У. Симпсон Крымский на Западном Кавказе
За долгие годы от форта Лазарева остался один небольшой кусок стены. Как выглядела эта крепость. Проезжая вдоль сочинского побережья, английский художник зарисовал вид на ущелье реки Псезуапсе и форт Лазарева. Второе название, которое употреблялось англичанами было форт и местность Вайя. Поэтому можно смело говорить о том, что на картине Симпсона мы видим форт Лазарева — ведь это первое изображение архитектуры нашего города Сочи. ПЕРВОЕ!!!
Я крайне удивлён отсутствием внимания к уникальным изысканиям нашего земляка и достойного сочинского краеведа, археолога и историка – Михаила Кудина. Хочу популярно объяснить значимость этих открытий. Во время начала Крымской войны наши войска были сосредоточены на участке наиважнейшего участка соприкосновения и противостояния российской армии и сборища турецко-европейской каолиции. Все силы были сосредоточены на уничтожении российского плацдарма на Чёрном море – Севастополя!!! По удивительному стечению обстоятельств, художник Вильям Симпсон сделал фотографического качества зарисовки нашего, сочинского побережья.
Уже два года мы ведём переговоры с британской стороной и пытаемся получить материалы по работе Симпсона на сочинском побережье, поверьте, это не лёгкая задача. Посему, прошу внимательно вникнуть в представленную информацию и нелёгкий труд Михаила. Приятного чтения и изучения этой информации.
Один из докладов, которые были представлены на «Фелицинских чтениях»-2014. Автор: М.И.Кудин, СГО ВОО «Русское географическое общество».
У. Симпсон Крымский на Западном Кавказе.
Сведенья иностранных авторов являются одним из важнейших источников при изучении истории народов Кавказа. Взгляд извне на обычаи и детали повседневного быта вносит новые нюансы в оценку исторических фактов и культуры этноса. Поэтому введение в научный оборот новых исторических источников зарубежных авторов всегда важно и актуально. Казалось бы, в историографии кавказоведения подробно рассмотрены все зарубежные источники XIX века, но, как оказалось, здесь еще имеются свои пробелы.
Ценнейшим историко-этнографическим источником для изучения Западного Кавказа являются записки и рисунки знаменитого военного корреспондента и художника-баталиста Уильяма Симпсона, чьи картины удивительно четко отражают ход событий Крымской войны 1853-1856 годов. Именно по его рисункам британская общественность судила о реальности этой плохо управляемой военной кампании. Крымский альбом У.Симпсона признали художники и военные историки со всего мира благодаря точности отражения событий и вниманию к деталям. Литографии с этих картин прославили Симпсона, дав ему имя «Симпсона Крымского». Исследователям Крымской войны его работы хорошо знакомы [1]. Рисунки У. Симпсона, изображающие военные действия и будни английской армии в Крыму, прекрасно известны во всем мире: практически ни одно издание о Крымской войне не обходится без них. Как полагает Н.А. Ищенко подробные описательные очерки в двух томах «Театр военных действий Восточной войны» (The Seat of the War in the East) [2], сопровождающие рисунки Симпсона тоже принадлежат ему [3]. Целью художника было не только отображение военных событий. Он хотел познакомить английского зрителя с новой, неизвестной землей. На его рисунках из крымской серии можно увидеть дворец графа Воронцова, мыс Фиолент, Байдарскую долину и многое другое.
В то же время, воспроизведенные в художественной форме в «Автобиографии Уильяма Симпсона» и в его рисунках, сведения о черкесах Западного Кавказа, имеющие большое значение и позволяющие понять дух времени и эпохи, в кавказоведении пока не использовались.
Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкесию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкесии. Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкесию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки.
Симпсон был проводником герцога Ньюкасла в Крыму (художник показывал бывшему министру поля сражений), и впоследствии ему было предложено сопровождать Ньюкасла по Черкесии и сделать ряд рисунков. Партия, которая включала слугу герцога Лукку знавшего многие языки народов Кавказа, писателя Лоренса Олифанта и морского художника, Освальда Брайерли, отплыла 29 сентября 1855г. на пароходе Highflier, вскоре после падения Севастополя. Путешественников сопровождала большая группа патриотически настроенных черкесов.
