Ростовский музей железнодорожного транспорта
Возьмите мне билет на паровоз,
Хоть нынче паровозов не бывает…
Как я хочу, чтоб он меня отвез,
На некий полустанок, где-то в мае…
© Стихи из интернетов
На майские праздники во время весенних автопокатушек, мы посетили Ростов-на-Дону. Цель поездки — необычный музей под открытым небом. И да, я обожаю паровозы, поэтому под катом будет много буков и прорва картинок с их всевозможными изображениями.
Музей организован в 1960г на месте бывшей железнодорожной станции Гниловская. В его экспозиции 14 паровозов, 2 старинных пассажирских салон-вагона, 11 товарных вагонов, 7 электровозов, 5 тепловозов, 4 путевые машины, 2 крана на железнодорожном ходу, 1 электропоезд, подвижной состав, попавший в Россию в военные годы в виде трофеев.
На снимке из Гугла, видны пути бывшей станции уставленные экспонатами музея. Справа (их можно узнать по черному цвету) паровозы и соответствующий им по времени, подвижной состав. Слева, более поздняя техника, впрочем, и там стоял один паровоз и несколько тендеров.
Часть экспонатов музея, в момент нашего посещения, отсутствовала по уважительной причине. В составе исторического «Поезда Победы», который был сформирован и стартовал здесь, они колесят сейчас по железным дорогам юга России.
Итак начнём осмотр.
Сразу у входа нас встречает самый маленький из представленных локомотивов на паровой тяге. Этот юркий маневровый паровоз серии 9П, был задуман максимально коротким для прохождения любых по кривизне участков пути. Он не имеет отдельного тендера, поэтому все запасы воды 6,5 кубов и 2 тонны угля, необходимые ему для движения, он несёт непосредственно на борту. Мощность парового двигателя 350 л/сил, поэтому не удивительно, что при полной массе в 55 тонн, скорость паровоза 9П не превышала 35 км/час. Строились с 1935г по 1957г, всего было выпущено 2900 таких «малюток».
Неподалеку расположился более серьёзный 85-тонный паровоз серии Эу (строились с 1926-1931 год) тут уже без отдельного тендера не обошлось. Правда, этот паровоз топится не углем, а нефтью, о чём недвусмысленно намекает цистерна, установленная в тендере паровоза и бочки с нефтью.
На перроне огромная Г-образная водокачка, при помощи которой в тендер локомотива заправляли воду. В независимости от вида топлива для нагрева, всякий паровоз использует в качестве рабочего тела двигателя воду превращенную в пар. Этот паровоз брал в тендер 10т горючего и 23 тонны воды, при давлении пара в котле 12 атмосфер, выдавал 1150 л/с и развивал скорость до 65 км/час. Всего их было выпущено 2500.
В сцепке с ним, внешне очень похожая, более поздняя модификация Эм работающая на угле (1932-1935г, за четыре года выпущенно 2355 шт).
Напротив стоит наиболее поздняя и многочисленная (не менее 3266 шт) в семействе Э, модификация Эр.
Диаметр ведущих колёс 1 м 32 см.
«Голубой вагон бежит качается..». Ещё один Эр в пассажирской окраске. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска (с 1912г по 1957г) паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
И не даром, Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире.
Поэтому после войны, начиная с 1946 года, эти паровозы строились в Венгрии, Польше, Румынии и Чехии. Всего за рубежом было построено 2938 паровозов.
Тяжелый паровоз (рабочая масса 134 тонны) серии ФД20 (Феликс Дзержинский). Он же крайний слева на фото в шапке топика, он же повстречается нам в несколько другом обличье. Если верить музейной табличке ФД — самый мощный в мире серийно выпускавшийся паровоз. Годы выпуска 1931-1942гг. Мощность — 3000 л/сил, конструкционная скорость — 85 км/час, длина с тендером — 29 м, диаметр ведущих колёс 1,5 метра. В тендере помещалось 44 куба воды и 25 т угля. Из-за огромного веса паровоз не мог эксплуатироваться почти на трети железных дорог страны, а после окончания войны — на большинстве восстановленных магистральных железных дорог.
