Requiem Моцарта в Сочи


Наконец нам с супругой удалось услышать «Реквием» Моцарта в Сочи. Спешу поделится своими впечатлениями и размышлениями по поводу сегодняшнего концерта в Органном зале Сочинской филармонии.

Концерт состоял из двух отделений, исполнялись пожалуй самые известные произведения великого венского композитора.

Моцарт. Симфония № 40

В первом отделении прозвучала симфония № 40 Моцарта. Это произведение одно из самых популярных и часто исполняемых, его можно услышать и на престижном фестивале, и в качестве рингтона на мобильнике. Проведите небольшой забавный эксперимент чтобы убедится в этом.

Симфонию исполнял Сочинский Муниципальный симфонический оркестр, комментировать особо не хочется, благоразумно остановимся на формулировке «не самое удачное прочтение». 45 минут первого отделения закончились в томительном ожидании, небольшой антракт и вот оно долгожданное…

Моцарт. «Реквием»

Requiem на латыни — траурная заупокойная месса. «Реквием» Моцарта по праву считается одной из высочайших вершин музыкального творчества человечества, это последнее произведение Моцарта так и оставшееся незавершенным. Существует мистическая история о том, что Моцарт в расцвете лет (ему было 35) медленно умирал от таинственной болезни, когда однажды вечером к нему явился незнакомец одетый во всё чёрное и заказал заупокойную мессу. Незнакомец щедро платил, а Моцарт лихорадочно работал над заказом. Сохранилось письмо Моцарта:
«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Чувствую — мое состояние подсказывает мне это, — мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».
До сих пор идут споры, какая доля в «Реквиеме» написана самим Моцартом, а какая — его продолжателями. Важно другое — мысли и эмоции Гения запечатлённые в нотной записи, и это бессмертное произведение доносит до нас сквозь ткань веков вечную мистерию жизни и смерти, неизбежность надвигающегося ужаса и примирение.
Сегодня «Реквием» Моцарта прозвучал в Сочи. Во втором отделении на сцену вышел Оренбургский муниципальный камерный хор. Вместе с Сочинским Камерным хором и Сочинским Симфоническим оркестром они подарили зрителям незабываемые минуты. Зал был переполнен, в кассы стояла очередь. Для того чтобы вместить всех желающих дополнительно вынесли диванчики и стулья. И знаете, всё было не зря — хор подхватил и вытянул выступление так, что при исполнении центральной лирической темы Реквиема — знаменитая Lacrimosa (Слезный этот день настанет), действительно наворачивались слёзы. Не зря говорят, что самый сложный и самый красивый музыкальный инструмент — человеческий голос.
Если сравнивать услышанное с лучшими существующими записями Реквиема, то конечно сегодняшнее исполнение можно и покритиковать. Приехав с концерта я немедленно, пока ещё свежо в памяти услышанное, поставил в проигрыватель один из лучших дисков своей фонотеки:

роскошное коллекционное юбилейное издание от Harmonia Mundi (France) с аудофильского качества записью «Реквиема» Моцарта 1997 года, в которой был задействован огромный хор и оркестр под управлением прославленного бельгийца Philippe Herreweghe. Да конечно, масштабы и «весовые категории» разные, да качество исполнения не соизмеримо, да это совсем другой уровень… Но! Сегодня в нашем зале органной и камерной музыки звучала её величество Музыка и это здорово,

и поэтому переполненный зал аплодировал стоя! Мы пришли не зря. Браво! Бис!

PS. И да, это Lacrimosa:
  • +50
  • 24 июня 2011, 22:48
  • GeoSochi

Комментарии (37)

RSS свернуть / развернуть
+
Без коментариев!
avatar

pravdorub

  • 25 июня 2011, 03:39
+
Великая симфония!!!
avatar

pravdorub

  • 25 июня 2011, 05:06
+
Рад за Вас! Завидую!
avatar

Prk

  • 25 июня 2011, 10:28
+
Жаль что не знала, пошла бы даже еслиб билеты по тыщще были…
avatar

izuver

  • 25 июня 2011, 11:18
+
Билеты были по 300 руб.
avatar

GeoSochi

  • 25 июня 2011, 11:20


+
Если бы еще концерты там не в 17.00, а немного попозже начинались. К сожалению, не все могу уйти с работы на пару часов раньше…
avatar

Pchela

  • 25 июня 2011, 16:40
+
Мне однажды озвучили совершенно безумную причину такого времени: в 19 часов в санаториях ужин, отдыхающие не пойдут, если концерт будет позже :/
Не знаю, зачем им это, вроде даже не в сезон Органный зал особо не пустует, а многие сочинцы жалуются, что не успевают с работы на пятничный концерт :(
avatar

McGee

  • 25 июня 2011, 18:43
+
Вот это реально бредовая причина. Отдыхающие сюда приезжают не на концерты классической музыки ходить. В подавляющем большинстве не тот контингент. А вот среди сочинцев культурных людей немало, которые и рады бы посетить концерт, но не могут из-за такой вот глупости(( Обидно.
avatar

Pchela

  • 25 июня 2011, 19:39
+
Да, меня тоже весь трагизм выбора между ужином и концертом поразил до глубины души :)
avatar

McGee

  • 25 июня 2011, 19:47
+
> однажды вечером к нему явился незнакомец одетый во всё чёрное и заказал заупокойную мессу.

Сальери:
— Что ты сегодня пасмурен?

Моцарт:
— Я? Нет!

Сальери:
— Ты верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?
Обед хороший, славное вино,
А ты молчишь и хмуришься.