После высадки в Анапе 3 октября, в сопровождении большой партии черкесов отряд отправился к р. Кубань, что нашло отражение в одном из рисунков У. Симпсона (рис.1). Здесь, чтобы показать свою решительность и удаль англичанам, черкесы совершили нападение на русский форт, завершившееся перестрелкой обоих сторон. Особое внимание У.Симпсона после этого боя привлекла хирургическая операция по извлечению пули из тела раненого с помощью грубого ножа. При этом раненый, несмотря на смертельную бледность, улыбался и спокойно говорил с окружающими. Когда Симпсон поинтересовался в чем причина такого стоицизма, то ему ответили, что если бы показал любые признаки слабости, стонал или плакал от боли, то его бы одели в женское платье, чтобы показать, что он не мужчина [4].
Следующей остановкой отряда был Новороссийский форт, неподалеку от которого англичане приняли участие в черкесских поминальных обрядах. После посещения Геленджикского форта отряд, в сопровождении черкесов, отправляется в длительное путешествие по суше. В своих записках Симпсон подробно описывает кунацкую и обычаи гостеприимства, у черкесов приводя и интересную поговорку о трех великих добродетелях: «острый меч, сладкий язык и сорок блюд»[5]. Первая из этих добродетелей символ храбрости, вторая красноречия, а третья гостеприимства. Замечательно, что документальный материал у Симпсона сопровождается живописным рядом – обед в кунацкой изображен им на рисунке «Лагерь в Черкесии» (рис.2). На нем изображена внутренняя часть традиционного черкесского дома. На переднем плане посуда и трехногие столики анне. Герцог Ньюскал изображен на почетном месте напротив очага.
Большое внимание Симпсон уделял изображениям одежды черкесов, как он пишет: «Мои эскизы были сделаны больше для изображения костюмов, чем портретов»[6], (рис.3). К изображению черкесских костюмов и быта художник возвращается и через много лет после посещения Черкесии. Так, замечательный акварельный рисунок «Черкесы на реке Субаши» (рис.4) выполнен им по раннему эскизу, двадцать лет спустя после путешествия, в 1876 году, для книги Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe (Колоритные люди представители всех частей света) [7].
Как большую удачу, Симпсон описывает то, что ему удалось на мысе Адлер, сделать с натуры, эскиз древнего обряда похищения невесты.
Особый интерес представляет рисунок художника «Черкесы у форта Вайя» датированный 8 октября 1855 года. На этой акварели Симпсон уделяет большое внимание и одежде черкесов и архитектуре форта и окружающему пейзажу. Это единственное живописное изображение Лазаревского форта созданное с почти фотографической точностью. По рельефу местности можно и сейчас точно определить место откуда художник вел зарисовку (рис.5).На рисунке У. Симпсон прекрасно детализирует и одежду черкесов и архитектуру форта. Стоящий впереди молодой человек в синей черкеске возможно Лукка переводчик герцога. В Вайя герцог взял на борт по его просьбе наиба – священника, пророка и принца среди черкесов вместе с сотней последователей. Наиб недавно участвовал в нескольких сражениях с русскими. Возможно здесь речь идет о Магомед Эмине.
Уильяму Симпсону принадлежат и первые изображения сочинских дольменов из долины реки Шахе, выполненные так же с большой точностью. На рисунке 5 приведены изображения одного и того же дольмена выполненные У. Симпсоном и более ста лет спустя, известным исследователем дольменов Кавказа В.И. Марковиным. Изображенный на следующем рисунке дольмен на переднем плане можно сравнить с его современной фотографией (рис.6). Еще в XIX веке рисунки кавказских дольменов У. Симпсона широко используются западноевропейскими исследователями мегалитов [8, 9].
К сожалению, отечественными исследователями дольменов Западного Кавказа в историографии рисунки и записки У.Симпсона не упоминаются [10]. А между тем, в долине Шахе, он записывает услышанный от местных черкесов оригинальный вариант легенды о кавказских дольменах: «Именно в северной части Черкесии, мы в один прекрасный день натолкнулись на очень большие гробницы, относящиеся к древним эпохам. Это были грубо обработанные, огромные мегалитические гробницы с каменными крышками. Черкесы рассказали, что в этой стране в древние времена жили две расы гигантов и карликов. Гиганты держали карликов в этих сооружениях, как в тюрьме, и через небольшое отверстие в каждом мегалите гиганты кормили своих маленьких заключенных. Рассматривая эти памятники, как гробницы, приходим к естественному выводу, судя по другим примерам, что отверстия были для предназначены для приношения продуктов питания и т.д., умершим.
Есть два эскиза этих гробниц в моих книгах, датированных 18 октября 1855 года. Лонгворт описывает раскопки Беллом (Якуб-беком, как называли его черкесы) пирамиды или кургана, в котором была найдена грубая циста, не содержащая ничего, кроме нескольких фрагментов терракоты» (Перев. автора) [11].
