Маркс о коммунизме и его целях
Об экономической теории Карла Маркса обычно знают мало и поверхностно, несмотря на то, что его главная книга «Капитал» сегодня во всем мире стала востребованной. Еще меньше знакомы многие с его ранними сочинениями, где анализировались пути и цели человечества при переходе к коммунистической формации. Маркс обоснованно посчитал нынешнюю фазу существования общества только ПРЕД-ИСТОРИЕЙ, тогда как подлинная история человечества как разумной цивилизации может начаться лишь с построением коммунизма, который должен избавить людей от войн, антагонистических конфликтов, экологических катастроф, голода и прочих проблем утилитарного характера.
По Марксу, действительное богатство общества исчисляется не количеством материальных
ценностей, ему принадлежащих, а уровнем общей и трудовой культуры людей, уровнем их знаний, их творческой активностью. На первый план, стало быть, выдвигаются интеллектуальные и моральные качества людей, а не принадлежащие им в какой бы там ни было форме вещи, осязаемые блага.
Мерилом богатства общества выступает при коммунизме СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, то есть, время, освобожденное от обязательного труда (он осуществляется в рабочее время) для труда по потребности, по желанию, для общественной деятельности, для теоретической подготовки к обязательному труду, для дальнейшего образования, для научного, культурного, эстетического
развития. Свободное время, по Марксу, — это «простор для полного развития производительных сил каждого в отдельности, а, значит, и общества». (см. «Из ранних рукописей К. Маркса». Журнал «Большевик», 1939, No 11-12, стр. 63).
Максимальное раскрытие всех способностей каждого человека при социально неограниченных возможностях их использовать — таков, по Марксу, основной закон коммунизма, такова его сущность. Свободное время создает всем членам общества равные условия для «развития всеобщих сил человеческой головы». А это наряду с освобождением от непосредственного участия в добывании средств существования уже открывает новые огромные возможности для развития всех наук, в том числе и наук о природе…
Показательно, что, называя развитие общественного индивида «устоем производства и богатства», Маркс включает сюда и «понимание природы» человеком. Естествознание, вообще наука в будущем непременно станут пронизывать все формы человеческой деятельности, определять их направленность. Вот это и необходимо иметь в виду при оценке тех изменений, которые могут произойти во взаимоотношениях человека с природой при автоматизации производства, без которой немыслимо коммунистическое общество.
При том уровне культуры производства, который имеет в виду Маркс для коммунизма, автоматизация производства, бесспорно, сыграет положительную роль в психологической перестройке человека будущего. Известно выражение: не может быть свободным человек, угнетающий другого человека, и здесь возможна аналогия с отношением человека к природе.
Иначе говоря, в моральном кодексе человека коммунистического общества восторжествует отношение к природе как к общественному достоянию, благу, как к предмету науки и эстетической ценности. Нанесение ущерба природе будет равносильно преступлению перед обществом. На смену нынешнему, преимущественно утилитарному, пониманию природы при коммунизме придет и утвердится всеобщее понимание — как один из важнейших компонентов богатства общества будущего.
А пока мы живем всего лишь в той самой пред-истории, где гигантские затраты человеческого труда и ресурсов планеты используются максимально только для попыток выживания в нескончаемых конфликтах и войнах, когда не столько знания и разум, но прежде всего бездумная алчность определяет пути движения земной цивилизации в грядущее, которое все ещё представляется достаточно темным или даже страшным, если человечество не сможет преодолеть негативные тенденции своего бытия.
По Марксу, действительное богатство общества исчисляется не количеством материальных
ценностей, ему принадлежащих, а уровнем общей и трудовой культуры людей, уровнем их знаний, их творческой активностью. На первый план, стало быть, выдвигаются интеллектуальные и моральные качества людей, а не принадлежащие им в какой бы там ни было форме вещи, осязаемые блага.
Мерилом богатства общества выступает при коммунизме СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, то есть, время, освобожденное от обязательного труда (он осуществляется в рабочее время) для труда по потребности, по желанию, для общественной деятельности, для теоретической подготовки к обязательному труду, для дальнейшего образования, для научного, культурного, эстетического
развития. Свободное время, по Марксу, — это «простор для полного развития производительных сил каждого в отдельности, а, значит, и общества». (см. «Из ранних рукописей К. Маркса». Журнал «Большевик», 1939, No 11-12, стр. 63).
Максимальное раскрытие всех способностей каждого человека при социально неограниченных возможностях их использовать — таков, по Марксу, основной закон коммунизма, такова его сущность. Свободное время создает всем членам общества равные условия для «развития всеобщих сил человеческой головы». А это наряду с освобождением от непосредственного участия в добывании средств существования уже открывает новые огромные возможности для развития всех наук, в том числе и наук о природе…
Показательно, что, называя развитие общественного индивида «устоем производства и богатства», Маркс включает сюда и «понимание природы» человеком. Естествознание, вообще наука в будущем непременно станут пронизывать все формы человеческой деятельности, определять их направленность. Вот это и необходимо иметь в виду при оценке тех изменений, которые могут произойти во взаимоотношениях человека с природой при автоматизации производства, без которой немыслимо коммунистическое общество.
При том уровне культуры производства, который имеет в виду Маркс для коммунизма, автоматизация производства, бесспорно, сыграет положительную роль в психологической перестройке человека будущего. Известно выражение: не может быть свободным человек, угнетающий другого человека, и здесь возможна аналогия с отношением человека к природе.
Иначе говоря, в моральном кодексе человека коммунистического общества восторжествует отношение к природе как к общественному достоянию, благу, как к предмету науки и эстетической ценности. Нанесение ущерба природе будет равносильно преступлению перед обществом. На смену нынешнему, преимущественно утилитарному, пониманию природы при коммунизме придет и утвердится всеобщее понимание — как один из важнейших компонентов богатства общества будущего.
А пока мы живем всего лишь в той самой пред-истории, где гигантские затраты человеческого труда и ресурсов планеты используются максимально только для попыток выживания в нескончаемых конфликтах и войнах, когда не столько знания и разум, но прежде всего бездумная алчность определяет пути движения земной цивилизации в грядущее, которое все ещё представляется достаточно темным или даже страшным, если человечество не сможет преодолеть негативные тенденции своего бытия.
- 25 февраля 2019, 21:23
-
Комментарии (14)
RSS свернуть / развернутьlib.ru/POLITOLOG/zabelin.txt
MEMO
redbull
redbull
redbull
Tuapsinets__
"Паситесь, мирные народы,
Вас не разбудит чести клич!
К чему стадам дары свободы?
Их дОлжно резать или стричь..."
А.С.Пушкин
MEMO
Apvelling150
MEMO
redbull
MEMO
redbull
тогда понятно, почему совки русскую деревню разорили. они не представляли, где еще можно взять денег.
zummer
MEMO
только русскую деревню убили в 30-60 годы…
zummer
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.