Ростовский музей железнодорожного транспорта

Возьмите мне билет на паровоз,
Хоть нынче паровозов не бывает…
Как я хочу, чтоб он меня отвез,
На некий полустанок, где-то в мае…

© Стихи из интернетов


На майские праздники во время весенних автопокатушек, мы посетили Ростов-на-Дону. Цель поездки — необычный музей под открытым небом. И да, я обожаю паровозы, поэтому под катом будет много буков и прорва картинок с их всевозможными изображениями.

Музей организован в 1960г на месте бывшей железнодорожной станции Гниловская. В его экспозиции 14 паровозов, 2 старинных пассажирских салон-вагона, 11 товарных вагонов, 7 электровозов, 5 тепловозов, 4 путевые машины, 2 крана на железнодорожном ходу, 1 электропоезд, подвижной состав, попавший в Россию в военные годы в виде трофеев.

На снимке из Гугла, видны пути бывшей станции уставленные экспонатами музея. Справа (их можно узнать по черному цвету) паровозы и соответствующий им по времени, подвижной состав. Слева, более поздняя техника, впрочем, и там стоял один паровоз и несколько тендеров.

Часть экспонатов музея, в момент нашего посещения, отсутствовала по уважительной причине. В составе исторического «Поезда Победы», который был сформирован и стартовал здесь, они колесят сейчас по железным дорогам юга России.


Итак начнём осмотр.

Паровозы винтажные довоенные и военные


Сразу у входа нас встречает самый маленький из представленных локомотивов на паровой тяге. Этот юркий маневровый паровоз серии 9П, был задуман максимально коротким для прохождения любых по кривизне участков пути. Он не имеет отдельного тендера, поэтому все запасы воды 6,5 кубов и 2 тонны угля, необходимые ему для движения, он несёт непосредственно на борту. Мощность парового двигателя 350 л/сил, поэтому не удивительно, что при полной массе в 55 тонн, скорость паровоза 9П не превышала 35 км/час. Строились с 1935г по 1957г, всего было выпущено 2900 таких «малюток».


Неподалеку расположился более серьёзный 85-тонный паровоз серии Эу (строились с 1926-1931 год) тут уже без отдельного тендера не обошлось. Правда, этот паровоз топится не углем, а нефтью, о чём недвусмысленно намекает цистерна, установленная в тендере паровоза и бочки с нефтью.


На перроне огромная Г-образная водокачка, при помощи которой в тендер локомотива заправляли воду. В независимости от вида топлива для нагрева, всякий паровоз использует в качестве рабочего тела двигателя воду превращенную в пар. Этот паровоз брал в тендер 10т горючего и 23 тонны воды, при давлении пара в котле 12 атмосфер, выдавал 1150 л/с и развивал скорость до 65 км/час. Всего их было выпущено 2500.


В сцепке с ним, внешне очень похожая, более поздняя модификация Эм работающая на угле (1932-1935г, за четыре года выпущенно 2355 шт).


Напротив стоит наиболее поздняя и многочисленная (не менее 3266 шт) в семействе Э, модификация Эр.


Диаметр ведущих колёс 1 м 32 см.


«Голубой вагон бежит качается..». Ещё один Эр в пассажирской окраске. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска (с 1912г по 1957г) паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.


И не даром, Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире.


Поэтому после войны, начиная с 1946 года, эти паровозы строились в Венгрии, Польше, Румынии и Чехии. Всего за рубежом было построено 2938 паровозов.


Тяжелый паровоз (рабочая масса 134 тонны) серии ФД20 (Феликс Дзержинский). Он же крайний слева на фото в шапке топика, он же повстречается нам в несколько другом обличье. Если верить музейной табличке ФД — самый мощный в мире серийно выпускавшийся паровоз. Годы выпуска 1931-1942гг. Мощность — 3000 л/сил, конструкционная скорость — 85 км/час, длина с тендером — 29 м, диаметр ведущих колёс 1,5 метра. В тендере помещалось 44 куба воды и 25 т угля. Из-за огромного веса паровоз не мог эксплуатироваться почти на трети железных дорог страны, а после окончания войны — на большинстве восстановленных магистральных железных дорог.


