У. Симпсон Крымский на Западном Кавказе

За долгие годы от форта Лазарева остался один небольшой кусок стены. Как выглядела эта крепость. Проезжая вдоль сочинского побережья, английский художник зарисовал вид на ущелье реки Псезуапсе и форт Лазарева. Второе название, которое употреблялось англичанами было форт и местность Вайя. Поэтому можно смело говорить о том, что на картине Симпсона мы видим форт Лазарева — ведь это первое изображение архитектуры нашего города Сочи. ПЕРВОЕ!!!



Я крайне удивлён отсутствием внимания к уникальным изысканиям нашего земляка и достойного сочинского краеведа, археолога и историка – Михаила Кудина. Хочу популярно объяснить значимость этих открытий. Во время начала Крымской войны наши войска были сосредоточены на участке наиважнейшего участка соприкосновения и противостояния российской армии и сборища турецко-европейской каолиции. Все силы были сосредоточены на уничтожении российского плацдарма на Чёрном море – Севастополя!!! По удивительному стечению обстоятельств, художник Вильям Симпсон сделал фотографического качества зарисовки нашего, сочинского побережья.
Уже два года мы ведём переговоры с британской стороной и пытаемся получить материалы по работе Симпсона на сочинском побережье, поверьте, это не лёгкая задача. Посему, прошу внимательно вникнуть в представленную информацию и нелёгкий труд Михаила. Приятного чтения и изучения этой информации.

Один из докладов, которые были представлены на «Фелицинских чтениях»-2014. Автор: М.И.Кудин, СГО ВОО «Русское географическое общество».
У. Симпсон Крымский на Западном Кавказе.

Сведенья иностранных авторов являются одним из важнейших источников при изучении истории народов Кавказа. Взгляд извне на обычаи и детали повседневного быта вносит новые нюансы в оценку исторических фактов и культуры этноса. Поэтому введение в научный оборот новых исторических источников зарубежных авторов всегда важно и актуально. Казалось бы, в историографии кавказоведения подробно рассмотрены все зарубежные источники XIX века, но, как оказалось, здесь еще имеются свои пробелы.

Ценнейшим историко-этнографическим источником для изучения Западного Кавказа являются записки и рисунки знаменитого военного корреспондента и художника-баталиста Уильяма Симпсона, чьи картины удивительно четко отражают ход событий Крымской войны 1853-1856 годов. Именно по его рисункам британская общественность судила о реальности этой плохо управляемой военной кампании. Крымский альбом У.Симпсона признали художники и военные историки со всего мира благодаря точности отражения событий и вниманию к деталям. Литографии с этих картин прославили Симпсона, дав ему имя «Симпсона Крымского». Исследователям Крымской войны его работы хорошо знакомы [1]. Рисунки У. Симпсона, изображающие военные действия и будни английской армии в Крыму, прекрасно известны во всем мире: практически ни одно издание о Крымской войне не обходится без них. Как полагает Н.А. Ищенко подробные описательные очерки в двух томах «Театр военных действий Восточной войны» (The Seat of the War in the East) [2], сопровождающие рисунки Симпсона тоже принадлежат ему [3]. Целью художника было не только отображение военных событий. Он хотел познакомить английского зрителя с новой, неизвестной землей. На его рисунках из крымской серии можно увидеть дворец графа Воронцова, мыс Фиолент, Байдарскую долину и многое другое.

В то же время, воспроизведенные в художественной форме в «Автобиографии Уильяма Симпсона» и в его рисунках, сведения о черкесах Западного Кавказа, имеющие большое значение и позволяющие понять дух времени и эпохи, в кавказоведении пока не использовались.

Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкесию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкесии. Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкесию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки.

Симпсон был проводником герцога Ньюкасла в Крыму (художник показывал бывшему министру поля сражений), и впоследствии ему было предложено сопровождать Ньюкасла по Черкесии и сделать ряд рисунков. Партия, которая включала слугу герцога Лукку знавшего многие языки народов Кавказа, писателя Лоренса Олифанта и морского художника, Освальда Брайерли, отплыла 29 сентября 1855г. на пароходе Highflier, вскоре после падения Севастополя. Путешественников сопровождала большая группа патриотически настроенных черкесов.

