БЫЛ ЛИ ГОРОД НА МАЦЕСТЕ?
БЫЛ ЛИ ГОРОД НА МАЦЕСТЕ?
Вопрос, который год назад мог бы показаться издевательским и наивным. А ведь как же так – Мацеста – сердце курорта!!! В античных периплах упоминается Масаитика, которую некоторые историки ассоциируют с Мацестой. Но, увы – не о каких городищах на побережье Мацесты не было даже упоминаний у исследователей последних веков. Так, весной 2014 года, мне удалось обнаружить мощный культурный слой на побережье в районе Мацесты. Более 200 метров прибрежного глинистого обрыва открыли нам останки многочисленных пифосов, кувшинов и прочей керамической посуды. Представленный мною доклад на международной конференции «Анфимовские чтения» в Краснодаре вызвал большой диспут на заседании участников. Споры по вопросу датировки керамики дали различные мнения временного происхождения артефактов — от шестого до двенадцатого века.
По возвращению в Сочи я вместе с Михаилом Кудиным снова посетил берег в районе впадения реки Мацеста в море. Обильные дожди вымыли много новой керамики и камни кладки древнего сооружения с остатками на них известкового раствора. Посетивший несколькими днями позже это место археолог Дмитрий Эдуардович Василиненко подтвердил мои догадки и проявил солидарность в вопросе о проведении в ближайшем времени на этом участке более основательного исследования и археологических раскопок. Летом, в августе 2014 года экспедиция археологов из Краснодара в рабочем порядке освидетельствовали и поставили на государственный реестр этот археологический объект. Посему – неуместные посты о подлинности находки считаю неуместным флудом. К моменту их приезда я обнаружил многочисленные останки стен, которые были положены на основе известкового раствора. Образцы отправлены в НИИ археологии РФ в Москву, жду результатов. А вот останки керамики, найденные под этими стенами, вопросов вообще не вызывают – не у меня, не у археологов из Краснодара. Керамика сделана до 9-го века нашей эры, раннее средневековье. Помимо керамики найдены и свинцовое пряслице, и чушка сыродувного железа, которым торговали на международном рынке наши земляки в позднем средневековье.
Останки каменных сооружений на береговой полосе – песчаник с фрагментами известковой связки, говорят о том, что по склону располагались сооружения – либо крепостные, либо церковные. Мы нашли уже с коллегами место, где должен был быть средневековый храм, и, думаю, в скором времени мы детально исследуем это место.
Ниже помещён текст моего доклада, прозвучавшего на конференции в Краснодаре.
Материальные свидетельства средневековых морских торговых причалов в городе Сочи
geo.opensochi.org/node/512
(На сайте РГО полный вариант с соответствующими тексту рисунками)
Анализ имеющихся первоисточников, описывающих маршруты торговых и караванных путей через Главный Кавказский хребет с территорий северного склона к Черноморскому побережью, приводит нас к логическому умозаключению о том, что на побережье имелись многочисленные портопункты. В этих конечных пунктах торговых путей товар аккумулировался в преддверии навигации и, соответственно, эти портопункты располагались в местах удобных якорных стоянок и пригодных участках к швартовке маломерного морского транспорта. Имея первое высшее образование, непосредственно связанно с мореходством, я проанализировал нынешнее расположение сочинских портопунктов на побережье и сопоставил их с имеющимися у нас в наличии данными о транспортных артериях средневековья.
Неоспоримым фактом с точки зрения навигации является приоритетное расположение основных точек дислокации портопунктов в местах наиболее удобных для мореплавания. Таким образом, большинство имеющихся ныне портопунктов каботажного флота находятся в непосредственной близости от древних якорных стоянок либо совпадают с ними. Второе, к сожалению, привело к полному разрушению первичных портовых сооружений и вероятность возможности их выявления практически близка к нулю. Однако, в первом случае, когда ввиду изменения глубин якорных стоянок, изменения рельефа и геоэкономического берегового фактора, возможность обнаружения останков инфраструктуры сооружений и культурного слоя древних пристаней представляется реальной, поскольку место их размещения перестало быть привлекательным для современного мореходства а, следовательно, и строительства новых сооружений на месте старых.