Паровоз серии СО (Серго Ороджоникидзе) разработан на базе паровоза серии Э. Дополнительная ось позволила значительно увеличить размеры парового котла, а вмести с ним мощность и скорость, при этом нагрузки на оси практически не изменились и что более важно, эти паровозы могли выпускаться на тех же заводах где ранее строились паровозы серии Э.


На фото слева паровоз серии Э, а справа — СО, хорошо видна дополнительная ось перед цилиндрами. Мощность паровозов СО выросла до 1900 л/сил, конструкционная скорость 70 км/час. Выпускались с 1934г по 1951г, всего было построено 4487 шт.


Паровоз серии Е с индексом «а», который означает его американское происхождение. Эти паровозы изготавливались на заводах в Америке по советским чертежам и поставлялись в СССР по Ленд-лизу. Всего американцы поставили в Советский Союз с 1944г по 1947г не менее 2047 паровозов серий Е.


На фото можно в деталях рассмотреть кривошипно-шатунный механизм этого паровоза. Правда, некоторых деталей не хватает.


Паровоз ТЭ-322 (немецкая серия 52) в составе небольшого поезда, строились в 1942-1944гг на заводах Германии, Австрии, Польши, Франции и других стран. После войны поступали в СССР в качестве трофеев и по репарациям, где после переделки с европейской на русскую колею успешно эксплуатировались.


Трофейный же двухосный вагон типа «Дрезден»


несёт на бортах наглядную агитацию. Согласитесь, листовка на трофейном немецком вагоне, обучающая как правильно бить немецкий танк несёт здоровый заряд иронии.


Лихие были у нас деды, по праву победителей, брали себе в европах в порядке контрибуции всё, что им нравилось.


Паровоз Л (в честь конструктора Лебедянского) магистральный грузовой паровоз разработанный в конце Второй мировой войны и выпускавшийся с 1945 по 1955 гг.


Является одним из лучших и массовых (построено 4200 шт) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог, за паровозами Л закрепились прозвища Лебедянка и Лебедь.


Полный вес паровоза 102 тонны, мощность 2200 л/сил, диаметр движущих колёс 1,5м, скорость 80 км/час.


Этих локомотивов, разной степени сохранности, в экспозиции представлено несколько. Вот ещё одна Лебедянка выглядывает из-за парочки Э и СО.


До 1947г эти знаменитые паровозы назывались литерой П — «Победа». Внутри красной звезды знакомый профиль вождя мирового пролетариата. Изначально тут были профили Ленина и Сталина, но такое изображение не смогло пережить последующую хрущевскую десталинизацию.

Стимпанк

Стимпа́нк (или паропа́нк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин.


В дальних концах музейных путей, нам удалось обнаружить несколько ждущих реставрации экспонатов, годных для иллюстрации самых смелых стимпанковских фантазий или постапокалиптических антиутопий.


В этой ржавой груде металла наблюдательный читатель легко узнает паровоз серии Э.


Монструозный «Железный Феликс» ФД.

Внутри выглядит просто потрясающе.


Когда что-либо отправляют в топку (фтопку), то это сюда.


Неимоверно доставляющий вид из кабины.


Равно как и эта, похожая на жутковатую


декорацию из фильма-катастрофы


громадная ржавая Лебедянка.

Паровозы послевоенные и ещё немного стимпанка


Паровоз П36 прозвище — Генерал за характерные цветные полосы «лампасы» по бокам. Советский магистральный пассажирский паровоз, благодаря умеренной осевой нагрузке мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог.


Всего с 1950г по 1956г их было построено 251. Рабочая масса паровоза 133 тонны, диаметр движущих колёс 1,85м, мощность до 3077 л/сил, конструкционная скорость 125 км/час!


Заглянем в кабину.


Манометр со стрелкой — верный атрибут стиля стимпанк.


Этот стремительный паровоз вызывает добрые ассоциации со сказочным поездом «Голубая стрела» Джанни Родари.


Здесь в центре звезды должны были быть профили Ленина и Сталина, но их увы не сохранили.


Последний из ушедших в историю — паровоз серии ЛВ (на фото справа). Лебединая песня советского паровозостроения, прямой наследник знаменитой Лебедянки. Последний из построенных магистральных паровозов, его КПД достигало внушительных 9,3 %.


Полный вес 121,5т, скорость 80 км/час, мощность до 2600 л/сил. Годы постройки 1952-1956гг, всего было выпущено 522 таких паровоза.


