Крейсирование у сочинских берегов

В разгар Кавказской войны, с целью борьбы с торговлей, которую вели обитавшие на восточном берегу Чёрного моря горские народы с Турцией, русское командование, обеспокоенное поставками горцам оружия, пороха, свинца, сопровождавшихся ещё и позорной работорговлей, решило помешать всему этому силами Черноморского флота.

Осенью 1831 года все иностранные миссии в Константинополе были извещены, что русские крейсера будут принимать решительные меры против военной контрабанды и вывоза невольников.

Надо сказать, что адмирал Алексей Самуилович Грейг, командовавший Черноморским флотом до августа 1833 г., проявил нерешительность в деле организации крейсерства у берегов Кавказа.

А.С. Грейг

Ещё со времени поступления Абхазии под покровительство России и занятия нашими войсками в 1810 году Сухумской крепости, начали посылать к абхазским берегам отряды мелких судов для снабжения гарнизона провизией и для поддержания покорности в абхазских племенах. Но из Севастополя отправляли суда старые, плохие. Добравшись за несколько недель до Сухумского рейда, корабли бросали якоря на шесть-восемь месяцев. «Результатом этих забот было только некоторое умножение доходов жителей от непомерного истребления здешнего зелья, именуемого чихирь» – свидетельствовал лейтенант линейного корабля «Силистрия» Иван Николаевич Сущов.

Положение изменилось с приходом к руководству Черноморским флотом Михаила Петровича Лазарева, который строжайшим образом потребовал от командиров крейсеров «сколько можно избегать якорной стоянки без особенной в том надобности и чтобы цели плавания их у восточных берегов всегда исполняемы были без малейшего послабления»

М.П. Лазарев

М.П. Лазарев значительно улучшил организацию крейсерской службы у берегов Кавказа. Суда стали снаряжать крепкие, надёжные. Каждый действующий отряд Абхазской экспедиции состоял из одного фрегата, двух корветов, двух бригов, двух шхун и тендера. Судовой состав отряда не был постоянным. Он изменялся в зависимости от обстановки и наличия боеспособных судов. Эскадре судов Абхазской экспедиции придавалось несколько транспортов, использовавшихся для снабжения эскадры боеприпасами, продовольствием и пресной водой.

За каждым отрядом эскадры М.П. Лазарев закрепил определённый район побережья, возле которого этот отряд нёс крейсерскую службу. Первый отряд – Геленджикский – имел район от Анапы до Гагр; второй отряд — Сухумский – от Гагры до Редут-Кале. В свою очередь каждый район был распределён между отдельными крейсерами.

Крейсера в продолжение всего года беспрерывно несли службу по охране побережья: преследовали и задерживали контрабандистов, оказывали помощь русским береговым укреплениям. Приходилось противодействовать и иностранным, прежде всего английским, эмиссарам, прибывавшим морем для возмущения горцев против России.

М.П. Лазарев проявил серьёзную заботу об улучшении материального положения и боевой подготовки личного состава крейсирующей эскадры. По его указанию матросам отпускалась тёплая одежда, лимонный сок, сбитень (как противоцинготное средство), офицерам – двойное жалование и усиленное питание.

Во время плавания проводились учения по управлению парусами и артиллерийские стрельбы; каждый командир корабля обязан был ежемесячно представлять ведомости об учёбе личного состава с указанием точного времени исполнения отдельных команд, результатах учебной стрельбы, степени подготовленности экипажа к боевым действиям.

Обычно суда, назначавшиеся к кавказским берегам, находились в крейсерстве до шести месяцев, после чего их сменяли другие суда.

Менялись также командующий Абхазской экспедицией и командиры отрядов крейсеров. Этим самым Лазарев давал возможность матросам, офицерам и адмиралам Черноморского флота пройти морскую школу в суровых условиях крейсерства у берегов Кавказа. Лазаревская школа сыграла решающую роль в формировании флотоводческого искусства таких выдающихся военачальников русского флота, как П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Г.И. Бутаков и многих других знаменитых офицеров-моряков.

Борьба против контрабандистов представляла собой для русских крейсеров довольно сложную и трудную задачу. Путешествующий в 1836 году на корвете «Ифигения» Степан Васильевич Сафонов писал о турецких контрабандистах: «Впоследствие времени мы видели их очень много, и почти в каждой долине. Надобно удивляться с каким искусством лодки эти, прокравшиеся от наших крейсеров, вытаскиваются горцами на берег и закрываются листьями и целыми срубленными деревьями. Одни говорят, что это они делают для скрытия судов от наших крейсеров; другие утверждают, что этим они предохраняют лодки от солнца и жару. Как бы то ни было, только они делают это с большим искусством, и часто случалось, что мы, при множестве зрительных труб, едва примечали судно.


А.А. Бестужев-Марлинский

«Знаете ли, – сказывал наш знаменитый литератор, так хорошо знакомый с Кавказом, А.А. Марлинский, – знаете-ли, как горцы вытаскивают на берег лодки? Первое, что они почти всегда знают, в какое время ожидать турецких судов; лодки эти днём сами видят, можно-ли пристать к берегу. Ночью же черкесы зажигают костры и дают этим сигнал, что в виду есть русские военные крейсеры и что им опасно приставать. Улучив удобное время, турецкие контрабандисты бросаются с лодками на берег, и в тоже мгновение собирается несколько сот человек черкесов. На берегу вкопан большой деревянный шпиль, верёвки заброшены, один-третий десяток человек в воде, и чрез несколько минут лодка с парусами и грузом на берегу – в реке, ещё несколько минут и лодка закрыта листьями и деревьями. Часто случалось, что наш крейсер гонится за судном и не успеет стать на известной глубине и отдать якорь, как лодка уже вытащена на берег».

Для закрепления позиций на Черноморском побережье русское командование решает во всех важнейших якорных местах устроить небольшие укрепления. Так строится целая цепь из 17 крепостей, получившая название Черноморская береговая линия. 4 из этих укрепления было построено на территории нынешнего Большого Сочи.

Костиников В.Н., краевед
3 фото
image

3 изображения

  • +18
  • 13 июля 2020, 16:25
  • 12345

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Администрация сайта запретила добавлять комментарии