Моцарт:
— Признаться,
Мой Requiem меня тревожит.

Сальери:
— А!
Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?

Моцарт:
— Давно, недели три. Но странный случай…
Не сказывал тебе я?

Сальери:
— Нет.

Моцарт:
Так слушай.
Недели три тому, пришел я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего — не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашел и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Requiem…
avatar

DoctorAngelicus

  • 25 июня 2011, 17:56
+
«Моцарт и Сальери» © А.С.Пушкин
Да, есть такая легенда.
avatar

GeoSochi

  • 25 июня 2011, 18:28
+
Вот совпадение. Сегодня я купил винил «Реквием» Моцарта Berliner Philahrmoniker…
avatar

DoctorAngelicus

  • 25 июня 2011, 18:48
+
Где и по чём если не секрет? Какой лейбл?
avatar

GeoSochi

  • 25 июня 2011, 18:51
+
Дойче грамофон? Караяновский?
avatar

GeoSochi

  • 25 июня 2011, 18:58
+
Или такой:
avatar

GeoSochi

  • 25 июня 2011, 19:00


+
Да их много в продаже, вот, например:
msk.molotok.ru/h-karajan-w-mozart-requiem-karayan-mocart-rekviem-i1652183960.html
avatar

DoctorAngelicus

  • 25 июня 2011, 19:00
+
Просто на отечественных лейблах окромя «Мелодии» трудно найти приличные записи. Дойче граммофон на пару с Гармония Мунди (но только франция) мои любимые.
avatar

GeoSochi

  • 25 июня 2011, 19:03
+
Похороны Сочи?
avatar

ervinrommel

  • 26 июня 2011, 00:40
+
На официальных похоронах обычно звучит «Адажио» Альбинони.
avatar

GeoSochi

  • 26 июня 2011, 10:07
+
А на неофициальных — Мендельсон.
avatar

ervinrommel

  • 26 июня 2011, 13:21
+
Очень печальная музыка ;)))
avatar

GeoSochi

  • 26 июня 2011, 14:03
+
Мущщины… :)))
avatar

Fortuna

  • 26 июня 2011, 14:11
+
Это разве печальная? Вот самая печальная: www.youtube.com/watch?v=UsHtMCs6Lww

:)
avatar

DoctorAngelicus

  • 26 июня 2011, 15:34
+
Жуть! Но Behemoth круче :)
Вот самая печальная
Не повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте =)

И вообще, сам-то женился! А теперь нам тут холостяков распугиваете! :(((
avatar

Fortuna

  • 26 июня 2011, 15:55
+
Пугливые нынче холостяки пошли :)
avatar

DoctorAngelicus

  • 26 июня 2011, 16:12
+
avatar

ervinrommel

  • 26 июня 2011, 16:50
+
Моцарт — «Cудный день» от Реквиема и конца сцены Confutatis
avatar

ervinrommel

  • 26 июня 2011, 16:57
+
Посмотрела — ничо не поняла…
avatar

Fortuna

  • 26 июня 2011, 16:59
+
Это вступление из игрушки «Still Life», где девушка-детектив разыскивает маньяка. Он убил женщин, а потом малевал картины. Используется музыка Моцарта.
avatar

ervinrommel

  • 26 июня 2011, 17:02
+
Нет, там еще запутаннее. В прошлом был маньяк, убивавший проституток, потом в нашем времени — художник, рсовавший картины по мотивам убийств, они оказались родственниками, все это расследует девушка-детектив, пьющая водку с соком :)
avatar

ervinrommel

  • 26 июня 2011, 17:07
+
Спасибо за разъяснение, Эрвин!
avatar

Fortuna

  • 26 июня 2011, 17:10
+
Музыка красивая.
avatar

ervinrommel

  • 26 июня 2011, 17:12
+
Музыка-то да, но с такими словами не хочется ее слушать каждый день…
И вообще я больше камерную музыку люблю… %)))
avatar

Fortuna

  • 26 июня 2011, 17:34
+
Если лёгкая камерная то у Вивальди и у Локателли выше всяких похвал! А Вы что любите?
avatar

GeoSochi

  • 26 июня 2011, 19:51
+
О, Вивальди безусловно любила и люблю! и не скажу, что у него музыка «легкая»… удивительно душещипательные и глубокие произведения, по крайней мере те что слышала и когда-то играла… Особенно его концерты для виолончели и струнных.
Паганини… произведения Дворжака для струнных — очень эмоциональная, красивая музыка :)
avatar

Fortuna

  • 26 июня 2011, 23:49
+
У Вивальди, даже из того, что дошло до нас, очень богатое наследие. Там и оперы оратории и духовная музыка, но у него есть место и для лёгкой почти «попсовой» камерной музыки. Очень его люблю. Позволю себе копипасту по его инструментальной музыке:
76 сонат (с бассо континуо), в том числе 30 для скрипки, 19 для 2 скрипок, 10 для виолончели, 1 для скрипки и виолончели, 2 для лютни и скрипки, 2 для гобоя; 465 концертов, в том числе 49 кончерти гросси, 331 для одного инструмента с бассо континуо (228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д'амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины) 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для 3 и более инструментов с бассо континуо.
До Дворжака не добрался — надо будет восполнить пробел.
avatar

GeoSochi

  • 27 июня 2011, 10:03
+
ЗДЕСЬ очень хороший и удобный архив классической музыки, можно и послушать, и скачать :)
avatar

Fortuna

  • 27 июня 2011, 11:14

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.