Паровоз серии СО (Серго Ороджоникидзе) разработан на базе паровоза серии Э. Дополнительная ось позволила значительно увеличить размеры парового котла, а вмести с ним мощность и скорость, при этом нагрузки на оси практически не изменились и что более важно, эти паровозы могли выпускаться на тех же заводах где ранее строились паровозы серии Э.
На фото слева паровоз серии Э, а справа — СО, хорошо видна дополнительная ось перед цилиндрами. Мощность паровозов СО выросла до 1900 л/сил, конструкционная скорость 70 км/час. Выпускались с 1934г по 1951г, всего было построено 4487 шт.
Паровоз серии Е с индексом «а», который означает его американское происхождение. Эти паровозы изготавливались на заводах в Америке по советским чертежам и поставлялись в СССР по Ленд-лизу. Всего американцы поставили в Советский Союз с 1944г по 1947г не менее 2047 паровозов серий Е.
На фото можно в деталях рассмотреть кривошипно-шатунный механизм этого паровоза. Правда, некоторых деталей не хватает.
Паровоз ТЭ-322 (немецкая серия 52) в составе небольшого поезда, строились в 1942-1944гг на заводах Германии, Австрии, Польши, Франции и других стран. После войны поступали в СССР в качестве трофеев и по репарациям, где после переделки с европейской на русскую колею успешно эксплуатировались.
Трофейный же двухосный вагон типа «Дрезден»
несёт на бортах наглядную агитацию. Согласитесь, листовка на трофейном немецком вагоне, обучающая как правильно бить немецкий танк несёт здоровый заряд иронии.
Лихие были у нас деды, по праву победителей, брали себе в европах в порядке контрибуции всё, что им нравилось.
Паровоз Л (в честь конструктора Лебедянского) магистральный грузовой паровоз разработанный в конце Второй мировой войны и выпускавшийся с 1945 по 1955 гг.
Является одним из лучших и массовых (построено 4200 шт) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог, за паровозами Л закрепились прозвища Лебедянка и Лебедь.
Полный вес паровоза 102 тонны, мощность 2200 л/сил, диаметр движущих колёс 1,5м, скорость 80 км/час.
Этих локомотивов, разной степени сохранности, в экспозиции представлено несколько. Вот ещё одна Лебедянка выглядывает из-за парочки Э и СО.
До 1947г эти знаменитые паровозы назывались литерой П — «Победа». Внутри красной звезды знакомый профиль вождя мирового пролетариата. Изначально тут были профили Ленина и Сталина, но такое изображение не смогло пережить последующую хрущевскую десталинизацию.
В дальних концах музейных путей, нам удалось обнаружить несколько ждущих реставрации экспонатов, годных для иллюстрации самых смелых стимпанковских фантазий или постапокалиптических антиутопий.
В этой ржавой груде металла наблюдательный читатель легко узнает паровоз серии Э.
Монструозный «Железный Феликс» ФД.
Внутри выглядит просто потрясающе.
Когда что-либо отправляют в топку (фтопку), то это сюда.
Неимоверно доставляющий вид из кабины.
Равно как и эта, похожая на жутковатую
декорацию из фильма-катастрофы
громадная ржавая Лебедянка.
Паровоз П36 прозвище — Генерал за характерные цветные полосы «лампасы» по бокам. Советский магистральный пассажирский паровоз, благодаря умеренной осевой нагрузке мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог.
Всего с 1950г по 1956г их было построено 251. Рабочая масса паровоза 133 тонны, диаметр движущих колёс 1,85м, мощность до 3077 л/сил, конструкционная скорость 125 км/час!
Заглянем в кабину.
Манометр со стрелкой — верный атрибут стиля стимпанк.
Этот стремительный паровоз вызывает добрые ассоциации со сказочным поездом «Голубая стрела» Джанни Родари.
Здесь в центре звезды должны были быть профили Ленина и Сталина, но их увы не сохранили.
Последний из ушедших в историю — паровоз серии ЛВ (на фото справа). Лебединая песня советского паровозостроения, прямой наследник знаменитой Лебедянки. Последний из построенных магистральных паровозов, его КПД достигало внушительных 9,3 %.
