Киево - Печерская Лавра - как центр русского православия

Продолжение (начало здесь)
«В год 6559 (1051) … и ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем».

Киево-Печерская Лавра берет свое начало в 1051 году, когда монах Антоний поселился в этих местах в вырытой на склоне горы пещере.Именно от пещер и происходит название монастыря, а слово «лавра» не только означает по гречески улицу, но также и статус. Его получали большие и влиятельные монастыри, которые напоминали своими размерами небольшие городки, имеющие свои улицы.

Киево-Печерская Лавра разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры.
(показать текст)Согласно «Повести временных лет», автором которой является монах Печерской обители Нестор, в 1051 г. подвижник Антоний основал в пещере монастырь. Возвратившись в Киев из Святого Афона, Антоний долго ходил по монастырям родной земли, и не найдя для души своей достойного места, решил уединиться в древней пещере неподалеку от княжеского села Берестово. Нестор Летописец пишет: «Пришел он на холм и, возлюбив место это, стал жить здесь, молиться Богу».

Аскетический образ жизни преподобного Антония прославил его по всей Русской земле. Вокруг него начали собираться единомышленники. Он стал их наставником, духовным отцом. Когда количество братии достигло 12, Антоний поставил игуменом Варлаама, а сам в 1057 г. переселился на соседний холм и выкопал там новую пещеру.Но и здесь вскоре возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы и Дальние, или Феодосиевы.

Когда число братии возросло до 100, князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, по просьбе прп. Антония, подарил монахам гору над пещерами, где была построена первая деревянная церковь. Вокруг нее строятся новые кельи, куда переселяется почти вся братия. Фактически здесь создается новый монастырь, а пещеры превращаются в место погребения. В пещерах остается небольшое количество монахов для выполнения обряда погребения и проведения ежедневных литургий. Поскольку раньше монахи жили в пещерах, то и монастырь стал называться Печерским.
Жизнь основателей Киево-Печерского монастыря воспринималась как моральный подвиг. Отречение монахов от мирских соблазнов, их аскетизм вызывали у верующих благоговение не только к инокам, а и к христианству в целом. Это обусловило благосклонность власти к монастырям. Князья и бояре поддерживали монахов, дарили им золото, серебро, землю с крепостными крестьянами, разные угодья.

Огромный вклад внес Печерский монастырь в развитие отечественной культуры. Этому способствовала довольно значительная концентрация в нем просвещенных людей. Еще в ХІ в. здесь зародилось летописание. Первым известным нам летописцем был Илларион (в схиме Никон) — игумен Печерского монастыря (1077-1088 гг.). В стенах Печерской обители жил и творил первый историк нашей страны Нестор Летописец. В 1113 г. он закончил «Повесть временных лет» — первая систематизированная летопись по истории нашей Родины.
Киев с его главной святыней — Киево-Печерской Лаврой, издревле был центром православного паломничества на Руси. Для верующего христианина увидеть город — колыбель отечественного Православия, и монастырь, который избрала Своим Уделом Пресвятая Богородица, было великой милостью Божией, а нередко и целью всей жизни.


Для туристов приезжающих Киев, Лавра пожалуй является одной из знаковых достопримечательностей города если не сказать главной, которую стоит посетить.
Свой путь я начал от ст. метро «Днепр». Поднявшись на холм по ответвлению Набережного шоссе и Днепровскому спуску я оказался у задних врат Нижней Лавры.







Церковь Живоносного источника — часовня на территории Нижней Лавры у Восточных въездных ворот монастыря.Здание находится между Ближними и Дальними пещерами, первоначальное назначение здания — водокачка лаврского водопровода.
(показать текст). Часовня сооружена в1913 году над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.Построена она по проекту инженера-гидротехника С.Коклика скорректированного лаврским архитектором Е.Ф.Ермаковым.Во время оккупации Киева немцами в 1941-1943 гг. часовня сильно пострадала, был разрушен верхний ярус.Восстановлением занялись в конце 1980-х годов, работы проводились при участии Свято-Успенской Киево-Печерской лавры.
В 2001 году церковь была освящена в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», которая была передана из Аннозачатиевской церкви.Выбор посвящения храма обусловлен тем, что рядом расположены два источника святой воды — колодцы св. Антония и св. Феодосия.



