А знаете ли вы?

Немногие знают, что у железнодорожного вокзала города Сочи есть брат-близнец.
Железнодорожный вокзал в Симферополе — одна из главных архитектурных достопримечательностей столицы Крыма, построен по проекту известного советского архитектора А. Н. Душкина в 1951 году, реконструирован в 2000 году.


Проект вокзала А. Н. Душкин разработал в 1945 году. В 1946 году началась стройка, немного севернее старого вокзала. Новое здание строилось с 1946 по 1951 годы. На открытие вокзала собрался весь город, присутствовал Климент Ворошилов.

Вокзал является великолепным образцом южной архитектуры, органично вписанной в окружающий ландшафт. Комплекс вокзала состоит из трех частей: главного и служебного корпусов, и башни с часами. Части вокзала органично связаны системой арок и галерей. Здание имеет много общих черт с зданием железнодорожного вокзала станции Сочи, также спроектированного А. Н. Душкиным.


История.
В 1946 году в Симферополе началось строительство нового вокзала. Оно велось по проекту Александра Николаевича Душкина. В энциклопедических словарях о нем сказано, что по его проекту построены также станция метрополитена в Москве «Кропоткинская» (1933-35) «Маяковская» (1938-39), высотное здание на Лермонтовской площади (1953 год, вместе с Б. Мезенцевым), а также то, что он руководил проектированием ряда вокзалов в стране. В 1941, 1946, и 1949 годах Александр Душкин удостоен Сталинских премий СССР.
В 1951 году вокзал был закончен и сдан в эксплуатацию — сегодня это одно из красивейших архитектурных сооружений в стране. Вокзалы с аналогичными архитектурными решениями по проектам Душкина построены также в Днепропетровске и Сочи. По документам строительства и сдачи в эксплуатацию вокзала, сохранившихся с 1951 года, мы установили, что стоимость его (без стоимости стройматериалов) составляла по тогдашним ценам 8 миллионов 559 тысяч 375 рублей. Стройка велась из инкерманского камня силами железнодорожных строительных организаций. На первых парах в качестве рабочей силы использовались немецкие военнопленные.
Здание построено в стиле итальянской архитектуры. Однажды гости из Италии были сильно удивлены стилевой схожестью вокзала и говорили, что они чувствуют себя как дома. Впрочем, строителям не удалось по каким-то ныне неизвестным причинам воплотить весь замысел. По некоторым данным, здание строилось в симметрической проекции и с двумя галереями по бокам именно для того, чтобы создать посредине итальянский дворик с фонтаном, который впоследствии планировалось перекрыть стеклянной крышей и создать там зимний сад, наподобие того, какой есть в Алупкинском дворце. Сам Итальянский дворик сильно напоминает одноименное произведение архитектуры в Ливадийском дворце — такой же фонтан, такие же клумбы, такие же колонны…

Достопримечательностью, практически визитной карточкой Крыма, стала башня вокзала с часами. Как рассказывает механик дистанции сигнализации и связи Таисия Скрынникова, предназначение 42-х метровой башни — не только в часах, но и в обеспечении водой всего станционного хозяйства. Внутри башни сделана при строительстве артезианская скважина, на высоту поднята емкость, которая постоянно наполняется водой при помощи насосов. Первоначально на шпиле башни была установлена не звезда, а венок из колосьев, а звезда появилась значительно позже. Сейчас в крымском обществе идет дискуссия, и звезда снова будет, видимо, заменена первоначальным символом, но это уже будет после того, как закончится в Крыму правление коммунистов.
Часы на башне имеют огромные размеры: диаметр каждого из четырех циферблатов, повернутых во все стороны света, больше трех метров, длина минутных стрелок — два метра, часовых — полтора метра. Возле каждой цифры на циферблате установлены знаки зодиака, каждый из которых размером больше метра, хотя снизу кажутся небольшими.
Кстати, на циферблате изображены символы не только общеизвестных знаков зодиака, но и других созвездий: на часах нет Девы, Весов и символа Украины — Тельца. Зато добавлены созвездия Змееносца, Гончих Псов и Лебедя, которые в обычный зодиакальный круг не входят. Кроме того, последовательность остальных знаков зодиака нарушена. Можно все объяснить невежеством архитектора, но на случайную ошибку это не похоже.
— Кто и зачем расположил символы в такой странной последовательности — неясно, — говорит начальник городского отдела охраны памятников Ольга Сергеева — Хотя, конечно, без Алексея Душкина не обошлось. Все эскизы разрабатывались и утверждались при нем.
Часы механические, они приводятся в движение гирями, вес которых 250 килограммов. Гири подтягиваются раз в десять дней. Сейчас следят за часами механики ДСС, но до 2001 года, то есть с момента пуска и до своей смерти, за ними ухаживал известный симферопольский часовой мастер Владимир Дробязко…


В башне находится также резервуар, в который насосы закачивают воду из артезианской скважины, находящейся в этой же башне. Шпиль башни венчает пятиконечная звезда.

Появление современного транспорта и крупного промышленного предприятия привело к бурному развитию города. Город стал застраиваться в западном направлении от старой границы города (современная улица Толстого). У станции возникла самая большая рабочая слобода Симферополя — Железнодорожная. Это современный жилой массив к югу от бульвара Ленина, между ул. Павленко и железной дорогой.

