"Много солнца в холодной воде..." (копипаст)

«Литературная газета» раскритиковала мэра Сочи за то, что «хоронит» Зимний фестиваль искусств.



«Много солнца в холодной воде… Зимняя весна Юрия Башмета в Сочи»

Когда в Москве под ногами хрустит снег, в летней столице России цветут подснежники, цикламены, ирисы, а вместе с ними сочинский февраль симфонией красок и эмоций озаряет традиционный Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. «ЛГ» в этом году стала информационным партнёром этого мероприятия. Маэстро проводил празднество муз в 12-й раз и традиционно на нескольких знаковых площадках: в Зимнем театре, Концертном зале органной и камерной музыки, Художественном музее, Морвокзале.




Эх, до чего же приятно встретить солнце под кифарный ропот белоснежно-пенистого морского прибоя и радостные возгласы отдельных пловцов, не испугавшихся 10-градусной температуры воды, потом включиться в «Бетховен-марафон» в Органном зале, чтобы с помощью сонат гениального немца в исполнении солистов Санкт-Петербургского Дома музыки взглянуть сквозь призму веков на день сегодняшний, в перерыве между концертами, проходившими с 12 до 20, – поразмышлять о новых театральных терминах и современном театре в Художественном музее, а вечером в Зимнем театре наслаждаться искусством джаза живой легенды и лауреата двух премий «Грэмми» Дайаны Шур! И так 11 дней подряд, но без повторов и с терзаниями, что не можешь одновременно оказаться в двух-трёх местах.

Лишь скупое перечисление событий и звёзд фестивальной программы займёт едва ли не весь газетный номер! Мировые музыкальные премьеры, творческие конкурсы, выставки, кинопоказы, спектакли, совместные проекты с фестивалем-школой современного искусства «Территория» и Государственным Русским музеем, мастер-классы и занятия для талантливых детей в Международной музыкальной академии, лаборатория видеоарта, фотошкола, школа поэтов, школа молодых журналистов («ЛГ» приняла предложение выступить), освещающих события культурной жизни, цикл общедоступных лекций о культуре и искусстве, Международная выставка-конференция «Взаимодействие, сотрудничество и кооперация для создания культурной среды всестороннего и разнообразного развития академического искусства», организованная совместно с Санкт-Петербургским международным культурным форумом при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Европейской ассоциации фестивалей (EFA). Среди зрителей и слушателей, наряду с обычными поклонниками искусства из Сочи и разных уголков страны, – представители учреждений культуры, творческих коллективов, музыкальных фестивалей и фестивалей искусств Италии, Австрии, Бельгии, Германии, Португалии, Ирландии, Финляндии, Китая, Кореи, Сингапура, Норвегии, Швейцарии, Японии…

В числе участников – мировые знаменитости, не уступающие в славе арт-директору фестиваля, и прославленные коллективы, включая Всероссийский юношеский симфонический оркестр.

Окунувшись в море встреч с прекрасным (на любой вкус, но вкус взыскательный!), приходишь к выводу: олимпийской столице несказанно повезло обзавестись ежегодной зимней Олимпиадой вдохновеннейшего творчества и подлинного мастерства. Или, по словам Президента России Владимира Путина из обращения, опубликованного на сайте Кремля, «одним из ярких, успешных проектов международного гуманитарного сотрудничества, подлинным украшением культурной жизни Сочи и всей страны».

И всё же на фестивальной пресс-конференции в выступлении организаторов мажор чередовался с минором. Соловья баснями не кормят, однако Кубани и её главному курорту удаётся практиковать в отношении фестиваля «голодную диету» не первый год.

Город, ведущий победоносную борьбу с коррупцией, ни рубля не выделил ни в прошлом году, ни в нынешнем, игнорируя собственные обещания, обязательства и гарантии. И это при том, что в ноябре, в День города, команда Башмета привезла «Большой осенний гала-концерт», взяв на себя все расходы. Вот и сейчас реклама, транспорт, проживание, питание, аренда залов для проведения мероприятий – всё, чем Сочи мог бы помочь безвозмездно или с частичной компенсацией, – на плечах устроителей. И Минкульта РФ, обеспечивающего 30–35% затратной части фестивального бюджета (25 млн рублей – из 70–75 млн). Поэтому на возможную реплику о кусающихся ценах на билеты отвечу: смотрите телетрансляции фестивальных концертов на канале «Культура» и в интернете, чтобы удостовериться в аншлагах.