Ну как без них…


Бонд это ты ..?


Источники святой воды преп. Феодосия и преп.Антония.





Галерея Дальних пещер.
От Ближних пещер к Дальним во второй половине XVII в. была проложена крытая галерея, подобная той, которая от Верхней Лавры спускается к Ближними пещерам. Повторяя линии печерских холмов, галереи подчеркивают и дополняют красоту лаврского пейзажа. В любую погоду под сводами галерей можно безопасно преодолеть крутизну лаврских склонов, любуясь природой и архитектурой святой обители.(показать текст)В 1869 г. галерея между Ближними и Дальними пещерами была реконструирована по проекту монаха Евкарпия и не претерпела существенных изменений до сегодняшнего дня.
Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко — церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетьмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века.
(показать текст)В 1784 г. для храма был вырезан новый деревянный иконостас в стиле рококо, имевший чеканные серебряные Царские врата работы мастера Григория Чижевского. Как и царские врата Крестовоздвиженской церкви, врата храма Рождества Богородицы оказались в Лос-Анджелесском музее искусств. Иконостас не сохранился. В 1817 г. церковь была расписана заново художником Иваном Квятковским в академическом стиле. В эти же годы по проекту Александра Якушкина у подножия церкви была достроена галерея в виде открытой аркады, южная стена ее является подпорной для холма, на котором воздвигнут храм.

По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии.


Трапезная

Надвратная колокольня у Дальних Пещер.
Подле церкви Рождества Пресвятой Богородицы на подворье Дальних Пещер, стоит стройная восьмигранная, двухъярусная, каменная колокольня, высотой 41 м. Построена она в 1761 году лаврским мастером Степаном Ковниром по проекту архитектора П.И.Неелова.
(показать текст)Композиционно колокольня резко выделяется на фоне других объектов Дальних пещер и является высокохудожественным архитектурным произведением. Венчает ее направленный вверх грушевидный позолоченный купол с двумя заломами и четыре пирамидальных шпиля с рипидами по углам.
Колокольня относится к типу надвратных. Первый ярус украшен горизонтальным ленточным рустом. В средней части устроен арочный проезд, в боковых — служебные помещения с лестницами, которые ведут наверх. На втором ярусе, украшенном легкими коринфскими колоннами, четыре арки для размещения колоколов. Когда-то их было девять. Все фасады колокольни украшены кружевом тонкого лепного орнамента. В орнаменте преобладают растительные и ленточные мотивы.
В 1959-1962 годах колокольня Дальних пещер была отреставрирована. Купол, рамы фонарей, крест и шпили покрыты медью и позолочены. На позолоту использовано около трех килограммов золота.


Аннозачатьевская церковь во имя Зачатия праведной Анны.
Расположена северо-восточнее Рождества-Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Ввиду частых оползней, церковь неоднократно укреплялась контрфорсами, что влекло за собой изменения в архитектуре и росписи. Около 1763 г. каменные купола и своды храма были заменены деревянной крышей с одним куполом. Тогда же был прорублен вход в Дальние пещеры. В 1784 г. с западной стороны к храму пристроен притвор.



Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).


Крестовоздвиженская церковь.
(показать текст)Церковь не перестраивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. К сожалению, сведения о первоначальной росписи храмового интерьера не сохранились. Известно лишь, что в 1817 г. живопись обновлялась, что свидетельствует о наличии более ранних росписей. В 1894–1895 гг. стены храма были заново расписаны в академическом стиле Даниилом Давыдовым. Иконы для иконостаса, вырезанного в 1769 г. киевским резчиком Карпом Швериным, написал лаврский иконописец Захария (Голубовский). Позже он возглавил лаврскую иконописную мастерскую. В конце XIX в. часть икон в иконостасе была заменена новыми. Серебряные чеканные Царские врата работы киевского мастера Алексея Ищенко были проданы советскими властями за границу и в настоящее время находятся в Музее искусств в Лос-Анджелесе.
В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной апсиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного холма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна и остеклена в 1880-х годах. Большое впечатление на посетителей производят росписи галереи, где изображены Страшный суд и мытарства блаженной Феодоры. В 1818 г. по проекту городского архитектора Андрея Меленского над галереей был надстроен второй этаж для братских келий и ризницы.