Британцы считают У. Симпсона не только художником и путешественником, но и писателем, регулярно переиздавая автобиографию, написанную Симпсоном в 1893 году (последнее издание – декабрь 2007 года) [12]. Будем надеяться, что сведенья из этой замечательной книги и рисунки художника займут достойное место в исторических и культурологических исследованиях Кавказа.
Я крайне удивлён отсутствием внимания к уникальным изысканиям нашего земляка и достойного сочинского краеведа, археолога и историка – Михаила Кудина. Хочу популярно объяснить значимость этих открытий. Во время начала Крымской войны наши войска были сосредоточены на участке наиважнейшего участка соприкосновения и противостояния российской армии и сборища турецко-европейской каолиции. Все силы были сосредоточены на уничтожении российского плацдарма на Чёрном море – Севастополя!!! По удивительному стечению обстоятельств, художник Вильям Симпсон сделал фотографического качества зарисовки нашего, сочинского побережья.
Уже два года мы ведём переговоры с британской стороной и пытаемся получить материалы по работе Симпсона на сочинском побережье, поверьте, это не лёгкая задача. Посему, прошу внимательно вникнуть в представленную информацию и нелёгкий труд Михаила. Приятного чтения и изучения этой информации.
Один из докладов, которые были представлены на «Фелицинских чтениях»-2014. Автор: М.И.Кудин, СГО ВОО «Русское географическое общество».
У. Симпсон Крымский на Западном Кавказе.
Сведенья иностранных авторов являются одним из важнейших источников при изучении истории народов Кавказа. Взгляд извне на обычаи и детали повседневного быта вносит новые нюансы в оценку исторических фактов и культуры этноса. Поэтому введение в научный оборот новых исторических источников зарубежных авторов всегда важно и актуально. Казалось бы, в историографии кавказоведения подробно рассмотрены все зарубежные источники XIX века, но, как оказалось, здесь еще имеются свои пробелы.
Ценнейшим историко-этнографическим источником для изучения Западного Кавказа являются записки и рисунки знаменитого военного корреспондента и художника-баталиста Уильяма Симпсона, чьи картины удивительно четко отражают ход событий Крымской войны 1853-1856 годов. Именно по его рисункам британская общественность судила о реальности этой плохо управляемой военной кампании. Крымский альбом У.Симпсона признали художники и военные историки со всего мира благодаря точности отражения событий и вниманию к деталям. Литографии с этих картин прославили Симпсона, дав ему имя «Симпсона Крымского». Исследователям Крымской войны его работы хорошо знакомы [1]. Рисунки У. Симпсона, изображающие военные действия и будни английской армии в Крыму, прекрасно известны во всем мире: практически ни одно издание о Крымской войне не обходится без них. Как полагает Н.А. Ищенко подробные описательные очерки в двух томах «Театр военных действий Восточной войны» (The Seat of the War in the East) [2], сопровождающие рисунки Симпсона тоже принадлежат ему [3]. Целью художника было не только отображение военных событий. Он хотел познакомить английского зрителя с новой, неизвестной землей. На его рисунках из крымской серии можно увидеть дворец графа Воронцова, мыс Фиолент, Байдарскую долину и многое другое.
В то же время, воспроизведенные в художественной форме в «Автобиографии Уильяма Симпсона» и в его рисунках, сведения о черкесах Западного Кавказа, имеющие большое значение и позволяющие понять дух времени и эпохи, в кавказоведении пока не использовались.
Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкесию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкесии. Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкесию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки.
Симпсон был проводником герцога Ньюкасла в Крыму (художник показывал бывшему министру поля сражений), и впоследствии ему было предложено сопровождать Ньюкасла по Черкесии и сделать ряд рисунков. Партия, которая включала слугу герцога Лукку знавшего многие языки народов Кавказа, писателя Лоренса Олифанта и морского художника, Освальда Брайерли, отплыла 29 сентября 1855г. на пароходе Highflier, вскоре после падения Севастополя. Путешественников сопровождала большая группа патриотически настроенных черкесов.
После высадки в Анапе 3 октября, в сопровождении большой партии черкесов отряд отправился к р. Кубань, что нашло отражение в одном из рисунков У. Симпсона (рис.1). Здесь, чтобы показать свою решительность и удаль англичанам, черкесы совершили нападение на русский форт, завершившееся перестрелкой обоих сторон. Особое внимание У.Симпсона после этого боя привлекла хирургическая операция по извлечению пули из тела раненого с помощью грубого ножа. При этом раненый, несмотря на смертельную бледность, улыбался и спокойно говорил с окружающими. Когда Симпсон поинтересовался в чем причина такого стоицизма, то ему ответили, что если бы показал любые признаки слабости, стонал или плакал от боли, то его бы одели в женское платье, чтобы показать, что он не мужчина [4].