В кабине непривычные современному глазу органы управления.


Рабочее место машиниста как бы намекает — на паровозе особо не рассидишься.


Рядом всепожирающая геенна огненная — топка.


Внутренности тендера.


Здесь заканчивается славная история целой эпохи отечественного паровозостроения.

Вагончики


Наш рассказ о паровозах был бы не полным, без краткого упоминания соответствующего им по времени подвижного состава.


В старые добрые времена, рефрижераторов-холодильников ещё не придумали, поэтому для перевозки скоропортящихся грузов использовали вагоны-ледники. Россия — великая северная страна, лёд для этих вагонов заготавливался ещё зимой, а летом хранился под слоем опилок. Для охлаждения груза в вагоне лёд с солью загружался в специальные короба, такой ледник держал холод до 10 суток!


Паровой 45-тонный кран «Январец» № 8, 1935 года постройки, проработал на пару аж до 1954 года, а после переделки на дизель трудился вплоть до 1989 года!


На фото из интернета один из двух штабных вагонов экспозиции музея находящихся в отъезде.


Во второй, оставшийся в музее вагон мы не преминули заглянуть.


Зал для заседаний.


Какие приказы отдавались по этому персональному телефону в начальственном купе, можно только гадать.


Вдали на перроне виден опущенный семафор закрывающий движение. Героическое время локомотивов на паровой тяге кончилось.

После пара

Время неумолимо. На смену паровозом пришли совсем другие локомотивы.

Железные дороги заполонили всевозможные электровозы и тепловозы.


Маневровые и


магистральные.


Иногда курьёзные как этот смешной дощатый мотовоз 1937 года постройки,


иногда смутно знакомые с детства, как этот маневровый тепловозик наш земляк из Сочи.


Но они другие и это уже совсем другая история.

Приложения


Адрес музея: г.Ростов-на-Дону,, ул. Портовая, 541, проезд до станции Гниловская.
Телефон музея: 8(863)238-32-93.
Время работы с 10 до 17 кроме понедельника.
Страничка в википедии.


Прейскурант.


Схема заезда со стороны г.Батайск. Мы заходили со стороны улицы Портовой мимо школы.

PS. Работники музея могут рассказать массу интересных историй в том числе и о посетителях. Вы узнаете и про киношников которые берут экспонаты напрокат, про даму в приличествующим наряде изображающую Анну Каренину бросающуюся под паровоз, про девиц с чемоданами на перроне ждущих поезда, о молодёжных парах изображающих раненных в бинтах и санитарок и много чего ещё…
  • +98
  • 04 мая 2012, 14:04
  • GeoSochi

Комментарии (61)

RSS свернуть / развернуть
+
Гео, спасибо! отличный репортаж :)
avatar

misha

  • 04 мая 2012, 14:19
+
Да, я там как-то всё облазил…
Спасибо за воспоминания!
avatar

reStiler

  • 04 мая 2012, 14:40
+
Пожалуйста.

А я ещё по случаю в прямо в Ростове прикупил себе парочку сборных моделей паровозов. Буду закреплять воспоминания практическими занятиями.))
avatar

GeoSochi

  • 04 мая 2012, 14:55
+
+ Очень познавательно.Очень спасибо
avatar

Romson

  • 04 мая 2012, 15:32
+
классно, очень интересно
avatar

Diver

  • 04 мая 2012, 15:39


+
Интересно, красиво, спасибо за репортаж! Очень захотелось там побывать, таких раритетов по стране единицы остались, а в Ростове так много собрали, молодцы! В Вашу коллекцию добавлю паровоз бронепоезда времён Великой Отечественной войны из Музея Вооруженных Сил в Москве.
avatar

listcom

  • 04 мая 2012, 22:25
+
Здорово! Помню этот бронепаровоз!
avatar

GeoSochi

  • 05 мая 2012, 08:47
+
Отличный репортаж, замечательный топик! Огромный + Вам за него! Моий дед и бабушка почетные железнодорожники, дед в прошлом начальник станции Сочи. Очень интересно и познавательно было посмотреть и почитать о паровозах и подвижном составе тех лет. Помнится из детства названия типа «ледник» которые тогда были еще в ходу на селекторных совещаниях у деда в кабинете… Давно это было… прошлый век… До сих пор не могу забыть свое детское восхищение от поездки в кабине тепловоза по станции Сочи организоавнной мне моим дедом, было так захватывающе интересно, а от того что мне пару раз позволили подать сигнал гудками тепловоза, так моему счастью вообше не было предела. Всетаки какое счастливое было время — детство… Совсем оно было другим, не то что сейчас…
avatar