Дорога к верхней Лавре.
На холме, возвышающемся западнее, над Ближними и Дальними пещерами, в XI в. была богадельня, основанная преподобным Феодосием. Спустя шесть столетий, уже в XVII в., здесь строится обширный странноприимный двор, где в XIX в. была устроена для паломников больница с церковью. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекресный архитектурный ансамбль.


Церковь Преподобных Антония и Феодосия.
Рядом с Успенским собором, который считается главным храмом Киево-Печерской Лавры, стоит церковь, освященная в честь преподобных Антония и Феодосия, основателей монастыря. Ее больше знают как Трапезную церковь, поскольку к храму с классическим куполом примыкает большое, прямоугольное в плане здание, в котором ранее располагалась монашеская столовая.
(показать текст)Церковь соеденина с двухэтажной братской Трапезной, построенной в неовизантийском стиле в 1893-1895 гг. по проекту академика архитектуры В. Николаева. По замыслу архитектора, купол Трапезной церкви по своей форме напоминает купол храма Святой Софии в древнем Константинополе, дополняют его восемь маковок.
У стены, между трапезной и Успенским собором расположены несколько погребений. Здесь похоронен генеральный судья Запорожского войска, легендарный В. Кочубей, полтавский полковник И. Искря, а также полковник Донского казачьего войска Ф. Фролов и премьер-министр России П. А. Столыпин, похороненный в 1911 г.
В 1941 году во время взрыва, который разрушил Успенский собор, кладка на потолке Трапезной палаты обвалилась, уничтожив часть росписей. Затем оккупанты сняли крышу со здания. Ремонтно-реставрационные работы на фасадах были завершены в 1956 г., восстановление интерьера проводилось в течение 1976-80 годов. В 1990 году богослужения в церкви возобновились.
По своему назначению Трапезная палата не используется уже почти сто лет. Нынешняя монастырская столовая располагается в другом месте, поэтому во время богослужений верующие заполняют как церковь, так и саму Трапезную палату.


Ковнировский корпус- здание бывшей пекарни и просфорни.
Фасад корпуса украшают пять фигурных фронтонов. Два фронтона по своим формам похожи на боковые фронтоны Успенского собора, которые тоже делал С.Ковнир. Их орнамент выполнен в стиле народного украинского искусства, в котором заимствован элемент резьбы по дереву. Главный фасад здания выполнен в той же манере, что и келии соборных старцев. Пилястры, разделяющие стены, чередуются с окнами, вверху которых капители соединяются с профилированным карнизом. Окна украшены изображением черепашек в полукруге.
(показать текст)Строение состоит из частей, возведенных в разное время. Южная часть здания построена в XVII ст. и реконструирована Степаном Ковниром в 40-х годах XVIII ст., а северная — в 1744-1745 гг. Поэтому корпус и называется «Ковнировским» — по имени талантливого зодчего, крепостного Лавры.
По проекту С.Ковнира над старой частью сооружения надстроили второй этаж, а с юга пристроили двухэтажное здание книжного магазина. В его архитектуре, как и в других гражданских сооружениях этого мастера, использованы традиционные приемы украинской камяницы.
В годы фашистской оккупации Ковнировский корпус был частично разрушен. Лишь в 1963 г. корпус был восстановлен.
Сейчас здесь находится Музей исторических драгоценностей Украины.


Северные (экономические ворота).
Экономическая улица соединяет Великую церковь с Северными, или Экономическими, воротами, которые использовались прежде для хозяйственных нужд монастыря. Ворота венчает надвратная церковь Всех святых, построенная в 1696–1698 гг


Церковь Всех Святых.
Построена она по типу крестово-купольной пятиглавой украинской деревянной церкви на средства гетмана Ивана Мазепы, родовой герб которого ныне украшает северный фасад храма (восстановленный в 1996 г.).
Церковь Всех Святых строилась одновременно с Экономическими воротами, поэтому некоторые исследователи считают, что она построена по проекту архитектора Д.Аксамитова, который был автором проекта Экономических ворот. Также он построил и крепостные стены, примыкающие с обеих сторон к этому храму.


