Рейтинг
+391.35
голосов:
57
avatar

История Сочи  

Потерянная Никопсия или где была Зихская епархия

Обычно, говоря о том, где была Никопсия, приводится район Новомихайловки Туапсинского района. Но, эта версия совершенно не стыкуется с реалиями по следующим причинам:

а) В Никопсии располагалась Зихская епархия, а это уже говорит о том, что в её непосредственной близости должно быть расположены множество раннехристианских храмов-базилик, а их там просто нет, одни предположения о том, что они могут там быть (к примеру, в Херсонской епархии было минимум 10 базилик);

б) По Константину Багрянородному Никопсия располагалась на границе Зихии и Авазгии, т.е. в районе именно южных границ Зихии. А предполагать, что район Новомихайловки и был южной границей Зихии как-то не приходится, так как южная граница Зихии как раз приходится на Сочи-Адлерский регион согласно множеству источников;

в) Согласно периплу безымянного автора V века Никопсия была расположена неподалёку от реки Псахапсис, а в Сочи мы имеем как минимум 2 реки с подходящими корнями — это Псахе (Мамайка) и Псахо (приток Кудепсты), где в близости от бассейна Псахо расположено множество раннесредневековых базилик;

г) Безымянный автор перипла V века приводит достаточно часто именно местные топонимы, такие как Васий, Топсида, Псахапсис и др., так что считать название Никопсия именно каким-либо греческим эквивалентом совершенно не обязательно и вполне оно может быть абхазо-абадзехско-убыхским вариантом, состоящим из Ныха + Пс. Ныха (Аныха) — так обычно обозначается «святилище», «икона», «храм». Даже гора Сахарная головка, расположенная на водоразделе Псахо — Мзымта, на вершине которой расположены развалины раннесредневековой базилики имеет родное название Лацинуха, где «нуха» понимается многими топонимистами, как «ныха». Так же в Сочи была и Аублаа-Ныха (г. Батарейка). В принципе, даже абхазская Анакопия, как считается некоторыми абхазскими учёными, вполне может пониматься, как Аныхапия, с соответствующим синонимом-корнем. Т.е. в последнем получается, что Никопсия и Анакопия в исходном понимании практически синонимистические термины. Вполне возможно, что именно это понимание и способствовало помещению Анакопии в Сочи-Адлерский регион картографу 18 века Джованни Антонио Риззи Заннони.



( Читать дальше )
  • 21 ноября 2017, 16:29
  • RebelNeo
  • 21

История из VHS хвостов часть III. Медиалица

В сегодняшнем заказе на оцифровку затаился интересный «хвостик»… Попалась какая-то программка про образование в Сочи. Год, примерно 1997.
Оператор, видимо от безысходности, переснял всю журналистскую братию, присутствовавшую на пресс-конференции начальников из администрации. Вобщем, наделал я стопкадриков. Сам вспомнил медиалица тех лет, а может и ещё кому интересно?!

Люди, чьи портреты я опубликовал ниже, не стояли у истоков сочинского телевидения. Они трудились гораздо позже первых трансляций СГТРК. Эти корреспонденты и телеоператоры своими руками и головами творили эфир 90-х. Кстати, слово тогда было свободнее…

Первым выкладываю фото самой красивой девушки с микрофоном (из без него) Светланы Устинович.


Ну (под катом) еще несколько лиц, которые очень часто мелькали на экране в те годы.


( Читать дальше )

Праздновать или?...

ПРАЗДНОВАТЬ ИЛИ ИЗВИНИТЬСЯ? Не знаю.

Наверное, я ко всему отношусь критически. Я не понимаю, почему городу, которому мы отмечали 150-летие в 1988 году, году, сейчас, в 2017 исполняется 179 лет?

Есть, правда, оправдательные документы. Извиняюсь за подробности, но вот они…

Так сколько Сочи лет?

Сегодня в лентах новостей мелькают заметки о столетии нашего города.

  • Город Сочи отмечает столетие.

31 июля 1917 года посад Сочи получил статус города.

В городскую черту были включены дачи Верещагина, Хлудова, графа Шереметева, Великого князя Михаила Николаевича и другие земли.

После Гражданской войны в Сочи начинают создавать курорт. В 1934 году был утвержден первый план реконструкции города. В 1961 году в состав сочинского округа вошли Адлерский и Лазаревский районы. Большой Сочи растянулся от поселка Магри до границы с Абхазией, став одним из самых длинных городов в мире.

Но, я помню у меня ещё в детстве был памятный значок «Городу Сочи — 150 лет»
Потом, из-за возмущений местных шапсугов, которые считают, что городу на самом деле более 300 лет, празднование 150-летия признали ошибочным.

