Память. Виулен Дьяков

Этот материал я хотел разместить 22 июня, в день начала войны. Но потом решил отказаться от нашей давней традиции увязывать память о прошедшем только в связи с памятными датами. Память о тех, кто погиб, или выжил, вынеся весь ужас войны, должная быть повседневной.

Очень часто для молодого поколения Великая отечественная война больше ассоциируется с праздником со слезами на глазах, победными маршами, салютом, георгиевскими лентами, зачастую привязанными в бамперу машины или выхлопной трубе.

Но война- это прежде всего смерть, миллионы убитых и покалеченных молодых и старых людей, исковерканные судьбы, нищета, сиротство, страдания, кровь и грязь.

Месяц назад я прочитал дневник жителя Сочи Александра Зиновьевича Дьякова.

Дьяков А.З. (1892-1959) уроженец станицы Марьинской. Участник 1-й Мировой войны, с декабря 1917 г. революционный деятель в Терской Области. В 1920 г. награжден орденом Красного Знамени. Перед войной заведовал технической библиотекой на ст. Сочи.

С первых дней начала войны Дьяков стал вести дневник, наскоро сшив тетрадь из кусков обоев и вел его на протяжении двух с половиной лет.

Как у человека патриотичного, на протяжении всех его записей сквозит боль и переживание за судьбу Родины, за наши поражения в первые годы войны. Но еще одна болезненная тема постоянно присутствует в записях- душевные переживания за сына, двадцатилетнего Виулена, находящегося на фронте.
В память о Виулене Дьякове и о тех, кто не вернулся с войны я и хочу разместить в своей заметке выдержки из дневника А.З.Дьякова.

5 сентября 1943г.

Вдруг слышу частый стук в дверь. Паня (жена А.З.Дьякова)открыла, с кем-то поговорила – опять тихо, 1–2 минуты – затем рыдание Пани. Я вскакиваю, в руках у ней распечатанное письмо – она в слезах про-износит тяжелые слова: «Наш Виулен убит». Я не верю – хватаю письмо, читаю извещение командира части, сообщающее о геройской смерти сына, целую окровавленную карточку, присланную командиром.

Читаю «извещение» (безудержно плачу). «Ваш сын командир танка воинской части 29537 лейтенант Дьяков Виулен Александрович, уроженец г. Москвы, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 12 авгу-ста 1943 г. Похоронен: Смоленская область, Спасо-Демьянский район, д. Губино на граждан-ском кладбище. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии (пр[иказ] НКО СССР). Командир части Халин. Зам. начальника штаба Панин».

Не хочу верить. Возмущаюсь, мысленно ругаю командира части: «Зачем прислал такое письмо – «извещение», почему он так скоро его прислал, пусть я дольше лелеял мысль о сыне – любимом друге, что он жив и сражается там, вдали от нас, с ненавистным врагом…». А теперь окончен его жизненный путь на 20 году его жизни, ушел милый и нежный юноша – дорогой для меня человек. Для него я прожил 20 лет, с ним мы терпели нужду и горе. С детства неразумное взаимоотношение мое и матери все время тяготело над ним. Он жил как сирота. Мать не любила его – гнала. Я же не мог жить без него. Живя со мной, он полюбил меня и Паню. Паня все свои силы молодые, как родная мать, отдавала ему – это он ска-зал, уезжая от нас весной 1941 г. в Москву, прощаясь со слезами, сказал ясно и в дальнейшей переписке неизменно это подчеркивал.

Вот последнее письмо моей жене Пане от 3/08.43 г. За 12 дней до геройской смерти:

«Здравствуй, дорогая Паня!
Получил письмо от тебя и от папы одновременно. Большое спасибо тебе. Каждое твое письмо напоминает мне то время, которое я провел в Сочи и которое я считаю самым счаст-ливым!!!». Далее он делится с Паней своими сокровенными чувствами о любимой девушке. Он пишет: «Паня, у меня в Сочи осталась одна девушка – Пруидзе Надя. О ней я все время беспокоюсь. Тебе признаюсь я в том, что крепко уважаю ее и люблю… Твоя фотокарточка у меня есть. Я ее тоже храню… Крепко целую и обнимаю. С приветом 31.07.43 г. В. Дьяков».