На подходе к Свято- Успенскому собору

Семинаристы



Свято-Успенский собор Киево-Печерской Лавры.
Один из древнейших храмов Киевской Руси, уникальный памятник архитектуры, усыпальница многих выдающихся личностей. На протяжении многих столетий собор был одной из наиболее чтимых святынь Православной Церкви.


Важным событием в жизни Киево-Печерского монастыря стали закладка и построение Свято-Успенского собора (храма Успения Божией Матери). Церковь создавалась 15 лет греческими зодчими и иконописцами. В росписи также участвовал преподобный Алипий, который считается родоначальником особенного, отличного от греческого, иконописного искусства.


Заложение собора состоялось в 1073 г. в торжественной обстановке, в присутствии прп.Феодосия и всех печерских монахов. Князь Святослав не только подарил землю под церковь и 1000 гривен золотом, но и собственноручно копал ров под фундаменты.
(показать текст)Строился храм так же и на пожертвования варяжского воеводы Шимона. Он принес к прп.Антонию золотой пояс и золотой венец c родового образа Распятия. Именно этот золотой пояс взяли за меру при расчете пропорций строящейся церкви: 20 поясов в ширину, 30 — в длину, 50 — в высоту вместе с куполом. Шимона можно считать одним из первых благодетелей, сделавшим взнос для возведения Успенской церкви и чье захоронение в главном храме монастыря было официально зафиксировано в «Патерике Печерском». В 1091 г. в храме были положены мощи преподобного Феодосия. Преподобный Антоний, согласно его завещанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах.
В июле 1077 г. строительные работы в храме были завершены. Но отделочные работы продолжались. Освящение Великой лаврской церкви состоялось в 1089 г. митрополитом Иоанном и было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
В образе Успенского собора Киево-Печерского монастыря сложился новый тип храма. Небольшие его размеры, суровые архитектурные формы, быстрый рост авторитета Киево-Печерского монастыря привели к тому, что он стал образцом для построения аналогичных культовых сооружений во многих городах Киевской Руси. Летопись свидетельствует, что князь Владимир Мономах по образцу Успенского собора построил храм в Ростове, его сын Георгий — в Суздале. В Киеве этот архитектурный тип позаимствовали при строительстве главной церкви Михайловского Золотоверхого монастыря.


За свою многовековую историю храм неоднократно подвергался разрушениям как вследствие естественных катаклизмов, так и военных действий. Но каждый раз он возрождался, существенно изменяя свой архитектурный образ.(показать текст)Первое серьезное повреждение собора зафиксировано в 1096 г., когда к Киеву подошли печенеги. В 1230 г. храм пострадал от землетрясения, но вскоре был отстроен. В 1240 г., в годы татаро-монгольского нашествия, церковь снова пострадала. Захватчики разрушили крепостные стены вокруг монастыря, а собор ограбили — забрали украшения, церковную утварь, сняли крест, разрушили иконостас. Купол и своды храма обвалились. Сохранилась только часть алтарных мозаик. Церковь Иоанна Предтечи не пострадала. И только в 1470 г. на средства киевского князя Симеона Олельковича храм был полностью восстановлен. Значительные работы по украшению интерьера храма были выполнены в XVI ст. В этот период к северо-восточной и южной частям храма были пристроены три часовни: Стефана, Иоанна Богослова, Трех святителей.

В апреле 1718 г. в доме наместника Лавры возник большой пожар. Он уничтожил почти все деревянные здания верхней территории монастыря. Среди немногих каменных сооружений больше всего пострадал Успенский собор. От него остались только стены и свод.

После восстановления Успенского собора в 1729 г. его архитектура оставалась без изменений до 1941 г.


