Поездка в Домбай. Вокруг, да около


Что-то давненько мы не были в Домбае, прямо даже соскучились. Поэтому несмотря на наши противоречивые позапрошлогодние впечатления, на ноябрьские праздники решили опять отправиться туда в компании семи человек на двух авто. В этот раз по пути заехали в Архыз и посетили самый большой оптический телескоп Евразии. (Внимание, под катом многофото стофото!)

Чтобы успеть посмотреть как можно больше, из Сочи выезжаем рано. Около 3:30 встречаемся на Мамайке, дальше ночная трасса в Туапсе, раздолбанный Шаумянский перевал в густом тумане под моросящим дождем, в сумерках проходим Апшеронск и Хадыженск, утром мы уже в Майкопе, где завтракаем в кафе. Минув Псебай и пользующийся дурной славой пост ДПС на границе Краснодарского края и Карачаево-Черкессии направляемся в станицу Зеленчукскую, там важно не пропустить поворот на Архыз.


С дороги петляющей по отрогам пастбищного хребта, прекрасно виден Эльбрус.


От поселка Нижний Архыз великолепное 17-километровое шоссе устремляется на отрог горы Пастухова, где на высоте 2070м, в 1975г в т.н. «застойный период» построен уникальный телескоп с диаметром главного зеркала 6 м.


Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (САО РАН) в настоящее время является крупнейшим российским астрономическим центром наземных наблюдений объектов вселенной. Главным оптическим инструментом обсерватории является БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный). Этот выдающийся для своего времени телескоп, до 1993г года являлся крупнейшим в мире.


Заглянем внутрь грандиозного купола (диаметр 44,5 м, высота 53 м).


В просторном вестибюле этого храма науки нас встречает лестница ведущая на небеса,


у подножья которой, в духе нового времени, идёт бойкая торговля открытками и сувенирами. Подняться наверх можно только с экскурсоводом из сотрудников обсерватории. Стоимость короткой экскурсии 60 руб.


Выходим на уровень «пола» внутреннего объёма купола. Здесь небольшой зал, нас встречают схемы устройства телескопа с его основными характеристиками, приведу только самые впечатляющие. Масса главного зеркала телескопа — 42 тонны, масса подвижной части телескопа — около 650т, общая масса телескопа — около 850т, масса подвижного купола — 1000т.


Рядом за пыльным двойным стеклом панорамной стены зала, возвышается сама громадина БТА — точный астрономический прибор боится перепадов температур. В своё время сооружение подобного инструмента из-за сложного комплекса проблем считалось попросту невозможным. Рассказывают, что на западе долго не могли поверить в саму техническую возможность осуществления подобного проекта и списывали его на советскую пропаганду. Правда, когда ученые-астрономы со всего мира смогли побывать здесь и убедиться в реальности и работоспособности телескопа, сомнения сменились восхищением. Ещё бы — уникальное зеркало, уникальная прецизионная механика под управлением целой ЭВМ (на дворе 70-е !) и всё это в едином комплексе воплотилось в удивительном сооружении.


На стенах фотографии из истории БТА.


Слева передовица «Правды» и фото главного конструктора — Б.К. Иоаннисиани.


Сейчас у нас таких не строят — сырьевой Россиянии в последние десятилетия не до науки. И хотя где-то там в мире (далеко-далеко, но прямо сейчас), строится Гигантский Магелланов телескоп (ГМТ) по апертуре — 24,5-метровый, вам об этом не расскажут в новостях, там вопросы поважнее.


Нас провожает диковинная для нового поколения наших соотечественников карта звездного неба — теперь вместо упразднённой Астрономии, в школах учат Слову Божьему. Регресс на лицо.


Рядом с куполом гигантский козловый кран предназначенный для обслуживания телескопа, масштаб становится понятней, если найти авто в центре кадра.


Панели солнечных батарей,


архитектура в стиле советского футуризма,


который сейчас воспринимается скорее как некий «ретрофутуризм», всё это оставляет неизгладимое впечатление.


На соседних вершинах ещё купола, среди которых есть и военные.


Одно радует — сюда постоянно возят экскурсии, значит людям это интересно.


От обсерватории открываются просторы Архызского высокогорья, решено — обедаем где-нибудь там.


Отправляемся в горы, выезжаем за небольшой поселок Архыз, благо ехать недалеко.


На пикник располагаемся напротив входа в заповедное Кизгичское ущелье.


Над нами встают снежные склоны хребта Абишира-Ахуба. Этим летом мы гуляли здесь по озёрам.


