Эпоха Икарусов

Автобусы марки «Икарус» в нашей стране и, конечно, в нашем городе это целая эпоха.
Вот я и решил написать про венгерские автобусы применительно к Сочи, в нескольких публикациях.

Икарус-55



Эту фотографию увидел на «Молотке». Место съёмки было подписано неправильно: назван какой-то крымский город, точнее -не помню. Год съёмки- не указан.
НО!!! невозможно не узнать здание нашего родного Морвокзала, да и автобус на снимке мне известен.
Далее стал вычислять год.
Дату съёмки определил: вторая половина 50-х, вероятно 56-58гг. (как определял, если интересно объясню в комментариях)
На фотографии изображён, как Вы уже поняли, автобус Икарус-55. А сочинский ли он, или залётный?

Небольшая справочка:
Ikarus-55 венгры выпускали с 1953г по 1972гг, с 1955г по 1973г выпускалась люксовая модификация. СССР стал закупать эти автобусы (по некоторым данным) с 1955г. (За период с 1955 по 1972 год Советским Союзом было приобретено 3 762 экземпляра машин различных модификаций). Автобусы покупались преимущественно для международных и междугородних перевозок, а также, в небольших количествах, для туристических перевозок.
И ещё из местной прессы:
20 января 1956 года Сочи получил 10 пассажирских автобусов марки «Икарус». Всего в СССР из Венгрии было прислано 20 «Икарусов», 10 из них были отправлены на курорты Крыма. В автобусе было 44 места,4 столика с настольными лампами, как в купе ж/д вагона. В спинке каждого сиденья также был выдвижной столик с электрической лампой. (в заметке не сказано, какая именно модель Икаруса, но по описанию внутреннего убранства, это 55-й)

В итоге: На первой фотографии, с остеклёнными скатами крыши, на площади у Морвокзала один из десяти автобусов с туристами. Я думаю, что эти 10 Икарусов использовались как туристические, экскурсионные в Сочи не только.
Ещё один довод в пользу того, что 55-е на Черноморском побережье Кавказа совершали туристические поездки служит следующая фотография, также с «Молотка»:


Гагра колоннада. Стоянка туристических и экскурсионных автобусов.
Фото на сайте датировано 1955г, но всё же не ранее 1956г, наверно 1956г и есть. (колпаки на колёсах ещё на месте)). Рейсовый там бы не остановился, ведь у него график. Автобус стоит в направлении из Сочи, значит только оттуда)))

Таким образом ещё можно сказать, что город Сочи уже в те годы выделяли и поэтому Икарус-55 появился у нас в первые годы поставок этих машин в СССР.
(под Икарусом-55 я подразумеваю и ИкаркусЛюкс, модификацию 55-го, кстати именно люксы в основном и поставлялись в СССР)

Далее немного обзорной информации о автобусе. (в технические тонкости с описанием вдаваться не стал)

Автобусы первых годов производства и поставок в СССР имели примерно такой внешний вид:

снимок сделан в Киеве.
Ниже фото автобуса в СССР на маршруте Ростов-Сталино:

Входная дверь в салон для пассажиров находилась посередине правого борта, у водителя была своя. Перед и зад автобуса довольно необычны, можно наверное применить слово «фантастичны».

Внутренняя планировка салона и сиденья- удобные. Не знаю как на других, но на сочинских салон выглядел примерно так:

Автобусы были не привычные и красивые, не зря же они стали предметом фотографирования и к тому же в 1954г на выставках в Париже и Женеве этот автобус был отмечен призами.
С годами, внешний вид автобуса упрощался, чтобы нарастить и удешевить производство, упростили и интерьер. На фото ниже -IkarusLux с изменённым (упрощённым) экстерьером, с привычным расположением входной двери (впереди) и соответствующей названию «начинкой» салона в Вильнюсе в первой половине 80-х:

На мой взгляд, после рестайлингов, внешнюю привлекательность и притягательность, 55-ый не потерял.
В целом модель была очень востребована в СССР и странах Восточной Европы, из-за дефицита подобных машин в СЭВ. Завод Икарус предлагал множество модификаций этой модели и выполнял индивидуальные заказы.