Во время оккупации Киева 3 ноября 1941 г. Успенский собор был взорван. Длительное время на месте величественного храма стояли руины. Разрушение собора нанесло непоправимый ущерб не только архитектурному ансамблю Заповедника, но и историческому имиджу Киева.
Согласно Указу Президента Украины от 9 ноября 1995 года Успенский собор был восстановлен в 1999-2000 годах.(показать текст)21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание вновь возрождающейся Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, выросший на месте руин. При восстановлении Успенскому собору были возвращены формы и декор XVIII в.

Большая Лаврская колокольня.
Построена в 1731-1745 гг. по проекту архитектора и инженера Иоганна Готфрида Шеделя она стала для своего времени самым грандиозным башенным сооружением Украины. На средства гетмана Ивана Мазепы были приобретены материалы и заложен фундамент, глубина которого составляет свыше 6 м.
(показать текст)На строительство сооружения пошло 5 млн. штук кирпича разных размеров и форм. В строительстве колокольни принимали участие мастера Киево-Печерской лавры Степан Ковнир, Иосиф Рубашевский, Иван Горох и другие.
Здание представляет собой восьмигранную четырехъярусную башню высотой 96,5 м. Диаметр основания колокольни составляет 28 м, толщина стен в нижней части — 8 м.
Каждый ярус колокольни имеет свое оформление и назначение.
Во время Второй мировой войны Большая лаврская колокольня получила значительные повреждения. Реставрационные работы длились пять лет и были завершены в 1961 году. Во время реставрации на позолоту купола использовано почти 3,5 кг золота 96 пробы.«Тебя, величавое творение, созданное моей энергией и воображением, торжественно встретят потомки!» — сказал И.Г. Шедель, завершив строительство На протяжении своего 250-летнего существования колокольню неоднократно ремонтировали, о чем свидетельствуют даты над ее дверными проемами.
Колокольня наклонена на 62 см в северо-восточном направлении.. Наклон колокольни связан, по-видимому, с тем, что стоит она вблизи оползневых склонов высокого правого берега Днепра. Однако, в отличие от знаменитой Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не «падает», т.е. наклон ее не увеличивается.


Множество народа и священнослужителей собралось для встречи мощей Великомученика Пантелеймона Целителя.Скажу, что такое большое количество священников в одном месте я видел впервые и для меня это было в диковинку.


Мощи привезли для церемонии открытия Подворья Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря на территории Александровской больницы в Киеве, в которой приняли участие президент и др.гос. лица.
А я то думал почему так много милиции вокруг Лавры собралось…


Троицкая надвратная церковь.
Главный вход в Лавру — Святые врата. Они находятся в углублении, образованном в западной стене ограды. Стены этого уступа покрыты росписями с изображениями преподобных отцов Печерских Ближних и Дальних пещер.
Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся.(показать текст)В прежние времена через Святые врата разрешалось проходить лишь князьям и высшему духовенству. Для прочих, в частности мирян, по обеим сторонам врат были устроены калитки, которые не сохранились. От тех времен осталась лишь традиция — проходя через Святые врата снимать головные уборы.

Троицкая надвратная церковь, расположеная над Святыми вратами, была построена в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давидовича, который принял постриг в Киево-Печерском монастыре под именем Николы Святоши. В плане она имеет вид прямоугольника, немного удлиненного с востока на запад. Это тип простого крестовокупольного храма с четырьмя крещатыми столбами, без апсидных полукружий. Церковь имеет характерную особенность, которая проявляется в скромных размерах — 10х8,9 м. В помещении церкви нет хоров, а в древности не было и притвора (только деревянные ступеньки). Венчал церковь круглый барабан со сферическим куполом. В древнерусские времена Троицкая надвратная церковь была очень скромно украшена. Снаружи стены членились на три части пилястрами, которые вверху завершались арками закомар. На плоскостях стен, между пилястрами, располагались в два ряда окна с полукруглыми завершениями. Основным строительным материалом церкви был тонкий прямоугольный кирпич-плинфа и дикий камень. Южный фасад, сохранившийся почти в первозданном виде, дает представление об облике сооружения того времени. В давние времена Троицкая надвратная церковь была расписана живописью, о чем свидетельствуют последние реставрационные работы, во время которых найдены фрагменты фресок.