Spointer

  • 04 мая 2012, 23:21
+
дед в прошлом начальник станции Сочи
Не В.Г.? если да, то он ученик моего деда- в Армавире начинал.
avatar

Diver

  • 04 мая 2012, 23:25
+
Не, мой Сергей Иванович начинал в Орджоникидзе если мне память не изменяет, потом в Туапсе работал, потом перевели сюда.
avatar

Spointer

  • 05 мая 2012, 10:11
+
А мой дед работал на строительстве вокзала и возил начальника вокзала, а моя бабушка тоже много лет проработала на нашей железной дороге, смутно помню, кажется или в депо или со стрелочным хозяйством.
avatar

GeoSochi

  • 05 мая 2012, 08:53
+
Моя бабушка царствие ей небесное, работала на грузовом дворе тоже каким то начальником.
avatar

Spointer

  • 05 мая 2012, 10:14
+
Ура вспомнил что-то совсем смутное из детства! Был у бабушки на работе (царство ей небесное) кажется в двухэтажном здании на улице Титова, там был пульт управления весь в лампочках, со светящейся схемой путей нашего вокзала, там были поезда, стрелки!
avatar

GeoSochi

  • 05 мая 2012, 10:37
+
Да, я тоже там был, помню, было очень интересно и необычно, в то время это было примерно то же как нанотехнологии сейчас:-)
avatar

Spointer

  • 05 мая 2012, 16:54
+
+ Отличный отчет!!!
Обидно, сколько раз по учебе там был, а про музей не слышал.
avatar

fomich

  • 05 мая 2012, 00:16
+
Был в питерском музее на Варшавском вокзале, этот судя по всему не хуже, причем в экспонаты в отличие от питерского можно даже зайти внутрь.
Побольше бы фото тепловозов и электровозов! Очень люблю тепловозы…
avatar

FanatOf80s

  • 05 мая 2012, 05:23
+
хм. А фотосъемка-то в питерском беплатно, по крайней мере когда был там в 2005 г.
avatar

FanatOf80s

  • 05 мая 2012, 05:25


+
Вот держите парочку тепловозов:


avatar

GeoSochi

  • 05 мая 2012, 08:46
+
Спасибо! Горячо любимый ТЭП60… Мощнейщий, сокрушительный бас двухтактного V-образного дизеля 11Д45… Не в лучшем состоянии только этот красавец тут :(

ТЭ3 на вид хорошо восстановлен.
avatar

FanatOf80s

  • 05 мая 2012, 10:00
+
Мощнейщий, сокрушительный бас двухтактного V-образного дизеля

А разве бывают двухтактные дизеля?
avatar

Spointer

  • 05 мая 2012, 10:18
+
Разумеется!
www.pomogala.ru/teplovoz/teplovoz_9.html
www.pomogala.ru/teplovoz/teplovoz_10.html

А вот и тот самый чудесный звук, создаваемый ТЭП60 www.youtube.com/watch?v=I1GK80R1Vcs
avatar

FanatOf80s

  • 05 мая 2012, 11:03
+
Послушал, ух и зверюга!!!
avatar

GeoSochi

  • 05 мая 2012, 11:28
+
Вот и я о том же! Вообще, тепловоз — самый солидный и самый романтичный из всех типов локомотивов.
avatar

FanatOf80s

  • 05 мая 2012, 20:03
+
Нет тут вы меня не переубедите, паровозы круче.))
avatar

GeoSochi

  • 06 мая 2012, 10:20
+
Ну не знаю, меня вот паровозы как-то не особенно цепляют. Другое дело — тепловозы! А какой звук дизеля мощный и красивый!
Видел где-то красивое высказвание про тепловозы:«Рев дизеля, свист турбокомпрессора и бесконечные перегоны, не испорченные КС».
avatar

FanatOf80s

  • 07 мая 2012, 08:32
+
А электровозы тоже нравятся?
avatar

GeoSochi

  • 08 мая 2012, 13:03
+
Скучные они, особенно постоянного тока которые:( Хотя исторические (ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8)
интересуют.
avatar