После высадки в Анапе 3 октября, в сопровождении большой партии черкесов отряд отправился к р. Кубань, что нашло отражение в одном из рисунков У. Симпсона (рис.1). Здесь, чтобы показать свою решительность и удаль англичанам, черкесы совершили нападение на русский форт, завершившееся перестрелкой обоих сторон. Особое внимание У.Симпсона после этого боя привлекла хирургическая операция по извлечению пули из тела раненого с помощью грубого ножа. При этом раненый, несмотря на смертельную бледность, улыбался и спокойно говорил с окружающими. Когда Симпсон поинтересовался в чем причина такого стоицизма, то ему ответили, что если бы показал любые признаки слабости, стонал или плакал от боли, то его бы одели в женское платье, чтобы показать, что он не мужчина [4].

Следующей остановкой отряда был Новороссийский форт, неподалеку от которого англичане приняли участие в черкесских поминальных обрядах. После посещения Геленджикского форта отряд, в сопровождении черкесов, отправляется в длительное путешествие по суше. В своих записках Симпсон подробно описывает кунацкую и обычаи гостеприимства, у черкесов приводя и интересную поговорку о трех великих добродетелях: «острый меч, сладкий язык и сорок блюд»[5]. Первая из этих добродетелей символ храбрости, вторая красноречия, а третья гостеприимства. Замечательно, что документальный материал у Симпсона сопровождается живописным рядом – обед в кунацкой изображен им на рисунке «Лагерь в Черкесии» (рис.2). На нем изображена внутренняя часть традиционного черкесского дома. На переднем плане посуда и трехногие столики анне. Герцог Ньюскал изображен на почетном месте напротив очага.

Большое внимание Симпсон уделял изображениям одежды черкесов, как он пишет: «Мои эскизы были сделаны больше для изображения костюмов, чем портретов»[6], (рис.3). К изображению черкесских костюмов и быта художник возвращается и через много лет после посещения Черкесии. Так, замечательный акварельный рисунок «Черкесы на реке Субаши» (рис.4) выполнен им по раннему эскизу, двадцать лет спустя после путешествия, в 1876 году, для книги Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe (Колоритные люди представители всех частей света) [7].

Как большую удачу, Симпсон описывает то, что ему удалось на мысе Адлер, сделать с натуры, эскиз древнего обряда похищения невесты.

Особый интерес представляет рисунок художника «Черкесы у форта Вайя» датированный 8 октября 1855 года. На этой акварели Симпсон уделяет большое внимание и одежде черкесов и архитектуре форта и окружающему пейзажу. Это единственное живописное изображение Лазаревского форта созданное с почти фотографической точностью. По рельефу местности можно и сейчас точно определить место откуда художник вел зарисовку (рис.5).На рисунке У. Симпсон прекрасно детализирует и одежду черкесов и архитектуру форта. Стоящий впереди молодой человек в синей черкеске возможно Лукка переводчик герцога. В Вайя герцог взял на борт по его просьбе наиба – священника, пророка и принца среди черкесов вместе с сотней последователей. Наиб недавно участвовал в нескольких сражениях с русскими. Возможно здесь речь идет о Магомед Эмине.

Уильяму Симпсону принадлежат и первые изображения сочинских дольменов из долины реки Шахе, выполненные так же с большой точностью. На рисунке 5 приведены изображения одного и того же дольмена выполненные У. Симпсоном и более ста лет спустя, известным исследователем дольменов Кавказа В.И. Марковиным. Изображенный на следующем рисунке дольмен на переднем плане можно сравнить с его современной фотографией (рис.6). Еще в XIX веке рисунки кавказских дольменов У. Симпсона широко используются западноевропейскими исследователями мегалитов [8, 9].

К сожалению, отечественными исследователями дольменов Западного Кавказа в историографии рисунки и записки У.Симпсона не упоминаются [10]. А между тем, в долине Шахе, он записывает услышанный от местных черкесов оригинальный вариант легенды о кавказских дольменах: «Именно в северной части Черкесии, мы в один прекрасный день натолкнулись на очень большие гробницы, относящиеся к древним эпохам. Это были грубо обработанные, огромные мегалитические гробницы с каменными крышками. Черкесы рассказали, что в этой стране в древние времена жили две расы гигантов и карликов. Гиганты держали карликов в этих сооружениях, как в тюрьме, и через небольшое отверстие в каждом мегалите гиганты кормили своих маленьких заключенных. Рассматривая эти памятники, как гробницы, приходим к естественному выводу, судя по другим примерам, что отверстия были для предназначены для приношения продуктов питания и т.д., умершим.