В ожидании митрополита Владимира выстроен почётный «караул» из медсестёр и др.священнослужителей под надзором казаков


Митрополит ( в центре, в белом) наконец прибыл в Лавру.


Окончание следует…
  • +97
  • 12 ноября 2012, 03:01
  • kaktus

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+
Спасибо. Правда, для некоторых такие топики как красная тряпка для быка.
avatar

insight_adler

  • 12 ноября 2012, 08:58
+
Ну это же памятники архитектуры, зодчества, иконописи, они есть по всему миру и их посещают не только верующие… И я думаю абсолютно без разницы какого вы вероисповедания или без оного.Храмы красивы сами по себе в любой стране, хоть у магометан, хоть у буддистов или христиан.
avatar

kaktus

  • 12 ноября 2012, 19:45
+
Так ухожено, красиво, а на фотках, где город видно — такое ощущение суровой реальности: серость, смог, неизбежная урбанизация… Город наступает…
avatar

SaraBarabu

  • 12 ноября 2012, 10:45
+
Не согласен с Вами, Киев — очень чистый и зелёный город…
avatar

Lesnik

  • 12 ноября 2012, 10:52
+
Если по сравнению с Сочи, то чистый)
А если вообще, то только в центре. Как, впрочем, в большинстве крупных городов.
avatar

chagooch

  • 13 ноября 2012, 19:13


+
Сара это был туман :)
avatar

kaktus

  • 12 ноября 2012, 19:38
+
Киев-это Киев!
Фото очень мне понравились!
Спасибо!
avatar

ProstoMariy

  • 12 ноября 2012, 21:13
+
Спасибо автору за труд по созданию топика. Фотки — супер, много информации. Очень понравились христианские храмы. Однако никакой духовности не видно ( а может она уже и не нужна?). Только бетон и стекло, бетон и стекло. Музей. Витражи и красивые картинки.Чисто архитектурные сооружения. По красоте впечатляют. А что внутри?
avatar

travellersochi

  • 12 ноября 2012, 23:52
+
Да уж пришлось потрудиться ) Внутри к сожалению съёмка запрещена.Если говорить о духовности то 72 года воинствующего атеизма сделали своё дело.Едва больше 20 лет прошло после начала восстановления хотя бы малой доли того что было ранее.А теперь стало ещё больше искушений для греха :)
avatar

kaktus

  • 13 ноября 2012, 00:43
+
В детстве бывала с мамой в Киеве.И осматривали Лавру.Водили и в пещеры.В пещерах было темно, высохшие коричневые мощи и почему-то помнится много красного цвета.Ткани и шнуры, которыми отгораживали ниши.Помню боялась потеряться.Вцепилась в маму как клещук.В Софийский собор не пускали.Один зал всего видела.Помню что внутри очень красиво.Всё блестит, золото, лепнина, роспись… А больше всего меня тогда впечатлили, не святыни, а эскалатор.По моему в универмаге? Вот уж накаталась я на нём! И метро! Не знаю, может ошибусь, но Киев вспоминается великолепным! Один Днепр чего стоит! И зелени много! Спасибо за прекрасные фото! ЗЫ: впервые увидела негра«живьём»! Помню испугалась сильно! Зашли в трамвай, а передо мной стоят ноги! длинные! Я потихоньку глаза подняла(очень высокий был) и завизжала! Меня весь вагончик уговаривал.А мама сказала, что это сын дяди негра из кинофильма«Цирк».Я решила, что он добрый и угомонилась.Надо-же! Несколько фоток, а сразу навспоминалось! Спасибо!
avatar

zvfhbyf

  • 13 ноября 2012, 00:17
+
Благодарю!
avatar

kaktus

  • 13 ноября 2012, 00:43
+
спасибо))я сохраню на память ваши фото, а то у меня не остались от моей поездки…
avatar

Elena1

  • 13 ноября 2012, 02:36
+
Забирайте))
avatar

kaktus

  • 13 ноября 2012, 22:51

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.