Мы сделали это - в Сочи в гимназии №8 учатся дети с аутизмом принципу "все включены")

Давно я здесь не писала… заскучилась по Привету) так что приветствую и старожил, и новых читателей.

Понятное дело, что в последние годы я ни о чем, кроме как об аутизме, говорить не способна))) Ибо старший сын кардинально изменил мой мир, мировоззрение и сферу деятельности.

И жизнь открылась в новых гранях, красках и заставила изменить себя, чтобы стать способной изменить хотя бы локально мир, где ребенку с аутизмом, например, нет места в школе… И в саду его не очень рады видеть, так как просто не знают, что с ним делать.

Мироздание приперло меня к стене — сыну 7 лет, а первого сентября нести букет некуда. Переговоры с директорами школ особыми успехами не увенчивались, мол, лично к тебе, Надя, мы относимся хорошо, но вот предложить можем только домашнее обучение. И тут опять же мироздание приносит информацию, что проектом заинтересовался Игорь Никитин, директор гимназии №8. Переобуваясь в воздухе, понеслась к нему на переговоры. Он мне сразу сказал, что ничего не обещает, но предложил попробовать. Для начала — с класса предшкольной подготовки. И мой Антошка в сопровождении тьютора начал учиться в предшколке.


Господи, какими же мы были неопытными строителями велосипеда! Сейчас и вспоминать смешно. Но ребенок научился находиться в классе. И выполнять инструкции. Читать и писать он уже умел к этому времени. Летом навык «сидеть красиво за партой» несколько забылся, конечно)

Будет ли ребенок зачислен в первый класс не было ясно аж до конца года. Потому как для Игоря Никитина это было взвешенное и системное решение. С тьюторами по методикам структурированного обучения по принципам АВА детей с РАС в Сочи еще никто не включал. Но директор решился. У Антохи и еще одной особой девочки было настоящее первое сентября. (Сейчас дети учатся в разных классах гимназии). Я, конечно, плакала. Наша тьютор Анна Тимощенко, студентка СГУ факультета дефектологии и логопедии, улыбалась, еще не зная, что ей придется учиться в режиме день за десять.

Как в прочем и мне, и нашему замечательному учителю Ольге Забаровой. Вся команда закончила вот в марте курсы повышения квалификации по инклюзивному обучению детей с РАС «Включи меня» — Москва, школа 1465. Там проект идёт уже четвёртый год.

Теперь мы целое АНО «Центр инклюзивного развития „Включи“ ,
а тогда…

Я благодарю Бога, что он все-таки надоумил меня перед 1 сентября закончить курсы терапистов АВА. Анна к началу школы закончила профильные тьюторские курсы с мощным блоком АВА, плюс курсы по вербальному (коммуникация) поведению. И все равно — день шел за десять. Тылы нам прикрывал Никитин. Я всегда знала, что в любой момент могу к нему обратиться и он поможет. Будет на нашей стороне. Вот знаете, такое ощущение стены, которая защищает и дает возможность делать невозможное.

Важную роль сыграло то, что администрация школы изначально выделила проекту ресурсную зону, где дети могли бы отдыхать, отрабатывать определенные навыки в индивидуальном порядке и потом их генерализировать в классе.
Благодаря грамотной работе команды, Антоха смог с начальных 20-минут присутствия в классе выйти на работу на трех-четырех уроках, на активное включение в игровую деятельность с одноклассниками на переменах. Для детей с аутизмом – это реальное достижение.
Причем он не просто присутствует в классе, выполняя свои задания. Антон активно включается в работу класса.

Более того, самое активное участие во включении Антона принимают его одноклассники.
Наши мини-тьюторы))
У нас просто очередь из юных помощников. Они приглашают ребенка поиграть в крестики-нолики — научили в школе

побегать, порисовать, просятся с ним ресурсную зону.


Мы бы не смогли грамотно выстроить работу, если бы у нас не было куратора — международного сертифицированого специалиста по прикладному анализу поведения Алены Ахмедовой.

