку». Бабуся в платочке, которая вела корову, хвасталась зрителям:

Буренка моя — в заграничных носках,
Прошла у фарцовщиков школу.
И нонче она не даеть молока, —
Доится одной кока-колой.

Последними ехали поливальные машины и машины со щетками, шли дворники с метлами и горничные с пылесосами, отмывая и очищая улицу от этого «мусора».

Колонна веселого отдыха и развлечения вновь была построена на концертных номерах. Здесь был Нептун со свитой русалок и пиратов, Садко и дядька Черномор с тридцатью тремя богатырями на ходулях. Здесь была богиня солнца Гелио со свитой «солнечных зайчиков». <«Солнечными зайчики» были дети в соответствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. Поймав лучи солнца, они по команде ярко освещали находившуюся до этого в тени Гелио — богиню Солнца… (прим.)> Здесь выступали актеры театров и цирка, участники художественной самодеятельности и спортсмены, сводный ансамбль учащихся музыкальных школ города и эстрадный оркестр на автомашине, группа классического балета и «живые шахматы». Все это пело, плясало, играло к веселилось.

Финальная колонна называлась колонной будущего. Возглавлял ее детский духовой оркестр. Здесь демонстрировалось полуфантастическое будущее города-курорта. Вот его продолжение на дне морском, где один отдыхающий спит в гамаке меж двух кораллов, а второй в обнимку с осьминогом пьет чай из самовара. А вот — филиал на Марсе, куда только что прибыли отдыхать инопланетяне на «летающей тарелке».

Но будущее начинается сегодня. И за фантазией следует жизнь. Поэтому далее двигался настоящий свадебный кортеж. К этому дню по нашей просьбе загс города приурочил несколько комсомольских свадеб. И по ходу представления молодоженов поздравили руководители города, вручили им подарки. А затем на площадь выехало около сотни самых маленьких участников карнавала. Нарядные, в карнавальных шапочках и масках, они ехали через площадь на трехколесных велосипедах и педальных автомобилях, на лошадках и самокатах, на роликовых коньках, на папиных плечах и на палочке верхом.

(Малышей мы, конечно, не вели по всей трассе шествия. Они отдыхали в доме за углом, а выехали только на центральную площадь в финале представления.)

Вновь появился сводный духовой оркестр, успевший к этому времени (шествие длилось несколько часов) сделать полный круг и вернуться на исходные позиции. За ним выехала милицейская машина с мигалкой и сиреной. Из динамика несся голос: «Граждане! Шествие закончено! Пройдемте на набережную смотреть фейерверк!..»

Окончание повествования в комментарии.
  • +74
  • 30 мая 2016, 20:32
  • chernomor

Комментарии (26)

RSS свернуть / развернуть
+
...«Последнее заседание оргкомитета и штаба состоялось на следующий день после праздника. Мы подробно разобрали все его достоинства и недостатки, сделали ряд выводов:
— во время ночного шествия, когда на полную мощность работают все фонари на трассе, лучше отключить часть освещения на дальних улицах. Тогда на подстанции не будет такой перегрузки и не будет мигать свет и «садиться» напряжение;
— кабель микрофона на площади надо прокладывать не по мостовой, а по
кронам деревьев. Тогда есть надежда, что его не растопчет толпа зрителей;
— у каждого фонаря нужен дежурный, тогда дети не полезут на них и не
погнут, а будут рассаживаться только на крышах, карнизах и деревьях, которые, как выяснилось, их прекрасно выдерживают;
— со всеми клумбами и газонами вдоль трассы надо заранее распроститься, наиболее ценные цветы пересадить;
— на площади звук лучше давать не из машин, а через стационарное звукоусиление;
— и наконец, карнавал — праздник веселый и нужный. Следует его сделать традиционным, ежегодным а попутно придумать и еще что-нибудь этакое…