Так, сохранявшиеся неизвестные сооружения в полосе прибоя на участке Лоо-Хобза, обнаруженные мною в 2006 году оставляли надежду о возможности нахождения в этом районе останков древних пристаней. Однако, строительство железной дороги в прибрежной полосе и недавнее её расширение оставили нам лишь фотофиксацию былых причальных сооружений. В апреле 2014 года при осмотре осыпей прибрежной полосы в районе впадения в море реки Мацеста мне довелось обнаружить очевидные свидетельства прибрежной инфраструктуры средневековой пристани. Тому были предвестием неоднократные находки дайверов в море на траверзе Мацесты старых четырёхлапых якорей, вероятно утерянных турецкими фелюгами. Будучи свидетелем этих находок, я предположил, что пристань, которая использовалась в долгие годы, была, очевидно, смещена к югу от места впадения реки в море. Этому были верным подтверждением и те факты, что в некоторые годы мощные разливы реки Мацеста затапливали хозяйственные постройки советского периода. Очевидно, что этот фактор был основополагающим и в древности.
Каковы же исторические факты, подтверждающие вероятность нахождения средневековой пристани Мацеста в данном районе. Перечитывая воспоминания барона Торнау о его путешествии с северного склона Кавказа на сочинское побережье [Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999.], мы можем убедиться, что, проходя торными тропами, он и группа проводников вышла к морю после прохождения аула Кбааде (ныне посёлок Красная Поляна) не на адлерское побережье, а именно в районе Мацесты. Безусловно, что конные караванные направления, выработанные тысячелетиями, проходили по оптимальным маршрутам и выходили к местам узловых пересечений торговых транспортных путей — сухопутных и морских.
Анализируя имеющиеся исторические документы, нельзя не отметить, что прибрежные пристани владетелей приморских джигетов располагались в различных местах, но принадлежали при этом одному и тому же племенному союзу. Таким образом, вполне объяснимым становится тот факт, что на различных генуэзских портуланах и старых турецких морских картах многие названия пристаней постоянно имеют некоторые смещения. Совсем недавние топонимы побережья Сочи подтверждают это предположение. Соча-пста, Соча-па и Соча-Бытх (соответственно — центральный Сочи, Сочи – район Светлана и Сочи – район Бытха) принадлежали одному владетелю и более того, по тем же историческим источникам сочинский владетельный князь Али Ахмет Аубла держал свою быстроходную шхуну в бухте около крепости Мамай-кала (ныне место впадения реки Псахе, микрорайон Мамайка) [В.И. Ворошилов, «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005. С. 143.]. Опять же, согласно описаниям Ф.Ф. Торнау, в прибрежном ауле возле устья реки Соча-пста, под охраной людей того же князя находились торговые склады турецких купцов [Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999. С. 233.]. Анализируя имеющуюся информацию, очевидным становится тот факт, что в непосредственной близости от пристаней в течении столетий традиционно имелись как купеческие фактории, так и причальные сооружения. Периодические же военные конфликты местных обществ между собой могли делать некоторые пристани непригодными для безопасной торговли, и, вследствие этого, морские картографы изменяли на карте побережья и расположение точки искомого негоциантами пункта назначения. Портулан отмечал не место проживания того или иного племени, а место якорной стоянки и торговой пристани.
Осмотр обрывистого морского берега в районе впадения реки Мацеста и прилежащей к нему полосы прибоя выявил останки каменной стены сухой кладки и культурного слоя из раскрошившейся обожженной глины, а также десятки фрагментов различных крупногабаритных пифосов с фигурным налепом и свинцовое пряслице. Следует отметить, что все фрагменты керамики, найденные мною на пляжной полосе, сохранились от различных пифосов. Это очевидно, поскольку и цвет керамики, и орнаментация, и толщина в зоне декоративного налепа у этих фрагментов различны. Из этого можно сделать вывод, что эти фрагменты сохранились не от одного, случайно разбитого сосуда, а от различных пифосов, что подтверждает факт систематического пользования крупногабаритными сосудами на этом маленьком пятачке побережья. На рис. 1. изображены фрагменты с декоративными налепами, фрагмент №1 был найден в полосе прибоя и обкатан морской волной, фрагменты №2,3,4 обнаружены на поверхности глинистого обрыва и не были смыты в зону прибоя, поэтому они прекрасно сохранили свою декоративную поверхность. Аналоги фрагментов обнаруженной мною керамики описаны в трудах Ю. Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» [Ю. Н. Воронов «Древности Сочи и его окрестностей» С. 97-98. рис. 53], это соответственно керамика раннесредневековых пифосов с Ачипсинской, Пслухской, Бешенской и Куницинской крепостей. В трудах Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) [Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) рис. 4.] также имеются очевидные аналоги найденной керамики.
