Агафодор

Агафодор (в мире Павел Флегонтович Преображенский) 2 марта 1891 года был назначен епископом Сухумским.


В состав его епархии входили Абхазия и наш Черноморский округ до Анапы включительно.
Знакомясь с епархией, Агафодор объездил ее не только верхом, но и прошел около 450 км пути пешком…

Сухумская епархия была в то время в крайне печальном положении. Немногочисленные православные храмы находились в запустении и крайней нищете; кафедральный собор был мал, архиерейского дома не было. Владыка первым делом расширил собор, устроил архиерейский дом, изыскивал средства для беднейших церквей.

В течение двухлетнего управления епархией Преосвященный Агафодор открыл 22 школы!
Много занимался миссионерской деятельностью. Сам лично разъезжал по глухим местам, призывая заблуждающихся в лоно Православной Церкви. Всего им обращено в христианство около 1000 мусульман!

Епископ Агафодор – выдающийся краевед!

В сухумской епархии, в 1892 г. по его инициативе была учреждена епархиальная церковно-археологическая комиссия, имеющая целью всестороннее изучение прошлой жизни местной церкви, начиная от первого появления христианства в пределах сухумской епархии. Работы комиссии были направлены на отыскание и изучение памятников христианства, сбор сведений об образовании приходов, учреждении епископской кафедры, о религиозно-нравственной жизни клира и мирян, о расколе и сектантстве, распространении образования и пр.

Комиссия отыскивала и приводила в известность собранные уже церковно-археологические, исторические и отчасти этнографические материалы, хранящиеся в местных учреждения и у частных лиц, рассматривала их, оценивала и решала0, на что они могут пригодиться. Кроме того, комиссия сама производила исследования для сбора новых сведений или для проверки и пополнения уже имеющихся, пользуясь для этого местными архивами. Все материалы, собранные комиссией, поступали в особое церковно-археологическое хранилище. Собирались также сведения о всех древних церквах, отличающихся особенною архитектурой, с них снимались фотографические виды.
По инициативе Агафодора был восстановлен в древних Команах храм св. Василиска, в котором, по преданию, скончался св. Иоанн Златоуст.

Получив назначение после Сухумской епархии в Ставрополь, Агафодор создал там археологический музей, разграбленный во время оккупации Ставрополя в годы Великой Отечественной.

Благодаря участию епископа Агафодора и курированию им сочинского прихода, посадский храм обзавёлся хорошей библиотекой, в нём фиксировалась история Сочи и его окрестностей, не исчерпывавшаяся скупыми записями церковно-приходских книг, имелся архив, к сожалению, ныне безвозвратно утерянный.

Сочинский храм Михаила Архангела был освящён епископом сухумским Агафодором 24 сентября 1891 г., о чём подробна рассказала газета «Кавказ» 1891 год №268 от 11 октября 1891 г.:

«Сочи (от собств.кор.). Кто мог поверить ровно 27 лет тому назад, что в Сочинском посаде когда-нибудь будет водворено прочное русское управление и жители посада дождутся постройки великолепного храма для сбора православного молящегося люда? Доблестным ветеранам боевой кавказской армии хорошо известно, сколько крови было пролито для покорения Западного Кавказа и для окончательного усмирения горцев, населявших восточное черноморское прибрежье. Все пространство, начиная от Новороссийска до самого Гагринского укрепления, было заселено многочисленными черкесскими племенами, между которыми отчаянной своей храбростью славились абадзехи, убыхи и жители Большой и Малой Шапсуги. Бывали примеры, когда эти отчаянные горцы с страшным остервенением бросались к нашим фортам, построенным на восточном черноморском берегу, и не только овладевали ими, поголовно перерезывая расположенные там гарнизоны, но даже вырывали из земли мертвые тела и бросали их на съедение шакалам. В этом отношении больше всех пострадал форт Лазаревский, где скончался, в самом цветущем возрасте, от желчной горячки, многим неизвестный, но высокоталантливый русский поэт князь Александр Иванович Одоевский, переведенный из Сибири на Кавказ в сборный отряд генерала Н.Н. Раевского. При этом же генерале состоял незабвенный великий наш поэт Алексадн Сергеевич Пушкин во время своей ссылки на юг России. Этому же достойно-уважаемому генералу Раевскому обязаны Сухум, Бомбора, Пицунда и Гагры устройством в них замечательных ботанических садов.

23-го прошлого сентября прибыл в Сочинский посад епископ сухумской епархии Агафодор, а 24-го его преосвященство освящал нововозведенный сочинский храм. Епископа Агафодора сочинцы ожидали двумя днями раньше, но, в виду отсутствия сообщения, по случаю дурной погоды, между пароходом и берегом, владыка вынужден был высадиться в Туапсе.

Освящение сочинского храма было совершено при сборе многочисленных молящихся из жителей самого Сочинского посада и из ближайших к нему окрестностей. На лицах всех молящихся была видна искренняя радость, что Бог благословил докончить начатое ими с таким трудом святое дело. С каким вниманием, с каким благоговением слушала тысячная толпа каждое слово достойно-уважаемого архипастыря! Могли-ли сочинцы представить себе, что когда-нибудь и в их храме раздастся голос русского архиерея и они удостоятся его благословения?