Конечно, режиссер не может один уследить за всем, все организовать или даже просто проконтролировать исполнение. И здесь огромную роль приобретает штаб представления, то есть режиссерско-постановочная бригада.
Помимо автора сценария и режиссера-постановщика (как мы уже говорили, чаще всего это один человек), в штаб входят: режиссеры по отдельным жанрам (пантомиме, цирковым композициям, спортивным выступлениям и т. п.); художник-постановщик (может быть еще отдельно и художник по костюмам); художник по свету; кинорежиссер (отбор киноматериала и монтаж кинороликов); звукорежиссер (подбор совместно с музыкальным руководителем фонограмм и их монтаж); хормейстер; балетмейстер; музыкальный руководитель (чаще всего он же — дирижер основного или сводного оркестра); поэт или автор лозунгов, стихотворных текстов, реприз и т. п. литературного материала; директор-администратор; заведующий постановочной частью.
В зависимости от масштабов представления (тем паче праздника) у каждого основного члена бригады может быть по одному или по нескольку ассистентов, а у кино- и звукорежиссеров — монтажниц, операторов и т. д. Все они тоже входят в состав штаба. Очень важно, чтобы у режиссера была «своя» бригада, то есть постоянная группа специалистов, с которой он уже сработался, на которых может полностью положиться, не проверяя и не контролируя выполнение каждого задания. Такие помощники понимают его с полуслова и, проявляя творческую фантазию, сами обогащают и улучшают первоначальный замысел. В противном случае накладок не избежать.
… Мне повезло — я работал почти всегда с прекрасной бригадой, состоящей из подлинных мастеров своего дела, людей творческих, талантливых и ответственных. И поэтому здесь, на страницах книги, я считаю своим долгом назвать их всех поименно и выразить им самую искреннюю благодарность.
Художник — Алексей Стрельников.
Режиссеры пантомимических композиций — Илья Рутберг и Гедрюс Мацкявичюс.
Режиссер массовых сцен — Евгений Вандалковский.
Режиссер спортивных композиций — Михаил Левин.
Звукорежиссеры — Вера Малышева и Михаил Челганский.
Балетмейстеры — Борис Санкин и Борис Кобринский.
Музыкальные руководители и дирижеры — Николай Калинин и Аркадий Шацкий.
Режиссер-ассистент — Энгелиса Погорелова.
Автор литературных текстов — Вера Соколовская.
Директоры — Борис Жбанкович, Эдуард Соркин.
С большой теплотой вспоминаю совместную работу с художниками Р. Л. Казачеком («Красная гвоздика»), Б. Самойловым и А. Смоляковым (МВТУ), балетмейстерами И. Шаповаловым (Иркутск), И. Гафтом («Артек») и И. Тиме (Ростов и Сочи), хормейстерами Б. Тевлиным (фестиваль в ГДР) и В. Живовым (МВТУ), художниками по свету И. Вишневским (Кремлевский Дворец съездов), В. Новиковым (концертный зал «Россия»), И. Волковицким (молодежный лагерь Олимпиады-80 и фестиваль в Иркутске), Г. Золотиным («Артек»), кинорежиссерами Л. Бакрадзе (фестиваль в Венгрии) и Г. Кудряшовой (фестивали в ЧССР, ГДР, Иркутске), звукорежиссерами В. Бабушкиным (Кремлевский Дворец съездов) и С. Виноградовым (представление в Нальчике), ассистентами режиссера И. Волковой и Н. Никитиной (Сочи), Н. Арнольдовой (молодежный лагерь Олимпиады-80), режиссером цирковых композиций Л. Гольским («Артек», фестивали в ЧССР и в Иркутске), режиссером слайд-фильмов В. Жуковым (фестиваль в ГДР), заведующим постановочной частью А. Бухом (киноконцертный зал «Октябрь»), костюмерами Л. Сельге и Г. Горбась (Геленджик и Сочи), директорами Я. Кригмонтом (ростовский Дворец спорта), П. Киселевым (МВТУ), А. Кочикяном (сочинский ПКиО «Ривьера») и многими другими. Все это подлинные энтузиасты, высокопрофессиональные специалисты, но, к сожалению, встречи с ними были редки.
Ни одно крупное представление, а тем более праздник, невозможно без постоянной и непосредственной помощи со стороны партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов. Если они оказывают всемерную поддержку режиссерско-постановочной группе, работать легко и радостно, а результаты соответствуют количеству затраченных усилий. В тех же случаях, когда все организационные проблемы решает только местная администрация (как, например, это было в Сочи, где всю тяжесть общегородского карнавала вытащил на своих «могучих» плечах парк «Ривьера»), или, что еще хуже, администрация сама не считает нужным заручиться поддержкой руководящих инстанций, будучи уверенной, что без их помощи справится со всеми организационными трудностями, работа превращается в каторгу, а результаты бывают ниже желаемых и возможных.»...