Мы „побежали“ к ней на дистанционную консультацию буквально 2 сентября. После первого урока;)

И о не менее важном — наш проект стал возможным, рос, развивался, учился благодаря тому, что нас в начале сентября поддержало несколько компаний: «Метрополис», «Остринский» и депутат Городского собрания Сочи Степан Сетракович Кагосян. Компания «Остринский» помогла нам оргтехникой – и теперь у нас есть ноутбук, МФУ и расходники к нему, ламинатор. С интернетом помогла компания МегаФон. Меня несколько раз спасали Валерий Сычов, Дмитрий Пан (РосЮгКурорт), Ирина Горбачева, вот Сергей Кононенко частично оплатил билеты нашему куратору, который приезжает в проект в воскресенье. Мне важно, что есть люди, кто поддерживает нас не только морально;)

Недавно АНО «Включи» запустило проект в детском саду №34

Нами проведен просветительско-обучающий семинар с коллективом детского сада. Катя, девочка с аутизмом 6 лет, уже включается в группу. Система здесь строится по образу и подобию проекта в школе. У Кати хороший тьютор, который тоже учится сейчас в режиме день за десять. И мама Светлана, которая тоже активно обучается и занимается с ребенком.
Светлана — замечательный член нашей команды строителей велосипеда инклюзии. Выстроив систему здесь, в школе/саду мы сможем масштабировать ее в других учебных учреждениях.

И я совершенно уверена, что эта система будет нужна и полезна не только для детей с аутизмом. Она будет нужна для всех детей, у кого есть хотя бы минимальные отличия от так называемой нормы. Мне много звонят и пишут родители, казалось бы, обычных детей, но ребенок стеснительный или медленнее воспринимает информацию, чем другие и т.д. Таким детям нужен индивидуальный подход.

Инклюзия же особых детей в общеобразовательную среду — это сложный путь. Путь ледокола. Да, благодаря общим усилиям — родительской общественности, работы краевых и муниципальных структур, лед уже тонкий, но он есть. Учитывая даже то, что выделены с 1 января 21 ставка тьюторов, психологов, дефектологов в школы и сады, учителя, воспитатели совершенно по объективным причинам не знают и не понимают как работать с детьми с аутизмом. Их нужно учить, их нужно мотивировать. Насильно, в приказном порядке инклюзию построить сложно.

Слово «тьютор» пока для многих загадочное. Именно поэтому мы главной своей задачей ставим обучение всех причастных к инклюзии. Штучно обучаем тьюторов под конкретных детей. И вот совместно с НКО «Радуга Сочи» проводим бесплатный семинар нашего куратора Алены Ахмедовой. Вот у нас даже есть лого теперь для совместных проектов)))

Тема семинара: «Как строится «включение» ребенка с РАС в общеобразовательную среду. Почему без АВА сложно обойтись».
26 марта,
11:00,
гимназия №8.

Приходите. Вход свободный.

контакты АНО „Включи“ 89180120680, президент Надежда Назарова
по семинару можно звонить 89183010129, Анастасия Евсеева, НКО „Радуга Сочи“.
  • +61
  • 25 марта 2017, 02:12
  • chzforever

Комментарии (21)

RSS свернуть / развернуть
+
+1
Очень рада за Антошку!
avatar

mangik

  • 25 марта 2017, 03:13
+
Привет, Svat007, Я — nordman!
Я не банил и не могу банить на privetsochi.ru.
прокомментировать не могу — откуда мне знать?
Я тоже не ругаюсь «матом» не только в блогах, но и в жизни, не нарушаю лицензионные права.
Думаю. поэтому меня держат на privetsochi.ru.
Делаю вывод, что privetsochi.ru далек от политики, как декабристы от народа.
Я не администратор privetsochi.ru, а Юриком меня звали лет 60 назад. Не думаю, что Ваш возраст, Svat007, дает Вам право так фамильярно обращаться ко мне. К сожалению я не могу ответить на вопрос «ЗА ЧТО?»
У меня нет никаких СМИ. Мне интересно, где же тогда Ваши друзья будут Вас «регить»?
С удовольствием ответил вам на Ваше «спасибо» словом «на здоровье», но понимания не произошло, простите.
avatar