Конечно, сочинский градоначальник – не Господь Бог. Спасибо за благословление-напутствие и, по словам первого заместителя министра культуры Кубани Максима Усатюка, «оказываемое гостеприимство»! На традиционные клятвы присвоить маэстро Башмету звание «Почётный гражданин города-курорта Сочи», судя по всему, уже нет ни сил, ни возможностей: вон сколько фестивалей и достойных претендентов на значок – всем не поможешь, на всех не напасёшься. И всё же очень не хотелось бы, чтобы грандиозный проект, с успехом создававшийся при Викторе Колодяжном, был тихо или с помпой похоронен при Анатолии Пахомове, мудром и законопослушном олимпийском мэре.

Юрий Абрамович был более конкретен и оптимистичен: «Вчера одна девушка мне говорит: «Моя зарплата – 90 тысяч рублей, и я отдам её на проведение фестиваля». Спрашиваю: «Зачем?» Дело ведь не в деньгах и не в их количестве. Важно увидеть неравнодушие и участие властей предержащих… Меняются мэры и губернаторы, а фестиваль должен остаться, так как он нужен простым людям».

«Сопереживание» – фестивальный девиз, вынесенный на афиши и указывающий путь к свежести чувств в контексте мировой культуры: через сопереживание классического и современного искусства. И стар, и млад находит на Зимнем фестивале искусств свою отдушину. Будь то выступления Камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» – мировые премьеры сочинений Валерия Воронова, Патрика де Клерка, Йина Вана, а также произведения, написанного искусственным интеллектом, будь то «Ночь» с солистом Национального балета Испании Серхио Берналем или документальный спектакль «До и после» Мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, Турнир поэтов или лекции о живописи для детей, которые проходили в фойе Зимнего театра ежедневно, по 24 занятия для групп из 30 человек (больше не вмещалось).

А ведь было ещё столько всего удивительно-упоительного! Совместное выступление двух уникальных хоровых коллективов – мужских ансамблей «Рустави» (Грузия) и «А Филетта» (Корсика, Франция), в своём многоголосье «говорящих нежно о сильном и сильно о нежном». Музыкальное представление «Звуки океана» Тайваньского театра «У», околдовывающего звукообразами воды и чуть слышными ритмами жизни, сопровождающими человека до ворот бессмертия. Концерт «Россия и карта мира», где звуки Европы и Азии, напевы гор и степей слились в единую панораму мировой гармонии, вобравшую «Солистов Москвы», бас-балалайку и домру, аргентинский бандонеон и испанскую гитару, арабский уд и китайскую пипу, шотландскую волынку и древнюю киргизскую свирель чопо чоор. Многогранно-эмпирический проект «Параллельные миры. Русское искусство, XX век. 2-я часть», объединивший поэзию, музыку и изобразительное искусство одного периода времени: с 1946 по 1956 год…

На проходившем в фестивальных рамках V Международном конкурсе молодых композиторов, посвящённом памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера, участники состязались в жанре фортепианного ансамбля (трио, квартет или квинтет), а их 10–15-минутные творения оценивали ведущие представители современного композиторского искусства, включая Александра Чайковского, Кшиштофа Мейера и, разумеется, Юрия Башмета.

Победу разделили российский композитор Алексей Попков и представитель Туркменистана Мердан Бяшимов. По словам Алексея, ноты своего произведения, которое вынашивал пару месяцев, записал в январе. Победе рад, но действовал по принципу: «Делай, что должен, и будь, что будет».

Дипломантами стали Мирослав Черноусов и Анастасия Вабищевич, представляющие Россию. Лауреатский диплом третьей степени у Тобиаса Фанделя из Германии, «серебра» удостоен российский композитор Даниил Посаженников.

Нет-нет, рассказывать о Зимнем фестивале искусств – пытаться объять необъятное. Лучше сопереживать участвуя, лично растворяться в сочинской «зимней весне» под управлением маэстро. И надеяться, что рано или поздно солнце согреет холодную воду.

Леонид КОЛПАКОВ,

Сочи–Москва
  • +31
  • 27 февраля 2019, 00:45
  • Nezabudka612

Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
+
+2
Вот опять добрым словом вспомнили Виктора Викторовича Колодяжного! Низкий ему поклон! А нынешняя администрация города уже не знает, как усугубить негативное мнение о себе :)
avatar

inkub

  • 27 февраля 2019, 00:57

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.