Эпоха Икарусов
Автобусы марки «Икарус» в нашей стране и, конечно, в нашем городе это целая эпоха.
Вот я и решил написать про венгерские автобусы применительно к Сочи, в нескольких публикациях.
Икарус-55
Эту фотографию увидел на «Молотке». Место съёмки было подписано неправильно: назван какой-то крымский город, точнее -не помню. Год съёмки- не указан.
НО!!! невозможно не узнать здание нашего родного Морвокзала, да и автобус на снимке мне известен.
Далее стал вычислять год.
Дату съёмки определил: вторая половина 50-х, вероятно 56-58гг. (как определял, если интересно объясню в комментариях)
На фотографии изображён, как Вы уже поняли, автобус Икарус-55. А сочинский ли он, или залётный?
Небольшая справочка:
Ikarus-55 венгры выпускали с 1953г по 1972гг, с 1955г по 1973г выпускалась люксовая модификация. СССР стал закупать эти автобусы (по некоторым данным) с 1955г. (За период с 1955 по 1972 год Советским Союзом было приобретено 3 762 экземпляра машин различных модификаций). Автобусы покупались преимущественно для международных и междугородних перевозок, а также, в небольших количествах, для туристических перевозок.
И ещё из местной прессы:
20 января 1956 года Сочи получил 10 пассажирских автобусов марки «Икарус». Всего в СССР из Венгрии было прислано 20 «Икарусов», 10 из них были отправлены на курорты Крыма. В автобусе было 44 места,4 столика с настольными лампами, как в купе ж/д вагона. В спинке каждого сиденья также был выдвижной столик с электрической лампой. (в заметке не сказано, какая именно модель Икаруса, но по описанию внутреннего убранства, это 55-й)
В итоге: На первой фотографии, с остеклёнными скатами крыши, на площади у Морвокзала один из десяти автобусов с туристами. Я думаю, что эти 10 Икарусов использовались как туристические, экскурсионные в Сочи не только.
Ещё один довод в пользу того, что 55-е на Черноморском побережье Кавказа совершали туристические поездки служит следующая фотография, также с «Молотка»:
Гагра колоннада. Стоянка туристических и экскурсионных автобусов.
Фото на сайте датировано 1955г, но всё же не ранее 1956г, наверно 1956г и есть. (колпаки на колёсах ещё на месте)). Рейсовый там бы не остановился, ведь у него график. Автобус стоит в направлении из Сочи, значит только оттуда)))
Таким образом ещё можно сказать, что город Сочи уже в те годы выделяли и поэтому Икарус-55 появился у нас в первые годы поставок этих машин в СССР.
(под Икарусом-55 я подразумеваю и ИкаркусЛюкс, модификацию 55-го, кстати именно люксы в основном и поставлялись в СССР)
Далее немного обзорной информации о автобусе. (в технические тонкости с описанием вдаваться не стал)
Автобусы первых годов производства и поставок в СССР имели примерно такой внешний вид:
снимок сделан в Киеве.
Ниже фото автобуса в СССР на маршруте Ростов-Сталино:
Входная дверь в салон для пассажиров находилась посередине правого борта, у водителя была своя. Перед и зад автобуса довольно необычны, можно наверное применить слово «фантастичны».
Внутренняя планировка салона и сиденья- удобные. Не знаю как на других, но на сочинских салон выглядел примерно так:
Автобусы были не привычные и красивые, не зря же они стали предметом фотографирования и к тому же в 1954г на выставках в Париже и Женеве этот автобус был отмечен призами.
С годами, внешний вид автобуса упрощался, чтобы нарастить и удешевить производство, упростили и интерьер. На фото ниже -IkarusLux с изменённым (упрощённым) экстерьером, с привычным расположением входной двери (впереди) и соответствующей названию «начинкой» салона в Вильнюсе в первой половине 80-х:
На мой взгляд, после рестайлингов, внешнюю привлекательность и притягательность, 55-ый не потерял.