Наличие большого количества обожженной глины, смешанной с береговой галькой позволяет сделать предположение, что производство пифосов могло находиться непосредственно возле пристани. Это представляется вполне логичным, поскольку производство готовых пифосов и последующая их транспортировка по горной местности были бы несколько обременительны с экономической точки зрения. Дальнейшее исследование выявленного памятника, очевидно, даст более объективную и полную информацию о средневековой пристани Мацеста.
Рис. 1. Фрагменты средневековых пифосов с фигурным налепом из прибрежной полосы в районе впадения в море реки Мацеста (г. Сочи): 1 – керамика из зоны морского прибоя, 2,3,4 – керамика с поверхности глиняного обрыва (Рис. 1. см. в альбоме под текстом)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Василиненко Д.Э. Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) Наследие Кубани. Вып. I. Сборник научных статей Краснодар. ОАО «Наследие Кубани». 2007г.
Воронов Ю.Н. «Древности Сочи и его окрестностей» Краснодар, 1979.
Ворошилов В.И., «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005.
Торнау Ф.Ф., «Воспоминания кавказского офицера» Нальчик, 1999.
ссылки на материалы по теме: maks-portal.ru/content/v-sochi-naydena-drevnyaya-pristan
9tv.ru/news/item/48087
Автор открытия и публикации: А.Кизилов
Фото автора (А.Кизилов)
Ниже фото с побережья.
Вопрос, который год назад мог бы показаться издевательским и наивным. А ведь как же так – Мацеста – сердце курорта!!! В античных периплах упоминается Масаитика, которую некоторые историки ассоциируют с Мацестой. Но, увы – не о каких городищах на побережье Мацесты не было даже упоминаний у исследователей последних веков. Так, весной 2014 года, мне удалось обнаружить мощный культурный слой на побережье в районе Мацесты. Более 200 метров прибрежного глинистого обрыва открыли нам останки многочисленных пифосов, кувшинов и прочей керамической посуды. Представленный мною доклад на международной конференции «Анфимовские чтения» в Краснодаре вызвал большой диспут на заседании участников. Споры по вопросу датировки керамики дали различные мнения временного происхождения артефактов — от шестого до двенадцатого века.
По возвращению в Сочи я вместе с Михаилом Кудиным снова посетил берег в районе впадения реки Мацеста в море. Обильные дожди вымыли много новой керамики и камни кладки древнего сооружения с остатками на них известкового раствора. Посетивший несколькими днями позже это место археолог Дмитрий Эдуардович Василиненко подтвердил мои догадки и проявил солидарность в вопросе о проведении в ближайшем времени на этом участке более основательного исследования и археологических раскопок. Летом, в августе 2014 года экспедиция археологов из Краснодара в рабочем порядке освидетельствовали и поставили на государственный реестр этот археологический объект. Посему – неуместные посты о подлинности находки считаю неуместным флудом. К моменту их приезда я обнаружил многочисленные останки стен, которые были положены на основе известкового раствора. Образцы отправлены в НИИ археологии РФ в Москву, жду результатов. А вот останки керамики, найденные под этими стенами, вопросов вообще не вызывают – не у меня, не у археологов из Краснодара. Керамика сделана до 9-го века нашей эры, раннее средневековье. Помимо керамики найдены и свинцовое пряслице, и чушка сыродувного железа, которым торговали на международном рынке наши земляки в позднем средневековье.
Останки каменных сооружений на береговой полосе – песчаник с фрагментами известковой связки, говорят о том, что по склону располагались сооружения – либо крепостные, либо церковные. Мы нашли уже с коллегами место, где должен был быть средневековый храм, и, думаю, в скором времени мы детально исследуем это место.
Ниже помещён текст моего доклада, прозвучавшего на конференции в Краснодаре.
Материальные свидетельства средневековых морских торговых причалов в городе Сочи
geo.opensochi.org/node/512
(На сайте РГО полный вариант с соответствующими тексту рисунками)
Анализ имеющихся первоисточников, описывающих маршруты торговых и караванных путей через Главный Кавказский хребет с территорий северного склона к Черноморскому побережью, приводит нас к логическому умозаключению о том, что на побережье имелись многочисленные портопункты. В этих конечных пунктах торговых путей товар аккумулировался в преддверии навигации и, соответственно, эти портопункты располагались в местах удобных якорных стоянок и пригодных участках к швартовке маломерного морского транспорта. Имея первое высшее образование, непосредственно связанно с мореходством, я проанализировал нынешнее расположение сочинских портопунктов на побережье и сопоставил их с имеющимися у нас в наличии данными о транспортных артериях средневековья.