Есть два эскиза этих гробниц в моих книгах, датированных 18 октября 1855 года. Лонгворт описывает раскопки Беллом (Якуб-беком, как называли его черкесы) пирамиды или кургана, в котором была найдена грубая циста, не содержащая ничего, кроме нескольких фрагментов терракоты» (Перев. автора) [11].

Британцы считают У. Симпсона не только художником и путешественником, но и писателем, регулярно переиздавая автобиографию, написанную Симпсоном в 1893 году (последнее издание – декабрь 2007 года) [12]. Будем надеяться, что сведенья из этой замечательной книги и рисунки художника займут достойное место в исторических и культурологических исследованиях Кавказа.

Ссылки:
1. Ищенко Н.А. Симпсон по прозвищу «Крымский» \\ История в подробностях №7(13) 2011 с.69-72
2. Brackenbury G. The Seat of War in the East. First Series. – London: Paul and Dominic Colnaghi and Co., 1955.
3. Ищенко Н.А. Симпсон по прозвищу «Крымский» \\ История в подробностях №7(13) 2011 с.72
4. Simpson W. The Autobiography of William Simpson, R.I. (Crimean Simpson) / Ed. by George Eyre-Todd. – London: T.Fisher Unwin, 1903. р. 69
5. Там же, р.72
6. Там же, р.74
7. Simpson W. Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe, London, 1876.
8. Fergusson J. Rude stone monuments. London, 1872, р.447
9. Клодд Э. История мироздания. СПб., 1898, с. 32-33
10. Марковин В.И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. М., 1997, с.11-41
11. Simpson W. The Autobiography of William Simpson, R.I. (Crimean Simpson) / Ed. by George Eyre-Todd. – London: T.Fisher Unwin, 1903. р.75-76
12. Ищенко Н.А. Симпсон по прозвищу «Крымский» \\ История в подробностях №7(13) 2011 с.72








  • +91
  • 25 ноября 2014, 21:39
  • drevniy

Комментарии (43)

RSS свернуть / развернуть
+
Вот так так! Уже минус один в отзывах!!! Однако! Я очень удивлён. У нас есть уникальный, почти фотографический вариант форта Лазаревский, а какая-то крыса дала отзыв -1.!!! Да уж, есть «женщины в русских селеньях...»!!! Я не по поводу феминизма — уж больно поступок мерзкий!!! Знать бы кто этот -1 поставил???!!!
avatar

drevniy

  • 25 ноября 2014, 22:13
+
Дорогие женщины, я не против, я за Вас. Просто, поступок давший -1 не укладывается в понятие «отечество» — остаётся только МАТЕРное толкование!!!
avatar

drevniy

  • 25 ноября 2014, 22:15
+
Уже -5!!! Я удивлён!
avatar

drevniy

  • 25 ноября 2014, 22:30
+
Не заморачивайтесь от минусов. Вменяемых людей больше! Спасибо, Вам за интересную исследовательскую серию.
Да, как вы относитесь к книге Дюма — Кавказ.(путевые заметки знаменитого писателя, про путешествие по России и через Кавказ)
avatar

drynyj1

  • 27 ноября 2014, 10:46
+
Внимательное перепрочтение многих книг вдруг, неожиданно для нас, открывает новую информацию, которая ранее казалась незначительной.
avatar

drevniy

  • 27 ноября 2014, 13:21


+
Я эту книгу рекомендую многим. Прекрасный лёгкий стиль автора. Умение подмечать Дюма детали быта, как горцев, так и знати и крестьян России. Даже Адлер косвенно упоминается им. Замечательная книга!
avatar

drynyj1

  • 27 ноября 2014, 14:39
+
Хорошая идея! Как раз искала, что почитать!)
avatar

penta23

  • 27 ноября 2014, 20:26
+
Всегда рад помочь. Уверен, что не разочаруетесь прочитанным. Тем более, что Дюма.
avatar