В целом модель была очень востребована в СССР и странах Восточной Европы, из-за дефицита подобных машин в СЭВ. Завод Икарус предлагал множество модификаций этой модели и выполнял индивидуальные заказы.
Икарусы-55 полностью исчезли с дорог страны в начале 80-х годов. Им на смену, ещё в начале 70-х, завод подготовил и стал производить более современный автобус- Икарус-250.
molotok.ru/, ru.autowp.ru/ikarus/55/pictures/, www.classicbus.ru/interesting/detail.php?ID=7, amonov.livejournal.com/331879.html?thread=3119207, io.ua/13010779p, infodon.org.ua/stalino/1224, ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F, maks-portal.ru/
Продолжение будет…
Вот я и решил написать про венгерские автобусы применительно к Сочи, в нескольких публикациях.
Икарус-55
Эту фотографию увидел на «Молотке». Место съёмки было подписано неправильно: назван какой-то крымский город, точнее -не помню. Год съёмки- не указан.
НО!!! невозможно не узнать здание нашего родного Морвокзала, да и автобус на снимке мне известен.
Далее стал вычислять год.
Дату съёмки определил: вторая половина 50-х, вероятно 56-58гг. (как определял, если интересно объясню в комментариях)
На фотографии изображён, как Вы уже поняли, автобус Икарус-55. А сочинский ли он, или залётный?
Небольшая справочка:
Ikarus-55 венгры выпускали с 1953г по 1972гг, с 1955г по 1973г выпускалась люксовая модификация. СССР стал закупать эти автобусы (по некоторым данным) с 1955г. (За период с 1955 по 1972 год Советским Союзом было приобретено 3 762 экземпляра машин различных модификаций). Автобусы покупались преимущественно для международных и междугородних перевозок, а также, в небольших количествах, для туристических перевозок.
И ещё из местной прессы:
20 января 1956 года Сочи получил 10 пассажирских автобусов марки «Икарус». Всего в СССР из Венгрии было прислано 20 «Икарусов», 10 из них были отправлены на курорты Крыма. В автобусе было 44 места,4 столика с настольными лампами, как в купе ж/д вагона. В спинке каждого сиденья также был выдвижной столик с электрической лампой. (в заметке не сказано, какая именно модель Икаруса, но по описанию внутреннего убранства, это 55-й)
В итоге: На первой фотографии, с остеклёнными скатами крыши, на площади у Морвокзала один из десяти автобусов с туристами. Я думаю, что эти 10 Икарусов использовались как туристические, экскурсионные в Сочи не только.
Ещё один довод в пользу того, что 55-е на Черноморском побережье Кавказа совершали туристические поездки служит следующая фотография, также с «Молотка»:
Гагра колоннада. Стоянка туристических и экскурсионных автобусов.
Фото на сайте датировано 1955г, но всё же не ранее 1956г, наверно 1956г и есть. (колпаки на колёсах ещё на месте)). Рейсовый там бы не остановился, ведь у него график. Автобус стоит в направлении из Сочи, значит только оттуда)))
Таким образом ещё можно сказать, что город Сочи уже в те годы выделяли и поэтому Икарус-55 появился у нас в первые годы поставок этих машин в СССР.
(под Икарусом-55 я подразумеваю и ИкаркусЛюкс, модификацию 55-го, кстати именно люксы в основном и поставлялись в СССР)
Далее немного обзорной информации о автобусе. (в технические тонкости с описанием вдаваться не стал)
Автобусы первых годов производства и поставок в СССР имели примерно такой внешний вид:
снимок сделан в Киеве.
Ниже фото автобуса в СССР на маршруте Ростов-Сталино:
Входная дверь в салон для пассажиров находилась посередине правого борта, у водителя была своя. Перед и зад автобуса довольно необычны, можно наверное применить слово «фантастичны».
Внутренняя планировка салона и сиденья- удобные. Не знаю как на других, но на сочинских салон выглядел примерно так:
Автобусы были не привычные и красивые, не зря же они стали предметом фотографирования и к тому же в 1954г на выставках в Париже и Женеве этот автобус был отмечен призами.