Неоспоримым фактом с точки зрения навигации является приоритетное расположение основных точек дислокации портопунктов в местах наиболее удобных для мореплавания. Таким образом, большинство имеющихся ныне портопунктов каботажного флота находятся в непосредственной близости от древних якорных стоянок либо совпадают с ними. Второе, к сожалению, привело к полному разрушению первичных портовых сооружений и вероятность возможности их выявления практически близка к нулю. Однако, в первом случае, когда ввиду изменения глубин якорных стоянок, изменения рельефа и геоэкономического берегового фактора, возможность обнаружения останков инфраструктуры сооружений и культурного слоя древних пристаней представляется реальной, поскольку место их размещения перестало быть привлекательным для современного мореходства а, следовательно, и строительства новых сооружений на месте старых.
Так, сохранявшиеся неизвестные сооружения в полосе прибоя на участке Лоо-Хобза, обнаруженные мною в 2006 году оставляли надежду о возможности нахождения в этом районе останков древних пристаней. Однако, строительство железной дороги в прибрежной полосе и недавнее её расширение оставили нам лишь фотофиксацию былых причальных сооружений. В апреле 2014 года при осмотре осыпей прибрежной полосы в районе впадения в море реки Мацеста мне довелось обнаружить очевидные свидетельства прибрежной инфраструктуры средневековой пристани. Тому были предвестием неоднократные находки дайверов в море на траверзе Мацесты старых четырёхлапых якорей, вероятно утерянных турецкими фелюгами. Будучи свидетелем этих находок, я предположил, что пристань, которая использовалась в долгие годы, была, очевидно, смещена к югу от места впадения реки в море. Этому были верным подтверждением и те факты, что в некоторые годы мощные разливы реки Мацеста затапливали хозяйственные постройки советского периода. Очевидно, что этот фактор был основополагающим и в древности.
Каковы же исторические факты, подтверждающие вероятность нахождения средневековой пристани Мацеста в данном районе. Перечитывая воспоминания барона Торнау о его путешествии с северного склона Кавказа на сочинское побережье [Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999.], мы можем убедиться, что, проходя торными тропами, он и группа проводников вышла к морю после прохождения аула Кбааде (ныне посёлок Красная Поляна) не на адлерское побережье, а именно в районе Мацесты. Безусловно, что конные караванные направления, выработанные тысячелетиями, проходили по оптимальным маршрутам и выходили к местам узловых пересечений торговых транспортных путей — сухопутных и морских.
Анализируя имеющиеся исторические документы, нельзя не отметить, что прибрежные пристани владетелей приморских джигетов располагались в различных местах, но принадлежали при этом одному и тому же племенному союзу. Таким образом, вполне объяснимым становится тот факт, что на различных генуэзских портуланах и старых турецких морских картах многие названия пристаней постоянно имеют некоторые смещения. Совсем недавние топонимы побережья Сочи подтверждают это предположение. Соча-пста, Соча-па и Соча-Бытх (соответственно — центральный Сочи, Сочи – район Светлана и Сочи – район Бытха) принадлежали одному владетелю и более того, по тем же историческим источникам сочинский владетельный князь Али Ахмет Аубла держал свою быстроходную шхуну в бухте около крепости Мамай-кала (ныне место впадения реки Псахе, микрорайон Мамайка) [В.И. Ворошилов, «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005. С. 143.]. Опять же, согласно описаниям Ф.Ф. Торнау, в прибрежном ауле возле устья реки Соча-пста, под охраной людей того же князя находились торговые склады турецких купцов [Ф.Ф.Торнау, «Воспоминания кавказского офицера» 1999. С. 233.]. Анализируя имеющуюся информацию, очевидным становится тот факт, что в непосредственной близости от пристаней в течении столетий традиционно имелись как купеческие фактории, так и причальные сооружения. Периодические же военные конфликты местных обществ между собой могли делать некоторые пристани непригодными для безопасной торговли, и, вследствие этого, морские картографы изменяли на карте побережья и расположение точки искомого негоциантами пункта назначения. Портулан отмечал не место проживания того или иного племени, а место якорной стоянки и торговой пристани.