Читая описание карнавала, мозг рисовал красочные иллюстрации, как это всё могло выглядеть.
Хотелось бы спросить очевидцев этого грандиозного зрелища о своих впечатлениях. Возможно с фотографиями.
avatar

chernomor

  • 30 мая 2016, 20:25
+
+1
Интересно, а нынешний режиссер вообще знает, что такое сценарий?))
avatar

Suvorov_lait

  • 30 мая 2016, 21:36
+
Отличный ликбез для организатора карнавала в Сочи в 2017 году!
avatar

Suvorov_lait

  • 30 мая 2016, 21:38
+
Спасибо за информацию. Очень интересно. Оказывается, кое-что нынешние власти взяли из «хорошо забытого старого»… с поправкой на время… Вы правы — фотографии были бы кстати.
avatar

tone4ka

  • 30 мая 2016, 21:47
+
Вот «большОЕ Сочи» режет слух, колет глаз!!! А так почитал с удовольствем, особенно понравилось
С — Столица О — Отдыха, Ч — Чемпион И — Исцеления!
Спереди медицинской колонны был такой девиз:
С-—Социальное обеспечение!, О — Охрана здоровья!, Ч — Чуткость к людям!, И — Интеллигентное отношение.
А в середине этой же колонны такой:
С — Сердечность, О — Отзывчивость, Ч — Человечность, И — Искренность!
Перед интернациональной колонной несли слова:
С — Солидарность, О — Общение, Ч — Чистосердечность, И — Интернационализм!
Перед колонной развлечений был девиз:
С — Спорт! О — Отдых! Ч — Чудеса! И — Искусство! И так далее…
avatar

Japonec

  • 30 мая 2016, 21:48


+
Согласен, Большое Сочи, не звучит. Может там смысл какой был, аллегория например: Большое СОчи- Большое СОлнце.
avatar

chernomor

  • 30 мая 2016, 21:57
+
+1
А у меня какое-то странное воспоминание о карнавале — тот или не тот не знаю :), но давно это было. На Навагинской перед нынешней площадью флага, помню, поразили то ли римские гладиаторы, то ли какое иное древнее войско по задумке режиссёра, но были они в туниках из простыней. А на ногах были самые дешевые вьетнамки. :) Мальчишки были весьма худенькие, а педикюр, ткскзть, был ужасен.

Сочинские зрители в толпе поговаривали, что это нарядили наш стройбат.

Так что очень сильно сомневаюсь, что советское шествие было намного лучше нынешнего. Сейчас, по крайней мере, все отмытые. :))

Про сценарии. Раньше это было выгодное, насколько помню, дело: они оплачивались постранично. Поэтому сценаристы поумнее делали большой межстрочный интервал на печатной машинке. :)

Совсем не факт, что сценарий 1978 года был реализован хотя бы на половину. :))
avatar

AlisaObychnaya

  • 30 мая 2016, 22:56
+
Картина маслом©
Детали впечатляют)
avatar

VVE_Rost

  • 30 мая 2016, 23:13
+
А, ну да — всё сходится: это и был
отряд римских легионеров
:))
avatar