С годами, внешний вид автобуса упрощался, чтобы нарастить и удешевить производство, упростили и интерьер. На фото ниже -IkarusLux с изменённым (упрощённым) экстерьером, с привычным расположением входной двери (впереди) и соответствующей названию «начинкой» салона в Вильнюсе в первой половине 80-х:
На мой взгляд, после рестайлингов, внешнюю привлекательность и притягательность, 55-ый не потерял.
В целом модель была очень востребована в СССР и странах Восточной Европы, из-за дефицита подобных машин в СЭВ. Завод Икарус предлагал множество модификаций этой модели и выполнял индивидуальные заказы.
Икарусы-55 полностью исчезли с дорог страны в начале 80-х годов. Им на смену, ещё в начале 70-х, завод подготовил и стал производить более современный автобус- Икарус-250.
molotok.ru/, ru.autowp.ru/ikarus/55/pictures/, www.classicbus.ru/interesting/detail.php?ID=7, amonov.livejournal.com/331879.html?thread=3119207, io.ua/13010779p, infodon.org.ua/stalino/1224, ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F, maks-portal.ru/
Продолжение будет…
Комментарии (59)
RSS свернуть / развернутьYuriy1980
AtrosRamotran
Inoc
diskographia
Dyadya
kaktus
9000700dre
Garripil
spassvogel
Я только сегодня проехал две остановки. Ответ на этом основан. Да, красиво. Да эстетично. И Лучше чем прошлые икарусы- сосиськи, намного лучше. Но оба подогнаны на перевозку толп.
Но ведь вопрос как я понял в сравнении воспоминаний именно с этим экскурсионным вариантом. Именно это я и имел в виду. Тут ни чего обидного не вижу. Собственно и открытые экскурсионные автобусы в те времена были, единицы на весь город. Я их обожал.
Garripil
spassvogel
Перечитал. Самому смешно.
Ну… так получилось...:) Ну что теперь делать?:)
Garripil
spassvogel
Wing
Визжать, висеть на поручнях и подножках…
Мы это делали на электричках, когда заскакивали в Хосте и ехали обносить бахчу в районе Известий Адлера или в район Красного Штурма, купаться:)
Странно, но тогда электрички были забиты совершенно не понятными нам телами поболее чем автобусы:)
Garripil
AtrosRamotran
Точно Вам это не кажется :) — так прошу читать.
Garripil
chernomor
vitas1981
Lettka
Посмотрите на детей: во всем мире на палочках скачут, изображая первых пассажиров:)
Garripil
Даже фамилию водителя помню Шафиев. Вот страничку нашелhttps://www.respek.info/index.php?p=878
Dim
spassvogel
Dim
spassvogel
Dim
Spointer
Dim
chernomor
Моя детская мечта прокатиться на нем так и не осуществилась....:(
irinkaaa
spassvogel
spassvogel
chernomor
DoctorAngelicus
chernomor
DoctorAngelicus
spassvogel
Dim
Да они уже тогда еле живые были.
> не надо своими грязными руками пачкать светлую память этих роботяг
Как раз при совке грязными руками гопники резали сиденья, а благодарные пионЭры расписывали их шариковой ручкой.
DoctorAngelicus
Dim
DoctorAngelicus
Dim
rem-sochi
DoctorAngelicus
chernomor
DoctorAngelicus
rem-sochi
rem-sochi
irinkaaa
AtrosRamotran
bessochi
spassvogel
Спасибо за прекрасные воспоминания о детстве))
klena-sochi
Skif
Secretweapon
hartmann
chernomor
Spointer
Закипятить икарус надо было сильно постараться но если это произошло кольца садились быстро икарус этого не любил. При совке я работал в птп3 и тогда все или почти все было регламентировано. А дымили они действительно сильно соляра была не очень. Приходили они и с автоматами лиазовскими это было горе. Как если бы кв мерседес ставили кпп от запора.
Dim
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.