Официальная хроника:

Информационная записка

В конце мая 1988 года в Сочи отмечался юбилей – 150-летие со времени основания города. Состоялось торжественное собрание, в честь этой даты на курорте прошел ряд массовых мероприятий, выпускалась продукция и буклеты с юбилейной символикой.

В Сочинский городской Совет поступило заявление общества «Адыгэ Хасэ» о неправомочности подобных мероприятий. Народными депутатами, членами комиссии по культуре, национальным отношениям, религии и средствам массовой информации проведено депутатское расследование этого вопроса. Анализ исторических документов и газетных публикаций показал, что празднование 150-летия Сочи в 1988 году проведено необоснованно, 1838 год нельзя считать датой основания города, так как военное укрепление в том году было построено на месте уже существовавшего ранее адыгского (убыхского) аула – Саше. Комиссия считает, что в дальнейшем имеет смысл праздновать в Сочи лишь юбилеи основания курорта, что связано с точной датой (1909 год). Для установления же исторической истины по поводу первых поселений в Сочи было бы целесообразно провести на побережье научно-практическую конференцию.

В то же время у комиссии нет оснований считать, что мероприятия, связанные с юбилеем, проводились якобы для ущемления национальных чувств тех или иных жителей Сочи. Доказательством этому служит то, что никакого документа о 150-летнем юбилее города не принималось, постановлением исполкома Сочинского горсовета был лишь утвержден план организационно-массовых мероприятий по подготовке и проведению юбилея (протокол от 27 декабря 1985 года), которым предусматривались открытие новых филиалов музеев, реконструкция старых зданий и работы по благоустройству улиц, скверов и площадей города.


( Читать дальше )
  • 17 ноября 2017, 16:22
  • kreativschou
  • 14

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года.(часть 3-я)

Начало здесь

Свято – Николаевский приход после революционных событий.

Свято – Николаевский приход вступил в новую эпоху — эпоху цинизма по отношению ко всему святому и откровенно враждебную Христовой Церкви. Но жизнь продолжалась, и ни смотря, ни на что Российская Православная Церковь продолжала выполнять свое божественное предназначение, заботясь о спасении человеческих душ в попущенных Богом, по грехам людским, по истине «дышащим адом» условиях. С 1918 года уже действовал декрет новой власти «о свободе совести, церковных и религиозных обществах», однако власть в городе взяли сначала грузинские меньшевики, а затем добровольцы генерала Деникина. Большевики восстановили свою власть в Сочи уже в 1920 году. В начале августа 1922 года прихожанами Свято – Николаевской церкви города Сочи было проведено общее собрание под председательством нового настоятеля храма о.Евгения Пономарёва, на котором после ознакомлении прихожан с декретом, было постановлено образовать Народно – Христианскую Общину при Свято – Николаевской церкви. Были избранны члены Правления Общины, как исполнительного органа, в составе 12-ти человек и 12-ти кандидатов к ним. В числе кандидатов, в протоколе данного собрания, упоминается Сергей Старк (племянник Александра Александровича Старка – русского энтомолога, систематика живой природы, жившего в Сочи, а также родной брат Георгия Старка – контр-адмирала, который после революции перешёл в подчинение адмирала Колчака и возглавил сначала Волжскую, а затем Сибирскую флотилию). Избранному правлению, поручается принять меры к скорейшему проведению в жизнь постановления собрания об образовании общины путём заключения договора с Сочинским Исполкомом.

Следом за этим собранием, 8 августа 1922 года следует собрание Правления Народно – Христианской Общины при Свято – Николаевской церкви, на котором был избран новый староста прихода гр. Татаринов. Также была проведена опись имущества храма. Так приход вынужденно приспосабливался к новым порядкам, в надежде на своё дальнейшее существование, которое продолжилось ещё порядка 10-12 – ти лет.

К сожалению, об этом периоде существования прихода и судьбе Общины Свято – Николаевской церкви сведений практически не сохранилось по понятным причинам, кроме некоторых протоколов собраний и рассказов – воспоминаний старожилов города: «в этой церкви венчались мои родители».
Отдельно можно упомянуть о том, что с 1907 в Сочи жила Инна Карловна Старк(1884-1969) вместе с братом Сергеем Карловичем и матерью Агриппиной Никаноровной. Во времена войны 1914 года Инна Карловна вместе с патриотическими сочинскими дамами учредила кафе «Чашка чая», где дамы хозяйничали по очереди, а доход шёл на содержание санатория для больных и раненых воинов. В 1920 году Инна Карловна вышла замуж за Владимира Владимировича Штейпа, с которым они обвенчались в церкви без купола, что за Хлудовским парком (Свято – Никольский храм).