Осмотр обрывистого морского берега в районе впадения реки Мацеста и прилежащей к нему полосы прибоя выявил останки каменной стены сухой кладки и культурного слоя из раскрошившейся обожженной глины, а также десятки фрагментов различных крупногабаритных пифосов с фигурным налепом и свинцовое пряслице. Следует отметить, что все фрагменты керамики, найденные мною на пляжной полосе, сохранились от различных пифосов. Это очевидно, поскольку и цвет керамики, и орнаментация, и толщина в зоне декоративного налепа у этих фрагментов различны. Из этого можно сделать вывод, что эти фрагменты сохранились не от одного, случайно разбитого сосуда, а от различных пифосов, что подтверждает факт систематического пользования крупногабаритными сосудами на этом маленьком пятачке побережья. На рис. 1. изображены фрагменты с декоративными налепами, фрагмент №1 был найден в полосе прибоя и обкатан морской волной, фрагменты №2,3,4 обнаружены на поверхности глинистого обрыва и не были смыты в зону прибоя, поэтому они прекрасно сохранили свою декоративную поверхность. Аналоги фрагментов обнаруженной мною керамики описаны в трудах Ю. Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» [Ю. Н. Воронов «Древности Сочи и его окрестностей» С. 97-98. рис. 53], это соответственно керамика раннесредневековых пифосов с Ачипсинской, Пслухской, Бешенской и Куницинской крепостей. В трудах Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) [Д.Э. Василиненко Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) рис. 4.] также имеются очевидные аналоги найденной керамики.
Наличие большого количества обожженной глины, смешанной с береговой галькой позволяет сделать предположение, что производство пифосов могло находиться непосредственно возле пристани. Это представляется вполне логичным, поскольку производство готовых пифосов и последующая их транспортировка по горной местности были бы несколько обременительны с экономической точки зрения. Дальнейшее исследование выявленного памятника, очевидно, даст более объективную и полную информацию о средневековой пристани Мацеста.
Рис. 1. Фрагменты средневековых пифосов с фигурным налепом из прибрежной полосы в районе впадения в море реки Мацеста (г. Сочи): 1 – керамика из зоны морского прибоя, 2,3,4 – керамика с поверхности глиняного обрыва (Рис. 1. см. в альбоме под текстом)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Василиненко Д.Э. Средневековый курганный могильник « Медовеевка-1» в долине реки Мзымта (г.Сочи) Наследие Кубани. Вып. I. Сборник научных статей Краснодар. ОАО «Наследие Кубани». 2007г.
Воронов Ю.Н. «Древности Сочи и его окрестностей» Краснодар, 1979.
Ворошилов В.И., «Топонимы российского черноморья» Сочи-Майкоп 2005.
Торнау Ф.Ф., «Воспоминания кавказского офицера» Нальчик, 1999.
ссылки на материалы по теме: maks-portal.ru/content/v-sochi-naydena-drevnyaya-pristan
9tv.ru/news/item/48087
Автор открытия и публикации: А.Кизилов
Фото автора (А.Кизилов)
Ниже фото с побережья.
Комментарии (107)
RSS свернуть / развернутьdrevniy
drevniy
SmailOFF
drevniy
drevniy
Интересно, а если часть находок была обнаружена у моря, где, в таком случае, в то время мог быть урез воды?
penta23
drevniy
drynyj1
drevniy
Написано интересно и увлекает, спасибо)
VVE_Rost
penta23
VVE_Rost
drevniy
Посмотрите по Гуглу — ручей Хлудова впадает в реку Сочи около хлебокомбината.
drevniy
penta23
drevniy
VVE_Rost
drevniy
Кстати, о водопадах… мне рассказывали, что золото якобы всегда добывали в Сочи, шкуры овечьи использовали, на речных перекатах. Не знаете, было такое? Может, и торговали им древние?)
VVE_Rost
drevniy
VVE_Rost
А знае те ли вы что на реке Ажек был организован рудник похолотодобыче.
Выше по течению сочники есть речка Ац мой дядька оттуда приносил самородок небольшой. С рыбалки.
Но все это строго запрещено
Romyald
Так и не знает никто, где же выход жилы той:-)
VVE_Rost
liberalis
А почему бросили старания — неперспективно?
VVE_Rost
liberalis
Говорят еще о месторождениях урана в Сочи. Якобы эти два металла обычно ходят парой)
VVE_Rost
DesperadoRU
Romyald
DesperadoRU
И при проектировании объездной Краснодар-Красная поляна она нарисована опять через Ажек.
Если будут строить (а планировали в 2020г) то кирдык селу.