Это последнее его письмо Пане – женщине формально чужой, но в жизни – родной. В этом его высокое содержание молодого человека. Этим он воздает честь чужой женщине, которая заменила ему родную мать в юношеские годы, с 12 лет до 18. Но его уже нет! Как жаль! В пакете с фронта вместе с извещением присланы фотокарточки, которые он хра-нил, вероятно, на своей груди под сердцем, как дорогие в жизни. Они все в крови. Смотрю я, смотрит Паня на эти фотокарточки и груду писем, которые он писал нам из Пушкинской школы из Ленинграда, затем из Рыбинска, потом с фронта… Плачем безудержно…

Вот фото девушки Маргариты Яковлевны Альшевской с надписью: «На память брату от сестры 1941 г.». Будучи 16–17-летним школьником, дружил с ней – тогда наивно – чистая дружба как брат с сестрой. <…> Вот фото самого близкого товарища по Сочи Бориса Гегеч-кори, которого Виля буквально любил как девушку. Они вместе участвовали в футбольных матчах, бродили по сочинским горам и прекрасной окрестности, плавали в море и т.д. Не-давно он был в Сочи, спрашивал о Виле. Мы дали ему адрес. Виля в письмах жалуется, что никак он с ним не наладит переписку. <…>

Он действительно погиб и пролил свою чистую кровь за честь, свободу и независимость нашей Родины. Вечная память, дорогой любимый мой сын Виулен, безвременно погибший от руки фашистских людоедов. Память о тебе никогда не изгладится в моем сердце и у тех, кто тебя знал близко. Нет сил больше записывать эти строки, дорогой сын.

Всматриваюсь в фото, залитое кровью: ясные глаза, слегка грустное лицо напоминает мне тот последний день отъезда из Сочи и прощание. Прощаясь, я плакал, а он, как взрослый, утешал меня, уверял, что еще увидимся. Но я чувствовал тогда, что отрывается от меня жи-вое тело и больно было, что его не будет больше с нами. Так оно и получилось: его не увижу больше и не услышу его иронически подтрунивающий голос после моей неудачи или поражения за шахматной доской. Не верю, и нельзя поверить, что его нет в живых – «извещение» из части с печатью подтверждает этот страшный факт… Трудно мне! Могу ли я пере-жить – смогу ли я завтра так же бойко читать доклад или беседу рабочим, увлекаться мате-риалом, историей, международным положением и т.д.? Нет, образ Виулена не изгладится из памяти. В его имени не только он мой сын – с его рождением я связал всю свою жизнь, идею моей жизни и Великого человека Ленина. «ВИУЛЕН» – имя – это сочетание начальных букв: Владимир Ильич Ульянов Ленин. В предпоследнем письме Пане он писал, что «оформляется кандидатом в партию Ленина». Это то, о чем я мечтал. В этом сказалась его зрелость и благородный поступок: ему еще нет 20 лет, а он решил из комсомола идти даль-ше. <…>

6 сентября 1943

В 10 ч. ушел на станцию. Шел как пьяный. Все изменилось: люди иные, улицы как будто не те. Знакомые, встречаясь, спрашивают: «Что ты, т. Дьяков, болен?» Начинаю объяснять, в чем дело, и не выдерживаю: слезы, рыдания. Прошу закурить – затягиваюсь, слезы прекращаются – так добрел до своего кабинета. <…>

Домой пришел в 20 ч. – еле дошел. Войдя в квартиру, увидел Паню в слезах, опухшую. <…>
Смотрю на фото Вили. Бедный мальчик, скажи же хоть слово, как ты мучился перед смертью, нельзя ли было спастись? Не ошибся ли ты, давая команду, не подвели ли тебя бойцы твоего танка? Молчит – навеки. Написал сегодня в часть командиру письмо с просьбой описать.