19 июля 1927 года из ведения «Николаевской общины» была изъята часовня — книжница на старосочинском базаре, что было оформлено в «законном порядке», под предлогом дальнего от храма расположения (две версты) и не совершения в ней религиозных обрядов, а лишь торговли. История Свято – Николаевского прихода подходила к своему завершению. В начале 30-х годов, а именно к 1934-му году на территории Сочинского округа все приходы Православной Российской Церкви были закрыты. Оставались считанные годы до нападения фашистской Германии на СССР. Кто знает, может быть, если не произошло бы в России революции, возможно, могло и не случиться этой страшной войны? Оставим этот вопрос на суд истории.

Заключение.

Минуло 100 лет с дней великой для России трагедии, сначала «февральского», а затем «октябрьского» переворотов. В декабре этого года будет 100 лет со дня гибели в Сочи семьи отставного царского премьер – министра Горемыкина с семьёй, а в июле следующего 2018 года — 100 лет трагедии убийства царской семьи большевиками в Екатеринбурге, которую кроме как «Русская голгофа» не назовёшь. Немало крови наших предков, разного чина, сословий и национальностей пролилось, в последующей революции, гражданской войне и днях «лихолетия» и репрессий. Далее Вторая мировая война, как следствие происходящих вслед за гибелью Великой Российской Империи, разрушительных процессов в мире и снова гибель миллионов наших соотечественников. Чему научила нас история за это время? Вернулась ли Россия к своим истокам после так называемой «перестройки» или ушла от них ещё далее, прикрываясь внешними изменениями «режимов» управления? Осознаём ли мы ту чудовищную трансформацию, пережитую нашим народом, за это время? Хотим ли мы быть созидателями жизни или будем продолжать «дело революции» в тех или иных формах деятельности? Кто мы: народ победитель или народ победивший самого себя? На все эти вопросы до сих пор определённых и однозначных ответов нет. Всё наше дальнейшее: настоящее и будущее России зависит от нас самих, от нашего осознания истории без приспособления её под какую – либо политическую конъектуру. Есть в прошлом нашей великой страны уроки созидания и чести и есть примеры разрушения, и потери образующего начала. Что же нам на самом деле дороже и ближе, на чём бы нам хотелось воспитывать будущие поколения наших граждан, решать сегодня нам.

В 2011 – 2013 г.г. были предприняты несколько попыток обращения от неравнодушных жителей и духовенства РПЦ г. Сочи в Администрацию города с просьбой о сохранении духовно – исторического наследия города, но внятного ответа от чиновников не последовало. Будем надеяться, что этот небольшой очерк как – то поможет разрешить сложившуюся ситуацию…



Ну а пока на святом – историческом месте красуется «победившая» некогда революция и многоэтажные здания коммерческого жилья.

( Читать дальше )
  • 17 ноября 2017, 11:10
  • dionisy-s
  • 36

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года.(часть 2-я)

Начало здесь

Основатель одноимённых храма и братства — Россиев П.А.

Человеком удивительной энергии и созидательной – доброй воли был Павел Амплиевич Россиев, который волею судьбы оказался у истоков возникновения Свято – Николаевской церкви, ещё будучи, активнейшим руководителем Комитета по постройке храма и школы на землях Хлудова. Его судьба как литератора складывалась весьма не просто, она была полна странствий, надежд и разочарований, большого труда и, наверное, главное в ней было обретение веры. Так бывает, что люди воспитанные в православной религиозной традиции, будучи крещены с детства, лишь со временем постигают свою веру в её глубинных основах и такое открытие, как правило, бывает следствием опытного познания жизни и обретения её настоящего смысла. Такая перемена в жизни человека непременно сказывается на его внешней деятельности, а особенно это заметно проявляется в творчестве и самовыражении. В литературных трудах П.А.Россиева такой путь прослеживается довольно ясно: начинает он свои труды с неприметных статей и рассказов художественного, исторического и публицистического содержания как путешественник, а продолжает уже и как религиозный мыслитель, осмысливающий историю и жизнь русского народа. Публиковался Россиев во многих изданиях. Так, его статьи есть в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

В Сочи творческий талант Россиева проявился в издательской деятельности. В 1914 – 1916 г.г. он издаёт журнал «Известия Сочинского Свято – Николаевского братства», на страницах которого появляется его проект: с помощью дарителей из среды братства, сочинской паствы и всех сочувствующих собрать воедино любые материалы по истории Сочи, чтобы в завершении создать в Сочи историко – географический музей. В марте 1913 года он обратился к городскому голове с инициативой отметить 75 – летие Сочи 21 апреля, в день закладки форта Александрия. Так впервые был отмечен день основания Сочи.