nordman

  • 26 марта 2017, 07:24
+
+2
Спасибо вам за мужество, труд, человечность! Все дети с особенностями развития имеют право учится, жить, работать и быть самим собой, но в реальности тот «лед» о котором вы пишете никогда не исчезнет. Детям через него пробится не под силу, а взрослые на него уже просто не обращают внимания, потому что окрепли и есть близкие и друзья, которые помогут. Вы молодцы, что проводите такие мероприятия, но нужно привлекать волонтеров, чтобы каждое событие становилось известно во всех школах и детских садах, центрах дополнительного образования. Сперва люди не будут реагировать, потом будут реагировать резко негативно, потом успокоятся и заинтересуются. Оказывается все не так страшно, детям можно помочь, у них есть переспектива учится, а учителю выгодно иметь помошника тьютора. Оказывается забота о особом ученике, игра с ним, общение интересно для других детей в классе!
avatar

milavesna

  • 25 марта 2017, 10:59
+
Привет, Svat007, Я — nordman!
Я не банил и не могу банить на privetsochi.ru.
прокомментировать не могу — откуда мне знать?
Я тоже не ругаюсь «матом» не только в блогах, но и в жизни, не нарушаю лицензионные права.
Думаю. поэтому меня держат на privetsochi.ru.
Делаю вывод, что privetsochi.ru далек от политики, как декабристы от народа.
Я не администратор privetsochi.ru, а Юриком меня звали лет 60 назад. Не думаю, что Ваш возраст, Svat007, дает Вам право так фамильярно обращаться ко мне. К сожалению я не могу ответить на вопрос «ЗА ЧТО?»
У меня нет никаких СМИ. Мне интересно, где же тогда Ваши друзья будут Вас «регить»?
С удовольствием ответил вам на Ваше «спасибо» словом «на здоровье», но понимания не произошло, простите.
avatar

nordman

  • 26 марта 2017, 07:25
+
С болью всегда вспоминая беззащитных трех детей, которые учились со мной в школе без сопровождающего его взрослого помошника. Этих детей звали уродами и дебилами чаще всего уверенные, сильные отличники из хороших семей. Они были лишены урока человечности и учителя тоже не проводили с детими никаких бесед о том, что «все мы различны, но все хороши!» В итоге, на переменах и после уроков особых детей дразнили, били и самоутверждались за их счет или в лучшем случае не замечали. Этот проэкт «включи родугу» и система обучения особых детей с индивидуальным обученным помошником станет реальным шансом, надеждой и успехом для детей с особенностями развития и их семей. ВАжно понимать, что аутизм никуда не исчезнет с возрастом, но с этим можно научится жить по человечески.
avatar

milavesna

  • 25 марта 2017, 11:12


+
+1
Меня поражают наши одноклассники! Они всегда готовы помочь. Они хвостиками просятся с Антоном в ресурсная зону после уроков.
А на уроке… Как-то так сложилось, что тьютор не пришла, а ребёнка папа привёл. Я была в командировке, и забыла папу предупредить, что выходной у Антохи. Так два урока с ним была его одноклассница Соня) под чутким руководством нашего замечательного учителя Ольги Забаровой)
avatar

chzforever

  • 25 марта 2017, 11:20
+
+2
Все это заслуга учителя и тьютора) они вот так настроили детские души, что этими детьми и в разведку можно)
avatar

chzforever

  • 25 марта 2017, 11:21
+
+1

А вот что Соня подарила Антону на 23 февраля. Сама делала на уроке гончарного мастерства.
avatar