Romyald
Не, уже не будут, думаю. Наглобализировались…
VVE_Rost
moriarti13
Это продолжалось примерно полгода, весь летний сезон. Так же у меня в профиле еще куча топов о том, что делают с Мацестой вверх по течению. И по Сочинке…
Мы купаемся, не хочется совсем лишать себя такого удовольствия. Но отходим подальше от ручьев и рек, учитывая течение. Увы…
VVE_Rost
И при всем этом море там чистое и рыбное, дельфинов наблюдали каждый вечер.
moriarti13
чищается, но всему есть предел. Кстати, недавно там был — сбросов почти нет. Считаб, что надо озвучивать такие темы, к этому и эковахтовцы приложили руку — написали в прокуратуру. Администрация хоть и прикидывается слабоумнослепоглухонемой — ее тоже можно дожать.
Озвучивать проблему надо.
VVE_Rost
penta23
DesperadoRU
А если честно — просто опыт поисковика. Вот как охотники в тайге зверя выискивают? По еле заметным следам, по малейшим намёкам, с учётом стратиграфии.
drevniy
Скажите, пожалуйста, а на какой площади может располагаться этот городище? И вдоль моря или по реке? Пишут ведь, что раньше люди старались в горах селиться. Зачем, в таком случае, им нужно было на Мацесте у моря жить?
penta23
drevniy
penta23
moriarti13
drevniy
Найдем, когда придет время. У подобных находок оно всегда наступает неожиданно.
moriarti13
Суть такова — как у Роберта Луиса Стивенсона —
«На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.»
drevniy
bsp_1991
Romyald
SmailOFF
drevniy
www.privetsochi.ru/blog/history/28069.html
И керамических черепков с ящик уже собрал.
Romyald
Romyald
drevniy
drevniy
Рассказывайте нам пожалуйста почаще про наш город! А то зачастую ни местные, ни тем более приезжие, не знают конкретной истории города… Ну кроме общих сведений!)
brodilka2013
drevniy
irchin
drevniy
Так у нас в селе Абазинка был построен приют для детей еще Екатериной после революции использовался как школа. Но благодаря зам председателя сельсовета раздольского проживающей в нашем селе данный участок был выделен ее брату на котором он взамен приюта воздвиг себе лачугу.
На месте родового кладбища семьи Де Симон которым царь Николай жаловал земли от мацесты по абазинку ( ныне село Прогресс) построился другой товарищ и не дрогнул
Если памятники старины не учесть и не поставить на кадастр, то внукам и правнукам показать кроме дворцов чиновников нечего.
Romyald
Кстати, как соберетесь — скажите, я тоже хочу посмотреть. Может, и еще желающие будут, отвлечься от городских проблем… Ненадолго:-)
VVE_Rost
Ну а если у кого есть желание то я живу в 200 метрах от этого объекта.
И свое пытаюсь восстановить www.privetsochi.ru/blog/history/49837.html
Romyald
Romyald
slevodavatel
SmailOFF
Romyald
FanatOf80s
А знаете ли вы, что железная дорога раньше была аж до старой мацесты. И здание ЖД вокзала тех времен до сих пор сохранилось.
Кто подскажет нынешний адрес того строения????? Или хотя бы догадается об его расположении
Romyald
penta23
Romyald
Или я ошиблась с его расположением?
penta23
Гостиница это новодел.Рядом кафе «Очаг»это бывшая пивнушка, там же была сувенирная лавка, книжный магазин, стояли автоматы газ воды.За ними туалет и рядом с ним вокзал.с площади на которой останавливаются автобусы он виден только с задней стороны.
В нем по сей день живут люди.
Я жил в зале ожидания.
Romyald
penta23
Если идти от ванного здания к магазинам то как раз мимо будете проходить, либо недоезжая магнита повернуть рядом с магазином комбикормов в право и проехав туалет вы подезжаете прям на перрон.
Romyald
penta23
drevniy
Romyald
Нужно на карту Сочи нанести такие объекты.
Ведь в каждом районе есть что то очень интересное.
Romyald
VVE_Rost
VVE_Rost
Romyald
Romyald
drevniy
Romyald
gazoil
Romyald
А вообще, речь в топике конечно о более древних временах идет, вот и интересно, что было на том месте, где сейчас Мацестонька.
FanatOf80s
Romyald
FanatOf80s
Romyald
gazoil
FanatOf80s
liberalis
gazoil
gazoil
gazoil
gazoil
drevniy
gazoil
drevniy
gazoil
drevniy
gazoil
drevniy
DesperadoRU
drevniy
listcom
drevniy
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.