Достойный сын своего Отечества, уроженец Орловской губернии(1873 г.р.), Павел Амплиевич Россиев был арестован в Сочи осенью 1920 года, по обвинению в «редактировании статей контрреволюционного характера» и вскоре расстрелян. Окажись он в эмиграции, наверное, появились бы новые очерки и книги, несущие глубокие смыслы о революционных событиях и их последствиях для России, которой он был созвучен и душой и фамилией.

( Читать дальше )

Исторический очерк о Свято - Николаевской церкви на Хлудовской стороне посада - города Сочи 1912 года. (часть 1-я)

Предисловие.

Всем православным старожилам города Сочи известно о существовавшем в городе Сочи в дореволюционный и ранний советский период храма в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Этот храм находился в северной стороне бывших казённых Хлудовских имений недалеко от знакового места современного Сочи — парка «Ривьера» (Хлудовский парк). В 30 – е годы прошлого столетия храм был закрыт и на его месте стал действовать сначала безалкогольный, а затем пивоваренный завод. В 90 – е годы, после закрытия пивзавода хозяева этого места менялись один за другим, а в 2000 – х оно было передано под строительство жилого комплекса «Ривьера» строительной компании ооо «Донстрой». Однако церковное Предание гласит, что ангел-хранитель даётся не только каждому человеку при крещении в Церкви, но и каждому храму, во время его освящения. Этот ангел предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом, кто посещает богослужения в этом храме и приносит Богу своё сердце, наполненное радостями или скорбями. Даже в случае уничтожения храма, его ангел хранитель – небесный покровитель не покидает отведённого его попечению места, надеясь, что когда – нибудь разрушенный храм будет восстановлен, и он сможет соединить свою молитву к Богу с молитвой благочестивых богомольцев — христиан.

В конце 19-го столетия посад Даховский стал именоваться посадом Сочи, а в начале 20 –го века городом Сочи. Именно в этот период Сочи становиться популярным среди тогдашней российской знати и начинает приобретать славу курорта. Однако вместе с тем, на потребу тогдашнего общества Российской Империи, получает своё развитие на Черноморском побережье и церковно – приходская, духовная жизнь. Строительство храмов и основание монастырей шло с трудом, так строительство известного собора в честь святого Архистратига Михаила затянулось на 16-ть с половиной лет(1874 – 1891) ввиду различных трудностей местного быта и недостатка денежных средств. Однако, как и освоение, добытой кровью и потом длительной Кавказкой войны(1817 – 1864) земли в её прикладном значении (сельское хозяйство, строительство дорог, открытие различных артелей и т.п.), развитие церковной жизни шло медленно, но верно. К тому же духовная жизнь в этих краях не являла себя впервые! Предание Церкви свидетельствует о том, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный в первый век христианства, далее расцвет церковной жизни этих мест нам открывает история византийской эпохи, что подтверждается сохранившимися до наших дней развалинами древних храмов и крепостей. И вот новый виток христианской жизни на побережье Чёрного моря открывает нам завершающийся период истории Российской Империи. Период этот и славный и трагичный по своей сути, в нём и подвиги «За Веру, Царя и Отечество» и «разброд и шатания», предшествующие «лихим дням».

( Читать дальше )
  • 17 ноября 2017, 00:53
  • dionisy-s
  • 14

Советский Сочи глазами иностранцев. Разные годы

Из цикла «Советский Сочи глазами иностранцев.» Эпизод 22.

Хочу представить ассорти из фотографий разного времени, но одного города.

1981г


( Читать дальше )
  • 13 ноября 2017, 23:30
  • chernomor
  • 7

Памятники Архитектуры "Дом Успенского" и "Здание аптеки"

Пресс служба администрации города-курорта Сочи бодро рапортует демонтаже забора, у дома №6 по ул. Театральной, который является памятником архитектуры «Дом Успенского (магазин удельного ведомства)». «Так как дом №6 по ул. Театральной является памятником архитектуры регионального значения, администрацией города Сочи произведен демонтаж указанного забора».

Внимание вопрос. Значит ли это что находящийся по соседству памятник архитектуры «Здание аптеки, (Курортный пр., 67).» вместе со сквером будет так же лишён забора и станет доступен гражданам и гостям курорта?