chzforever

  • 25 марта 2017, 11:25
+
Привет, Svat007, Я — nordman!
Я не банил и не могу банить на privetsochi.ru.
прокомментировать не могу — откуда мне знать?
Я тоже не ругаюсь «матом» не только в блогах, но и в жизни, не нарушаю лицензионные права.
Думаю. поэтому меня держат на privetsochi.ru.
Делаю вывод, что privetsochi.ru далек от политики, как декабристы от народа.
Я не администратор privetsochi.ru, а Юриком меня звали лет 60 назад. Не думаю, что Ваш возраст, Svat007, дает Вам право так фамильярно обращаться ко мне. К сожалению я не могу ответить на вопрос «ЗА ЧТО?»
У меня нет никаких СМИ. Мне интересно, где же тогда Ваши друзья будут Вас «регить»?
С удовольствием ответил вам на Ваше «спасибо» словом «на здоровье», но понимания не произошло, простите.
avatar

nordman

  • 26 марта 2017, 07:25
+
Вот как хорошо, что вы все правильно понимаете, организовываете, устраиваете, чтобы вашему ребенку было хорошо в школе. Ресурсная зона… А многие просто приводят такого ребенка в школу, сдают неподготовленному учителю без всякого тьютора и ресурсных зон — и делайте с ним, что хотите. А остальные 36 детей подождут… У моего ребенка в садике есть подобный ребенок. Дети, к счастью, заботились о нем, пока маленькие были. Но даже они, добрые души, не выдерживают, когда их бьют, толкают, когда они пытаются помочь, он еще и кричит истерически, если что не так. И никто не знает, что делать — просто терпят… А мама считает, что ребенок такой, как все, упуская возможность ему помочь.
А можно вопрос: сколько детей в классе у вашего Антоши?
avatar

kofa

  • 25 марта 2017, 11:45
+
наше правило — включение должно быть комфортным для ВСЕХ детей. Поэтому с поведением ребенка надо работать. для этого и используется АВА.

В классе 30 детей. обычный класс.
avatar

chzforever

  • 25 марта 2017, 16:31
+
Привет, Svat007, Я — nordman!
Я не банил и не могу банить на privetsochi.ru.
прокомментировать не могу — откуда мне знать?
Я тоже не ругаюсь «матом» не только в блогах, но и в жизни, не нарушаю лицензионные права.
Думаю. поэтому меня держат на privetsochi.ru.
Делаю вывод, что privetsochi.ru далек от политики, как декабристы от народа.
Я не администратор privetsochi.ru, а Юриком меня звали лет 60 назад. Не думаю, что Ваш возраст, Svat007, дает Вам право так фамильярно обращаться ко мне. К сожалению я не могу ответить на вопрос «ЗА ЧТО?»
У меня нет никаких СМИ. Мне интересно, где же тогда Ваши друзья будут Вас «регить»?
С удовольствием ответил вам на Ваше «спасибо» словом «на здоровье», но понимания не произошло, простите.
avatar

nordman

  • 26 марта 2017, 07:25
+
Скажите пожалуйста, кто оплачивает часы работы тьютора? Если родители, то это эффективно, потому что они могут как -то контролировать учебный процесс. ВАм очень повезло с директором и учительницей. Считаю, что детей с аутизмом, синдромом дефицита внимания, дисклексией и дисграфией нельзя обучать в обычной школе без сопровождающего. А в случае с Антоном детям нужно объяснить что такое сенсорная перегрузка, почему у ребенка есть инвалидность и почему в ресурсную зону им не нужно просится. Без этого дети не поймут, почему ему такие привелегии. Ваш труд изменит потихоньку условия для обучения и социализации детей с особенностями развития.
avatar

milavesna

  • 25 марта 2017, 20:53
+
Да вы что — нам дети в ресурсной зоне как раз нужны) это возможность отработать навыки игры, понимания фронтальных инструкций, речи других детей в малых группах. Они там вместе сенсорно разгружаются на фитболе и кресле подушке)))
avatar

chzforever

  • 25 марта 2017, 21:51
+
Труд тьютора в саду оплачивает в наше АНО. В школе — с 1 января появилась ставка тьютора. Но мы софинансируем. Ставка довольно скромная. Но то, что она есть — это уже прорыв. Когда мы начинали, у меня даже надежды на неё не было.
avatar