Рядом несёт свои прозрачные воды Зеленчук, и да, он действительно зелёный.


В чистом горном воздухе запах сосен,


на солнце снег тает и парит.


Отобедав и передохнув, к вечеру переезжаем в Домбай.


Современный, укатанный в бетон Домбай мало похож на тот


заповедный горный курорт, который глядит на меня со слайдов 20-летней давности.


Знаменитое своей живописностью в прошлом трехречье — слияние Алибека, Аманауза и Домбай-Ульгена, дающее начало реке Теберда, ныне полностью потеряло сколько-нибудь привлекательный вид. Ещё недавно здесь к водам прозрачных рек спускался тенистый пихтовый лес, а на берегу бил нарзан…


… зато теперь на мосту амбарного вида замки и тряпки, для кого-то они символизируют новые «ценности».


Возможно кому-то и придётся по душе подобная «эстетика»,


однако местные, на глазах которых уничтожался старый Домбай, только горестно вздыхают.


Чистый горный воздух и тишина остались только в воспоминаниях — дышать нечем, гулять не где. Вдобавок вокруг поселка погранзона куда вход только по пропускам и «заповедник», который начал повсеместно собирать мзду.


Располагаемся в «новом красивом» микрорайоне, ладно, в конце-концов мы сюда не по курорту гулять приехали.


Приехали мы для того, чтобы (как минимум) медленно с чувством и толком, проехаться на старой советской канатке сквозь заповедный лес в горы.


Чтобы из-за леса выглядывал пик Кап,


чтобы головокружительный пик Ине


сверкал острыми гранями,


чтоб кругом, куда не глянь, были ледники,


клокочущие облака,


и разорванные трещинами ледопады.


Чтобы Домбай-Ульген стеною,


нет вот так,


чтобы зуб Суфруджу иглой


и чтоб Белала-кая нависала…


Под ногами проплывают древние постройки советских времён


и более лучшие, прямо таки скворечники монументальные примеры современного зодчества,


на фоне последних, даже типовые сооружения канатной станции смотрятся почти шедевром.


С вершины хребта Мусса-Ачитара можно заглянуть в долину Теберды,


полюбоваться на вершины соседнего Даутского горного узла,


прогуляться вдоль разрастающихся по хребту харчевен, уже изрядно заслоняющих горы.


В который раз ловлю себя на мысли, что с точки зрения стороннего наблюдателя, у современного россиянина пищевые потребности преобладают над эстетическими. Иначе объяснить столь странный мезальянс роскошной природы и убогой архитектурной мысли не получается. Вроде бы едут сюда за красотой, а присмотришься к тому, что понастроено вокруг и понимаешь — сюда едут исключительно пожрать.


Выходим к пока ещё свободной от застройки, хорошей обзорной площадке.


Ещё немножко осенних видов,


окрестных вершин.


Обратно для разнообразия решаем спуститься на новой канатке,


в отличие от старой креселки, спуск идет быстро, но для меня это скорей недостаток.


Внизу экскаваторы раздирают склон — «строят» новую трассу для лыжников.


На пересадке, ещё немного гуляем по окрестностям.


Затем на старой креселке, параллельно которой, здесь ходит маятник и гондолы, спускаемся в поселок.


Нет, никакая современная гондола, по обзору с креселкой не сравнится.


После обеда и отдыха — сауна.


На следующий день у нас был запланирован выход к Бадукским озерам, но затяжной дождь ливший всю ночь и не прекращавшийся днём спутал планы. Мы наняли машину и отправились на Джемагатские нарзаны. По пути заехали


к заповедному лесному озеру, где в холодной воде лениво скользит горная форель,


а берега покрыты слоем пушистого мха.


Поэтические тут места — «Раскинулись горы широко, меж ними течёт Теберда...» © Песня. Или вот:


Великъ, богатъ Аулъ Джематъ,
Онъ никому не платитъ дани;
Его стѣна — ручной булатъ;
Его мечеть — на полѣ брани.
Его свободные сыны
Въ огняхъ войны закалены;
Дѣла ихъ громки по Кавказу,
Въ народахъ дальнихъ и чужихъ,
И сердца Русскаго ни разу
Не миновала пуля ихъ.
© М.Ю.Лермонтов, 1841г


Если забраться по разбитой проселочной дороге в лес


и немного побродить между деревьев


то можно обнаружить то, что дошло до наших дней от того воспетого Лермонтовым аула.


Фрагменты примитивной кладки засыпанные листвой, вот пожалуй и всё…


Разве что окружающие пейзажи с тех, не таких уж и далёких времён, не изменились.


