Глава 1 . "Думай о других."



Об МЧС принято вспоминать в особо тяжелые моменты. И 27 декабря, в День спасателя.
О тяжелых моментах в истории самого ведомства вспоминают лишь те, кто сам их пережил. Обычно тихо и в своей компании.
История всегда существует не как набор сухих дат, а как некая совокупность обычных и не очень человеческих историй.
Эта история рассказывает о человеке, без талантов и невероятного труда которого МЧС в современном виде во многом немыслимо.
Его имя Виктор Милетьевич Нархов.
Для меня это повествование начнется далеко от Сочи, хотя и послужит началом для цикла рассказов именно о сочинском поисково-спасательном отряде, ( ЮРПСО МЧС) которому 1 марта 2015 года исполняется 20 лет.


Ночь, мы ищем в тумане дорогу к одному из старейших ПСО России, расположившемуся на окраине поселка Шепсуг в Тахтамукайском районе Адыгеи.
Идет полная реконструкция трассы, раза с десятого, наконец, свет фар выхватывает из мутной пелены ворота отряда. Нас встречают и заботливо располагают на ночлег — утром ждет ранний подъем.
Туман, утро… Пронизывающе холодно.
14 декабря — особенная дата для этого отряда и тех, с кем предстоит сегодня встретиться.

Некогда эта обширная территория была базой краснодарского краевого Совета по туризму и экскурсиям, которая принимала самых обыкновенных отдыхающих по профсоюзным путевкам.
Четверть века назад только что созданный спасотряд, основу составляли люди, которые уже были в значительной мере подготовлены и знакомы между собой по спасательным акциям по всей стране, ютился здесь в паре небольших комнатушек.

– Фактически, современная история ведомства начинается с трагедии, которая произошла в наших краях в 1975 году, – рассказывает мой визави, Анатолий Иванович Резун, ветеран Службы, с которым мы встретимся и начнем разговор о далеких временах уже позднее, в Краснодаре. – Тогда в сентябре снежный буран накрыл на 30-м всесоюзном маршруте большую группу туристов, в результате ошибки проводников погибает больше 20 человек. Завели уголовное дело, показательно наказали «виновных». После этой «чистки» волей судьбы я в 1976 году стал начальником контрольно-спасательной службы при краевом Совете по туризму и экскурсиям.

В то время Анатолию Ивановичу, никогда не увлекавшемуся туризмом, пришлось самому пройти все туристические маршруты и проверить их на безопасность.

В тот же временной период принимается решение радиофицировать все турбазы и приюты коротковолновыми станциями, а при краевом Совете по туризму и экскурсиям организовывается филиал высшей школы профсоюзов, где все руководители, имеющие непосредственное отношение к туризму и альпинизму, прошли специальную подготовку.

Тогда Анатолий Иванович познакомился и с Виктором Нарховым.

Этот пытливый и умный человек с государственным складом ума, который проявился уже в тот момент, пришел на должность заместителя председателя Совета по туризму и экскурсиям, получив в качестве очень беспокойного поля деятельности все туристические хозяйства и спасательную службу региона. — вспоминает Резун первые встречи с Нарховым.

Общий язык был найден практически сразу, но Анатолий Иванович отправляется на Колыму, работать в тяжелейших условиях золотых приисков, понимая, что только там можно заработать деньги для семьи и получить со временем так необходимую машину. Проходит несколько лет и в одном из отпусков он встречает Нархова.
Виктор Милетьевич сразу предлагает проехать по всем контрольно-спасательным подразделениям и представить объективный анализ ситуации. Анатолий Иванович отвечает, что ему еще нужно еще немного времени отработать, чтобы получить автомобиль, но срывается с места и возвращается к любимому делу.
На практике оказалось, что за прошедшие 10 лет практически не произошло изменений. Это был конец 80-х…

Нархов один из первых в стране, в тяжелейшее время, по собственной инициативе на базе краевой спасательной службы создает оперативный спасательный центр, понимая, что в сложившейся ситуации подобная служба крайне необходима.

Сам набрал штат, влез в долги и даже провел в крае вещевую лотерею, что бы собрать денег. А потом поехал в Москву — выбивать необходимые документы, обосновывать решения, заручаться поддержкой руководителей страны было делом непростым, приходилось буквально жить в Белом доме.
В те непростые годы путь становления службы тоже не мог быть простым. Сейчас крайне сложно представить, что подобную работу можно проделать не ради желания заработать, а руководствуясь моральными принципами.
Каторжный труд многих людей не прошел даром и в феврале 1990 года общественная организация «Российский корпус спасателей» (РКС) начала свою деятельность благодаря группе таких же энтузиастов, а Виктор Милетьевич вошёл в состав Координационного совета РКС.
В итоге одним из первых решений Правительства России стало создание 27 декабря 1990 года ГКЧС, Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям.
28 июля 1992 года постановлением № 528 Правительства России все контрольно-спасательные структуры профсоюзов, туристские и альпинистские службы, разрозненные и слабо финансированные, были переданы в ведение ГКЧС России. Так в стране появилась профессиональная поисково-спасательная служба.