Полный вес 121,5т, скорость 80 км/час, мощность до 2600 л/сил. Годы постройки 1952-1956гг, всего было выпущено 522 таких паровоза.
В кабине непривычные современному глазу органы управления.
Рабочее место машиниста как бы намекает — на паровозе особо не рассидишься.
Рядом всепожирающая геенна огненная — топка.
Внутренности тендера.
Здесь заканчивается славная история целой эпохи отечественного паровозостроения.
Наш рассказ о паровозах был бы не полным, без краткого упоминания соответствующего им по времени подвижного состава.
В старые добрые времена, рефрижераторов-холодильников ещё не придумали, поэтому для перевозки скоропортящихся грузов использовали вагоны-ледники. Россия — великая северная страна, лёд для этих вагонов заготавливался ещё зимой, а летом хранился под слоем опилок. Для охлаждения груза в вагоне лёд с солью загружался в специальные короба, такой ледник держал холод до 10 суток!
Паровой 45-тонный кран «Январец» № 8, 1935 года постройки, проработал на пару аж до 1954 года, а после переделки на дизель трудился вплоть до 1989 года!
На фото из интернета один из двух штабных вагонов экспозиции музея находящихся в отъезде.
Во второй, оставшийся в музее вагон мы не преминули заглянуть.
Зал для заседаний.
Какие приказы отдавались по этому персональному телефону в начальственном купе, можно только гадать.
Вдали на перроне виден опущенный семафор закрывающий движение. Героическое время локомотивов на паровой тяге кончилось.
Железные дороги заполонили всевозможные электровозы и тепловозы.
Маневровые и
магистральные.
Иногда курьёзные как этот смешной дощатый мотовоз 1937 года постройки,
иногда смутно знакомые с детства, как этот маневровый тепловозик наш земляк из Сочи.
Но они другие и это уже совсем другая история.
Адрес музея: г.Ростов-на-Дону,, ул. Портовая, 541, проезд до станции Гниловская.
Телефон музея: 8(863)238-32-93.
Время работы с 10 до 17 кроме понедельника.
Страничка в википедии.
Прейскурант.
Схема заезда со стороны г.Батайск. Мы заходили со стороны улицы Портовой мимо школы.
PS. Работники музея могут рассказать массу интересных историй в том числе и о посетителях. Вы узнаете и про киношников которые берут экспонаты напрокат, про даму в приличествующим наряде изображающую Анну Каренину бросающуюся под паровоз, про девиц с чемоданами на перроне ждущих поезда, о молодёжных парах изображающих раненных в бинтах и санитарок и много чего ещё…
Хоть нынче паровозов не бывает…
Как я хочу, чтоб он меня отвез,
На некий полустанок, где-то в мае…
© Стихи из интернетов
На майские праздники во время весенних автопокатушек, мы посетили Ростов-на-Дону. Цель поездки — необычный музей под открытым небом. И да, я обожаю паровозы, поэтому под катом будет много буков и прорва картинок с их всевозможными изображениями.
Музей организован в 1960г на месте бывшей железнодорожной станции Гниловская. В его экспозиции 14 паровозов, 2 старинных пассажирских салон-вагона, 11 товарных вагонов, 7 электровозов, 5 тепловозов, 4 путевые машины, 2 крана на железнодорожном ходу, 1 электропоезд, подвижной состав, попавший в Россию в военные годы в виде трофеев.
На снимке из Гугла, видны пути бывшей станции уставленные экспонатами музея. Справа (их можно узнать по черному цвету) паровозы и соответствующий им по времени, подвижной состав. Слева, более поздняя техника, впрочем, и там стоял один паровоз и несколько тендеров.
Часть экспонатов музея, в момент нашего посещения, отсутствовала по уважительной причине. В составе исторического «Поезда Победы», который был сформирован и стартовал здесь, они колесят сейчас по железным дорогам юга России.
Итак начнём осмотр.