Нас интересует нарзан, он неподалеку, у конца дороги.


За быстрицей говорливой речки Горалыкол


пара «кипящих» выходов напитка горных великанов — нартов,


одаривает нас удивительной шипучей железистой газировкой.


Здесь неплохое место для пикникового отдыха и перекуса.


На обратном пути заезжаем в Теберду к древнему ледниковому озеру Кара-кель.


Отсюда шикарный вид на гору Чёртов замок.


Обратная дорога по долине Теберды пролетела незаметно,


разве что перед въездом в Домбай,


остановились ещё раз поглазеть на Белала-каю.


На исходе этого дня мы предприняли часовую пешую прогулку в Алибекское ущелье. Вход платный — 50 руб.


Посетили скромное кладбище альпинистов. В отличие от бесцельно слоняющихся здесь толп зевак, нам было к кому прийти.


Горы они такие — могут одарить, а могут и забрать…


На обратном пути в поселок набежали облака,


чтобы устроить свой вечерний танец


и заодно побаловать нас перед отъездом закатными видами.


Утром по пути домой заезжаем в Гоначхирское ущелье


на озеро Туманлы-кель.


Красиво тут.


Выше озера, у речки Кичи-Муруджу


ущелье перегорожено шлагбаумом, здесь погранзона. Военно-сухумская дорога уходит дальше на знаменитый Клухорский перевал.


За вершинами Чотча и Хакель — Абхазия.


Нам остаётся только одно — пуститься в обратный путь.

PS. Дорога домой оказалась долгой, в Сочи вернулись около 23:00 часов. Наверно в связи с дальнейшим развитием распильных дорожных технологий, трассу между Хадыженском и Туапсе окончательно забросили. Теперь асфальтовое покрытие отсутствует не только на самом перевале, но и на множестве коротких разбитых участков по всей дороге. Впрочем если собрать эти «короткие участки», то получится убитая грунтовка, которая по протяженности наверно не меньше, чем на перевале, а по качеству местами сильно хуже. При этом каждый такой участок появляется внезапно и никак не обозначен знаками, что превращает и без того тяжелое вождение в опасный аттракцион. Почему-то наиболее сильно пострадала половина дороги ведущая к морю, наверно тяжелые грузы везли именно в том направлении.

PPS. Если вы спросите почему «Поездка в Домбай. Вокруг да около», то я отвечу — «вокруг», потому что ехать туда почти 600 км вокруг главного хребта, а «около», потому что от Красной поляны до Домбая всего-то около 120 км по прямой.
  • +156
  • 07 ноября 2012, 11:10
  • GeoSochi

Комментарии (25)

RSS свернуть / развернуть
+
Как всегда прекрасный репортаж и замечательные фото. Жаль, что не попали на Бадукские озёра — это лепота настоящая, особенно в это время года. Отдельный респект за зкскурсию на телескоп — никогда там не был, хотя в самом районе Домбая и Теберды был не раз. Вопрос — а сейчас он работет или просто, как музей? Дышать нечем, гулять негде — это про ДомбаЙ? Неужели всё осталось в воспоминании? неужели всё так плохо? Видимо, в конце путешествия повезло с погодой — фотки — супер! И ещё хотел добавить, что иметь такую машину и так путешествоать это просто подарок судьбы. К сожелению, не имею такой возможности и приходиться всё только ножками проходить.
avatar

travellersochi

  • 07 ноября 2012, 11:41
+
Отдельный респект за зкскурсию на телескоп — никогда там не был, хотя в самом районе Домбая и Теберды был не раз. Вопрос — а сейчас он работет или просто, как музей?
Телескоп работает, несмотря на то, что главное зеркало в ремонте, на его место пока установили второе.
avatar

GeoSochi

  • 07 ноября 2012, 11:52
+
За два дня столько успели посетить!!! Молодцы!!! В Дамбае пограничники не тормозили, пропуска заказывали заранее?
avatar

so3537

  • 07 ноября 2012, 11:43
+
В Домбае погранзона выглядит так:

т.е. в поселке и на канатке пропуск не нужен, можно дойти до а/л Алибек, Русской поляны и Чертовой мельницы на Аманаузе.
avatar

GeoSochi

  • 07 ноября 2012, 11:47
+
нас не пустили на Алибекский водопад, а на Бадукские озера вообще мост закрыт на замок, никого нет, и написано — штраф 2000 (по-моему)…
avatar

so3537

  • 07 ноября 2012, 11:51


+
На Бадуке сейчас вместо заповедника (но под его эгидой), платная экскурсионная тропа, вход 300 руб! На Алибекский водопад без погран-пропусков теперь не пускают.
avatar