drynyj1

  • 27 ноября 2014, 20:44
+
Кстати, во всем инете только одна ссылка на эту книгу.
Может, кому пригодится:
apsnyteka.org/495-diuma_kavkaz.html
avatar

penta23

  • 27 ноября 2014, 22:57
+
Ай спасибо! Надо бы скачать!
avatar

drevniy

  • 27 ноября 2014, 23:01
+
Не волнуйтесь.Всё наладится. Те, кому интересно, прочитают и плюсанут. Спасибо за интересное исследование.+
avatar

gazoil

  • 25 ноября 2014, 23:20
+
Спасибо за поддержку! Но всё же, это показатель — было выставлено суммарно -11 баллов — мир сошёл с ума!!!
avatar

drevniy

  • 25 ноября 2014, 23:28
+
Андрей, популярность не заработаешь возмущениями.
Минусов много, на мой взгляд, потому, что слишком уж длинный текст, который читать сложновато. Для этого ресурса его надо бы переработать и изложить в сокращенном варианте.
А куча ссылок тем более, ни с какого бока. Их надо дать одной строкой — «в таком-то издании...»
avatar

so3537

  • 26 ноября 2014, 07:35
+
Увы. Надо выставлять в виде комиксов!!! Учту обязательно. Многие не хотят вникать в суть. Видимо надо внести корректировку в статью — сократить. Замечание принял.
avatar

drevniy

  • 26 ноября 2014, 07:54
+
Надо выставлять в виде комиксов!!!
Не надо.
Многие не хотят вникать в суть.
Просто такой объем не всегда есть время сразу осилить.
Видимо надо внести корректировку в статью — сократить.
Возможно, стоит разбивать на несколько частей.
По поводу плюсов-минусов — не огорчайтесь. Адекватных приветсочинцев значительно больше, чем тех, кто из вредности минусит.
От меня — безусловное спасибо за интересную статью.
avatar

Zlodei

  • 27 ноября 2014, 10:50
+
огромный плюс от меня ++++
avatar

izuver

  • 26 ноября 2014, 08:23


+
За это Вам большое спасибо! Ведь мы нашли «вырванные» страницы сочинской истории!!! Этого нет в наших архивах. Огромное количество зарисовок Симпсона посвящено Крымской войне — найти зарисовки Сочи в информации про Симпсона, как иголку искать в стогу сена!
avatar

drevniy

  • 26 ноября 2014, 08:56
+
Всем причастным к истории и изысканиям, браво!!! Крестики и минусы в публикации ничто, по сравнению с значением ваших находок.
avatar

Begin-1

  • 26 ноября 2014, 09:41
+
Минусы, вероятно, оттого, что путают с ником drynyj1, и минусят, не читая топик.
avatar

Zlodei

  • 26 ноября 2014, 09:49
+
«Признание — царица доказательств». (Вышинский)
avatar

drynyj1

  • 27 ноября 2014, 10:40
+
Этот топик зафлудить я Вам не дам.
avatar

Zlodei

  • 27 ноября 2014, 10:52
+
У вас паранойя?!
avatar

drynyj1

  • 27 ноября 2014, 11:02
+
молодцы, от меня ++++++++++
avatar

kuzibyaka

  • 26 ноября 2014, 11:15
+
Надеюсь, что Вы здесь не ради плюсовминусов… материал очень интересный… красиво изложенный с академическими ссылками… особенно Благодарствую, что вы удержались от современных клише так любимых всякого рода «историками», о черкесах-разбойниках, о войсках его Императоркого Величества как Освободителях и т.п… беспристрассный красивый материал… за Рисунки особое Спасибо… а минусы-плюсы это та «пена» которую Мы вынужденны терпеть на этом ресурсе…
avatar

DesperadoRU

  • 26 ноября 2014, 12:59
+
В копилку! +++
avatar

listcom

  • 26 ноября 2014, 15:57
+
Если Симпсон придерживался достоверности, то подтверждается, что береговая линия тогда была дальше. По некоторым описаниям, место где был похоронен Одоевский, которое сейчас в галечной полосе, было дальше от моря. То есть в связи с размыванием берега, суша отошла. При больших штормах, когда размывает гальку, в том районе оголяется до глинистой подложки.
avatar

avStar

  • 26 ноября 2014, 17:32
+
Как думаете, бывшие озёра-болота в приморской зоне — это что? ;) Береговая линия как раз была ближе к ГОРАМ. А во времена Новочерноморской Трансгрессии у нас вообще могли быть аналоги Скандинавских фьердов ))). Врочем, и на картах 18 века подобное рисовали также
avatar