Благодаря железной дороге появляются настоящие промышленные предприятия, открываются огромные возможности использования местных ресурсов. Первыми такими предприятиями стали филиал московской кондитерской фабрики «Эйнемъ» и фабрика А. И. Абрикосова.
Станция Симферополь в пиковые летние месяцы пропускает до 50 тыс. человек ежедневно.

__
Фотографии железнодорожного вокзала города Сочи (для сравнения):

Информация: Сочинский Вокзал








___
По Материалам:
Николай СЕМЕНА, ж-л «ВЕСЬ ТРАНСПОРТ».
газета Главный Проспект.

___
Несколько интересных материалов:

статья

статья номер 2
  • +86
  • 14 июня 2012, 12:46
  • uniameUs

Комментарии (29)

RSS свернуть / развернуть
+
avatar

12345

  • 14 июня 2012, 12:58
+
Добавил.
avatar

uniameUs

  • 14 июня 2012, 13:31
+
Бллллииин! Ну ты (думаю на железнодорожникам можно на ты) меня опередил давно задумывал материал на эту тему двух вокзалов… прям мои мысли материализовал))) И этот фильм тоже у меня есть.
От себя скажу вокзалы конечно не близнецы но аналогичны.И ещё симферопольские часы безголосы у них нет собственного боя.Вместо него работает старенький будильник, подключённый к микрофону с усилителем.
На счёт «секретного храма» тут журналисты как всегда в погоне за сенсацией дали лажу.Был этой зимой в Симферополе, лично убедился так называемый «храм» венчающий зал ожидания нормально виден с платформ вокзала, да и изнутри если задрать голову тоже )))
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 16:17
+
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 16:26
+
Кстати на Красной поляне тоже построили башню с часами под стиль сочинского вокзала.Интересно, часы они тоже скопировали один в один или есть различия.Не видел крупного фото этой башни(часов)
Вроде по воспоминаниям жены архитектора Душкина заставили (обстоятельства) сделать сочинский вокзал скромнее и поменьше симферопольского.
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 16:53
+
Красная Поляна: фото блогера с привета)



avatar

uniameUs

  • 14 июня 2012, 18:33
+
Ясно.Они изобразили правильный зодиакальный круг, а не тот что у Душкина.
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 21:15
+
… циферблат на часах по типу симферопольских, а башенные оконца как на сочинской… винегрет получается)))
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 21:18
+
А вот штучка прикольная.

avatar

uniameUs

  • 14 июня 2012, 18:36
+
avatar

uniameUs

  • 14 июня 2012, 18:40
+
Хорошие раритеты.
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 21:25
+
Я, кстати, тоже давно планировал-планировал) Созрел вот только)
avatar

uniameUs

  • 14 июня 2012, 16:35
+
В сочинском вокзале тоже нет курантов. Стояли часы с боем и микрофон. Причём тогда в газете писали, что часы и микрофон тщательно спрятаны в ящик, чтобы «прилетевшая оса не перепугала весь город!». Кстати, мухи, видимо, в те годы в центре Сочи не летали…
avatar

12345

  • 14 июня 2012, 22:30
+
Я в школе писала сочинение именно о нашем вокзале- 5 листов получилось вкратце. Меньше- никак. Наш вокзал восхитителен, всё до мелочей продумано, без мещанства и безвкусицы… Человек был Архитектором с большой буквы, не то, что нынешние…
avatar

mashaivanova

  • 14 июня 2012, 13:02
+
Сочинский вокзал красивее :)))
avatar

slavina

  • 14 июня 2012, 13:13


+
Однозначно.
avatar

shpion

  • 14 июня 2012, 14:35
+
Точно, наше краше!
avatar

KRASiVAiA

  • 14 июня 2012, 14:43
+
" у железнодорожного вокзала города Сочи есть брат-близнец"… В этом году специально во время путешествия по Крыму заезжали осматривать симферопольский вокзал с целью сравнения его с сочинским. Да, архитектор один, стил общий, но они абсолютно разные.
avatar

so3537

  • 14 июня 2012, 13:37
+
так же есть сестра близнец у сочинской гостиницы Жемчужины, в Ялте с одноименным названием «ЯЛТА», обе гостиницы построены по одному проекту, к сож никак не удается вырваться в Ялту и своими глазами увидеть и сравнить двух сестер-))) мож кто был?
avatar

sochi93

  • 14 июня 2012, 14:00
+
я был, внешне очень похоже, с другой стороны у них тоже бассейн, но холл сильно отличается
avatar

Piton

  • 11 января 2013, 16:50
+


Ялта-Интурист?
avatar

nablyudashka

  • 14 июня 2012, 15:21
+
Внешне они различаются, а так да похожи :)
Сайт гостиницы Ялта
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 16:29
+
очень интересно (+)
avatar

Antana

  • 14 июня 2012, 19:44
+
Часы двух вокзалов — для сравнения
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 21:41
+
Оу. Я и забыл уже эту тему)))
avatar

uniameUs

  • 14 июня 2012, 21:50


+
avatar

kaktus

  • 14 июня 2012, 22:03
+
Да! Сколько всего интересного мы не знаем.
avatar

mak-m

  • 15 июня 2012, 00:14
+
Теперь будем знать. Полезная информация, спасибо.
avatar

ElectroEf

  • 15 июня 2012, 00:30
+
Но все же симферопольский попроще.
avatar

catvilka

  • 20 июня 2012, 22:55

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.