GeoSochi

  • 07 ноября 2012, 11:55
+
и на Тумынлыкюль дорога закрыта была — это было в конце апреля…
avatar

so3537

  • 07 ноября 2012, 11:52
+
В позапрошлом году тоже была закрыта, сейчас платный въезд 100р — типа заповедник.
avatar

GeoSochi

  • 07 ноября 2012, 11:56
+
ну, это ладно… а то приперлись, а они автоматами машут и ни в какую…
avatar

so3537

  • 07 ноября 2012, 11:59
+
сурово..:)
avatar

SaraBarabu

  • 07 ноября 2012, 12:02
+
Незабываемо.
Вот только к чему эти комменты по поводу прошлого и нынешнего поколения. Жизнь идет своим чередом. И надо строить гостиницы, кафе, чтобы больше людей приехали и увидели эти красоты. То что это надо делать как можно аккуратнее, так это ДА!
avatar

Volda

  • 07 ноября 2012, 12:56
+
Вот только к чему эти комменты по поводу прошлого и нынешнего поколения.
К тому, чтобы видевший разное, умеющий размышлять и сопоставлять уведенное, делал выводы. Иначе «за движение своим чередом», может сойти и отмена преподавания астрономии в школе.
avatar

GeoSochi

  • 07 ноября 2012, 13:18
+
С этим полностью согласен. Это крутые перегибы. Я про строительство гостиниц, кафе ресторанов. Про развитие инфраструктуры, которое, к сожалению, зачастую приводит к определенному ущербу в плане экологии.
Ну вот скажем Урал, Сибирь, Байкал — места с неописуемой красотой. И что — нет инфраструктуры и большинство россиян прутся в Чехию, Словакию, Финляндию и т.д.
avatar

Volda

  • 07 ноября 2012, 14:42
+
+в избранное +
avatar

ieroglif

  • 07 ноября 2012, 13:41
+
Спасибо за рассказ и фотоотчет. Освежил мне память. В 2006 году ходил в 17-ти дневный поход по маршруту Домбай — Красная Поляна.
В избранное!
avatar

Airman

  • 07 ноября 2012, 13:52


+
Везде шлагбаумы, и плати деньги за вход в лес. Вот наша молодёжь и сидит дома, и ничего не видит, кроме компьютеров и зомбоящиков. А там вся гадость.
avatar

Bars

  • 07 ноября 2012, 14:04
+
Познавательно, как всегда,
Благодарю Вас…
avatar

Lesnik

  • 07 ноября 2012, 15:59
+
Любимый автомаршрут! Но как же всё стремительно застраивают всякими сараями…
avatar

12345

  • 07 ноября 2012, 16:00
+
На обратном пути заезжаем в Теберду к древнему ледниковому озеру Кара-кель.
надо же, как с 1987 тут всё изменилось! Каракель. Чёрная вода. Мегалит всё ещё валяется на берегу? Возле него был дом моей бабушки.
avatar

AlexABel

  • 07 ноября 2012, 18:05
+
Ух ты, не знал про мегалит. Большой?
avatar

GeoSochi

  • 07 ноября 2012, 18:36
+
дом был на пару семей. так мегалит был более дома. Наверное большой.
avatar

AlexABel

  • 07 ноября 2012, 19:50
+
Я почему-то подумал, что речь о какой-то мегалитической постройке…
Все понятно, там конечная морена древнего ледника, подобные валуны на них встречаются, вот например живой пример из Безенги:

он пока ещё едет к концу ледника как на ленте транспортёра.
avatar

GeoSochi

  • 07 ноября 2012, 20:02
+
Красиво и так снежно уже, отличный фотоотчёт! Сам сегодня вернулся из Абхазии — на велах катали несколько дней, из них 2 в районе Цебельды, как раз по дороге ведущей на Клухорский перевал, снежные вершины были только вдали. Побывали на Шакуранском водопаде — после дождей это что-то!!! Много ещё мест не посещено и есть стимул вернуться!
avatar

EugeneOst

  • 07 ноября 2012, 20:39
+
Давненько я не был в Цебельде… Ждём отчет!
avatar

GeoSochi

  • 07 ноября 2012, 20:42
+
суперпутешествие и фото! практически каждый Ваш топ у меня в избранных. соберемся в Домбай (уже который год, правда, собираемся), будем уже знать что и где.спс
avatar

elf

  • 08 ноября 2012, 13:24

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.