RebelNeo

  • 27 ноября 2014, 22:54
+
Да на генуэзских портоланах наш берег изрезан более чем, у них (генуэзцев) что, гипертрофированное восприятие пространства было? Вот если водички в море подлить, думаю и карта побережья восстановилась бы!
avatar

drevniy

  • 27 ноября 2014, 22:59
+
остатки форта на видео с 7 мин 25 сек
1922. Kino-Pravda 04
avatar

avStar

  • 26 ноября 2014, 17:34
+
Наплюйте на все эти минусы! Они от завистников и недоумков! От меня, конечно же, ОГРОМНЫЙ ПЛЮС!
avatar

kvazimodo

  • 26 ноября 2014, 18:26
+
Ну… Вильям Симпсон достаточно хороший человечище. Оставил нам первые рисунки дольменов Три Дуба на Шахе (уже без пробок) и реальный вид и НАЗВАНИЕ форта Вайя (у Белла и река) (Лазаревский). ЗЫ. Ни в одном музее этих репродукций картин НЕТ. А давно пора бы! Ксати, у всех привычно Субаши = а'ля Шахе. Однако всем известная картина Айвазовского Десант в Субаши… У Айвазовского было имение Субаши. Но находилось оно как-бы… в Крыму. Там тоже и сейчас есть и река Субаш и Субашские источники ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%E1%E0%F8%F1%EA%E8%E5_%E8%F1%F2%EE%F7%ED%E8%EA%E8.
avatar

RebelNeo

  • 27 ноября 2014, 21:49
+
Вот и я о том же!!!
avatar

drevniy

  • 27 ноября 2014, 21:52
+
Бл. Андрей, про меня опять забыли. А кто вообще Симпсона-то вычислил, а? Абыдно :(
avatar

RebelNeo

  • 27 ноября 2014, 21:51
+
Ну дык я всегда говорю — мы. Любое статус-кво без проблем. Я ведь не некоторые сочинские короеды-краеведы.
avatar

drevniy

  • 27 ноября 2014, 21:53
+
Роза-хутор
Находки с Роза-Хутор есть старое село Дамберга с карты Иваненкова
avatar

RebelNeo

  • 27 ноября 2014, 22:16
+
avatar

RebelNeo

  • 27 ноября 2014, 22:18
+
Вот так оно, как я сам и говорю — под носом и невидим! Дамберга — куда приятнее чем Роза хутор. Какой на фиг хутор в горах Кавказа по определению! Так и вспоминается блатная песня — "… налей ка рюмку, Роза, я с мороза..." Видимо люди, давшие новое название были близки к шансону и фене!!!
avatar

drevniy

  • 27 ноября 2014, 22:21
+
Надеюсь, что читателям топика будет не скучно ознакомится с нашими междусобойчиками. Всёж — непричёсанная история Сочи. Скажу так — без ГМО!!!
avatar

drevniy

  • 27 ноября 2014, 22:26
+
ЗЫ. Андрей, этот топик sochived.info/pokazali-klad-po-televizoru/ КВН-ом просто удалён. Радоваться или грустить… Извинений по крайней мере нет, что не красит господина КВН (инициалы уже нарицательные).
avatar

RebelNeo

  • 27 ноября 2014, 22:44
+
«К» «В»есело разместил свой флуд, и «Н»аходчиво его вырезал из своего же интернет ресурса! Вот вам всем и КВН!!!
avatar

drevniy

  • 27 ноября 2014, 22:55
+
не Опускайтесь до сплетен… КВН это один уровень, для школьников кстати очень интересный — изыскания старика Хотабыча например, ваш уровень — Академический, для школьников и т.п. сложнее… Абстрагируйтесь от внутриОтраслевых склок… Больше Джазу! Про Гениохов хотим, Зихов… были ли они Каннибалами????? Про Рабовлодельческие пути с побережья на Кубань… Крушите Мифы!!!
avatar