Икарусы-55 полностью исчезли с дорог страны в начале 80-х годов. Им на смену, ещё в начале 70-х, завод подготовил и стал производить более современный автобус- Икарус-250.

molotok.ru/, ru.autowp.ru/ikarus/55/pictures/, www.classicbus.ru/interesting/detail.php?ID=7, amonov.livejournal.com/331879.html?thread=3119207, io.ua/13010779p, infodon.org.ua/stalino/1224, ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F, maks-portal.ru/

Продолжение будет…
  • +218
  • 24 января 2014, 18:19
  • chernomor

Комментарии (59)

RSS свернуть / развернуть
+
Читал и особенно смотрел фото С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ! Спасибо. Я и не думал, что Икарусы могли так «фантастично» выглядеть.
avatar

Yuriy1980

  • 24 января 2014, 18:31
+
Интересно))) Спасибо за топик)
avatar

AtrosRamotran

  • 24 января 2014, 18:44
+
Вот это статья! Прям загляденье!
avatar

Inoc

  • 24 января 2014, 18:58
+
Может кто вспомнит выглядывающую под маяком сцену летнего «Клуба моряков»? Танцы там проводились под открытым небом круглый год. Вся молодёжь города тусовалась в этом клубе!
avatar

diskographia

  • 24 января 2014, 18:59
+
Топик порадовал!
avatar

Dyadya

  • 24 января 2014, 19:03


+
меня на таком пару раз в школу возили… :)
avatar

kaktus

  • 24 января 2014, 19:07
+
мне кажется или старый Икарус намного комфортабельнее чем новые закупленные автобусы?
avatar

9000700dre

  • 24 января 2014, 19:07
+
Точно Вам не это кажется :)
avatar

Garripil

  • 24 января 2014, 19:41
+
а что ему кажется?
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 19:43
+
Ну раз у меня спросили отвечу и за себя и, думаю, за него. Родное кажется, проверенное. Надежное, Теплое.
Я только сегодня проехал две остановки. Ответ на этом основан. Да, красиво. Да эстетично. И Лучше чем прошлые икарусы- сосиськи, намного лучше. Но оба подогнаны на перевозку толп.
Но ведь вопрос как я понял в сравнении воспоминаний именно с этим экскурсионным вариантом. Именно это я и имел в виду. Тут ни чего обидного не вижу. Собственно и открытые экскурсионные автобусы в те времена были, единицы на весь город. Я их обожал.
avatar

Garripil

  • 24 января 2014, 20:07
+
я вообще-то прикалываюсь! без обид! просто Вы, как мне кажется, перепутали местами «не» с «это». и смысл сразу поменялся.))
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 20:10
+
Щас перечитаю.
Перечитал. Самому смешно.
Ну… так получилось...:) Ну что теперь делать?:)
avatar

Garripil

  • 24 января 2014, 20:55
+
Ну что теперь делать?:)
найти икарус-гармошку на ходу, залезть в круге на поручни и визжать на поворотах.)))))))
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 20:59
+
был такой кайф :)
avatar

Wing

  • 24 января 2014, 21:10
+
НЕЕЕЕ!!!
Визжать, висеть на поручнях и подножках…
Мы это делали на электричках, когда заскакивали в Хосте и ехали обносить бахчу в районе Известий Адлера или в район Красного Штурма, купаться:)
Странно, но тогда электрички были забиты совершенно не понятными нам телами поболее чем автобусы:)
avatar

Garripil

  • 24 января 2014, 21:24
+
В круге на поручни можно было удобно опереться и читать книжку, точно помню))) А сколько закладок у меня вниз попадало!
avatar

AtrosRamotran

  • 25 января 2014, 08:16
+
Исправляю по подсказке spassvogel.
Точно Вам это не кажется :) — так прошу читать.
avatar

Garripil

  • 24 января 2014, 21:49
+
Сравнивать не корректно: тогда были одни критерии- сейчас другие требования; Икарус в публикации- междугородник или экскурсионник, сейчас купили городские. Но если сравнивать теперишние автобусы с городскими Икарусами 80-х, То (первое что пришло в голову) сиденья, по крайней мере тогда, были мягкие, сейчас жёсткие пластмассовые табуретки. Довелось пошлой весной ехать с Розы Хутор до вокзала в Сочи, это почти 2 часа… Хуже ощущений не испытывал. И ещё, зачем сейчас купили автобусы большой вместимости с 2 дверями? или они полными никогда не будут ходить? Как выбраться с самой галёрки до двери, да ещё иногда и до первой при забитом пассажирами салоне. Трёх дверные автобусы нужно было брать с сиденьями как на зелёных 103-х Мазах (они же и на Икарусах стояли). Ну а кондёр и уровень пола это конечно плюс.
avatar

chernomor

  • 24 января 2014, 20:40


+
Довелось пошлой весной ехать с Розы Хутор до вокзала
Прикольно
avatar

vitas1981

  • 25 января 2014, 00:12
+
Очень интересный экскурс в историю) жду продолжения)
avatar