7 сентября

Сегодня 7 сентября, а я записываю «30 августа». В чем дело? О чем я думаю? – Все о том же пакете из части 29537. Третий день он лежит на моем столе и выматывает душу. <…>
Что же делать? Проситься опять на фронт – вот что! Пусть погибну и я в бою с лютым врагом, пусть моя кровь сольется с кровью Виулена и миллионов, как он, погибших за пра-вое дело.
7.30 – иду в фотографии договориться переснять и увеличить фотографию Виулена – последний снимок в форме лейтенанта и курсанта – пусть останется память об офицере Вели-кой Отечественной войны 1943 г.
Пишу письма сестрам Тане и Насте в Москву и брату Павлу в ст. Марьянскую. Пишу им о своем горе, о том, как я стражду и плачу о вечной разлуке с любимым сыном… Да, вспомнил. Сегодня исполнилось мне 51 год от рождения. Что за несправедливость: я живу больше пол-века, а сын – 19 лет 8 месяцев и 12 дней. Почему я живу, а он погиб – нужен ли я еще кому? Почему он умер так рано? <…>
Домой пришел в 9 ч. вечера. Выпили с Паней по рюмочке ввиду исполнившихся мне 51 год и за вечную память дорогого сына Виулена. Мы дали слово, как кончится война, съездить в д. Губино – посетить могилу Вили и впредь, пока живы, ежегодно 12 августа будем ездить поклониться могиле героя.

10 сентября 1943

<…> Образ Виулена стоит в глазах… Вспоминаю случай грубого с ним обращения: в нака-зание предложил ему выехать из Сочи. Это было для него так обидно – он перестал у меня просить денег в баню, в кино, в парикмахерскую. Я раскаивался – он же боялся меня. Часто он был прав, а я придирался к нему – потом он прощал… Он был не злопамятный. Будучи в школе в Рыбинске, в письмах он все переоценил и писал о своей любви ко мне, уважении к Пане. Но я чувствовал тогда и сейчас, что остаюсь у него в долгу. До 13 лет возраста я ему отдал пол жизни – бросил вуз, чтобы вырастить его, не уморить с голоду (1923–24 г.), день и ночь возил-ся с ним, буквально заменял мать и няню. Души не чаял в нем. Но последние годы, с 15-летнего возраста, я не был в силах дать ему то, что хотел бы я сам. Пенсионер – 300 рублей, на иждивении жена Паня и он. На рынке дорого, в магазинах промтоваров не было, плохо одет и плохо кушал. Я страдал от этого: начал работать в технической библиотеке, немного улучши-лось. Неуравновешенность его, вызываемая перепиской с ним безумной П.И., [которая] взвинчивала его, он иногда дерзил, пришлось разъяснять, иногда ссориться – не знаю, пере-живал ли он тогда так, как я? Но видно было: чем становился старше, тем меньше смеялся и больше стал замыкаться – это меня убивало. Только письма его впоследствии меня привели в равновесие, я убедился, что он самого лучшего отношения ко мне и к Пане.
С этого момента и за это я почувствовал к нему еще сильнее любовь: он стал для меня все. Его жизнь – моя жизнь, его смерть – моя смерть. Вот почему я не нахожу места себе сейчас, я брожу бесцельно целый день и не могу сосредоточиться на работе. Только сон в ночи раз-лучает меня с ним – дорогим моим Виуленом. <…>

Не знаю, сохранились ли потомки А.З. Дьякова, со второй женой у него детей не было. Но имя Виулена Дькова сохранилось в архивах Министерства обороны и в записях самого Дьякова.
Согласно списка безвозвратных потерь командир танка 256 танковой бригады лейтенант Виулен Александрович Дьяков погиб 12 августа 1943года, сгорев в танке.
На тот момент ему не было и двадцати лет.



  • +56
  • 23 июня 2014, 16:11
  • bern

Комментарии (29)

RSS свернуть / развернуть
+
Кусочек одной жизни… а таких судеб миллионы. Трогательно.
avatar

so3537

  • 23 июня 2014, 19:14
+
В чем и трагедия… что миллионы таких незаметных судеб.
avatar

bern

  • 23 июня 2014, 19:32
+
Часто, после разговоров на подобные темы, или порой просто задумавшись над теми событиями, я «вытаскиваю» на свет вот этот, попавшийся где-то на просторах инета, небольшой листок за которым скрыто ТАК МНОГО, что не вмещается ни в сознании, не в груди, сдавливая её небольшое пространство так, что становится тяжело дышать.
avatar

passer

  • 23 июня 2014, 21:04
+
Спасибо, если это уместно.
Ваш комментарий на много весомее тех десятков минусов, что за полдня поставили этому топику.
avatar