Следующей остановкой отряда был Новороссийский форт, неподалеку от которого англичане приняли участие в черкесских поминальных обрядах. После посещения Геленджикского форта отряд, в сопровождении черкесов, отправляется в длительное путешествие по суше. В своих записках Симпсон подробно описывает кунацкую и обычаи гостеприимства, у черкесов приводя и интересную поговорку о трех великих добродетелях: «острый меч, сладкий язык и сорок блюд»[5]. Первая из этих добродетелей символ храбрости, вторая красноречия, а третья гостеприимства. Замечательно, что документальный материал у Симпсона сопровождается живописным рядом – обед в кунацкой изображен им на рисунке «Лагерь в Черкесии» (рис.2). На нем изображена внутренняя часть традиционного черкесского дома. На переднем плане посуда и трехногие столики анне. Герцог Ньюскал изображен на почетном месте напротив очага.
Большое внимание Симпсон уделял изображениям одежды черкесов, как он пишет: «Мои эскизы были сделаны больше для изображения костюмов, чем портретов»[6], (рис.3). К изображению черкесских костюмов и быта художник возвращается и через много лет после посещения Черкесии. Так, замечательный акварельный рисунок «Черкесы на реке Субаши» (рис.4) выполнен им по раннему эскизу, двадцать лет спустя после путешествия, в 1876 году, для книги Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe (Колоритные люди представители всех частей света) [7].
Как большую удачу, Симпсон описывает то, что ему удалось на мысе Адлер, сделать с натуры, эскиз древнего обряда похищения невесты.
Особый интерес представляет рисунок художника «Черкесы у форта Вайя» датированный 8 октября 1855 года. На этой акварели Симпсон уделяет большое внимание и одежде черкесов и архитектуре форта и окружающему пейзажу. Это единственное живописное изображение Лазаревского форта созданное с почти фотографической точностью. По рельефу местности можно и сейчас точно определить место откуда художник вел зарисовку (рис.5).На рисунке У. Симпсон прекрасно детализирует и одежду черкесов и архитектуру форта. Стоящий впереди молодой человек в синей черкеске возможно Лукка переводчик герцога. В Вайя герцог взял на борт по его просьбе наиба – священника, пророка и принца среди черкесов вместе с сотней последователей. Наиб недавно участвовал в нескольких сражениях с русскими. Возможно здесь речь идет о Магомед Эмине.
Уильяму Симпсону принадлежат и первые изображения сочинских дольменов из долины реки Шахе, выполненные так же с большой точностью. На рисунке 5 приведены изображения одного и того же дольмена выполненные У. Симпсоном и более ста лет спустя, известным исследователем дольменов Кавказа В.И. Марковиным. Изображенный на следующем рисунке дольмен на переднем плане можно сравнить с его современной фотографией (рис.6). Еще в XIX веке рисунки кавказских дольменов У. Симпсона широко используются западноевропейскими исследователями мегалитов [8, 9].
К сожалению, отечественными исследователями дольменов Западного Кавказа в историографии рисунки и записки У.Симпсона не упоминаются [10]. А между тем, в долине Шахе, он записывает услышанный от местных черкесов оригинальный вариант легенды о кавказских дольменах: «Именно в северной части Черкесии, мы в один прекрасный день натолкнулись на очень большие гробницы, относящиеся к древним эпохам. Это были грубо обработанные, огромные мегалитические гробницы с каменными крышками. Черкесы рассказали, что в этой стране в древние времена жили две расы гигантов и карликов. Гиганты держали карликов в этих сооружениях, как в тюрьме, и через небольшое отверстие в каждом мегалите гиганты кормили своих маленьких заключенных. Рассматривая эти памятники, как гробницы, приходим к естественному выводу, судя по другим примерам, что отверстия были для предназначены для приношения продуктов питания и т.д., умершим.
Есть два эскиза этих гробниц в моих книгах, датированных 18 октября 1855 года. Лонгворт описывает раскопки Беллом (Якуб-беком, как называли его черкесы) пирамиды или кургана, в котором была найдена грубая циста, не содержащая ничего, кроме нескольких фрагментов терракоты» (Перев. автора) [11].