  • 13 ноября 2017, 15:12
  • bsp_1991
  • 39

Грустная история сочинского Лондона - крепость на р. Годлик

Рассматривая генуэзские и португальские компасные карты эпохи средневековья получилось разобраться с локализацией топонимов, которые на них указаны. Особенно важно было понять, что само название г.Сочи в форме порт Sacho, Sochia, SuSaco, [dзur]Зuchi, Sach и т.п. упоминается на этих картах начиная с 1318 года, таким образом, можно считать вполне, что в 2018 году городу будет 700 лет.

Портолан Весконте 1318 года


( Читать дальше )
  • 07 ноября 2017, 17:27
  • RebelNeo
  • 18

"Легенда о Мацесте" в пересказе руководителя Народного университета "Время жить" - Софьи Касьяненко



Руководитель Народного университета55+ «Время жить» в г. Сочи — Софья Михайловна Касьяненко:
— Друзья, продолжу повествовать материалы по истории Сочи. Мне очень приятно получать от вас десятки писем и сотни тысяч положительных отзывов по всем моим предыдущим публикациям, и наряду с опубликованными ранее мифами и легендами, (Легенда о Бытхе, Маяке). Постараюсь и сегодня предоставить не менее интересную страницу из своей курсовой работы «Легенда о Мацесте».



( Читать дальше )
  • +38
  • 01 ноября 2017, 11:57
  • snarodnyn1
  • 17

Причерноморская Черкессия в рисунках

Быт причерноморских черкесов в рисунках Дж.Лонгворта



( Читать дальше )
  • +52
  • 31 октября 2017, 22:29
  • GUNPOWDER
  • 3

Легенда о Сочинском Маяке в пересказе руководителя Народного университета "Время жить" Софьи Касьяненко...

Руководитель Сочинского Народного университета «Время жить» — Софья Касьяненко:
— Друзья! После публикации моей «Легенды о Бытхе», которая получила очень много критики и похвал, тем самым вызвав большой общественный резонанс, я решила опубликовать другую свою работу, именуемую «Легендой о Сочинском Маяке». Напомню, что данный материал составлен по теме моей давней курсовой работы «Исторические фенички г. Сочи»…

Итак, Маяк:
И вот ещё одно путешествие в мир истории города, довольно таки интересная быль о Маяке.
Маяк был сторожилом Сочи. Он родился в 1891 г, во Франции, но всегда считал себя принадлежностью России. В далёкой зарубежной стране его оснастили оптическим устройством в настоящей бронзовой оправе, и привезли сюда, на берег, чтобы он помогал редким кораблям находить ночью крохотный посёлок у моря. Так он и стоял над обрывам, молодой красивый на своей толстой неуклюжей ноге, глядя одиноким красным глазом в сторону пустого горизонта. Справа от него бежала маленькая вредная речка, слева стояла удивительная красивая церковь. Её он в глаза не видел ( не хватало технических возможностей для поворота), а только слышал звон колокола.
-" О, да я здесь не один," — Думал Маяк. Раз есть Бог, люди найдутся и будут корабли." Люди были — кораблей не было.

( Читать дальше )
  • +42
  • 26 октября 2017, 10:50
  • snarodnyn1
  • 25

"Легенда о Сочинской горе Бытхе"

Руководитель Сочинского Народного университета 55+ «Время жить» — Софья Михайловна Касьяненко:
Уважаемые друзья! Сегодня хочу с вами поделиться своей давней публикацией, ещё тех времён, когда волею судеб я посещала известные в нашем городе курсы экскурсоводов. Тема была очень интересная «Исторические „Фенички“ г.Сочи. В своей работе на заданную тему я составила повествование по истории Сочи с древнейших времён до наших дней. Постаралась представить источники материалов, как мне кажется, интересными для рассказа туристам, чтобы они могли получить более подробные факты о „Жемчужинах“ нашего города.
Начиная путешествие в мир истории города, я представила события и факты, легенды и мифы, исторические личности и памятники природы, рассказала, кто строил наш город, защищал и благоустраивал. На примерах лишь одного повествования можно представить всё прошлое нашего города. Окунёмся в историю, полистаем страницы прошлого.
Ну, а поскольку я живу на Бытхе, то расскажу легенду о священной горе убыхов — Бытхе.



( Читать дальше )
  • +53
  • 23 октября 2017, 18:42
  • snarodnyn1
  • 61

Советский Сочи глазами иностранцев. 1967г

1967г. Репортаж журналиста ВВС James Fyfe Robertson о городе Сочи.
Краткое содержание видеоряда: не стандартные виды города, великолепная панорама пляжа от гост. «Приморской» до морпорта, утренняя гимнастика под гармошку в сан. Орджоникидже, вечерние танцы, пляжный отдых отдыхающих, пионерские будни.



( Читать дальше )
  • +61
  • 23 октября 2017, 17:00
  • chernomor
  • 1