Вот приблизительно содержание слова, сказанного в день освящения сочинского храма епископом сухумским Агафодором:

«Сей новорожденный храм, в котором мы сейчас совершали богослужение и приносили бескровную жертву, благодатью Божиею через наше недостоинство освящен. Отныне Сам Господь невидимо будет присутствовать в нем. С нынешнего дня все, приходящие сюда с верою, будут причащаться благодати Божией, всеосвящающей и всесовершающей. С нынешнего дня здесь будет приноситься безкровная жертва, будут приниматься молитвы верующих, их покаянные воздыхания и сокрушенные слезы. Те слова, которые некогда были сказаны Богом Соломону о храме при его освящении, вполне могут быть отнесены и к сему дому Божию: Азъ освятихъ дом сей, яко да будет имя Мое ту, даже до века, и будут очи Мои и сердце ту во вся дни (2. Парал. 7, 16)

Сооружение и освящение храмов издревле было благочестивою потребностью и торжеством верующих. В особенности оно должно составлять предмет благочестия и торжества для вас, православные христиане, по вашей духовной связи и благодатным отношением к храму и по тем воспоминаниям, с которыми соединено построение его. Храм сей имеет, можно сказать, историческое значение. Он воздвигнут в воспоминание покровительственных к местности отношений Его Императорского Высочества благоверного Государя и Великого Князя Михаила Николаевича и в память окончания кавказской войны. Пусть же и возносятся в нем молитвы о здравии Его высочества и об упокоении христолюбивых воинов, положивших свой живот здесь, на Кавказе, во славу русского имени, за Царя и веру православную.

«Сей новосозданный храм внушает нам и немало поучительного. Так, он прежде всего напоминает нам о себе. Теперь у вас не должно быть скорби и воздыханий, что храм долго не отстраивается. Ваши продолжительные ожидания вполне вознаграждены. По своей вместительности и благолепию храм ваш может занять почетное место в ряду других храмов нашей епархии. Ни его внешность, ни его внутренность не должны смущать благочестивое чувство богомольца: все в нем благоустроено и благоукрашено, везде видны чистота и порядок. Отсюда урок: нам, служителям Христа, совершать богослужение всегда по чину и с подобающим благоговением, а вам, посетителям храма, обращать особенное внимание на свое молитвенное настроение, во время богослужения стоять с благолепием, не развлекаясь суетою мирскою и помыслами житейскими.

«Далее, сей новосозданный храм напоминает нам о наших собственных храмах. Наши души и тела также нуждаются в созидании, очищении и освящении. Без сего благодать Божия не может обитать нас, а без благодати не может быть и жизни христианской и спасения. Сердце чисто созиджи во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей (пс. 50, 12), — некогда взывал св. царь и пророк Давид Не более-ли, не чаще-ли нужно взывать о сем к Богу нам, христианам? В таинстве крещения мы все были освящены благодатью Божиею и стали во Христе Иисусе новою тварью (2. Кор.5,17). Но это обновление от времени, от излишней привязанности к миру, от нерадения, от греховных дел и помыслом может помрачаться, ветшать, если мы не будем заботиться о чистоте своей души, не будем украшать себя добродетелями. Как ржавчина съедает железо, так и наше нерадение о душе производит в ней нравственную порчу. Как сырость и худой неочищенный воздух скоро делают и новый дом неудобным для обитания и способствуют более скорому обветшанию, так и наша излишняя привязанность к миру, наши грехи и разные порочные наклонности производят в душе нравственное обветшание и запустение. Сколько-же, поэтому, требуется труда и усилий, чтобы воссоздать, восстановить нашу духовную храмину, чтобы сделать ее годною для жилища Святого Духа!

«Как бы скромен ни был по своим размерам созидаемый храм, но он не созидается вдруг, мгновенно, а слагается постепенно, камень за камнем, причем немало требуется времени, усилий, труда и не обходится без затруднений, неудач, остановок и т.п. Вот и еще нам урок, христиане! И наш внутренний, духовный храм не может быть создан вдруг, без труда, усилий и борьбы с препятствиями. И какие-же требуются труды и жертвы! Как для созидания храма вещественного потребны средства внешние, труд телесный, так и для созидания храма духовного необходимо особое усилие над самими собою, нужно самоотвержение, самопринуждение к добру, постоянная борьба с грехом. В этом заключается и наш подвиг. Добрые дела трудом стяжаются. Кто усиленно заботится о чистоте совей души, старается украсить себя добродетелями, тот как бы подвергается разным лишениям, ради Господа, приобщается благодати Божией, восполняющей помощи человеческие, и делается одушевленным храмом Св. Духа. Не легко достигать этой высоты! Спаситель говорит: «Царство Божие усиленно борется, и только усиленные искатели достигают его (Мф. 11, 12).

«Итак, братие и сестры, да будет нашею всегдашнею заботою созидание и благоукрашение нашего внутреннего храма – нашей души! Дорожите сим храмом и не омрачайте его своею греховною жизнью. Возможно чаще посещайте и сей новорожденный храм. Молитесь Богу прилежно, с усердием, дабы стяживать себе благодать Св. Духа и соделаться одушевленным храмом Божиим. Святый архистратиг Божий Михаил, покровительству которого посвящен сей храм, да будет наши покровителем и представителем пред Богом и да поможет нам достигнуть этой благодатной высоты. Аминь!».
Надо отдать справедливость начальнику участка и всем жителям Сочинского посада, что они вполне достойно встретили и провожали дорогого для них гостя – симпатичного сухумского епископа, стяжавшего себе общую любовь в такое короткое время со стороны своей новой паствы. Торжество 24-го сентября навсегда останется в памяти сочинских жителей. Да благословит Бог труды их и да даст Он им новую силу, новую энергию на устройство в ближайшем будущем хоть одного правильно-организованного учебного заведения с общежитием. Школа и церковь – вот первая забота, первый долг для каждого доброго христианина».


Подробнее про начало истории христианства на Черноморском побережье можно почитать в журнале «Сочинский краевед» №2:


Вот есть ссылка

Костиников В.Н., краевед
3 фото
image

3 изображения

  • +31
  • 03 марта 2021, 18:57
  • 12345

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Администрация сайта запретила добавлять комментарии