AlisaObychnaya

  • 30 мая 2016, 23:13
+
Ндааа, были люди в наше время!!!
avatar

Director

  • 30 мая 2016, 23:00
+
Еще деревья были большими)
avatar

VVE_Rost

  • 30 мая 2016, 23:14
+
у каждого фонаря нужен дежурный, тогда дети не полезут на них и не
погнут, а будут рассаживаться только на крышах, карнизах и деревьях, которые, как выяснилось, их прекрасно выдерживают;
— со всеми клумбами и газонами вдоль трассы надо заранее распроститься, наиболее ценные цветы пересадить
Рыдала, честно. Особенно от детей на карнизах (поразительная забота) и от дежурных у каждого фонаря. :)

Я сдаюсь: карнавал 2016 был супер. :)
avatar

AlisaObychnaya

  • 30 мая 2016, 23:36
+

Такие знакомые «крылышки» на летающей тарелке и такой незнакомый герб Сочи. :))
avatar

AlisaObychnaya

  • 31 мая 2016, 01:27
+
Мажоретки из Прибалтики запомнились. Остальное такое же УГ как нынче. Это не Рио-де-Жанейро.
avatar

alexfoto

  • 31 мая 2016, 05:46
+
+3
Когда читала про милицейскую машину и " зеленый свет", как током ударило: ПОЧЕМУ НЕ НАРЯДИЛИ ЭВАКУАТОР? Ведь это наше сочинское всё! И когда мы рекламируем карнавалом наш город, должны же как — то деликатно намекнуть, что мол все там будем. Даешь колонну эвакуаторов!!!
avatar

swetlaja

  • 31 мая 2016, 07:03


+
Прежде чем так много писать.Надо узнать, как правильно название карнавала.В Сочи КарнавалеТТо.
avatar

sushi

  • 31 мая 2016, 21:24
+
+4
Прежде чем так много писать.Надо узнать, как правильно название карнавала.В Сочи КарнавалеТТо.
Надеюсь дочитали до конца))
Касаемо названия карнавала 2016г, я думаю понятно по фото


(фото из соседнего топа и сети)
avatar

chernomor

  • 31 мая 2016, 22:19
+
avatar

sushi

  • 01 июня 2016, 13:58
+
Название праздника должно быть едино и в апрельском анонсе на сайте администрации города и на главном медиаэкране карнавала. Это очевидно. КарнавалЛето — название праздника которое видели все зрители.
avatar

chernomor

  • 01 июня 2016, 19:32
+
avatar

sushi

  • 01 июня 2016, 14:13
+
Читал на днях описание карнавала во время 150-летия города. Главный режиссер — тоже был Е. В. Вандалковский. Довольно много схожего было в карнавалах 78 и 88!
avatar

12345

  • 01 июня 2016, 20:04
+
Не удивительно.
На стадии подготовки к карнавалу 78г —
… Председатель оргкомитета отметил важность предстоящего праздника, который впоследствии намечено сделать традиционным. ...
Вывод после праздника:
… Следует его сделать традиционным, ежегодным а попутно придумать и еще что-нибудь этакое…
Скорее всего в последующем сценарий 78г использовали как шаблон.
avatar

chernomor

  • 01 июня 2016, 20:58
+
Этакое придумали! В 1988, кроме карнавала, был ещё водный праздник. «Сочинские яхтсмены стали родоначальниками нового вида искусства – балета на воде». Барк «Товарищ» стоял в качестве фона. Яхты парусного центра «загримировали» под лебедей — для сцены «Лебединого озера», а также изображалась сцена из «Кармен». Тореадор, бык, Кармен- всё яхты! И сверху — высший пилотаж Як-52.
avatar

12345

  • 01 июня 2016, 21:37
+
Балет на воде не могу представить.
Интересно как сочетались: музыкальное сопровождение, скорость яхт и наряды- декорации тех же яхт, а также акватории парусного центра…
avatar

chernomor

  • 01 июня 2016, 22:03
+
В Петербурге подхватили традицию танцев кораблей. Регулярно проходят вальсы… ледоколов. В Неве. В прошлом году попытался посмотреть — но народу было столько, что только трубы и мачты видел… Остался разочарован как сочинским, так и питерским опытом просмотра танцев на воде…
avatar

12345

  • 01 июня 2016, 22:13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.