Lettka

  • 24 января 2014, 19:15
+
А какого продолжения? Да еще в историю!
Посмотрите на детей: во всем мире на палочках скачут, изображая первых пассажиров:)
avatar

Garripil

  • 24 января 2014, 21:38
+
Я работал на икарусах. Отличная машина особенно по сравнению с нашим Лазом. Юность вспоминается. Кто помнит ик 250 «кабриолет» от Ревьеры ходил на Ахун.Номер вроде 105. Классная машина.
Даже фамилию водителя помню Шафиев. Вот страничку нашелhttps://www.respek.info/index.php?p=878
avatar

Dim

  • 24 января 2014, 19:23
+
Кто помнит ик 250 «кабриолет»
я помню! к сожалению, так и не довелось на нам проехать.(
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 19:25
+
Солнце море социализм пирожки и пиво из автоматов за 20 коп
avatar

Dim

  • 24 января 2014, 19:28
+
до пива тогда я еще не дорос, но автоматы с газировкой… мммм… за 3 копейки!!! вещь! рогалик за 5 коп.! вещь!.. кефир в бутылках, молоко в треугольных пакетах…
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 19:31
+
бросаешь 3 коп несколько раз и в стакан один сироп попадает а потом за копейку газировки туда же и вот она амврозия т.е напиток богов
avatar

Dim

  • 24 января 2014, 19:34
+
А мы хитро бросали 1 копейку и пили водичку с сиропом:)
avatar

Spointer

  • 25 января 2014, 01:34
+
Не 250 а 200
avatar

Dim

  • 24 января 2014, 19:27
+
Про «кабриолет» я уже писал, посмотрите здесь
avatar

chernomor

  • 24 января 2014, 19:51
+
такой?

Моя детская мечта прокатиться на нем так и не осуществилась....:(
avatar

irinkaaa

  • 24 января 2014, 23:18
+
теперь понятно почему наши ЛАЗы такие… +
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 19:25
+
автор, готовь продолжение про «гармошек». с ними воспоминаний по боле!)))
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 19:39
+
Будет и про «гармошки» на следующей неделе
avatar

chernomor

  • 24 января 2014, 19:47
+
Помню. Жуткие были, коптящие, скрипящие, латаные перелатаные Икарусы при Совке.
avatar

DoctorAngelicus

  • 24 января 2014, 19:54
+
Не без помощи Икаров Олимпиада строилась: сколько их в качестве вахтовок стояло у строящихся объектов.
avatar

chernomor

  • 24 января 2014, 19:59
+
Откуда их выкопали, сам удивляюсь.
avatar

DoctorAngelicus

  • 24 января 2014, 20:03
+
как техосмотр отменили, так весь металлолом и ожил!
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 20:06
+
Как раз при совке они были на ходу а вот при нынешней сволоте они были ушатаны их эксплуатировали нещадно вместо трансмисионного масла в мосты лили отработку но мосты мановские ходили даже и в таких условиях форсунк и тнвд нове вооще не видел никто. но они все равно работали. потом их стали ставить к забору и разбирать по частям. и вот тут не надо своими грязными руками пачкать светлую память этих роботяг
avatar

Dim

  • 24 января 2014, 20:12
+
> Как раз при совке они были на ходу

Да они уже тогда еле живые были.

> не надо своими грязными руками пачкать светлую память этих роботяг

Как раз при совке грязными руками гопники резали сиденья, а благодарные пионЭры расписывали их шариковой ручкой.
avatar

DoctorAngelicus

  • 24 января 2014, 20:25
+
Троль професиональный. Человек старался а ты тут срешь ты и есть гопник а нож это твой грязный язык
avatar

Dim

  • 24 января 2014, 20:29
+
Проза совковой жизни — она, да, иногда неочень приятна.
avatar

DoctorAngelicus

  • 24 января 2014, 23:25
+
Любишь вызывать эмоции? Наверное в жизни серый и скучный человек сидящий где то в администрации и думающий о прогрессирующем геморрое и кредите на утюг. дома худая и ворчливая жена в грязном халате которая тебя ненавидит и только тут чуствуешь себя значимым вызывая у кого то хоть какие то эмоции
avatar

