Константин Аркадьевич Райкин "Самое любимое"

«Когда я понял, что не стану чемпионом мира, я решил наказать спорт своим отсутствием» — вот так мировой спорт лишился очередного чемпиона, зато мир театральный и творческий приобрел прекрасного артиста, режиссера, преподавателя Константина Аркадьевича Райкина. Вчера на сцене Зимнего знаменитый театральный деятель представил моноспектакль «Самое любимое». Как ясно из афиши, это представление-монолог с единственным исполнителем, и, как утверждают многие артисты, нет ничего сложнее, чем играть в театре одного актера. Когда нет возможности спрятаться за других артистов, декорации, музыку, раствориться в тумане из дым-машины. Все твои эмоции, чувства, неискренность или просто дурное мастерство тут же вылезут наружу и будет видны зрителю. Но К. Райкин артист того уровня, который легко справляется со своей задачей. А задача, как мне показалось, была непростая – вытащить зрителя из его обыденной жизни, поделиться с ним любимыми поэтическими произведениями и заставить его прочувствовать весь гений, простоту и красоту стиха.



Райкин — профессионал. Нынешний зритель трудно раскачивается, поэтому артист, как опытный психолог, сначала располагает его к себе, делится личными историями, (о том, как провел детство в театре, как убирал за животными в зоопарке, как упорно не хотел стать актером, как сдавал экзамены в театральное училище им. Б. Щукина), и все это артистично, с юмором, пантомимами. Зритель смеется. Немного успокаивается (обещали ведь серьезную поэзию: Мандельштам, Пушкин, Заболоцкий, и даже, о Боже, Лопе де Вега!, а тут такой милый Райкин травит байки со сцены). Зритель растекается в кресле, обмякает – и вот он, готовенький, воспринимает артиста уже как своего друга и готов безоговорочно внимать ему. Изящное решение, выполненное с невероятным мастерством (это нам кажется, что просто вышел и рассказывает о своей жизни, ан нет, тут кроется четко продуманный текст, отработанные жесты и вообще отточенная театральная постановка).

И вот такого расслабленного, тепленького зрителя Райкин начинает постепенно «приподнимать». Честно признается: "Папа сказал мне: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней». Когда мне исполнилось пятьдесят, я принял решение: не ездить по миру с концертами – просто работать в театре, а если и выступать, то только читать стихи." Вот оно, признание, всегда читай стихи, «имеющий уши, да услышит». И еще одно признание: «Я всегда считал, что надо ставить немыслимые задачи и костьми ложиться, чтобы их решать». Поэтому неважно, что вы, может, совсем не понимаете Мандельштама и искренне считаете Пушкина скучным, и стесняетесь признаться в этом окружающим, важно, что вы пришли сегодня сюда, оторвались от своих повседневных дел, потратили деньги и время и открыты поэзии. Райкин, как говорит нынешняя молодежь, вас «проймет». Даже самого толстокожего зрителя тронет его невероятный магнетизм. Активные жесты, резкие гримасы, какая-то просто невероятная амплитуда вращения глазами и голос – от рычащего тигра до тоненького женского фальцета. Для меня все было слишком чересчур, но я человек, к поэзии в принципе восприимчивый, даже когда школьник с унылым лицом монотонно читает есенинскую «белую березу под моим окном», у меня теплеет на душе. Вчера зритель был доволен. Райкин не нагружал редкими произведениями, большинство стихов было знакомо, в самый раз, чтобы вспомнить, обрадоваться, прочувствовать. У Заболоцкого «Некрасивая девочка», у Мандельштама «Нежнее нежного», программное «За гремучую доблесть грядущих веков...», у Пушкина «Зима. Что делать нам в деревне?..». Небольшие комментарии о самих поэтах. Все очень четко дозировано: об авторе, чтобы не отвлекаться, но в то же время задать нужное направление восприятия; самих авторов – немного, чтобы завтра мы смогли вспомнить, чьи стихи вообще читали; по жанру — и лиричные (Д. Самойлов «Снегопад»), и юмористические (чего стоит рубцовская «Коза»! «Побежала коза в огород./ Ей навстречу попался народ. / — Как не стыдно тебе, егоза? — / И коза опустила глаза. / А когда разошелся народ, / Побежала опять в огород.). И по объему как раз столько, чтобы не заскучали. Отвешено, как в аптеке – чтобы не было слишком много, и посмеяться, и погрустить, чтобы до конца держать внимание зрителя.

Снимать было запрещено, потому фото и видео из Интернета. Здесь Райкин читает стих Давида Самойлова «Гость у Цыгановых».



Большое спасибо. Огромнейшее спасибо Константину Аркадьевичу за такой выбор, подачу, игру. «Счастье – это не станция назначения, это способ путешествовать», вспоминал он вчера цитату. Так вот я вчера в своем путешествии отмотала не один десяток километров с таким талантливым и душевным спутником.

Под конец артист галантно польстил залу, вспомнив статистику, что в театр ходит меньше 10% населения. И как он рад, что ему приходится общаться с этими лучшими десяти процентами. А для тех, кто хочет принадлежать этой особо отмеченной аудитории, небольшой анонс мероприятий Зимнего театра на ближайшую неделю:

Органный зал, 27 марта (воскресенье), 17:00
«Органный хит-парад». Прозвучат сочинения Д.Букстехуде, И.С.Баха, А.Вивальди, Г.Перселла, Б.Черногорского, Ш.Видора.

Зимний театр, 27 марта (воскресенье). 19:00
Комедия «Он в Аргентине». Жизненная комедия с Татьяной Васильевой и Еленой Воробей.

Зимний театр, 29 марта (вторник), 19:30
Концерт грузинского ансамбля «BANI».

Органный зал, 1 апреля (пятница), 19:00
«Сергей Прокофьев». Концерт Сочинского симфонического оркестра к 125-летию со дня рождения великого композитора.

Зимний театр, 1 апреля, 19:30
«Царский подарок». Комедия с Николем Добрыниным и Екатериной Волкововой.

Зимний театр, 2 апреля (суббота), 11:00 и 13:00
«Приключения в заколдованном лесу». Музыкальная сказка для детей и взрослых с фокусами и фейерверками.

Органный зал, 2 апреля (суббота), 17:00
«Органа чарующие звуки». Концерт органной музыки.

Зимний театр, 2 апреля (суббота), 19:00
«Жизнь и судьба». Премьера мюзикла о любви с творческим трио звезд театра и телевидения Эдуарда Шульжевского, Глеба Матвейчука и Анастасии Макеевой.

Органный зал, 3 апреля (воскресенье), 17:00
«Из глубины веков». Вечер органной музыки.

Зимний театр, 3 апреля (воскресенье), 19:00
Балет «Спящая красавица». Имперский русский балет под руководством Гедиминаса Таранды.

  • +62
  • 26 марта 2016, 13:04
  • Freyja

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Отличная публикация. Спасибо!
avatar

AlisaObychnaya

  • 26 марта 2016, 13:14
+
потрясающей энергетики артист… держал зал на одном дыхании, мне казалось, время остановилось. Спасибо за анонс
avatar

pansy

  • 26 марта 2016, 19:23
+
Под конец артист галантно польстил залу
а в начале вялыми называл)
avatar

rem-sochi

  • 26 марта 2016, 19:34
+
Уважте артиста. Напишите в заголовке полное имя… А то «Крайкин» вышел (вижу точку).
avatar

inki

  • 26 марта 2016, 20:52

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.