chzforever

  • 25 марта 2017, 22:29


+
У нас уже большой ребенок. В школу тоже ходит с сопровождающим всего 8 часов в неделю, но мы понимаем, что диплома у него не будет. Основные знания он получает дома, а в школу и к логопеду ходит для социализации. Появляются в свое время приятельские отношения, любовь и совместная игра. Этот бесценый опыт помогает выходит в мир взрослых. Понимать что происходит и как правильно на это реагировать. Диета без глютена и казеина позволили избежать специнтерната, крики появляются только в каких-то неожиданных ситуациях, когда ему очень не приятно. Смотрю регулярно опыт центра «Антон тут рядом». vk.com/antontutryadom
avatar

milavesna

  • 25 марта 2017, 21:45
+
У нас видать более трудный случай. Ему нужно полностью закрыться и чтобы его никто его не отвлекал и не звал. Он поднимает руку и учитель знает куда он идет. После кивка учителя он выходит в маленькую комнату, где иногда работает школьный психолог, садится за стол у окна и начинает рисовать и чертить карты и схемы. Так он отдыхает. Обычно такой отдых ему требуется раз в 2 часа. Потом сам возвращается в класс. Сопровождающие у нас меняются раз в год. Трудная работа. Учителям главное, чтобы ребенок не нарушал дисциплину во время урока. Кстати, у Антона почти идеальный почерк. А девочки, однокласницы просто чудо. С такими учительницами Антоша наверно согласится делать скучное и неинтересное в процесе обучения.
avatar

milavesna

  • 25 марта 2017, 22:13
+
Все дети разные. Значит, вашему нужен такой отдых. И хорошо, что он об этом сообщает, просто подняв руку. А не негативным поведением. В какой школе вы учитесь? У вас учитель тоже относится с пониманием, и это хорошо. Вселяет веру, что есть понимающие и принимающие особость детей учителя.
avatar

chzforever

  • 25 марта 2017, 22:24
+
Наш учится в обычной государственной школе. Мы не в Сочи. За 7 лет школы руку он научился поднимать и внешне ничем не отличается от других детей. Учится в классе коррекционном, там меньше детей. Учителя хорошие, но все эти годом хором твердят, что ему место в специальной школе. Хорошо, что папа ребенка настаивал всегда на том, что ребенок будет прогрессировать в общении с обычными детьми. Мы прекрасно понимаем, что аутичные странности непонятны и неприятны учителям и детям, поэтому договорились о посещении школы только 8 часов в неделю. Это может и мало, но особенность ребенка такова, что если ему неинтересно, то его невозможно уговорить делать что-то, переписывать, решать. Он делает только то, что связано с его основными интересами, а программа школы это не учитывает. Учителя бережем, у нее сердце болит уже от наших особенностей. Утешаем ее, хвалим, пишем благодарные письма, готовим дома картинки, которые она потом дает ребенку и он клеит их, подписывает или делает расчет. Аутичные дети невероятно интересны, их мозг подругому обрабатывает информацию. Например они часто боятся животных или насекомых. Наш ребенок много рисует и вот рисунки его натолкнули нас на мысль, что маленькое он явно чувствует как большое и наоборот. Это его реальность, которая ощущается ими в определенных условиях. С помошницей у нас тоже такая ситуация в оплате. НО человек должен быть с мозгами и платить ему надо хорошо. Наша помошница обеспечивает безопасность ребенку в школе и помогает контактировать с учителями. А то, чтобы что-то отрабатывать по АВА или организовывать однокласников как у вас-этого не дождешься. Никто пальцем не шевельнет без достойной оплаты. Есть в городе частный центр по АВА терапии, но там берут ограниченое кол-во детей и только до 9 лет. Стоит это очень дорого. Выход вижу, чтобы просвящать родителей через книги и проводить показательные тренинги. Ну и конечно, супервизор необходим.
avatar

milavesna

  • 26 марта 2017, 10:45
+
Для родителей простой и понятный вебинар «как самостоятельно составить программу обучения для ребенка с аутизмом» www.youtube.com/watch?v=0guOk2AxPEs
avatar

milavesna

  • 26 марта 2017, 15:51

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.