FanatOf80s

  • 08 мая 2012, 15:22
+
Для Вас ниже пара из экспозиции ВЛ8 и ВЛ22м.
avatar

GeoSochi

  • 08 мая 2012, 21:59
+
Надо же, но я об этом не слышал, т.к наверное всегда тимел дело с бензиновыми 2 и 4 тактными двигателями. Спасибо вам что восполнили пробел моих знаний о дизельных моторах!:-)
avatar

Spointer

  • 05 мая 2012, 17:16
+
Так разницы в этом отношении никакой, то и другое — поршневые двигатели внутреннего сгорания. Только у одного сжимается готовая топливная смесь и вблизи ВМТ поджигается искрой, у другого сжимается чистый воздух и вблизи ВМТ впрыскивается горючка, которая тут же самовоспламеняется.
Дизели на крупных низкоскоростных судах сплошь двухтактные.
avatar

FanatOf80s

  • 05 мая 2012, 20:07
+
Спасибо за интересную и познавательную инфу!:-)
avatar

Spointer

  • 05 мая 2012, 21:00
+
Кстати, на ТЭ3 стоит двухтактный дизель 2Д100 с двумя встречно-движущимися поршнями на цилиндр (последний вариант из показанных в статье)
avatar

FanatOf80s

  • 07 мая 2012, 08:36
+
Гео, хочу уточнить, станция Гниловская, вроде как есть, через нее ходят электрички на Таганрог( есть другой вариант-через Западную) и поезда на Украину, или это возле нее?
avatar

magistr

  • 05 мая 2012, 09:08
+
Да возле, там была большая станция, а осталась платформа для электричек.
avatar

GeoSochi

  • 05 мая 2012, 09:11
+
И пиковская железная дорога в децтве была? :)
avatar

ervinrommel

  • 05 мая 2012, 17:17
+
Была конечно и не одна, причем масштаба HO и ещё какого-то поменьше.))
avatar

GeoSochi

  • 05 мая 2012, 17:20
+
avatar

ervinrommel

  • 05 мая 2012, 18:01
+
у меня немецкая была, по кругу ездили электровоз и вагоны, и блок питания, большой такой, но позволял и скорость увеличивать и направление менять
avatar

magistr

  • 05 мая 2012, 18:24
+
Если немецкая это 99% и есть один из наборов PIKO. Еще у них были стрелки электрические и даже электрический участок пути который расцеплял вагончики, с ним можно было делать сортировочную горку. Для этого хозяйства был свой отдельный пульт. Классные игрушки, правда стоило всё это хозяйство не по детски.
avatar

GeoSochi

  • 05 мая 2012, 18:44
+
я уже не помню название, но дорога у меня была очень и очень долго, жаль, что не было возможности приобрести дополнительные рельсы, баловались тем, что или по кругу пускали парвоз, или собирали рельсы причудливым образом и гоняли туда-сюда
avatar

magistr

  • 05 мая 2012, 18:45
+
Дополнительные рельсы я сам клепал из проволоки, а шпалы мне вырезали из какой-то твердой дощечки. Вот жеж было нефиг делать — БАМ строить под столом.
avatar

ervinrommel

  • 05 мая 2012, 20:11
+
по кругу ездили электровоз и вагоны, и блок питания, большой такой, но позволял и скорость увеличивать и направление менять

Да да! У меня тоже были таких две коробочки, два паровоза, несколько вагонов и две стрелки. Большой и тяжелый блок управления с ручкой которой можно было управлять скоростью и направлением движения локомотива:-) Классная штука была, но как водится поломали мы её с друзьями в итоге… Лет 10 назад выкидывал хлам из гаража и выкинул все что осталось, о чем сейчас жалею…
avatar

Spointer

  • 05 мая 2012, 21:07
+
Я и не знал про ростовский музей. Очень здорово. Я недавно в питерском паровозном музее был. Удивил паровоз, пригнанный в Петербург из Туапсе. Работал он там на нефтезаводе. Так вот, топки у него вообще нет — его «танк» в начале смены забивали под давлением паром, который целый день и расходовался. Такой вот «огнебезопасный» паровозик. А ещё потрясли пушка с «Императрицы Марии», установленная на ж/д платформе, и баллистическая ракета, помещённая внутрь железнодорожного вагона. Ещё несколько лет назад эти «штуки» несли службу. А сейчас нам оружие зачем? Сейчас в музей отправили…
avatar