bern

  • 23 июня 2014, 21:13
+
Ген, не обращай внимание. И спасибо тебе.
avatar

AlisaObychnaya

  • 23 июня 2014, 21:31


+
Алиса, да я и не обращаю. За идею обидно. К сожалению как правило патриотизм и память заканчиваются ленточкой, привязанной к выхлопной трубе
avatar

bern

  • 23 июня 2014, 22:17
+
Ты прав. Но трубы эти, ох, какие разные.
avatar

AlisaObychnaya

  • 23 июня 2014, 22:28
+
затокрымнаш… (((
avatar

bakc

  • 23 июня 2014, 22:47
+
не обращай внимание.
На минусы можно и нужно не обращать внимания, но как не обращать внимания цинизм и черствость?
Противно от патриотизма по разнарядке…
avatar

bakc

  • 23 июня 2014, 22:46
+
Благо дарить всегда уместно (не принимать за напрашивание).
avatar

passer

  • 23 июня 2014, 21:58
+
тех десятков минусов
Вы говорите, что кто-то ставит минус. Можно определить — кто? а если он не последний урод, пусть объяснит почему минус ставит.
avatar

so3537

  • 23 июня 2014, 22:27
+
Зачем?
avatar

AlisaObychnaya

  • 23 июня 2014, 22:29
+
Если такую информацию человек воспринимает как отрицательную, мне кажется, должен объяснить почему.
avatar

so3537

  • 23 июня 2014, 22:31
+
Зачем?
avatar

bern

  • 23 июня 2014, 22:39
+
Совпало с Алисой.
avatar

bern

  • 23 июня 2014, 22:39


+
а если он не последний урод
Как после такого не верить тому, что в администрации отдел по работе с Приветом. Минусуют все в подряд, даже не читая…
avatar

bakc

  • 23 июня 2014, 22:51
+
Что не верится что такой отдел есть, а если и есть какой смысл минусовать то, что никак не затрагивает никакую проблему, за что можно опасаться?
avatar

so3537

  • 23 июня 2014, 22:54
+
какой смысл минусовать то, что никак не затрагивает никакую проблему
Да не читают они, им поставлена задача минусовать. Вот и минусуют бездумно.
Что не верится что такой отдел есть
Сейчас может сократили, но человек определенно сидит и за всех одной рукой на кнопки жмет.
avatar

bakc

  • 23 июня 2014, 23:10
+
но человек определенно сидит и за всех одной рукой на кнопки жмет

О_о
avatar

zhdann

  • 24 июня 2014, 11:08
+
У вас это так происходит? Понятно(
avatar

bakc

  • 24 июня 2014, 11:25
+
(показать текст)
им поставлена задача минусовать. Вот и минусуют бездумно
или так?
О_о
avatar

zhdann

  • 24 июня 2014, 11:33
+
тех десятков минусов, что за полдня поставили этому топику.

Не понимаю… Минус за то, что начиная читать дневник невозможно сдержать слезы…
Гена, спасибо тебе.
avatar

bakc

  • 23 июня 2014, 22:43
+
Есть какие то пи… которые минусуют? Если есть возможность-списочек этих… геев в общем… представте людям. Г-в надо знать… т. с. в лицо
avatar

olimpiec2014

  • 23 июня 2014, 23:02
+
Есть какие то пи… которые минусуют?
Есть и продолжают минусовать.
avatar

bakc

  • 23 июня 2014, 23:21
+
спасибо.
avatar

zhdann

  • 23 июня 2014, 22:17
+
спасибо вам! Всегда читаю подобные записи с комом в горле
avatar

far_east

  • 24 июня 2014, 10:01
+
большое Вам спасибо за рассказ!
это то, о чем никогда нельзя забывать!!!
avatar

larry

  • 24 июня 2014, 11:36
+
+ без разговора!!!

А те кто минусуют моральные уроды без чувств и мозгов! Их предки видно во время войны были такими же предателями как и они сейчас, только нынешние предатели в том что память короткая и забывают что для нас сделали наши предки: отцы, деды, бабушки, мамы и т.д.
avatar

KepKo

  • 24 июня 2014, 14:04
+
если бы не почитала ваш пост, никогда подобных вещей и не узнала бы.
благодарю за такую громадную работу!
avatar

SvetaLapa

  • 29 июля 2014, 17:23

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.