Зимний международный фестиваль искусств. День восьмой. Бенефис Альта. Три Гарольда.

Бенефис Альта. Три Гарольда
Концерт в Зимнем театре
А.В. Чайковский (р. 1946)

«Гарольд в России», симфония-баллада для альта с оркестром (1999)





О. Е. Фельзер (1939-1998)
«And Harold again» («И снова Гарольд») для альта и камерного оркестра (1982)

Г. Берлиоз (1803-1869)
«Гарольд в Италии» — симфония для солирующего альта и оркестра, соч.16 (1834)
1. «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости»
2. «Шествие паломников, поющих вечернюю молитву».
3. «Серенада горца в Абруццо к своей возлюбленной»
4. «Оргия разбойников. Воспоминания о предыдущих сценах»

Солист: Юрий Башмет
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Дирижеры:
Александр Чайковский
Денис Власенко
Юрий Башмет



Этот вечер сочинского фестиваля без преувеличения можно назвать «бенефис Юрия Башмета». Выдающийся музыкант современности предстает здесь в различных творческих ипостасях – как солист, дирижер, но прежде всего – как Музыкант, своим исполнительским искусством вдохновивший современных композиторов на новые сочинения, колоссально расширивший альтовую музыкальную литературу… А еще как неутомимый борец, искатель, подвижник и просветитель, «неисправимый романтик», соединяющий старое и новое, классическое и современное в нерасторжимое единство. Быть может, именно потому ему так близок байроновский образ Гарольда.


Эта фигура романтического героя – вечного странника, тщетно ищущего покоя в себе и в окружающем мире – станет драматургическим стержнем концерта. В его завершении прозвучит одна из жемчужин башметовского репертуара – симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза. Написанная автором «Фантастической симфонии» по заказу Паганини, но так и не исполненная им, симфония представляет собой ряд живописных картин итальянской жизни и природы, которые объединяет тембр альта – музыкальное олицетворение главного героя. Партия солирующего инструмента оказалась слишком далека от романтических «виртуозных стандартов», композитор «хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда, помещая его среди поэтических воспоминаний…»


И вот, полтора века спустя герой поэмы Байрона снова привлекает к себе внимание композиторов – на этот раз, уже через призму его берлиозовской трактовки. Оба произведения – и камерный «And Harold again» родившегося в Баку и скончавшегося в США композитора Олега Фельзера (по воспоминаниям самого Ю. Башмета, на это сочинение ему указал Альфред Шнитке), и написанная специально «в пару» к симфонии Берлиоза одночастная симфония-баллада «Гарольд в России» Александра Чайковского – имеют солирующую партию альта и содержат цитаты и аллюзии из «Гарольда в Италии». По сравнению с более обобщенным произведением Фельзера, симфония А. Чайковского, хоть и не имеет четкой литературной программы, но позволяет представить «Гарольда в сегодняшней России». «С одной стороны, – говорит автор, – он попадает в жесткие ситуации, с другой стороны, он продолжает петь о красоте жизни и о том, что мы все хотим счастья…» Гарольд «покидает Россию с большим недоумением, но с надеждой, что, может быть, еще вернется и песню допоет».


Произведения Берлиоза, Фельзера и А. Чайковского прозвучат в это вечер в исполнении Юрия Башмета и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». За дирижерским пультом будут Юрий Башмет, Александр Чайковский, и молодой маэстро, постоянный дирижер «Новой России» и участник фестивалей Ю. Башмета Денис Власенко.


Это было настолько грандиозно, что я не берусь добавить что-то от себя. Даже об отечественных акустических системах Protone-S:)

Больше фоток у меня в блоге.
  • +26
  • 20 февраля 2016, 15:03
  • arhaloff

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.