Паровозы винтажные довоенные и военные
Сразу у входа нас встречает самый маленький из представленных локомотивов на паровой тяге. Этот юркий маневровый паровоз серии 9П, был задуман максимально коротким для прохождения любых по кривизне участков пути. Он не имеет отдельного тендера, поэтому все запасы воды 6,5 кубов и 2 тонны угля, необходимые ему для движения, он несёт непосредственно на борту. Мощность парового двигателя 350 л/сил, поэтому не удивительно, что при полной массе в 55 тонн, скорость паровоза 9П не превышала 35 км/час. Строились с 1935г по 1957г, всего было выпущено 2900 таких «малюток».
Неподалеку расположился более серьёзный 85-тонный паровоз серии Эу (строились с 1926-1931 год) тут уже без отдельного тендера не обошлось. Правда, этот паровоз топится не углем, а нефтью, о чём недвусмысленно намекает цистерна, установленная в тендере паровоза и бочки с нефтью.
На перроне огромная Г-образная водокачка, при помощи которой в тендер локомотива заправляли воду. В независимости от вида топлива для нагрева, всякий паровоз использует в качестве рабочего тела двигателя воду превращенную в пар. Этот паровоз брал в тендер 10т горючего и 23 тонны воды, при давлении пара в котле 12 атмосфер, выдавал 1150 л/с и развивал скорость до 65 км/час. Всего их было выпущено 2500.
В сцепке с ним, внешне очень похожая, более поздняя модификация Эм работающая на угле (1932-1935г, за четыре года выпущенно 2355 шт).
Напротив стоит наиболее поздняя и многочисленная (не менее 3266 шт) в семействе Э, модификация Эр.
Диаметр ведущих колёс 1 м 32 см.
«Голубой вагон бежит качается..». Ещё один Эр в пассажирской окраске. По количеству построенных локомотивов (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска (с 1912г по 1957г) паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения.
И не даром, Э — практически лучший паровоз дореволюционной постройки и один из самых надёжных паровозов в мире.
Поэтому после войны, начиная с 1946 года, эти паровозы строились в Венгрии, Польше, Румынии и Чехии. Всего за рубежом было построено 2938 паровозов.
Тяжелый паровоз (рабочая масса 134 тонны) серии ФД20 (Феликс Дзержинский). Он же крайний слева на фото в шапке топика, он же повстречается нам в несколько другом обличье. Если верить музейной табличке ФД — самый мощный в мире серийно выпускавшийся паровоз. Годы выпуска 1931-1942гг. Мощность — 3000 л/сил, конструкционная скорость — 85 км/час, длина с тендером — 29 м, диаметр ведущих колёс 1,5 метра. В тендере помещалось 44 куба воды и 25 т угля. Из-за огромного веса паровоз не мог эксплуатироваться почти на трети железных дорог страны, а после окончания войны — на большинстве восстановленных магистральных железных дорог.
Паровоз серии СО (Серго Ороджоникидзе) разработан на базе паровоза серии Э. Дополнительная ось позволила значительно увеличить размеры парового котла, а вмести с ним мощность и скорость, при этом нагрузки на оси практически не изменились и что более важно, эти паровозы могли выпускаться на тех же заводах где ранее строились паровозы серии Э.
На фото слева паровоз серии Э, а справа — СО, хорошо видна дополнительная ось перед цилиндрами. Мощность паровозов СО выросла до 1900 л/сил, конструкционная скорость 70 км/час. Выпускались с 1934г по 1951г, всего было построено 4487 шт.
Паровоз серии Е с индексом «а», который означает его американское происхождение. Эти паровозы изготавливались на заводах в Америке по советским чертежам и поставлялись в СССР по Ленд-лизу. Всего американцы поставили в Советский Союз с 1944г по 1947г не менее 2047 паровозов серий Е.
На фото можно в деталях рассмотреть кривошипно-шатунный механизм этого паровоза. Правда, некоторых деталей не хватает.
Паровоз ТЭ-322 (немецкая серия 52) в составе небольшого поезда, строились в 1942-1944гг на заводах Германии, Австрии, Польши, Франции и других стран. После войны поступали в СССР в качестве трофеев и по репарациям, где после переделки с европейской на русскую колею успешно эксплуатировались.
Трофейный же двухосный вагон типа «Дрезден»
несёт на бортах наглядную агитацию. Согласитесь, листовка на трофейном немецком вагоне, обучающая как правильно бить немецкий танк несёт здоровый заряд иронии.