12345

  • 06 мая 2012, 10:28
+
Спасибо, не знал про такие паровозы. А случайно фото нет?
avatar

GeoSochi

  • 06 мая 2012, 10:34
+
Собираюсь ещё туда сходить пофотографировать. Был в музее при минус 30. Почему-то мёрз… Вспоминал родину… олимпиаду..., ...!!!
avatar

12345

  • 06 мая 2012, 10:55
+
Когда-то очень давно, я был в Воркуте. У меня отец работал в вагоне-ресторане, вот и брал меня на каникулы куда-нибудь. Вообщем, там, к каждому вагону подъезжал паровоз, и заливал горячей водой вагоны. Машинист, увидев меня, пригласил к себе в кабину и я подывал в настоящем паровозе, покатался, даже дали «погудеть», дергая за горизонтальный тросс
avatar

magistr

  • 06 мая 2012, 13:34
+
Ключевое слово — «бестопочный паровоз». Вот он

Фото не мое, мои фотки из того музея погибли вместе с рабочим столом когда слетела система :(
avatar

FanatOf80s

  • 09 мая 2012, 11:39
+
Принцип работы кстати не совсем такой, намного интереснее:
ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%F1%F2%EE%EF%EE%F7%ED%FB%E9_%EF%E0%F0%EE%E2%EE%E7
Паровой котёл такого паровоза конструктивно представляет собой замкнутый цилиндрический сосуд с усиленной теплоизоляцией. При подготовке бестопочного паровоза к работе котёл на 60-70 % заполняется водой, после чего через один или несколько патрубков в него нагнетается пар высокого давления, нагревающий воду до кипения. При работе давление пара в котле постепенно падает, что приводит к снижению температуры её испарения, и вода в котле вновь закипает, тем самым добавляя ещё пара.
avatar

FanatOf80s

  • 09 мая 2012, 11:50
+
Вау!!! Спасибо! Какая прелесть, я про такой не знал!
avatar

GeoSochi

  • 09 мая 2012, 18:39
+
А сейчас нам оружие зачем?

Как зачем? От нападения со стороны США защищаться!
avatar

FanatOf80s

  • 09 мая 2012, 11:45
+
Там был сарказм, с которым я полностью согласен. От нападения США надо было раньше защищаться, теперь после драки уже поздно. Вон они уже и базы на нашей территории строят. Тут надо говорить о национально-освободительном движении.
avatar

GeoSochi

  • 09 мая 2012, 18:42
+
Вот ещё парочка для любителей электровозов:


avatar

GeoSochi

  • 08 мая 2012, 22:00
+
а ведь последний у нас поезда таскал, сейчас их только на Украине в Донбассе видел
avatar

magistr

  • 08 мая 2012, 22:07
+
Я тоже ВЛ8 прекрасно помню, они у нас постоянно были на вокзале.
avatar

GeoSochi

  • 08 мая 2012, 22:20
+
Кстати если говорить об электровозах, то вот это действительно редкий экземпляр:

Первый опытный электровоз переменного тока. Таких машин всего 12 было построено.
avatar

GeoSochi

  • 08 мая 2012, 22:31
+
Спасибо! Жалко что живых ВЛ8 в Сочи не осталось. А ВЛ22м еще несколько лет назад в Свердловске в качестве вспомогательных использовались. На севере Свердловской области (Горнозаводской ход) ВЛ22м до 90-х гг водили грузовые поезда.
avatar

FanatOf80s

  • 09 мая 2012, 11:32
+
Да вот ещё прикольный Чехословацкий Шкодовский ЧС4-029, с частично пластиковым корпусом:
avatar

GeoSochi

  • 09 мая 2012, 18:46
+
Между прочим, такие в Киеве поезда возят
avatar

magistr

  • 09 мая 2012, 19:12
+
Спасибо, познавательно!
avatar

pokerface

  • 08 мая 2012, 22:44
+
Отличный топик. Кто-то из известных сказал: «Поезда самое доброе технократическое изобретение человечества»
avatar

murom

  • 09 мая 2012, 21:53
+
Главное об этом индейцам не говорить, а то не поймут.))
avatar

GeoSochi

  • 09 мая 2012, 22:06

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.