Британцы считают У. Симпсона не только художником и путешественником, но и писателем, регулярно переиздавая автобиографию, написанную Симпсоном в 1893 году (последнее издание – декабрь 2007 года) [12]. Будем надеяться, что сведенья из этой замечательной книги и рисунки художника займут достойное место в исторических и культурологических исследованиях Кавказа.
Ссылки:
1. Ищенко Н.А. Симпсон по прозвищу «Крымский» \\ История в подробностях №7(13) 2011 с.69-72
2. Brackenbury G. The Seat of War in the East. First Series. – London: Paul and Dominic Colnaghi and Co., 1955.
3. Ищенко Н.А. Симпсон по прозвищу «Крымский» \\ История в подробностях №7(13) 2011 с.72
4. Simpson W. The Autobiography of William Simpson, R.I. (Crimean Simpson) / Ed. by George Eyre-Todd. – London: T.Fisher Unwin, 1903. р. 69
5. Там же, р.72
6. Там же, р.74
7. Simpson W. Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe, London, 1876.
8. Fergusson J. Rude stone monuments. London, 1872, р.447
9. Клодд Э. История мироздания. СПб., 1898, с. 32-33
10. Марковин В.И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. М., 1997, с.11-41
11. Simpson W. The Autobiography of William Simpson, R.I. (Crimean Simpson) / Ed. by George Eyre-Todd. – London: T.Fisher Unwin, 1903. р.75-76
12. Ищенко Н.А. Симпсон по прозвищу «Крымский» \\ История в подробностях №7(13) 2011 с.72
Комментарии (43)
RSS свернуть / развернутьdrevniy
drevniy
drevniy
Да, как вы относитесь к книге Дюма — Кавказ.(путевые заметки знаменитого писателя, про путешествие по России и через Кавказ)
drynyj1
drevniy
drynyj1
penta23
drynyj1
Может, кому пригодится:
apsnyteka.org/495-diuma_kavkaz.html
penta23
drevniy
gazoil
drevniy
Минусов много, на мой взгляд, потому, что слишком уж длинный текст, который читать сложновато. Для этого ресурса его надо бы переработать и изложить в сокращенном варианте.
А куча ссылок тем более, ни с какого бока. Их надо дать одной строкой — «в таком-то издании...»
so3537
drevniy
Возможно, стоит разбивать на несколько частей.
По поводу плюсов-минусов — не огорчайтесь. Адекватных приветсочинцев значительно больше, чем тех, кто из вредности минусит.
От меня — безусловное спасибо за интересную статью.
Zlodei
izuver
drevniy
Begin-1
Zlodei
drynyj1
Zlodei
drynyj1
kuzibyaka
DesperadoRU
listcom
avStar
RebelNeo
drevniy
1922. Kino-Pravda 04
avStar
kvazimodo
RebelNeo
drevniy
RebelNeo
drevniy
Находки с Роза-Хутор есть старое село Дамберга с карты Иваненкова
RebelNeo
RebelNeo
drevniy
drevniy
RebelNeo
drevniy
DesperadoRU
А по поводу ссор с КВН скажу как на духу — меня это самого очень расстраивает. Жаль то, что он сам продолжает выпады. Давно пора успокоится и время всё разложит по полкам.
drevniy
Внимательно отнесёмся к высказыванию Дионисия Периегета . Турчанинов расшифровывая письмена Майкопской и Сухумской плит, а также отдельные фрагменты письма на различных артефактах, пришёл к выводу, что письмо схоже с протобиблским. Назвайл его ашуйским письмом и народ ашуйцы (река Аше того же происхождения). Предкавказная локализация предков гениохов и зихов исторический доиудейский Ханаан и Малая Азия (Турция).
Юго-Восточная города Сочи (у Сочи есть и своё собственное название практически не отличающееся от сегодняшнего) и прилегающая территория в сторону Адлера называлась Альба Зихия. Другое название нами встреченное на средневековых компасных картах — Альба Сочия ;). Там, собственно и заканчивалась Зихия и начиналась Абазгия. Вероятно, граница была по Мзымте. Никопсия по свидетельствам и находилась где-то на границе Зихии и Абазгии. Потому, скорее всего, от Мзымты до Ахуна (и в Сочи на месте форта Александрия он тоже фиксировался) достаточно известно развалин раннехристианских храмов. Альба Зихия — Белая, Просвященная (Христианизированная) Зихия, в отличие от Мауро (Черной) Зихии, локализующейся где-то в районе Туапсе (?) или же это крепость Годлика.
RebelNeo
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.