А вскоре была создана и Северо-Кавказская региональная поисково-спасательная служба, в состав которой вошли Адыгейская РПСС, Дагестанская РПСС, Северо­-Осетинская РПСС, Кабардино-Балкарская РПСС, Карачаево-Черкесская РПСС, Ставропольская РПСС, Эльбрусская РПСС.
Естественно, что первую в России региональную ПСС возглавил Нархов.

Каким талантом необходимо было обладать человеку, взявшемуся в столь непростой ситуации за совершенно неблагодарный труд?
Виктора Милетьевича вспоминают как невероятно тактичного, гибкого и и удивительно работоспособного человека, благодаря личным организаторским способностям которого стало возможно объединение многочисленных спасательных формирований в единую, отлаженную, действенную и высококвалифицированную профессиональную поисково-спасательную службу.

Еще он был человеком, способный грамотно прогнозировать будущее.
В начале 90-х иссякает поток профсоюзных туристов и в Красной Поляне наступает затишье.



Вспоминает Игорь Ноздрин, долгое время возглавлявший Краснополянскую КСС, а потом Сочинскую территориальную ПСС и Южный региональный ПСО:

— Мне эта ситуация просто не давала покоя: как же так, зимний курорт может и должен развиваться, и туристические маршруты рано или поздно будут востребованы, а спасателей где возьмут? Поехал к Нархову, говорю: «Уверен, что у Красной Поляны большое будущее». При поддержке Нархова мы начали заниматься решением вопроса о выделении земли под спасательную службу. Нас тогда сильно поддержал Юрий Леонидович Воробьев.

В 1993 году краснополянские спасатели получили землю, поставили на ней сначала вагончик, потом домик.

– И вовремя, – рассказывает Игорь Ноздрин. – Когда в 1995-м сделали нормальную дорогу на Красную Поляну, открылось автобусное движение, у нас там уже своя база была. Вот какая сила предвидения! И это все на участке, где теперь стоит самый первый и даже на сегодня один из крупнейших центров подготовки спасателей в России.

Своим коллегам Нархов всегда преподавал удивительной силы урок общения с подчиненными не командно-приказным тоном, а по-человечески. У Виктора Милетьевича вообще был редкий дар общаться с людьми.

Для своих подчиненных он был не просто начальников, даже скорее отцом — с такой теплотой они вспоминают те давние и такие дорогие моменты.

Как в самые голодные времена, когда финансирование было на нуле и нечем было платить зарплату месяцами, умудрялся влезать в долги и добывать деньги для сотрудников, понимая, что те, кто ежедневно спасает человеческие жизни, не должны задумываться, где достать деньги на еду для своих семей.
Не зря его жизненный девиз звучал:
Он не просто думал, заботился… он жил для других.

Тяжёлая напряженная работа, которой он привык отдаваться без остатка, подорвала здоровье Виктора Милетьевича, рак желудка, диагностированный московскими врачами, находился уже в неизлечимой стадии.
И все равно, находясь в больничной палате, он не прекращал жить своей работой. Зная, что сочинский отряд ждет проверка, не смог оставить это в стороне и прилетел лично. Переживал. Сослуживцам едва удалось убедить его, что они могут справиться самостоятельно. Так и произошло.
В 1994 году его не стало.
Он ушёл из жизни в возрасте 53 лет.



Учитывая вклад Виктора Милетьевича в развитие поисково-спасательных служб России, приказом Министра МЧС России было принято решение присвоить Северо-Кавказской региональной поисково-спасательной службе имя Виктора Милетьевича.
После ряда структурных изменений, на данный момент имя Нархова носит Краснодарский поисково-спасательный отряд МЧС России. В зоне его ответственности находятся 18 районов края, 2 района Адыгеи и города Краснодар и Армавир.



Теперь у входа на базу спасотряда стоит памятник, установку которого инициировали спасатели Краснодарского ПСО МЧС России, Адыгейского ПСО МЧС России, члены Краснодарского регионального подразделения ООО «РОССОЮЗСПАС», Адыгейского регионального отделения ООО «Россоюзспас».



Продолжение следует......

При подготовке материала были использованы воспоминания Анатолия Ивановича Резуна, Алексея Михайловича Носкова и Игоря Александровича Ноздрина .
  • +64
  • 27 декабря 2014, 06:39
  • moriarti13

Комментарии (3)

RSS свернуть / развернуть
+
«Думай о других»…
А ведь это — уникально.
avatar

AlisaObychnaya

  • 27 декабря 2014, 11:30
+
Думай о других!
Маша, молодец — хороший топик.
avatar

Pablo

  • 27 декабря 2014, 12:01
+
спасибо.
avatar

zhdann

  • 27 декабря 2014, 20:29

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.