Лихие были у нас деды, по праву победителей, брали себе в европах в порядке контрибуции всё, что им нравилось.
Паровоз Л (в честь конструктора Лебедянского) магистральный грузовой паровоз разработанный в конце Второй мировой войны и выпускавшийся с 1945 по 1955 гг.
Является одним из лучших и массовых (построено 4200 шт) советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог Советского Союза, за что его конструкторов-разработчиков наградили Сталинской премией. Среди железнодорожников и любителей железных дорог, за паровозами Л закрепились прозвища Лебедянка и Лебедь.
Полный вес паровоза 102 тонны, мощность 2200 л/сил, диаметр движущих колёс 1,5м, скорость 80 км/час.
Этих локомотивов, разной степени сохранности, в экспозиции представлено несколько. Вот ещё одна Лебедянка выглядывает из-за парочки Э и СО.
До 1947г эти знаменитые паровозы назывались литерой П — «Победа». Внутри красной звезды знакомый профиль вождя мирового пролетариата. Изначально тут были профили Ленина и Сталина, но такое изображение не смогло пережить последующую хрущевскую десталинизацию.
Стимпанк
Стимпа́нк (или паропа́нк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин.В дальних концах музейных путей, нам удалось обнаружить несколько ждущих реставрации экспонатов, годных для иллюстрации самых смелых стимпанковских фантазий или постапокалиптических антиутопий.
В этой ржавой груде металла наблюдательный читатель легко узнает паровоз серии Э.
Монструозный «Железный Феликс» ФД.
Внутри выглядит просто потрясающе.
Когда что-либо отправляют в топку (фтопку), то это сюда.
Неимоверно доставляющий вид из кабины.
Равно как и эта, похожая на жутковатую
декорацию из фильма-катастрофы
громадная ржавая Лебедянка.
Паровозы послевоенные и ещё немного стимпанка
Паровоз П36 прозвище — Генерал за характерные цветные полосы «лампасы» по бокам. Советский магистральный пассажирский паровоз, благодаря умеренной осевой нагрузке мог эксплуатироваться на подавляющем большинстве советских железных дорог.
Всего с 1950г по 1956г их было построено 251. Рабочая масса паровоза 133 тонны, диаметр движущих колёс 1,85м, мощность до 3077 л/сил, конструкционная скорость 125 км/час!
Заглянем в кабину.
Манометр со стрелкой — верный атрибут стиля стимпанк.
Этот стремительный паровоз вызывает добрые ассоциации со сказочным поездом «Голубая стрела» Джанни Родари.
Здесь в центре звезды должны были быть профили Ленина и Сталина, но их увы не сохранили.
Последний из ушедших в историю — паровоз серии ЛВ (на фото справа). Лебединая песня советского паровозостроения, прямой наследник знаменитой Лебедянки. Последний из построенных магистральных паровозов, его КПД достигало внушительных 9,3 %.
Полный вес 121,5т, скорость 80 км/час, мощность до 2600 л/сил. Годы постройки 1952-1956гг, всего было выпущено 522 таких паровоза.
В кабине непривычные современному глазу органы управления.
Рабочее место машиниста как бы намекает — на паровозе особо не рассидишься.
Рядом всепожирающая геенна огненная — топка.
Внутренности тендера.
Здесь заканчивается славная история целой эпохи отечественного паровозостроения.
Вагончики
Наш рассказ о паровозах был бы не полным, без краткого упоминания соответствующего им по времени подвижного состава.
В старые добрые времена, рефрижераторов-холодильников ещё не придумали, поэтому для перевозки скоропортящихся грузов использовали вагоны-ледники. Россия — великая северная страна, лёд для этих вагонов заготавливался ещё зимой, а летом хранился под слоем опилок. Для охлаждения груза в вагоне лёд с солью загружался в специальные короба, такой ледник держал холод до 10 суток!
Паровой 45-тонный кран «Январец» № 8, 1935 года постройки, проработал на пару аж до 1954 года, а после переделки на дизель трудился вплоть до 1989 года!
На фото из интернета один из двух штабных вагонов экспозиции музея находящихся в отъезде.