Dim

  • 25 января 2014, 17:17
+
Жуткие были, коптящие, скрипящие, латаные перелатаные Икарусы при Совке.
в Сочи все новье было-не надо врать то! Жителям Макаренко на 0:51:30 Икарус19 номер!!!0:37:40 -любителям ривьерского моста и фильмв15 школе снимали)))
avatar

rem-sochi

  • 24 января 2014, 21:30
+
Не все, звездеть не надо. Все помнят заштопанные рваные гармошки и изрезанные исписанные пионэрами сиденья.
avatar

DoctorAngelicus

  • 24 января 2014, 23:14
+
Это было в 90-е. В 80-е автобусы были ухоженные, поскольку их меняли каждые 3 года.
avatar

chernomor

  • 24 января 2014, 23:30
+
Я помню последние, которые с ременными петлями-держателями на поручнях были. Машина неплохая была, но для Сочи неэкологичная. Видимо, и в мире они не прижились по этой причине.
avatar

DoctorAngelicus

  • 24 января 2014, 23:35
+
но для Сочи неэкологичная. Видимо, и в мире они не прижились по этой причине.
ну да ПАЗИКИ и ЛАЗики они поэкологичнее были… Дизель сам по себе экологичнее бензина, дымили от плохой соляры нашей…
avatar

rem-sochi

  • 25 января 2014, 10:27
+
Все помнят заштопанные рваные гармошки и изрезанные исписанные пионэрами сиденья.
Мишаня дак ты пацан!!!!!.. а то доктор, доктор…
avatar

rem-sochi

  • 25 января 2014, 10:25


+
Аааа, я помню, как этот фильм в моем доме снимали))) Мы глазели, как каскадер в несколько дублей выпрыгивал со второго этажа на маты)))
avatar

irinkaaa

  • 24 января 2014, 23:21
+
Ну как же доктор и не скажет гадость…
avatar

AtrosRamotran

  • 25 января 2014, 08:18
+
www.privetsochi.ru/blog/23072.html вот я писал про один из бывших сочинских икарусов гармошек
avatar

bessochi

  • 24 января 2014, 22:47
+
просмотрел Ваш топик и вспомнил случай, когда в одну ночь три таких гармошки угнали. подробностей не знаю, да и эта информация по слухам, НО! Утром, возвращаясь от бабушки на 7-ке, я их видел в разных местах по пути следования маршрута. какой-то из них «мордой» в заборе был в районе скорой помощи, другой на г.Москве, а где был третий уже и не помню. может кто, что слышал?
avatar

spassvogel

  • 24 января 2014, 23:08
+
+++
Спасибо за прекрасные воспоминания о детстве))
avatar

klena-sochi

  • 24 января 2014, 22:48
+
Жаль что в Сочи не было таких Икарусов

avatar

Skif

  • 24 января 2014, 22:59
+
в сочи такому было бы не развернуться )
avatar

Secretweapon

  • 25 января 2014, 08:45
+
Не знаю как в других городах юга СССР, но в Сочи были именно Икарусы для стран с теплым климатом. С большими сдвижными форточками, как на фото у Скифа. Очень надежный, легкий в управлении и простой автобус!
avatar

hartmann

  • 24 января 2014, 23:23
+
Про 200-е будет ещё публикация, про них давайте там поговорим))
avatar

chernomor

  • 24 января 2014, 23:31
+
Отличный топик!+++
avatar

Spointer

  • 25 января 2014, 01:48
+
Если брать техническую сторону то у икарусов по сравнению с пазиками и лазами очень пргрессивная тормозная система и система охлаждения. Если у паза с его пневмогидравлическими тормозами отказывал компрессор скажем на Бытхе то это была очень очень большая проблема тормоза просто исчезали. На пазе можно еще попробовать тормозить передачей а лаз с его кулисой вообще становился не управляемым. А уж про охлаждение говорить и не стоит фонтаны били и у того и у другого. У ик 250 тормоза при отказе компрессора разводились и машину не сдвинуть если в систему не закачать 3-4 атм.
Закипятить икарус надо было сильно постараться но если это произошло кольца садились быстро икарус этого не любил. При совке я работал в птп3 и тогда все или почти все было регламентировано. А дымили они действительно сильно соляра была не очень. Приходили они и с автоматами лиазовскими это было горе. Как если бы кв мерседес ставили кпп от запора.
avatar

Dim

  • 25 января 2014, 17:08

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.