DesperadoRU

  • 28 ноября 2014, 10:13
+
Спасибо, что напомнили! У меня есть шикарная тема с подборкой о человеческих жертвоприношениях в период колхидской культуры и в Сочи в том числе. Думаю, что мои личные фото по обоим сторонам Кавказа и комментарии к этой теме в статьях Александра Мошинского (отдел археологии ГИМ) крайне изменят представление о древнем прошлом нашего города. Тут уж у флудоблудов будет мало шансов.
А по поводу ссор с КВН скажу как на духу — меня это самого очень расстраивает. Жаль то, что он сам продолжает выпады. Давно пора успокоится и время всё разложит по полкам.
avatar

drevniy

  • 28 ноября 2014, 11:11
+
Про Гениохов хотим, Зихов…
А что, про зихов и гениохов?
Внимательно отнесёмся к высказыванию Дионисия Периегета
За ним живут, владея соседней землей, гениохи и зигии, чада земли пеласгийской
. Турчанинов расшифровывая письмена Майкопской и Сухумской плит, а также отдельные фрагменты письма на различных артефактах, пришёл к выводу, что письмо схоже с протобиблским. Назвайл его ашуйским письмом и народ ашуйцы (река Аше того же происхождения).
Краткое содержание монографии Г.Ф. Турчанинова
«ОТКРЫТИЕ И ДЕШИФРОВКА ДРЕВНЕЙШЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ КАВКАЗА»

Георгий Федорович Турчанинов – знаменитый академик, доктор филологических наук, кавказовед. В своей книге «Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы» (Наука, Л., 1971 г.) он написал о неожиданно сделанном открытии, заключавшемся в том, что письменность, которую ученый называл ранее «колхидской» финикийского происхождения, оказалась местной, созданной на Северо-западном Кавказе. Создателями данного письма Турчанинов назвал ашуйцев — предков современных абхазов и абазин. Термин «Ашу», который он использовал вместо древнего «ас'эа», употребляется и сейчас. Например, абхазы до сих пор называют абазин – «ашоуаа» (“люди ашу”), существует топоним «Ашэы» (бзыб. ас'эы), обозначающий некую, четко неопределяемую прибрежную причерноморскую территорию северо-западного Кавказа. Учитывая убыхское слово шэа-“море”, автор делает вывод, что ашуйцы именовали себя «поморами», а страну — “Поморией”. Ашуйцы были оседлым народом и, в текстах, иногда называли свою страну «тэ(ы)ны», букв. “сидения земля” или «тэ(ы)ла»-“сидение”.

Ни один народ Кавказа не обладал в прошлом письменностью такой давности, самые старые памятники государства Урарту датируются IX в. до н.э., самые ранние памятники армянской письменности восходят к IV в., а грузинской — к V в. н.э. В скором времени материалы по письменности ашуйцев, памятники которой охватывают период с середины III тыс. до н.э. (энеолит) по IV-V вв. н.э., переросли в отдельную книгу «Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа». При жизни ученного, книга, анонсированная Ленинградским издательством “Наука” в 1978 г, не была опубликована в СССР, так как все что было связанно с историей Абхазо-Адыгов в СССР было “закрытой темой”. Даже академику “перекрыли кислород”, прежде всего стараниями Грузиинской ССР. В России ее опубликовали только в 1999 г!
Предкавказная локализация предков гениохов и зихов исторический доиудейский Ханаан и Малая Азия (Турция).
Юго-Восточная города Сочи (у Сочи есть и своё собственное название практически не отличающееся от сегодняшнего) и прилегающая территория в сторону Адлера называлась Альба Зихия. Другое название нами встреченное на средневековых компасных картах — Альба Сочия ;). Там, собственно и заканчивалась Зихия и начиналась Абазгия. Вероятно, граница была по Мзымте. Никопсия по свидетельствам и находилась где-то на границе Зихии и Абазгии. Потому, скорее всего, от Мзымты до Ахуна (и в Сочи на месте форта Александрия он тоже фиксировался) достаточно известно развалин раннехристианских храмов. Альба Зихия — Белая, Просвященная (Христианизированная) Зихия, в отличие от Мауро (Черной) Зихии, локализующейся где-то в районе Туапсе (?) или же это крепость Годлика.
avatar

RebelNeo

  • 28 ноября 2014, 20:19

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.