Во второй, оставшийся в музее вагон мы не преминули заглянуть.
Зал для заседаний.
Какие приказы отдавались по этому персональному телефону в начальственном купе, можно только гадать.
Вдали на перроне виден опущенный семафор закрывающий движение. Героическое время локомотивов на паровой тяге кончилось.
После пара
Время неумолимо. На смену паровозом пришли совсем другие локомотивы.Железные дороги заполонили всевозможные электровозы и тепловозы.
Маневровые и
магистральные.
Иногда курьёзные как этот смешной дощатый мотовоз 1937 года постройки,
иногда смутно знакомые с детства, как этот маневровый тепловозик наш земляк из Сочи.
Но они другие и это уже совсем другая история.
Приложения
Адрес музея: г.Ростов-на-Дону,, ул. Портовая, 541, проезд до станции Гниловская.
Телефон музея: 8(863)238-32-93.
Время работы с 10 до 17 кроме понедельника.
Страничка в википедии.
Прейскурант.
Схема заезда со стороны г.Батайск. Мы заходили со стороны улицы Портовой мимо школы.
PS. Работники музея могут рассказать массу интересных историй в том числе и о посетителях. Вы узнаете и про киношников которые берут экспонаты напрокат, про даму в приличествующим наряде изображающую Анну Каренину бросающуюся под паровоз, про девиц с чемоданами на перроне ждущих поезда, о молодёжных парах изображающих раненных в бинтах и санитарок и много чего ещё…
Комментарии (61)
RSS свернуть / развернутьmisha
Спасибо за воспоминания!
reStiler
А я ещё по случаю в прямо в Ростове прикупил себе парочку сборных моделей паровозов. Буду закреплять воспоминания практическими занятиями.))
GeoSochi
Romson
Diver
listcom
GeoSochi
Spointer
Diver
Spointer
GeoSochi
Spointer
GeoSochi
Spointer
Обидно, сколько раз по учебе там был, а про музей не слышал.
fomich
Побольше бы фото тепловозов и электровозов! Очень люблю тепловозы…
FanatOf80s
FanatOf80s
GeoSochi
ТЭ3 на вид хорошо восстановлен.
FanatOf80s
А разве бывают двухтактные дизеля?
Spointer
www.pomogala.ru/teplovoz/teplovoz_9.html
www.pomogala.ru/teplovoz/teplovoz_10.html
А вот и тот самый чудесный звук, создаваемый ТЭП60 www.youtube.com/watch?v=I1GK80R1Vcs
FanatOf80s
GeoSochi
FanatOf80s
GeoSochi
Видел где-то красивое высказвание про тепловозы:«Рев дизеля, свист турбокомпрессора и бесконечные перегоны, не испорченные КС».
FanatOf80s
GeoSochi
интересуют.
FanatOf80s
GeoSochi
Spointer
Дизели на крупных низкоскоростных судах сплошь двухтактные.
FanatOf80s
Spointer
FanatOf80s
magistr
GeoSochi
ervinrommel
GeoSochi
ervinrommel
magistr
GeoSochi
magistr
ervinrommel
Да да! У меня тоже были таких две коробочки, два паровоза, несколько вагонов и две стрелки. Большой и тяжелый блок управления с ручкой которой можно было управлять скоростью и направлением движения локомотива:-) Классная штука была, но как водится поломали мы её с друзьями в итоге… Лет 10 назад выкидывал хлам из гаража и выкинул все что осталось, о чем сейчас жалею…
Spointer
12345
GeoSochi
12345
magistr
Фото не мое, мои фотки из того музея погибли вместе с рабочим столом когда слетела система :(
FanatOf80s
ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%F1%F2%EE%EF%EE%F7%ED%FB%E9_%EF%E0%F0%EE%E2%EE%E7
FanatOf80s
GeoSochi
Как зачем? От нападения со стороны США защищаться!
FanatOf80s
GeoSochi
GeoSochi
magistr
GeoSochi
Первый опытный электровоз переменного тока. Таких машин всего 12 было построено.
GeoSochi
FanatOf80s
GeoSochi
magistr
pokerface
murom
GeoSochi
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.